Язычество - Вера и образ жизниЯзычники в наши дниЛитература, Интернет-ресурсыЭкологическое ВозрождениеКольцо форумов СлавииНовое

Показательная битва с ведьмами - за и против

Мы предоставляем вам для ознакомления полный пакет документов, разосланных в детские образовательные учреждения Москвы, о запрете празднования Хэллоуина.

Мы хотим, чтобы вдумчивые читатели, прежде чем составить собственное мнение, познакомились с оригиналами документов, и объективно оценили разные аспекты этой проблемы. Наш комментарий и позиция будут представлены здесь в ряду множества других мнений, и вы можете согласиться с ним настолько же, насколько с любым другим.

Письмо ДЕПАРТАМЕНТА ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ Начальникам окружных управлений образования, начальникам управлений Департамента № 2-33-20 от 25.02.2003

ЗАКЛЮЧЕНИЯ педагогических исследовательских учреждений

ЮРИДИЧЕСКОЕ заключение

Мнения религиозных деятелей

Частные мнения - писатель, учитель, криминалист

Голоса здравого смысла и несогласия

Комментарий к событию от Вереи:

Я еще раз предложу вдумчивому читателю ХОТЯ БЫ БЕГЛО познакомиться со всеми документами. И лишь потом - с этими заметками ПО ПОВОДУ.

Что касается самого древнего праздника Самайн, лежащего в основе современной "моды на Хэллоуин" (а именно против нее наиболее очевидным образом направлено конкретное решение), то с материалами о нем вы можете познакомиться и по литературе, и по сетевым источникам, в частности достаточно полные и систематизированные описания этого праздника П.Кампанелли приведены на нашем сайте.

Однако речь идет не о древнем кельтском празднике, а о кокретном решении руководителей столичного образования, запрещающем развлекательные программы по мотивам Хэллоуина.

Вот ключевые вопросы, которые хотелось бы в связи с этим задать.

  1. Насколько законно и мотивировано это решение?
  2. Будет ли оно иметь положительные или отрицательные последствия?
  3. Следует ли нам, русским язычникам, вмешиваться в этой ситуации, и как именно?

1. Насколько законно и мотивировано решение о запрете празднования Хэллоуина в государственных и муниципальных образовательных учреждениях.

Ответ на этот вопрос требует вдумчивого и внимательного анализа представленных документов. Поделюсь своими наблюдениями.

Прежде всего, бросается в глаза, что документов очень много, и что все они содержат исключительно отрицательную оценку праздника. Если бы все действительно было настолько плохо, то праздник не был бы настолько популярным. Конечно, в современной школе, как и в уровне культуры и нравственности современных подростков, много негативного... Но не устраивают же учителя для учеников наркотические притоны, не организуют массовых избиений, вообще все, что имеет явно негативный смысл, обычно педагогами и родителями, совместно с учениками, не организуется.
Наконец, мы видим, что несмотря на обилие аргументации, психолого-педагогической, юридической, и т.п, некоторые школы, особенно спец-английские, все-таки упорствуют и СОБИРАЮТСЯ ПРОВЕСТИ ХЭЛЛОУИН.
Из-за всего этого возникает вопрос - а не подобраны ли материалы сознательно тенденциозно?

Обратите внимание, в первую очередь, на два наиболее юридически важных материала в подборке.

Официальное письмо департамента образования само по себе не содержит никакой аргументации. Вся аргументация в прилагающихся документах. То есть запрет на хэллоуинские игрища накладывается без конкретного основания типа "На основании статьи такой-то УК, или какой-то из указанных в анализе юриста конвенций, или хотя бы СанПин (санитарно-гигиенические нормативы)".
Статус самого письма не определен - это не приказ, не методическая инструкция... это просто письмо. Вот почему некоторые учителя и директора образовательных учреждений, видимо, проигнорировали эту инструкцию и приняли самостоятельное решение.

Заключение юриста впечатляет, напротив, обилием статей самых разнообразных законов и нормативных документов. Это лес, через который весьма трудно продраться.
Конечно же, само обилие статей и документов показывает, что каких-то решающих показаний, видимо, нет, и поэтому ни суд, ни прокуратура в это дело, скорее всего, включаться не будут.
Примерно с тем же основанием можно доказывать, что права учащихся нарушает неудобное расписание уроков или короткие юбки учительниц.
Однако я бы рекомендовала всем, кто в дальнейшем допускает взоможность юридической защиты своих прав, обязательно сохранить экземпляр этого заключения. В нем названо множество статей и возможных аргументов, которые наверняка окажутся применимыми, если вашего ребенка всерьез начнут принуждать к прохождению религиозных или религиозно ориентированных курсов. А если после уроков по православной культуре вашего ребенка на переменке какой-нибудь дурак обзовет обидным словом, то у вас есть совершенно реальный шанс довести это дело до европейского суда, и получить немаленькую компенсацию от родного государства, позволившего организацию таких уроков в политически некорректном стиле.

Что касается частных мнений и мнений религиозных деятелей, то их статус юридичеки совершенно неопределенный, ясно, что в подшивку многие из них включены "до кучи".
Обращу внимание лишь на пару курьезов в этих разделах:

Писательница П.Рожнова (кто-нибудь знает такую?!) гордо именует себя "Мы, российские писатели"! Неужто пяток подписей коллег собрать не смогла - или не захотела ни с кем делить честь именоваться российскими писателями...
Руководитель крупного еврейского объединения, раввин Коган, назвал вовлечение еврейских детей в Хэллоуин "скрытой формой их духовно-культурного геноцида и проявлением антисемитизма". Конкретных фактов принуждения с целью геноцида не приводится.

Вообще наиболее вероятной видится ситуация, когда негативно воспринимает происходящее не сам ребенок, а его родители. По крайней мере, не приводится ни одного конкретного факта, когда от участия в празднике пытался уклониться ребенок, а ему не давали это сделать педагоги.

Любопытен также эпизод с "повешением двоечника". Эта страшилка воспроизводится в трех или четырех из представленных документах. Отсюда вывод: фактура по празднику относительно бедная, и один-единственный желтый факт авторы заключений и обращений вынуждены были замусолить до полной неубедительности в итоге. Между тем очевидно, что был показан рискованный каскадерский трюк, позволивший "героине" этого действа продемонстрировать очень серьезные навыки ловкости и спортивного мастерства. Это и вызвало в основном восторг зрителей.

Серьезнейшего внимания заслуживают факты насилия, агрессии детей и подростков после проведения праздника. Об их возможном источнике ниже, но следует только заметить, что и эти факты приводятся без анализа статистики, насколько действительно такие эпизоды более характерны для "пост-хэллоуиновского" поведения детей, по сравнению с реакцией на дискотеки и обычные дни рождения, или на школьную перегрузку, или экзаменационную сессию. Это же касается данных о неврозах и т.п.
Впрочем, многое в этих соображениях наверняка объективно, но об этом ниже, когда придется говорить о психологическом и мистическом содержании действа.

Наконец, весьма щепетильным и открытым остается вопрос о том, яляется ли этот праздник религиозным. Как язычница я могу решительно сказать: нет, религиозным языческим праздником данная развлекательная версия Хэллоуина не является. Его нельзя назвать языческим праздником в той же мере, как не было бы христианским священнодействием представление распятия Христа, с дальнейшим вознесением его под потолок спортзала (предположим, силами той же каскадерской группы). Во многом это издевательство и профанация язычества, в которой мы никоим образом не заинтересованы.
В то же время я не могу столь же уверено утверждать, является ли описанное действо сатанинским. Поскольку мы существенно отделили себя от сатанизма, а последний не имеет официальной конфессиональной позиции (пока в России нет официальных конфессий сатанинского направления), то предпочтительнее этот вопрос оставить на совести христианских экспертов, которые имеют к этому направлению гораздо более близкое и компетентное отношение (как к части собственного мировоззрения о "Всеблагом Боге и Его Злобном Противнике"), до тех пор пока у сатанизма не появится в России легальных и ответственных идеологов.

Приводится также много соображений, связанных с антиэстетикой праздника: игра в смерть и уродство. Похоже, что авторы комментариев, опять-таки совершенно тенденциозно игнорируют широко известные данные психологии о необходимости вымещения такого рода переживаний, в том числе и в форме дурачества, нелепиц, шутовского действия. Например, прославившееся "повешение двоечника" является вымещением страха детей перед провалом на уроке, контрольной и экзамене, и соответствующим морально-психологическим давлением.
Здесь, справедливости ради, следует заметить, что ВСЕ РЕЛИГИИ происходят от общего корня, от удовлетворения неких глубинных, насущных духовных потребностей. Ужасаясь томатному соку, изображающему человеческую кровь, христиане совершенно забывают про "кровь Христову", которая дается младенцам с рождения... Мистерия жизни и смерти, искупление через казнь, символические "кровь и плоть", - такое содержание есть в любой Традиции...
Другое дело, что и терапевтическое, психодраматическое действие, и глубокая религиозная мистерия требуют: одно - грамотного психолога, другое - подлинно духовно-религиозного обрамления. Отсутствие диалектики понимания таких тонкостей, и объективного подхода к особенностям праздника, является еще одним недостатком данной бюрократической эпопеи. Это неизбежно делает решение непопулярным, а Хэллоуин - еще более привлекательным для тех, кто все-таки решится его проводить.

Таким образом, мы подходим к ответу на второй вопрос:

2. Каковы возможные последствия принятого решения?

Поскольку многие соображения уже были изложены выше, выскажу лишь основные за и против.

1. Сама по себе отмена Хэллоуина в школах, возможно, предотвратит во многих случаях пошлую профанацию высоких языческих праздников (да и любых религиозных обычаев, если продраться через убогую тенденциозность фанатиков!), посвященных мистерии "единства и борьбы Добра и Зла".
Те учреждения, которые все-таки оставят в своей программе это представление, будут сдержаны в выборе средств выразительности, более внимательно отнесутся к самочувствию детей и родителей, в связи с этим мероприятием.

2. Общество очередной раз обратит внимание на проблему клерикализации образования.

3. Создается опасный прецедент псевдо-светского решения, в реальности построенного более на фанатичной религиозной тенденции и необъективности.
Во многом последствия этого решения зависят от нас - вот почему мы решили познакомить читателей не только с общими сображениями, но и с полным пакетом представленных чиновниками документов.
Если наши единомышленники примут на вооружение представленную аргументацию, и будут использовать ее также в тех случаях, когда детей вопреки их желанию и согласия родителей, вовлекают в рождественские и пасхальные представления, беседы со священниками и православными активистами, и так далее, то, во-первых, это поможет сдержать наступление людей в рясах на светскую школу, а во-вторых, может предупредить дальнейшее наступление на культурные ценности с убогих и фанатичных клерикальных позиций.
Мы не должны позволить, чтобы объективная научная история и дальше заменялась "библейской археологией", генетика - теологией, полнокровная классическая литература - вымученными экстатическими стишками "правильного" направления.

3. Какой может быть позиция русских язычников в этой ситуации?

Вряд ли у нас есть возможность и необходимость выступать непосредственно против принятого органами образования решения - оно все-таки касается нас косвенно и неоднозначно. В то же время, если сторонники других направлений в язычестве выскажут аргументированные возражения и попытаются предъявить претензии к органам образования, мы можем рассмотреть вопрос об их поддержке, по крайней мере информационной и юридической.

Важно, чтобы этот запрет способствовал не росту страха перед язычеством, а повышению внимания к нему, лучшему пониманию его особенностей и подлинного содержания.

Главное для нас - чтобы наезд на коммерческий карнавал с ярко выраженной американизированной окраской не мог перейти в наступление на подлинные культурные ценности, неразрывно связанные для нас с родными сказками, преданиями, и всем подлинно языческим, то есть народным и природным, что прорывается во всяком акте Искусства или Познания.
Последовательное проявление христинанского фанатичного клерикализма рано или поздно иссушает культуру, и лишь "пережитки язычества" позволяют сохранить радость жизни, творческую активность, стойкость и силу выживания в народе.

СЛАВА БОГАМ И ПРЕДКАМ НАШИМ!

Борьба язычников за светское образование

О Содружестве Природной ВерыОсновы ВероученияНаши целиОбщественные акции и этическое учениеОбряды "Славии"Вечевые Собрания

Реклама:


?aeoeia@Mail.ru
rax.ru: iieacaii ?enei oeoia ca 24 ?ana, iinaoeoaeae ca 24 ?ana e ca naaiaiy
 
Rambler's Top100