6 декабря 2005 года

ЗАЯВЛЕНИЕ КРУГА ЯЗЫЧЕСКОЙ ТРАДИЦИИ

«Об упоминании Бога в Государственном Гимне России

и отношении к Родной Земле»

 

В середине ноября 2005 года в ряде средств массовой информации освещался факт жалобы председателя АтОМа Никонова А.П. в Конституционный суд РФ на нарушение конституционных прав граждан в связи с транслированием Государственного Гимна РФ и упоминанием в его втором куплете “Бога” в следующем контексте:

“От южных морей до полярного края

Раскинулись наши леса и поля.

Одна ты на свете! Одна ты такая!

Хранимая Богом родная земля”.

Опровергая доводы атеиста Никонова А.П., клерикально настроенные оппоненты ссылались на верующих других религий, включая язычников-политеистов, которые по мнению журналистов молчат, а значит, их никоим образом не задевает упоминание монотеистического “Бога” в Государственном Гимне России.

Считаем необходимым выразить свою позицию по вопросу, поставленному перед Конституционным судом гражданином Никоновым А.П., поддержав его в целом в устремлении защитить свободу совести и конституционные принципы.

Круг Языческой Традиции (далее Круг), созданный в 2002 году и действующий как Международное общественное движение язычников, в соответствии со своим самоопределением последовательно выступает против клерикализации общества [1].

Мы выступаем за равенство всех верующих и неверующих, людей разной конфессиональной и мировоззренческой направленности, за равноправие всех видов религиозных и нерелигиозных общественных объединений перед законом и обществом. Эта позиция отражена в наших важнейших документах:

- в Положении Круга "О мировоззренческо-религиозных основаниях отношения язычников к людям других верований и мировоззрений" от 26 ноября 2004 года . [2];

- в Царицынском обращении "О "неоязычестве" и современном язычестве. Против клерикализации гуманитарных наук" от 20 февраля 2005 года распространенном ранее и имевшем резонанс [3];

- в Обращении к Президенту России "О необходимости восстановления исторической справедливости в отношении язычества народов России" [4].

Мы поддерживаем обращение общества АТОМ, жалобу Никонова А.П. о признании Гимна не соответствующим законодательству и интересам граждан России.

 

СОДЕРЖАНИЕ ГОСУДАРСТВЕННОГО ГИМНА,

С ТОЧКИ ЗРЕНИЯ ЕГО ЗАКОННОСТИ И ГРАЖДАНСТВЕННОСТИ

Чтобы правильно оценить смысл выражения «Хранимая Богом родная земля», необходимо рассматривать его в контексте целостной фразы, которую это сочетание по сути не образует, и всего текста Гимна. Приводим его полностью.

Россия - священная наша держава!

Россия - любимая наша страна!

Могучая воля, великая слава -

Твое достоянье на все времена.

 

Припев:

Славься, Отечество наше свободное -

Братских народов союз вековой,

Предками данная мудрость народная,

Славься страна! Мы гордимся тобой!

 

От южных морей до полярного края

Раскинулись наши леса и поля.

Одна ты на свете! Одна ты такая!

Хранимая Богом родная земля.

Припев.

 

Широкий простор для мечты и для жизни,

Грядущее нам открывают года.

Нам силу дает наша верность Отчизне.

Так было, так есть и так будет всегда!

Припев.

 

Анализ Гимна в целом показывает следующие признаки нарушения законодательства, а также несоответствия его смысла интересам страны и граждан:

А) Объявление Бога источником благополучия родной земли оскорбляет атеистов и неверующих, которые убеждены, что благосостояние Родины зависит от усилий и ответственности ее граждан. В Гимне России ничего не говорится об активном вкладе граждан в благосостояние Отчизны. И это оскорбление также язычников и всех тех, чьи убеждения требуют активной позиции и ответственности за судьбу Родины, потому что Бог в данном контексте, является исключительным источником безопасности и благополучия.

В народе говорят "На Бога надейся, а сам не плошай", а слова Гимна снимают всякую ответственность с наших сограждан за сбережение земли, ее плодородия и многообразия жизни, сохранения ее богатств для будущих поколений. Народу же, который сам не бережет свои земли, а тем более разрушает их, никакие боги не помогут ее сохранять. Эта фраза Гимна снимает с граждан ответственность за сбережение своей Земли, перекладывая на "Бога" то, что они сами должны делать в первую очередь ради своих детей.

С точки зрения язычников, хранение Отчизны и Земли-Матери верховным Богом, а также многими Богами (возможно написание и с маленькой буквы - богами), осуществляется ими совместно с самими людьми - гражданами, а не отвлеченной «могучей воли», упоминаемой в гимне.

В древних и современных верованиях славянских народов: русских, украинцев, белорусов – с сыновьим чувством к Земле-Матери относятся все традиционные боги, все ее почитают и хранят, а не кто-то один из них. В Гимне же очевидным образом подразумевается единственное божество, хранящее землю, но ему приписаны частично и качества языческого божества.

Таким образом, понятие "Бога", использованное в Гимне, расходится и с коренными языческими верованиями русского и многих других народов России, и с мировыми религиями. Раньше на месте этого "Бога" подразумевалась "партия Ленина", а теперь она же осталась в виде абстрактного божества, не имеющего отношения к какой-либо религии.

Гимн содержит также дискриминацию неверующих и верующих политеистов по отношению к верующим монотеистам и закрепляет на символическом уровне неравноправность людей разных религиозных и нерелигиозных мировоззрений по отношению к государственной символике России.

Б) Церемония вставания при исполнении государственного Гимна становится ритуалом, который принуждает верующих и неверующих исполнять обряд религиозного поклонения непонятного смысла. Однако принуждение к исполнению религиозных обрядов является неконституционным.

В) Строки «Одна ты на свете! Одна ты такая! Хранимая Богом родная земля.» звучат как неразрывное целое. Предшествующие же строки: «От южных морей до полярного края Раскинулись наши леса и поля» - не указывают на четкое пространственное положение этой земли, так что под «южными морями», желающие могут подразумевать Индийский океан и Красное море. Тем самым в них утверждается идея избранности, превосходства одной страны и народов, проживающих на этой земле, если сочетание «родная земля» пишется с маленькой буквы, т.е. как территория, ресурс. Это звучит шовинистически, выражает необоснованное пренебрежение к другим странам и народам. (Расстановка восклицательных знаков, противоречащая элементарным правилам грамматики, ничего не меняет в этой ситуации, потому что Гимн предназначен не столько для чтения, сколько для торжественного исполнения.)

Исключительность России, как единственной хранимой Богом страны, которая усматривается из слов Гимна, не совпадает ни с одной из традиционных религий. В основу Государственного Гимна положена сомнительная мистическая идея. Мы как язычники также не можем ее поддержать. Если бы в тексте Гимна упоминалась Родная Земля с заглавных букв, то это совпало бы с нашим представлением о священности Земли-Матери. Понятие о Земле-Матери разделяют также многие христиане и мусульмане, несмотря на то, что понятия "родная земля" в христианстве каноническом и исламе нет (есть понятие «святой земли» - Иерусалима и Мекки). Возможно, и неверующие согласились бы на такое написание просто из глубокого уважения к нашему общему первоисточнику - земной природе. Но «родная земля» в контексте упоминания ее географической обширности сводится к обычной территории. Территорию, простую площадь нельзя ни любить, ни сохранять ей верность, ни тем более считать ее по непонятным причинам особо избранной Богом. Эта мысль гимна нарушает принципы мирного сосуществования и взаимного уважения с другими странами и народами.

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ:

1. Мы поддерживаем обращение общества атеистов, вне зависимости от собственного отношения к религиозному смыслу слов Государственного Гимна. Наши религиозные убеждения требуют реализации для каждого гражданина священного права самостоятельно делать и религиозный, и гражданский выбор.

2. Упоминание Бога в Государственном Гимне противоречит светскому характеру Российской Федерации (ст. 14. п.1 Конституции РФ), утверждающему: «Никакая религия не может устанавливаться в качестве государственной или обязательной». Понятие "Бога", использованное в Гимне, не соотносится ни с одной из традиционных религий России. Вставание при исполнении Государственного Гимна является принуждением к исполнению религиозного обряда неизвестного происхождения, что нарушает право граждан свободно выбирать любую религию или не исповедовать никакой (ст.28. Конституции РФ).

3. Недопустимо использование государственных символов России для пропаганды одного из целого ряда разнообразных взглядов на вопрос о существовании Высших сущностей, в ущерб другим взглядам. Гимн и связанные с его исполнением ритуалы содержат признаки принуждения к вере и оскорбления религиозных чувств верующих, дискриминации по признакам веры и неверия (ст. 19. п. 2 Конституции РФ) и нарушения принципов отделения религиозных объединений от государства и равенства религиозных объединений перед законом (ст. 14. п. 2 Конституции РФ), утверждения превосходства по признаку веры и места проживания (ст.29. п.2 Конституции РФ).

4. Государственный Гимн России не отражает и не несет национальной идеи для России, ставит граждан России в положение пассивного населения, а не созидателей будущего своей страны. Понятия «воли», «славы», «обширности», «силы» в тексте Гимна предстают внешними по отношению к народу силами, непонятного религиозно-мистического происхождения. Это понимание равно чуждо и атеистам, и верующим традиционных религий, включая язычников.

Сбережение Родной Земли - это основа существования наших народов, их будущего, и та национальная идея России, которая требует принятия гражданами ответственности за общее будущее. Это должно быть отражено в Государственном Гимне.

На основании этого предлагаем полномочным органам России признать действующую редакцию Гимна не соответствующей Основному Закону РФ – Конституции, действительным национальным интересам России, ее народов и граждан. Разработать новую редакцию Гимна, или новый Гимн.

 

ПРЕДСТАВИТЕЛИ КРУГА ЯЗЫЧЕСКОЙ ТРАДИЦИИ:

Георгис Дионис (Любомир) , волхв, религиозная языческая группа Cодружество Природной Веры "Славия" (Москва), сопредседатель Совета Круга Языческой Традиции

Бегтин Константин (Огнеяр) , волхв, владелец ресурса "Дом Сварога" (Москва) - http://www.pagan.ru

Дорофеев Сергей (Веледор) , верховода языческого объединения "Внуки Даждьбожьи" (Москва-Владимир), администратор сайта Всемирного конгресса этнических религий WCER - http://wcer.ru

Зобнина Светлана (Верея) , ведьма, религиозная языческая группа Cодружество Природной Веры "Славия" (Москва) - http://slavya.ru

Гаврилов Дмитрий. (Иггельд) , волхв, сопредседатель Круга Языческой Традиции - http://triglav.ru

Северьянов Алексей , от имени религиозной группы "Освобождение разума" , г. Волгоград - http://schimanas.narod.ru

Сперанский Николай (Велимир) , волхв, религиозная языческая группа "Коляда Вятичей" (Москва)

Колыженков Тимофей (Ведослав) , языческое объединение "Велесова Тропа" (Обнинск)

Студнев Михаил (Фенрир) , ковен "Темное Пламя Локи", сопредседатель Круга Языческой Традиции

Годинков Геннадий (Герман) , водчий языческого «Круга Бера» (Москва-Реутов)

Буров Максим , верховода Муромского языческого объединения «Великий Триглав» (г.Муром)

Григорьев Сергей (Волх), Содружество Природной Веры «Славия» (Моск. обл.)

6-7 декабря 2005 года к заявлению присоединились:

Котов Павел (Креслав Рысь), жрец Невоградской языческой общины "Дажьбожьи внуци" http://dazh.org

Бережной А.А. (Ярилин жрец Богуслав), а также волхв Любояр, а также другие члены Традиционной Группы "Клан Волка", г.Кисловодск, входящей в Круг Языческой Традиции.

Рузин Иван (Ллир), участник "Круг Бера", участник "Круга Языческой Традиции", владелец и администратор портала "Портал Языческого Круга Бера".

Кручинин В.И. (Венед) г. Стрежевой Томская область: «Полностью поддерживаю обращение и готов подписаться. Хочу добавить, что публичные показы служб РПЦ с участием первых лиц государства, - это провокация и плевок в сторону верующих других конфессий и атеистов.
Это является явной рекламой православия и ущемляет мои права на самоопределение.»

 

А.М.Крайнев отклик с www.portal-credo.ru : «Очень правильное заявление.
Не являясь язычником, полностью поддерживаю текст заявления и подписываюсь под ним.»

10 декабря 2005 г .:

Князев Сергей, один из лидеров Воинской языческой общины "Кром", Москва полностью поддерживают заявление о гимне

 

14-15 декабря 2005 г .:

Алесковский Алексей

Лисин Дмитрий (Будимир), языческая община "Коляда Вятичей"

 

18 декабря 2005 г .

Афанасьев Михаил, лидер Pagan Metal муз.группы Gjallarhorn (Кемерово): Полностью поддерживаю Вашу позицию, данный текст Гимна не признаю

 

Январь 2006 г .

Cковорода Никита Андреевич

Быков Эдуард Валерьевич (Luc) г. Новосибирск

Диана Жданова (Леля): Полностью согласна с заявлением. Кроме прочего, хочу поддержать мнение Венеда, который считает оскорблением показ по телевидению и освещение в СМИ церковных служб с участием первых лиц государства. Мне пытаются таким образом навязать чуждую моему духу религию, которая не уважает моего мировоззрения и убеждений.

И еще ряд язычников , на форуме «Триглав»

http://triglav.ru/forum/index.php?showt o pic=1585

 

Для контактов:

125319, Москва, ул.Черняховского, 9-1-6, Дионису Георгису

тел. 8(495)422-57-06 (спросить Диониса или Светлану), infa@slavya.ru

ЛИТЕРАТУРА:

1. Schola-2004. Cборник научных статей философского факультета МГУ/ Под ред. И.Н.Яблокова, П.Н.Костылева/ Cост. А.В. Воробьев, П.Н.Костылева. -М.: Издательство “Социально-политическая мысль”, 2004. - 292 с. СС.184-185 . (ISBN 5-902168-32-5). - http://slavya.ru/docs/pril_1.doc

2. Вестник Традиционной Культуры: статьи и документы. Вып №3 / под ред. докт. филос. наук Наговицына А. Е., М., 2005. CC. 188-191. (ISBN 5-93883-042-7). - http://slavya.ru/docs/pril_2.doc

3. Вестник Традиционной Культуры: статьи и документы. Вып №3 / под ред. докт. филос. наук Наговицына А. Е., М., 2005. CC. 157-160. (ISBN 5-93883-042-7)). - http://slavya.ru/docs/pril_3.doc

4. Вестник Традиционной Культуры: статьи и документы. Вып №3 / под ред. докт. филос. наук Наговицына А. Е., М., 2005. CC. 180-187. (ISBN 5-93883-042-7)). - http://slavya.ru/delo/krug/presd.htm