Язычество - Вера и образ жизниЯзычники в наши дниЛитература, Интернет-ресурсыЭкологическое ВозрождениеКольцо форумов СлавииНовое

ЗАКЛЮЧЕНИЕ
о мероприятиях хелоуина (Halloween) в государственных
и муниципальных образовательных учреждениях

Специалистами лаборатории гражданского воспитания Государственного НИИ семьи и воспитания было проведено исследование происхождения, различных аспектов (религиоведческого, социально-психологического, культурологического и др.), а также воспитательных последствий празднования "дня хелоуина" в США и некоторых странах Западной Европы, практики мероприятий хелоуина в современной России, в том числе проводимых в образовательных учреждениях.
Выводы данного исследования свидетельствуют о том, что мероприятия хелоуина в любом виде недопустимы в российской системе образования. Участие в них детей, педагогов, родителей учащихся наносит им серьезный морально-психологический ущерб, противоречит законодательству о светском характере образования в государственных и муниципальных образовательных учреждениях, принципам государственной политики в области образования, основному содержанию воспитательной деятельности российской школы. Пропаганда насилия, агрессии, аморализма, асоциального поведения в детской и молодежной среде, составляющая единственный реальный "воспитательный эффект" мероприятий хелоуина, особенно нетерпима в условиях противостояния всего российского общества и государства насилию и экстремизму. Все мероприятия хелоуина разрушительны для детей и взрослых в психологическом, педагогическом и социальном отношениях.
Специалисты Российской академии образования, Государственного НИИ семьи и воспитания занятые научными исследованиями, разработкой содержания и методов воспитания в системе образования, в том числе гражданского и духовно-нравственного воспитания детей и молодежи, категорически рекомендуют органам управления образованием не только воздержаться от использования мероприятий хелоуина в воспитательной деятельности образовательных учреждений, но и принять все необходимые организационные меры для недопущения их проведения в образовательных учреждениях по инициативе отдельных педагогов и руководителей образования с одновременным разъяснением учащимся и педагогам негативных последствий празднования "дня хелоуина" для духовно-нравственного развития детей и молодежи, приобщения их к ценностям национальной и мировой культуры, социализации в современном российском обществе.

08.10.2002г.
Академик Российской академии образования,
Заведующий лабораторией гражданского воспитания
Государственного НИИ семьи и воспитания
доктор философских наук, пpoфeccор Филонов Г.Н.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ
О МЕРОПРИЯТИЯХ ХЕЛОУИНА (HALLOWEEN) В ГОСУДАРСТВЕННЫХ И МУНИЦИПАЛЬНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЯХ

Исследование исторического, мировоззренческого, культурологического и сравнительно-религиоведческого аспектов происхождения празднования "дня хелоуина"[1] в США и некоторых странах Западной Европы, а также изучение практики мероприятий хелоуина в современной России, в том числе проводимых в образовательных учреждениях, детских коллективах, позволяет сделать следующие выводы.

1). Сравнительно-религиоведческий анализ современных мероприятий хелоуина позволяет определенно квалифицировать их как ритуальные, ритуализированные или пародирующие формы религиозного сатанистского культа (религиозное почитание сатаны, злого духа - противника Бога).

Объектами почитания, культового отношения на мероприятиях хелоуина выступают черти, бесы, ведьмы, злые духи и т.п., составляющие "нижний ряд" религиозного культа служения сатане как противника Бога. Характер используемой на мероприятиях хелоуина формальной и цветовой атрибутики, символики, образный ряд персонажей, режиссура и нравственная направленность проводимых действий также определенно указывают на религиозный сатанизм как духовно-мировоззренческую основу мероприятий хелоуина.
Спецификой мероприятий хелоуина "внутри" религиозной культуры сатанизма является сравнительная примитивность используемых обрядовых культовых элементов, менее строгая ритуализированность, определенная "профанность" действий. Это связано с обращенностью мероприятий хелоуина на группы людей, которые первично или недавно вовлекаются в сатанистский религиозный культ, "погружаются" в его образную культуру, разучивают его основные духовно-мировоззренческие, поведенческие и ритуальные действия в специальной игровой, "обучающей", "смеховой" форме.
Тем же обстоятельством объясняется не акцентированное использование на мероприятиях хелоуина центрального образа данного религиозного культа -самого сатаны. Посвящаемые в религиозный культ служения сатане на мероприятиях хелоуина этого еще как бы "не достойны". Пока они "играют" с объектами второго ряда, слугами "хозяина" - чертями, бесами, маньяками, ведьмами и т.п., осваивают только фрагментарные аспекты религиозного культа служения сатане - элементы обряда ритуального убийства в группе последователей, нанесение ран "понарошку", расчленение муляжа трупа, отдельные манипуляции с муляжами органов человеческого тела, используемых в сатанистских ритуалах (сердце, печень, кровь и т.д.), демонстративные запугивания друг друга и посторонних людей, "шутливые" нападения и т.д.
Другой важной духовно-мировоззренческой особенностью мероприятий хелоуина (связанной с первой - "профанным" характером) является их подчеркнутая антихристианская направленность. Это выражается в самом названии - хелоуин, в котором используются христианское понятие "святости" (глумление над святыми, их почитанием верующими), и календарной дате мероприятий хелоуина - накануне празднуемого в Римско-католической церкви Дня Всех Святых - как бы в подмену, "замещение" последнего.
С данным обстоятельством связано неправильное восприятие некоторыми людьми мероприятий хелоуина как некоей "оригинальной" формы празднования католического Дня Святых. Это "уловка", "обман", который в религиозной культуре сатанизма особо сакрализован, освящен, опять же, в противовес христианской культуре, где обман, ложь оценивается однозначно как зло и, боле того - непосредственно соотносятся с сатаной: сатана - "лжец от начала", "отец лжи", сатанизм - "ложь и человекоубийство" и т.п. Как правило, некоторые из массы людей, вовлеченных в мероприятия хелоуина (в России это зачастую - большинство участников) идут, как они думают, праздновать "всем святым", а значит и Богу, а на самом деле они празднуют всем темным силам, "бесам" и т.п., а значит - сатане.
Религиозный сатанизм и есть, по сути, - антихристианство. Но особенность мероприятий хелоуина в том, что они предназначены для широкой категории людей, привлекаемых в культуру религиозного сатанизма не индивидуально, путем личного посвящения, а массово и, что особенно важно - из формально христианской среды, принадлежащих к христианской культуре. Поэтому главной "духовной" сутью происходящих мероприятий хелоуина, с точки зрения последователей религиозного сатанизма, является демонстративное попрание бывшими христианами основ своей культуры и религии (некоторыми даже несознательно, в том числе некоторыми организаторами мероприятий хелоуина в школах) - вместо всех святых Бога празднуем всем слугам сатаны. Внешний аспект религиозного действа, -приобщение широкой массы людей к формальной стороне сатанистской религиозной атрибутики оказывается вторичным, служебным в отношении к этой главной духовной цели.
Следует учитывать, что религиозная культура сатанизма во многом основана на примитивном магизме. Согласно магическим представлениям считается, что участие человека в определенном ритуализированном действии так изменяет его сущность (духовную и телесную), что это изменение уже не может быть ликвидировано, "стерто". С этим связана "уловка" хелоуина как "праздника всем святым". Считается, что человек, даже обманом вовлеченный в религиозное почитание сатаны (даже в "шутливой" форме) так изменяется в своей духовной сущности, что он уже никогда не сможет служить Богу, даже если и не станет позже "сознательным" сатанистом. Таким образом, религиозная цель сатанизма, состоящая в том, чтобы не дать человеку возможности достичь религиозного спасения, вечной жизни с Богом (погубить душу) во всяком случае достигается. Человек демонстративно отрекается от Бога (напяливая на себя "бесовскую рожу"[2]) и, тем самым, не может служить Богу и рассчитывать на жизнь после смерти, даже если он и не станет позже "посвященным" последователем религиозного культа сатаны, не будет совершать сатанистских обрядов, участвовать в сатанистских ритуалах и т.п. Его душа все равно "погибнет", Бог ее "не примет". Отметим, что в христианском понимании это также рассматривается как "уловка сатаны", очередная ложь - любой человек в любых обстоятельствах может принести покаяние за любые грехи, в том числе намеренное или ненамеренное поклонение злым духам и рассчитывать на милосердие и прощение Бога.

2). Проведение любых мероприятий хелоуина в государственных и муниципальных образовательных учреждениях или с участием обучающихся и(или) педагогических работников этих учреждений является грубым нарушением принципа светскости образования, других принципов государственной политики в области образования, законных прав и интересов детей, родителей и педагогов.

Использование в ходе мероприятий хелоуина религиозной атрибутики (черти, бесы, тролли, другие духовные и магические существа или персонажи религиозной культовой направленности - ведьмы, колдуны и т.п.), фактическое вовлечение в ходе этих мероприятий учащихся, родителей, педагогов в религиозные культовые действия противоречит п. 4 Статьи 2 "Принципы государственной политики в области образования", федерального закона Российской Федерации "Об образовании", устанавливающего светский характер образования в государственных и муниципальных образовательных учреждениях.
Кроме того, в Статье 2 закона "Об образовании" установлены, в частности, следующие принципы государственной политики в области образования: гуманистический характер образования, приоритет общечеловеческих ценностей, жизни и здоровья человека, свободного развития личности; воспитание гражданственности, трудолюбия, уважения к правам и свободам человека, любви к окружающей природе, Родине, семье; единство федерального культурного и образовательного пространства; защита и развитие системой образования национальных культур, региональных культурных традиций и особенностей в условиях многонационального государства.
Очевидно, что проведение в государственных и муниципальных образовательных учреждениях или с участием обучающихся и(или) педагогических работников этих учреждений мероприятий религиозного культа почитания злых духов, "нечистой силы" в любых формах противоречит всем указанным выше принципам государственной политики в области образования.
Мероприятия хелоуина, как примитивная форма культового сатанизма, принципиально противоречат гуманизму. Религиозный сатанизм культивирует зло, ненависть, агрессию, нетерпимость в ущерб формированию чувств гуманности, терпимости, милосердия. Особенно неприемлемы мероприятия хелоуина в связи с принимаемыми в настоящее время Президентом, Федеральным Собранием и Правительством Российской Федерации специальными мерами по борьбе с экстремизмом, в том числе религиозным, с нетерпимостью и проявлениями агрессии в обществе. Соответствующие меры принимаются и Министерством образования Российской Федерации, государственными и муниципальными органами управления образованием. В этих условиях инициативы проведения мероприятий хелоуина в государственных и муниципальных образовательных учреждениях, любых детских и юношеских учреждениях и коллективах от кого бы они ни исходили, приобретают характер демонстративных акций, направленных на дискредитацию этих государственных антиэкстремистских решений и мер.
Мероприятия хелоуина не способствуют, а напротив препятствуют формированию у детей и молодежи, учащихся государственных и муниципальных образовательных учреждений качеств гражданственности, трудолюбия, уважения к правам и свободам человека, любви к окружающей природе, Родине, семье.
Религиозный сатанизм не является культурной или образовательной ценностью. Напротив, он противоречит традиционным основам культуры всех российских этносов, разрушителен для национальных культур всех народов России, региональных культурных особенностей и традиций. Этот вывод подтверждается однозначным резко отрицательным отношением к мероприятиям хелоуина, которое выражается представителями традиционных религиозных организаций в России - Русской Православной Церкви, мусульманских организаций, организаций иудаистов и др. Такое же отношение к религиозному сатанизму выражают не только большинство простых верующих, но и других граждан России вне зависимости от их отношения к религии. В том числе подавляющее большинство педагогов, родителей учащихся государственных и муниципальных образовательных учреждений. Поэтому проведение любых мероприятий хелоуина в системе образования, в детских и юношеских учреждениях и коллективах является грубым попранием законных прав и интересов подавляющего большинства граждан России, за исключением, может быть, интересов групп самих последователей религиозного сатанизма и некоторых циничных дельцов, наживающихся на пропаганде среди детей и молодежи антигуманной продукции.
В современное содержание образования, реализуемое в государственных и муниципальных учреждениях, а также в содержание воспитательной деятельности образовательных учреждений включаются элементы традиционных религий народов России (православного христианства, мусульманства, буддизма и др.). В стране с православной исторической и культурной традицией христианский праздник может отмечаться как общегражданский, например - Рождество Христово в современной России. Но религиозный сатанизм, пропагандируемый на мероприятиях хелоуина, не является традиционной религией народов России, не составляет часть национального исторического и культурного наследия российского общества. Поэтому приобщение педагогов и учащихся к религиозной традиции почитания зла, сатанизму в ходе мероприятий хелоуина является незаконным, наносит ущерб интересам детей и их родителей, учебному и воспитательному процессам в государственных и муниципальных образовательных учреждениях.
Содержание образования (обучения и воспитания) в государственных и муниципальных образовательных учреждениях, согласно п. 2 Статьи 14 "Общие требования к содержанию образования" федерального закона "Об образовании", в частности, должно обеспечивать: формирование у обучающегося адекватной современному уровню знаний... картины мира; интеграцию личности в национальную и мировую культуру; формирование человека и гражданина, интегрированного в современное ему общество и нацеленного на совершенствование этого общества.
Мероприятия хелоуина препятствуют реализации этих требований к содержанию обучения и воспитания. Научные основы образования разрушаются, подрываются путем искусственной мистификации, мифологизации сознания обучаемых и педагогов. Происходит интеграция личности участников этих мероприятий не в российскую национальную и мировую культуру, а в маргинальную и, по своей социальной сути, преступную, криминальную культуру. Тем самым задача интеграции личности в национальную и мировую культуру в системе образования осложняется, достигнутые в образовательном процессе позитивные, социально ценные результаты воспитания в сознании учащихся и педагогов обесцениваются, разрушаются. Об ориентации обучаемых на совершенствование российского общества в ходе мероприятий хелоуина также не может быть и речи, если не считать "совершенствованием общества" публичную пропаганду насилия, вандализма, экстремизма, неуважения к жизни и здоровью человека, правам личности, ценностям национальной культуры.

3). Проведение любых мероприятий хелоуина в государственных и муниципальных образовательных учреждениях или с участием обучающихся и(или) педагогических работников этих учреждений неприемлемо в педагогическом отношении, несовместимо с реализацией воспитательных функций образовательных учреждений.

Мероприятия хелоуина демонстративно направлены на пропаганду насилия, зла, что угрожает жизни и здоровью детей и взрослых. По сообщениям средств массовой информации специфический рост актов насилия и вандализма, прежде всего в молодежной среде" отмечается именно во время проведения мероприятий хелоуина. Идеи и представления религиозного сатанизма, выражающиеся в моральной распущенности, символическом почитании зла, злых духов, в кровавых ритуалах, воспитывающих невосприимчивость человека к страданиям других людей, пропаганде насилия, отказа от принятых в обществе нравственных норм не являются общечеловеческими ценностями, противоречат общечеловеческой морали, целям и задачам воспитательной деятельности в системе образования.
Результатом проведения мероприятий хелоуина является пропаганда и распространение среди детей и взрослых асоциальных и антигуманных взглядов, способных провоцировать агрессивность в подростковой среде, девиантное поведение, понижение интереса школьников к учебе, психологические проблемы и психические расстройства, дискредитация авторитета педагогов, конфликтные ситуации педагогов с родителями (законными представителями) учащихся. Об этом свидетельствуют социально-психологические последствия мероприятий хелоуина, проведенных в некоторых московских школах. Особенно опасно то, что пропаганда религиозного сатанизма осуществляется в стенах государственных учреждений, т.е., фактически, за государственный счет. Моральный ущерб наносится всем - обучающимся, их родителям (законным представителям), педагогам, как принимающим участие в этих мероприятиях, так и не принимающим -вследствие моральных последствий отрыва ребенка от ученического коллектива, падения морального авторитета образовательного учреждения в глазах педагогов и родителей и т.д.
Дефицит воспитательных возможностей современной светской школы не может быть восполнен обращением к религиозному сатанизму. Это означало бы распад самого социального института школы, как такового. Этот дефицит может восполняться только из одного источника - традиций и ценностей истории нашего Отечества, духовной и материальной культуры народов России.

1 В русскоязычной литературе - хелуин, хэлоуин, халлоуин, с англ. Halloween (преддверие, канун дня всех святых).
2 Так говорили в России, рассматривая некоторые разнузданные скоморошные игрища как "превращенную" форму почитания злых духов, принятую в некоторых языческих культах.

08.10.2002г.
Старший научный сотрудник религиоведческой научной группы
лаборатории гражданского воспитания Государственного НИИ семьи и воспитания
Российской Академии oбpaзoвaния
кандидат педагогических наук Метлик И.В.

О психологических и духовно-нравстенных последствиях проведения школьных мероприятий под названием "Хеллоуин"

1. В настоящее время в российских школах и в большинстве школ Москвы уже с сентября идет подготовка к празднованию так называемого Хеллуина, получившего широкое распространение первоначально в учебных заведениях с углубленным изучением английского языка, а затем и в других.
Каждому педагогу известно большое воспитательное значение праздников вообще и школьных праздников в особенности, способствующих единению детско-взрослого школьного сообщества, проявлению радостных чувств и переживаний. К сожалению, сегодня оказались утрачены традиции организации и проведения подобных мероприятий. Отсюда закономерно появление инокультурных чужеродных нововведений, подобных "дню всех святых, Хеллоуину", не имеющему ничего общего ни с нравственностью Христианства, ни со святыми, ни с моральными представлениями и традициями народов России.

2.Краткая историческая справка.
Все в Хеллуине берет свое начало в языческих ритуалах злых духов. По мнению известного культуролога Дж. Дж. Фрезера, Хеллуин - ночь перехода от осени к зиме - в древности связывалась с духами умерших, якобы бродящих вблизи домов и собирающих дань в виде пищи и питья. В 19 веке через иммигрантов из Ирландии в Америке появляется языческий обряд, сохранивший элементы верований древних кельтов поклонения духам смерти, который включал оргии и ритуальные убийства. К началу 20 в. в городах США стал распространяться обычай устраивать в Хеллоуин акции мелкого вандализма - бить стекла, ломать скамейки и пр. В настоящее время в США и во многих странах Европы празднование Хеллоуина приняло широкие масштабы, возникла целая индустрия Хеллоуин - развлечений, на которые выделяются миллионы долларов. Стало традицией взрослым и детям в процессе Хеллоуина: изображать убийц и маньяков, играть в монстров, вампиров и всякую нечисть, попрошайничать, устраивать жестокие и антиморальные розыгрыши, а также оргии с вандализмом и сексуальной разнузданностью. Для детей считается нормальным - копировать человеческие жертвоприношения, глумиться над человеческими страданиями и смертью, что не может пройти бесследно ни для их психического состояния, ни для личностного развития. На Западе известно о сотнях детей - физических жертвах этого чудовищного разгула: отравленных, убитых, повешенных, сгоревших в этот день. Чего стоит недавняя трагедия в Швеции, где от пожара на дискотеке по случаю Хеллоуина пострадало свыше 200 подростков и молодых людей!

3. А как это происходит у нас? Учителя и дети всю первую учебную четверть пишут сценарии и изобретают остроумные приспособления для садистских трюков и ужасающих костюмов. Например, в одной из школ закупаются гвозди для прибивания пальцев (!) нерадивых школьников и иголки для зашивания ртов болтающих на уроках. Занятия в этот день с одобрения администрации, как правило, срываются вбегающими в классы разнузданными группами детей в костюмах монстров, ведьм и прочей нечистой силы. В прошлом году в другой школе в спортивном зале в присутствии всех учащихся, педагогов и родителей имитировали ... казнь через повешение одного из "двоечников". Дети радовались насилию, смерти, страданиям, пусть даже игровым, в условиях декларированной гуманизации образования.
Участие в этих беснованиях учителей и администрации школы снимает воспитанное в течение сотен лет уважительное отношение маленьких - к старшим, учеников - к учителям, способствует проявлению самых низменных инстинктов и потребностей в разрушении, агрессии, разврате. Школа - не место подобных привнесений и "традиций". Многие учителя после проведения праздника отмечают возникающие большие сложности в проведении учебно-воспитательного процесса, лишь спустя недели оказывается возможным большими усилиями вернуть детей в нормальное русло общения и взаимодействия на уроках.

4. Что происходит с ребенком в процессе подготовки и "празднования Хеллоуина? Наличие в Хеллоуине ярких образов, отчетливой символики и бессознательных смыслов, носящих архетипический характер, а также групповой эффект совместного действа, негативного возбуждения (беснования) детей обеспечивают сильнейшее психофизическое, эмоциональное, суггестивное воздействие на всех участников, но особенно на младших школьников и подростков. Разрушительными последствиями этого процесса оказываются:
o общая деморализация сознания современных школьников - участников Хеллоуина. Здесь происходит подмена и переворачивание общечеловеческих представлений о Добре и зле, Красоте и безобразии, Истине и лжи. В самом названии Хеллоуина как "дня всех святых" (что является ложью - никакая церковь не празднует этот день 31 октября) осуществляется беззастенчивая спекуляция на уважении россиян к Православной Церкви, святости, святым.
Снимаются естественные для человеческой и особенно ранимой детской психики табу и внутренняя цензура по поводу глумления над смертью и страданиями человека, по поводу использования даже в игровой форме человеческих экскрементов и крови жертв в качестве лакомства, по поводу вандализма и пр., что не может не привести к серьезным психическим и личностным нарушениям ребенка.
o Осуществляется вестернизация детского сознания: навязывание англоязычной псевдокультуры и образа жизни, агрессивная экспансия сомнительных "развлечений", реставрация древних культов служения силам зла под видом "Дьявольского карнавала". Все это осуществляется в школе при забвении собственных традиций и культурных форм, в-частности, праздников, календарных обрядов, обычаев. И немаловажный факт: Хеллоуин, по сути, еще и прибыльный бизнес, опустошающий кошельки родителей( в США ежегодно тратится до 2,5 млрд долл. на его празднование, у нас эти цифры неизвестны, но в каждом супермаркете бойко раскупаются и дорогие костюмы монстров и убийц, и чудовищные лакомства, и демонические игрушки).
o Идет полным ходом демонизация сознания детей. Детские страхи, неврозы, психические нарушения, немотивированная агрессия, ночные кошмары, "голоса", одержимость бесами - вот следствия последействия Хеллоуина. Именно с этим сталкиваются детские врачи, психологи, психотерапевты на приемах и священники на исповеди, спустя много недель после 31 октября. Происходит активная танатизация сознания (от греч.танатос -олицетворение смерти). Воспевание культа смерти не только в карнавальных костюмах палачей и серийных убийц типа Джека -Потрошителя, но и в наборах сладостей в виде гробиков, черепов, костей и человеческих эмбрионов и "прикольных" конфет из экскрементов. Снятие табу на отвращение к подобным вещам, ослабление и уничтожение нормальной внутренней цензуры особо опасны для детей и чреваты не только личностными деформациями, но и патологическими изменениями личности. Танатизация как патологическая поэтизации смерти, разрушения, деструкции, навязываемая по сути и Хеллоуином и всеми СМИ, несет в себе еще одну серьезную опасность. Психо-семантический анализ изобразительных средств в Хеллоуине показал их несомненную связь с содержанием рисунков малолетних правонарушителей-подростков-убийц и самоубийц : их навязчивое рисование черепов, могильных крестов, виселиц, предметов пыток и орудий убийств. Этот анализ свидетельствует о том, что сходная семантика смерти как показатель определенной психологической готовности субъекта к ситуации насилия, влечет за собой его идентификацию либо с агрессором, либо с жертвой и конструирует соответствующие формы поведения. Надо сказать, что настойчивое внедрение в сознание детей и молодежи темы смерти, умирания, никчемности жизни привело к тому, что Россия, которая в начале 20 в. была на последнем месте в мире по количеству самоубийств, и прежде всего детских, сейчас оказалась на верхних ступеньках этой страшной статистики, при этом детские суициды все чаще приобретают групповой характер, и нижняя их граница - возраст 5-6 лет!

5. Таким образом, влияние такого мероприятия, как Хеллоуин на детское сообщество, особенно в стенах школы, ведет к росту неконтролируемых, девиантных форм поведения и к психопатологическим реакциям.

Соответственно:

Директор Института педагогических Инноваций РАО,
д. психол. н., член-корреспондент РАО проф. В.И. Слободчиков

Доктор психологических наук,
Главный специалист ИПЙ РАО проф. В.В. Абраменкова

Другие документы

О Содружестве Природной ВерыОсновы ВероученияНаши целиОбщественные акции и этическое учениеОбряды "Славии"Вечевые Собрания

?aeoeia@Mail.ru
rax.ru: iieacaii ?enei oeoia ca 24 ?ana, iinaoeoaeae ca 24 ?ana e ca naaiaiy
 
Rambler's Top100