В Межрелигиозный совет России
К Всемирному саммиту религиозных лидеров


ЗАЯВЛЕНИЕ

"ЗА ДИАЛОГ МЕЖДУ ЛИДЕРАМИ ЭТНО-ПРИРОДНЫХ И МИРОВЫХ РЕЛИГИЙ"


Уважаемые члены Межрелигиозного совета России!
Уважаемые члены делегаций Всемирного саммита религиозных лидеров!

Обращаемся к вам от имени международных объединений:
- Всемирного Конгресса Этнических Религий (WCER), создан в июне 1998 г. - http://wcer.org ;
- Круга Языческой Традиции, создан в марте 2002г. - http://slavya.ru/delo/krug/krug.htm ;
- защищающих интересы и права верующих и сторонников этно-природных традиций и религий различных народов.
Выражаем искреннее стремление к открытому диалогу с представителями мировых религий во имя мира и блага наших народов, и желаем успешного проведения саммита.

В России, как и во многих странах Западной Европы и мира, несмотря на провозглашенную толерантность и равноправие верующих, существует множество препятствий к такому диалогу между институтами мировых религий и объединениями этно-природных, языческих верований. Захватнические войны, колониальная и религиозная политика христианских и мусульманских государств прошлого обычно сопровождалась преследованием носителей коренных этно-природные верований, уничтожением их древней культуры, навязыванием чуждой религии. Древняя Русь после Крещения и самодержавная Россия не избежали подобной практики, включая запреты на языческие богослужения, уничтожение святилищ и священных рощ, профессиональные ограничения в отношении некрещенных, насильственный отрыв детей от семей для обращения и обучения чужой вере, экономическое принуждение к ее принятию и обращение в крепостное рабство тех, кто отказывался от этого. Хотя в царской России эта колониальная политика была несколько более щадящей, чем политика стран католических, к тому же она равным образом распространялась и на славян. Представители языческих верований, пусть и в несколько меньших масштабах, продолжают подвергаться систематической дискриминации, оскорблениям религиозных чувств, очернительству и клевете как в России, так и в некоторых странах Западной Европы. Так глава Русской Православной Церкви на Архиерейском соборе 3 октября 2004 г. приравнял язычество к главной угрозе XXI века, а недавно Сергей Иванов, министр обороны России, приравнял шаманов к держателям борделей. Преодолению этих рецидивов, взаимных страхов и обид прошлого, шагом к нормализации отношений между нашими религиозными направлениями может послужить инициатива Межрелигиозного совета России по организации встречи религиозных лидеров в Москве 4-5 июля 2006г..

Мы заявляем о готовности руководителей наших международных объединений и представителей этно-природных религий принять участие в этом саммите. Особенно важным считаем участие в саммите представителей коренных народных верований страны-инициатора саммита, России: славянских и финно-угорских народов, других народов Севера и Сибири, Дальнего Востока, Алтая и Кавказа, сохраняющих традиционную культуру и верования своих народов. Мы можем привлечь представителей этих народов к работе саммита.

Принципиальные позиции наших международных объединений по острым вопросам современности и по отношению к представителям других верований и мировоззрений выражены в следующих документах:
- Декларация Мирового Конгресса Этнических Религий (WCER), июнь 1998г. - http://www.wcer.org/declaration/index.htm ;
- Битцевское обращение Круга Языческой Традиции, март, 2002г. - http://slavya.ru/docs/bitc_obr.htm ;
- Положение "О религиозно-мировоззренческих основаниях отношения язычников к людям других верований и мировоззрений", ноябрь, 2004г. - http://slavya.ru/delo/krug/confes.htm .

Мы согласны с мыслью, выраженной в заявлении митрополита Кирилла: "От того, как будут складываться отношения между религиями, между светской философией и традиционными ценностями, во многом зависят стабильность и международное сотрудничество". Стремясь к этому, мы предлагаем организаторам и будущим участникам саммита найти в себе мужество сделать принципиальный шаг в этом направлении: положить конец мировой религиозной вражде в отношении к коренным этно-природным верованиям народов.
Памятуя о миллионах безвинных жертв религиозных войн и фанатизма, преследований и дискриминаций за прошедшие тысячелетия, заявляем:

1. Мы осуждаем все преступления против человечности, религиозные преследования и дискриминацию, которые когда-либо совершались в истории под знаменами тех или других религий, вдохновлялись призывами их пророков и жрецов, священных текстов или ложно понятыми религиозными ценностями.

2. В современном мире недопустимо оправдание насилия, преследований или дискриминации по религиозным мотивам, хотя бы древние священные тексты религий устами или писанием Бога призывали к уничтожению инаковерующих или чужеземцев, к превосходству представителей одной веры или этноса. Религиозные лидеры обязаны довести до сознания каждого окормляемого ими верующего тот факт, что эти призывы должны рассматриваться исключительно в контексте истории борьбы древних народов, а не как руководство к действию в современном мире.

3. Мы признаем свободу совести не только как свободу исповедания, смены или отказа от религии, но также и как свободу создавать и пропагандировать любые этико-мировоззренческие учения религиозного и нерелигиозного характера, как свободу выбора добра и зла. Мы считаем, что каждый верующий и неверующий человек имеет право и обязанность давать нравственную оценку любому событию собственной или окружающей жизни, основываясь на совести и собственном мировоззренческом выборе.

4. Многие священные для христиан, мусульман, иудеев тексты содержат очевидные признаки экстремизма, религиозного или национального превосходства, открытые призывы к убийствам язычников, инаковерующих, разрушению их религиозных святынь, что не раз в истории служило оправданием для злодеяний. "Умывая руки" перед этим фактом, отказываясь от публичного осуждения этой исторической практики (за исключением решений II Ватиканского собора) и пересмотра отношения к "идолу-букве" священных писаний, отказываясь уважать религиозные ценности коренных языческих верований народов мира, лидеры мировых религий не имеют морального права требовать уважения своих религиозных ценностей. Отказ религиозных лидеров от признания исторической ответственности своих конфессий за побуждение к истреблению народов и ущемлению культур, отдельных инакомыслящих по религиозным мотивам должен оцениваться мировым сообществом как готовность лидеров этих конфессий потворствовать религиозному экстремизму и фанатизму. В таких случаях мы призываем мировое сообщество и государства, в целях защиты жизни и достоинства народов и отдельных граждан, вводить жесткие ограничения на создание и деятельность этих конфессиональных организаций, включая распространение ими священных текстов, служащих обоснованием религиозного экстремизма и нетерпимости. Уступки фанатикам, проявление слабости перед ними, как и уступки террористам, ведут ко все большему шантажу с их стороны.

5. Если религиозные деятели отдельных мировых религиозных конфессий не собираются отказываться от использования "языка вражды и ненависти" в отношении друг к другу, инаковерующим и неверующим, то государственные органы и мировое сообщество обязаны в этой ситуации обеспечить равноправие всех сторон перед законом. Либо однозначно запретить использование любых проявлений "языка вражды и ненависти", либо однозначно разрешить всем верующим и неверующим использовать любую критику, сатиру, иное искусство или науку в порядке права на самооборону своих мировоззренческих ценностей и достоинства, исходя из равенства прав на выражение собственного мнения и его распространения, равенства прав совести и ведения религиозно-мировоззренческой борьбы. Второй выбор означает признание любого мировоззрения, борьбы их представителей за души и сознание людей частным делом граждан, если это не переходит в прямой призыв-побуждение к насильственным действиям. Мы выступаем при этом за соединение в обществе принципа светскости с уважением к религиозным традициям народов, их моральному и культурному вкладу в общественную жизнь. Мы полагаем, что это будет в наибольшей степени способствовать безопасности личности и гражданскому миру.

6. Некоторые государства, включая Россию, превращают политкорректность, запрет "языка вражды и ненависти, разжигания религиозной и национальной розни" в лицемерное прикрытие дискриминации людей по признаку их религиозной принадлежности или отсутствия таковой. Если религиозные тексты или изображения мировых религий, хотя бы и божественного происхождения, оскорбляют достоинство неверующих или инаковерующих, любое государство, признающее Декларацию прав человека ООН, должно относиться к этому таким же образом, как оно относится к карикатурам, оскорбляющим религиозные или национальные чувства верующих мировых религий. Любой иной подход означает дискриминацию граждан по признаку верований.

7. Страны Европы, включая Россию, обязаны восстановить историческую справедливость в отношении древних верований своих народов, признать ответственность государств Европы за тысячелетнюю практику уничтожения коренных этно-природных верований своих народов и принять меры по восстановлению древних святилищ и священных рощ, защите захоронений наших предков и других наших религиозных ценностей. Мы, наследники древней культуры и верований коренных народов Европы и Азии, требуем признать наше право на продолжение древних традиций и равноправие с мировыми религиями, право следовать традиционному природному образу жизни своих предков.

Успехом саммита мы будем считать выработку и принятие согласованных мер по предотвращению распространения религиозного экстремизма и нетерпимости, прекращению практики преследований и дискриминации по религиозным мотивам, а также признание права каждого человека на свободу совести в полном объеме этого понятия и нашего права на продолжение древних традиций, равноправие с мировыми религиями, права следовать традиционному природному образу жизни своих предков. Это откроет дорогу новому Ренессансу во всем мире подобно тому, как знакомство с трудами античных языческих философов, ученых и поэтов в XIV в. привело к формированию культуры Нового Времени, являясь и сегодня основой классического образования. Необходимость решения глобальных социальных и экологических проблем взывает к тому, чтобы мы открыли дверь новой культуре, принимающей весь лучший опыт наших предков без исключения, кто бы они не были по своей вере.

Принимая ответственность за духовное и культурное состояние своих народов, представители этно-природных верований наших стран готовы к диалогу с мировыми религиями по этим вопросам. Он будет способствовать установлению взаимопонимания между нашими верующими и устранению враждебных стереотипов, религиозной нетерпимости с обеих сторон.
Мы ждем доверительного и открытого разговора, глаза в глаза, о том, как устранить тысячелетнюю вражду в отношениях между нами, и мы никогда не откажемся от коренных верований наших предков, от этно-природного мировоззрения, которое хотим передать своим детям. Огонь и меч бессильны против нашей воли!

Хватит собирать камни, чтобы разбрасывать их в кого попало.
Пора сажать лес и растить детей!


Документ принят в апреле-мае 2006 г. Советом Круга Языческой Традиции и Всемирным Конгрессом Этнических Религий (WCER) при поддержке общины "Родна Вира" из Чехии и открыт для дополнений и подписания другими языческими объединениями.


От Всемирного Конгресса Этнических Религий (WCER)

Председатель

Йонас ТРИНКУНАС (Литва)

World Congress of Ethnic Religions
Vivulskio 27-4, LT-2009 Vilnius, Lithuania

Tel.: +370 52 16 29 66
E-mail: trinkunas@romuva.lt

От Совета Круга Языческой Традиции

Со-председатель,
волхв Содружества Природной Веры "Славия"

Любомир (Дионис ГЕОРГИС) (Россия)

Совет Круга Языческой Традиции
ул.Черняховского, 9-1-6, 125319, Москва, Россия

Tel.: 8-916-363-47-00
E-mail: dionysos@online.ru