О ПАМЯТНИКЕ БОЯРИНУ КУЧКЕ
Письмо Мэру Москвы от 11 ноября 2002 года

 

Мэру Москвы Ю. М. Лужкову
Религиозная славянская языческая группа “Родолюбие Коляды Вятичей“ (“Коляда Вятичей”)
рег. № 8-52/16-3100 от 20.11.1998 в Комитете по связям с религиозными организациями Правительства Москвы, ... адрес регистрации группы.
(Копия Председателю Комитета по Культуре Правительства Москвы С.И. Худякову)

Уважаемый Юрий Михайлович!

Бурное обсуждение в общественных кругах идеи "восстановить памятник Феликсу Дзержинскому" свидетельствует о наличии серьезной проблемы в области городской культуры.
Делая такой шаг, мы, москвичи, признаем, что должно нам следовать по пути восстановления исторической справедливости. В этом авторы письма и проекта, изложенного ниже, целиком и полностью на Вашей стороне.
Так будем же хотя бы в Москве, столице и родном нашем городе последовательны и справедливы до конца!

На месте Кремля во времена Владимира Мономаха (10-20 г.г. XII века) было расположено "село красныя боярина хорошаго Кучки Степана Ивановича". Впрочем, некоторые ученые склонны утверждать, что это село располагалось в районе Китай-города и Зарядья. А в летописи (Полн. Собр. Русск. Летописей, т.II, стр. 118) повествуется, что во второй половине XII века Москва носила двойное название "Москва, рекше Кучково". Известно доподлинно, что район Сретенки и Чистых прудов до XV века именовался еще "Кучковым полем". И стоял здесь когда-то терем вождя вятичей Кучки. Здесь в 1147 году рука Юрия Долгорукого, Мономахова сына, чей памятник уже давно воздвигнут напротив здания Мэрии, начертала: "Прииде ко мне, брате, в Москову". Его простое письмо запомнилось в веках. В нем впервые была упомянута наша Москва.

Книга XVI века "Сказание о начале Москвы" повествует о трагедии, предшествовавшей свадьбе. Вождь местного племени вятичей Кучка, был жестоко убиен Юрием Долгоруким, за то, что отстаивал независимость будущей Москвы от княжеской власти и христианизации этих земель. Вятичи вплоть до XIII века были язычниками и долго сохраняли эту народную, культурную традицию. Ближайшее к терему Кучки поселение вятичей располагалось и на Боровицком холме, откуда впоследствии и стал расти Московский Кремль. Жителями Москвы, в первые десятилетия ее существования, могли быть только те самые вятичи, которых собирал вокруг себя боярин Кучка. Клады с вятскими украшениями найдены на территории нынешнего Кремля. Так что по стечению обстоятельств Кучка оказывается с одной стороны человеком, собравшим будущих москвичей воедино. С другой стороны он выступил защитником их независимости и человеком в определенной степени "репрессированным".

И коль на Лубянской площади сегодня лежит Соловецкий камень, и будет лежать он рядом с памятником Дзержинскому, то нам кажется, что было бы правильным поставить в Москве и другие памятники.
Мы предлагаем во исполнение исторической справедливости установить в Москве памятники нашим предкам-вятичам и их вождю — боярину Кучке либо в районе Китай-города и Зарядья, либо в районе Сретенки и Чистых прудов.
Пусть они стоят на своей исконной земле, смотрят на нынешних москвичей и судят: правы они в каждый год и день своей жизни или нет.

Мы осознаем, что бронзовая или каменная структура — это проект долгосрочный, а посему, если Вы, Юрий Михайлович, наше предложение поддерживаете, есть идея выполнить памятник изначально из дерева, как издревле велось на Руси, по родной традиции и обычаю древних славян — в виде искусно вырезанного капа или памятного столпа.
Это не потребует значительных средств, позволит оперативно установить памятник, гости столицы получат новый необычный объект для экскурсии. Среди авторов идеи и этого письма есть резчики по дереву. Мы готовы всячески содействовать Мэрии и ее Комитету по культуре, если Вы поддержите инициативу москвичей. На фоне общей деградации интеллектуального уровня молодежи установка по Москве — в Царицыно, Коломенском, Битце и других местах древних захоронений вятичей — памятных деревянных знаков, стилистически выполненных под древние капы и столпы, обойдется городу в копейки, но может иметь положительный культурный резонанс.

С уважением и надеждой на понимание,

От религиозной славянской языческой группы “Родолюбие Коляды Вятичей” (“Коляды Вятичей”) cтарейшины общины:

Н. Сперанский (Велимир)
А. Потапов (Мезгирь)
И. Черкасов (Велеслав)
В. Егоров (Вольга)
И. Механтьева (Заряна)

Прим. ред.: Комитет по культуре Правительства Москвы, которому Мэр расписал поручение, рассмотреть письмо, ответил в ответном письме старейшинам языческой обищины в письме от 11.03.2003 №27,27/450, что памятники в Москве устанавливаются на конкурсной основе и планово, а письма следует направлять в Комиссию по монументальному искусству при Мосгордуме.  Так или иначе власти официально ответили “Коляде Вятичей”, признав ее легитимность.