19 Апрель, 2012
Материалы сайта » Общество » Защита Природы » Этика Экологичексого Возрождения через возрождение родовых отношения
Полный вариант статьи. Фрагмент этой статьи опубликован в месяцеслове "Коловорот-2004" (Ладога-100, 2003) под названием "Посвящение сегодня". Предложены принципы Экологического Возрождения на основе языческого благоговения перед жизнью и этики родовой ответственности, сформулированы сущностные признаки "идеальной" общины и показана возможность ее существования и устойчивого воспроизводства в современных условиях жизни.

1. Этика Экологичексого Возрождения и родовой ответственности.

Этика Экологического Возрождения синтезирует нормы общечеловеческой морали, принципы языческого благоговения перед жизнью и бережного отношения к многообразию народных культур. Последние были "выплеснуты" христианской цивилизацией вместе с культами родо-племенных богов, но сегодня они должны быть реабилитированы.

Эти принципы включают следующие положения, которые кратко можно обозначить как идею сочетания природосообразности человека и человечности природы:
-взаимная открытость и взаимоподобность человека и мира, в отношениях с которым он находится в состоянии межличностного общения-взаимопознания;
-признание человека, наряду с другими божественными, природными силами, сотворцом мира, от нравственного выбора которого может зависеть мировая судьба;
-равноценность каждой формы жизни, признание ценности природы вне себя и внутри себя, породненности со всеми земными формами жизни, Землей-Матерью и божественными силами, откуда следует отказ от идеи "человек - венец творения и господин над Землей";
-развитие способности человека к уподоблению и сопереживанию с любым живым существом или явлением природы, принятие принципа презумпции разумности;
-принятие личной и родовой ответственности за сохранение уникального феномена земной жизни - как космической ответственности и одного из предназначений человечества;
-род, – а не семья, - единица экологически ориентированного общества, а межродовые и межплеменные отношения - цементирующий состав, обеспечивающий целостность, самоидентификацию, самосохранение народа и его природосообразное развитие на основе родового самоуправления, т.е. продолжение биосоциальной эволюции человечества;
-признание приоритета интересов собственного рода по отношению к интересам индивидуумов, что предполагает сознательное ограничение потребностей личности во имя интересов рода;
-принятие свободы производства-потребления каждой личностью, если она сопровождается выполнением личной и родовой ответственности, когда ответственность за нанесенный природе вред наследуется потомками и другими родственниками;
-принятие принципа «нет чужых детей, все дети братья и сестры друг другу», а также коллективной ответственности мужчин рода за благополучие детей и женщин.

Род в современных условиях, когда устои родовой жизни разрушены, может создаваться (это соответствует древнейшим традициям многих народов) не только на кровном родстве, но также и на основе духовного единства, что не исключает и кровно-родственного единства ряда поколений людей. Способность передать духовные качества и ценности от взрослого поколения к их кровным наследникам должна рассматриваться как подтверждение крепости и силы рода. Возврат к родо-племенным культам в современных условиях возможен в крайне ограниченных масштабах, однако даже в таких ограниченных масштабах освоение принципа благоговения перед жизнью и насыщение его содержанием современности, придание ему адекватных нашему времени форм существования является актуальной необходимостью.


2. Сущностные признаки общины.

В полноценной («идеальной») соседско-родовой общине перечисленные выше этические принципы находят свое наиболее полное воплощение, так что она характеризуется в этом случае следующими сущностными признаками:
1. Общий язык, высокая общинная идентичность и взаимопонимание, духовно-интересная жизнь.
2. Общие традиции и устойчиво передаваемые из поколения в поколение духовные ценности и технологии общинного образа жизни и жизнеобеспечения.
3. Высокое значение общинных форм самоуправления наряду с доверием к проектно-лидерскому управлению в артелях, ватагах, дружинах.
4. Устойчивая воспроизводимость новых поколений, преимущественное пополнение общины за счет рождения новых членов внутри самого сообщества.
5. Участок земли, находящийся в общинном управлении и обеспечивающий существенную часть потребностей сообщества в жизнеобеспечении.
6. Существенная доля артельного труда, организуемого на основе традиционных форм управления.
7. Система взаимопомощи-"толок" и безусловно принимаемая каждым взрослым членом сообщества личная ответственность за любого больного, немощного, беспомощного (защита стариков, детей, инвалидов) в общине.
8. Нет чужых детей, все взрослые ответственно участвуют в воспитании и образовании детей сообщества, все дети в равной степени наследники достижений труда сообщества и каждого из его участников.
9. Преимущественное получение внутри сообществ базового воспитания и образования в объеме средней школы, знаний и технологий жизнеобеспечения в условиях общины.
10. Высокий процент возврата в сообщество тех, кто уезжает на приработки, на службу в армию или для получения специального, высшего образования.

Это признаки идеального образа общины, в понимании автора. Соответственно, используя социологические и социально-психологические методы анализа с использованием этих признаков можно проводить оценку степени приближенности действующих традиционных поселений, экопоселений и других альтернативных форм сообществ к идеалу общинности.


3. Возможность существования соседско-родовой общины в современных условиях.

Новое Возрождение предполагает возрождение родовых форм отношений не как убегание в прошлое из страха перед проблемами, а как воспоминание желанного будущего, основанного на любви к настоящему и стремлении к самосовершенствованию. Еще пару тысячелетий назад повсеместное разрушение родовых форм отношений в Европе развязало путы, сковывавшие развитие феодальных, а затем и капиталистических общественно-экономических отношений. Неизбежным следствием этого явилось последующее разрушение этносов и трансформация – а во многих случаях и разрушение - человеческой семьи, содержания семейных отношений. Однако глубинная потребность в родовых формах взаимоотношений присутствует у многих людей, как своего рода коллективное бессознательное. И эта потребность находит выражение в суррогатных формах, замещающих родовые сообщества.

Так в условиях кризиса Римской империи, - когда она была заполнена множеством маргиналов, потерявших навсегда связь со своими родовыми корнями, но испытывавших потребность в общинности, - выходом оказалось христианство, предложившее формы духовных объединений по церковным приходам. В результате, удовлетворение потребности-ностальгии в родовой общинности было канализировано в повсеместное распространение христианства как государственной религии, что совпало с потребностью властной и богатейшей части римской империи в стабилизации общества и переходом от родо-племенных и самоуправляемых форм общежития к феодальному государству.

Семья, род, этнос - первейшая «среда обитания», которая опосредует отношение растущего человека к природе и социуму. Через эту среду он может обрести способность уподобляться и сопереживать другому живому, т.е. способность любить, воспринимать законы самой природы и социума, принципы гармоничного образа жизни. Но через эту же среду он может воспринять и принципы эксплуататорского, насильственного отношения к природе и человеку, что и случается обычно. Из наблюдений за современными детьми видно, что природа воспринимается детьми как дом, в котором все можно перестроить или переставить как мебель, или как большой-большой зоопарк, в котором можно ухаживать за разными зверюшками, кормить их и играть с ними, распоряжаться их жизнями. Земля для детей - это не семья, изначально данная им как способ организации коллективной жизнедеятельности, это скорее мимолетный вид из окна поезда или картинка из телевизионной передачи.

Такое отношение есть результат разрушения родовых отношений человека с ближайшими родичами, с землей и всеми, кто обитает на ней. Именно разрушение этих семейно-родственных отношений с Землей-Матерью привело к превращению ее из семьи в «окружающую среду», лишенную души и разума. А это открывает дорогу к ее безудержному разграблению и загрязнению. (Обратим внимание, что древнегреческое понятие “oikos”, которое положено в основание понятий «экономика» и «экология», означало не что иное, как родовое имение, т.е. единство земли, дома, семьи, предков и других форм жизни, обитающих рядом.) Поэтому возрождение на новом витке культурного и экономического развития родовых форм отношений между людьми, включающих родовую связь с Землей-Матерью, - одно из важнейших условий передачи из поколения в поколение экологических, человечных, справедливых и природосообразных принципов организации жизни.

С другой стороны, в условиях катастрофического развития событий, разрушения хозяйственных связей и привычного образа жизни, возможного резкого сокращения населения, только родовые отношения могут помочь сохранить хоть малую долю культурного и генетического многообразия, накопленного человечеством. Весь человеческий опыт преодоления экстремальных условий подтверждает эту мысль. И если мы понимаем вероятность катастрофического разрешения экологического кризиса, то не следует ждать, когда семейно-родоплеменные формы начнут стихийно упрочняться и возникать заново на обломках социума, пережившего катастрофу. Необходимо заблаговременно содействовать восстановлению этих форм отношений уже сегодня, чтобы в условиях возможного грядущего хаоса эти островки стали центрами кристаллизации новой культуры и устойчивых форм организации общественной жизни, что будет минимизировать возможный ущерб в случае катастрофического развития событий.

В условиях глобальной экологической катастрофы никто не сможет рассчитывать на помощь собственного государства и уж тем более на помощь международного сообщества. Системный анализ поведения организмов, биологических и человеческих сообществ в экстремальных стрессовых ситуациях показывает, что если централизованная система управления (нервная система в организме или аппарат государственного управления в стране) не в состоянии справиться со стрессовой нагрузкой, то через некоторое время она начинает работать на саморазрушение самой целостности. Недавние социально-политические и экономические события в СССР и России в начале 90-х годов являются наглядной демонстрацией этого. В таких условиях человек может надеяться только на себя, родных и близких ему по духу людей. Выживание людей в Чечне – характерный пример. Как организм и психика обращаются к архаичным формам организации жизнедеятельности в экстремальных условиях, так и сообщества должны обратиться к соответствующим архаичным формам отношений. Архаика – это не есть пережиток прошлого, атавизм, от которого следует избавиться, - это глубинный пласт нашей психики и культуры, с помощью которого мобилизуется наш организм и общество в целом. Поэтому заблаговременное воссоздание условий для развития родовых форм отношений - естественный способ социальной преадаптации человека к глобальной экологической или иной катастрофе. Но ведь это есть, одновременно, и способ предотвращения подобной катастрофы.

Если экологические проблемы упираются в проблемы современной человеческой семьи и рода, разрушаемых экономикой, то это означает, что решение экологических проблем - дело каждой семьи и каждого рода. В христианском понимании Земля - дом, проклятый за первородный грех человека, это дом, переданный человеку от Бога в его полное управление. Дом можно перестроить, можно разрушить и построить заново. В языческом миропонимании Земля - это семья, в которой есть место каждому. Семью же надо принимать такой, какова она есть. Ее не продашь и не купишь, ее не перестроишь заново, мать и отца себе не выбирают, от них не оказываются даже во имя «самой правильной веры». Ценность семьи в христианском понимании определяется ее отношением к Богу. Христианство одобряет уход верующих детей от неверующих родителей, а в прошлом христианизация осуществлялась в том числе через изъятие детей у родителей. Грозная речь Христа: "не с миром я к вам пришел, а с мечом" - выражает эту суть христианского отношения к семье, разделения верующих и неверующих во Христа детей и родителей, братьев и сестер, мужа и жены. Вот почему на основе христианства возникает множество опасных сектантских учений. В языческом миропонимании семья - самоценное начало, исток жизни рода, включающего и людей, и землю, на которой они обитают со всем живущим на ней. Семья – это зерно, а род – это колос, образованный несколькими такими зернами. Последнее столетие, сопровождавшееся массовым разрушением крестьянских (по сути языческих) форм семейно-родовых отношений по всему миру, убедительно свидетельствует, что отказ от рода как самоценного начала, как популяционной единицы человечества, ведет к утрате и способности любить, и способности верить, и способности создавать и беречь семью.

Возрождение ценности семейно-родовых отношений должно стать главной заботой и для верующих «традиционных» конфессий, и для язычников, и для тех, кто не знает, во что верит, не может назвать себя ни верующим, ни неверующим, но хотел бы содействовать спасению жизни на Земле, а не только своей собственной души в райских чертогах. Понятно, что эти ценности следует возрождать, начиная с детей, которые наиболее восприимчивы к ним.

Какой же должен быть человеческий социум, чтобы дети могли принять себя членами той большой семьи, которая именуется Землей, вместе с личной и родовой ответственностью за ее состояние?

Во-первых, мы должны вернуть детям возможность общаться со старшими и младшими братьями и сестрами, и самое важное - с отцами, которые все чаще остаются вне семьи. Если у нас нет желания и ресурсов, чтобы создавать многодетные семьи, а число семей без мужчин непрерывно возрастает, то следует создать такие разновозрастные сообщества из детей, молодежи и взрослых, в которых дети могли бы найти "названных" отцов, дядьев, братьев и сестер и получить мужское воспитание. Если моногамия не может решить эту проблему, пусть ее сменит полигамия, в которой несколько мужчин и несколько женщин образуют групповую семью. В принципе, это и сейчас иногда происходит: взрослые по нескольку раз разводятся и женятся, а ребенок в результате обретает несколько пап и мам. Но ведь можно было бы и не разводится, не портить нервы детям, ради которых семья-то и нужна, а просто создавать групповую семью. Этому мешает только ханжество и воспитание в моногамно-патриархальных традициях.

Во-вторых, дети должны получить все возможности для творческого самовыражения, для проявления самостоятельности и самодеятельности. У них должна быть возможность понять, что с помощью своего воображения и в общении с друзьями они могут сделать жизнь свою значительно богаче, ярче и интереснее, чем с помощью побрякушек, навязываемых рекламой. Творчеством необходимо стимулировать в ребенке способность уподобляться другому живому существу, чувствовать природу как живую, а не рисованную действительность. Утрачивая в нашем механическом, автоматизированном мире способность уподобления, эмпатии, мы утрачиваем способность любить.

В-третьих, надо развивать и такие формы детской самодеятельности, через которые ребята могут чувствовать себя необходимыми обществу. Это ведь невероятно мучительно ждать почти полтора десятка лет, прежде чем тебе доверят что-то серьезное. Есть такой возраст у мальчишек (10-14 лет), когда они остро нуждаются в разнообразном испытании своих способностей и в признании их со стороны сверстников и зрелых мужчин. Недаром во всех архаических племенных сообществах мы встречаемся с обрядами инициации мальчишек. Это ответ на потребность растущего мужчины в признании его возросших способностей, которые культура канализирует в приемлемых для общества формах. А если культура не канализирует эти созревшие способности, то они выливаются в подростковый кризис и агрессию, именно об этом говорят сравнительные этнографические исследования различных систем воспитания у разных народов. Собственно, система экзаменов представляет некое подобие обрядов инициации, наследует им, но в школе, институте экзаменуются отнюдь не те способности, в испытании которых есть подлинная потребность у молодежи. Кстати, в американских университетах действует реальная система посвящения студентов в университетские братства. Между тем, через систему языческих обрядов инициации посвящаемому наилучшим образом может быть передана система семейно-родовых ценностей и экологичное отношение к Земле.

Приведу пример современного обряда инициации в молодежной профашистской организации, свидетелем которой я случайно стал в московском метро в 1997г.. В самый час пик, в переходе со станции "пл.Революции" на "Театральную", когда множество людей двигалось по туннелю перехода, один из шедших парней вдруг резко поднял руку приветственным фашистским жестом и проорал: "Хайль Гитлер!" Ему ответил тем же жестом и криком один из парней, стоявших у стены. Думаю, это была не просто демонстрация силы и презрения к толпе, это была самая настоящая инициация для новичков, вступающих в молодежную профашистскую организацию.

Что могло бы стать современной культурной инициацией для наших подростков?

Может ли это быть самостоятельный поход или поход со сверстниками? Например, у наших «родных» хиппи такой инициацией, которая предшествовала принятию в «систему», был проезд автостопом по трассе Москва-Питер, со впиской на несколько дней, и возвращением обратно. Необходимым предварительным обучением, введением посвящаемого в культуру хиппи занимались его системные «папа» и «мама». Схожие принципы действуют сейчас в толкиенистской, ролевой молодежной среде.

Хиппи в процессе своей инициации передавали собственные культурные нормы, испытывали новичка. А вот сам по себе поход, конечно, является для подростка подтверждением его взрослости, но ведь он никак не работает на передачу родовых ценностей, родового образа жизни.

Выскажу гипотезу, что такой инициацией могла бы стать организация самостоятельной жизни в родовой деревне. Об этом чуть позже.

В-четвертых, лучше всего, если это сообщество будет представлять собой форму объединения семей. Задача сохранения земной жизни и человечности может быть решена только в том случае, если ее решение станет семейным делом. Но одна семья часто не обладает достаточными ресурсами, чтобы вести это дело серьезно. Семьи должны объединиться в подобие родовой общины - разрушенного ранее связующего звена между этносом и семьей. Ибо родовая община – это и есть собственно популяционная единица, через которую происходит эволюционирование человечества, гармонизация его отношений с природой, самоидентификация с народом и родной Землей. Это объединение вполне может строиться не на основе кровного родства, а на основе духовного родства, дружбы, любви. Такое сообщество должно быть достаточно компактным и включать в себя не более нескольких десятков семей. Не обязательно при этом, чтобы все были людьми одной веры, важно наличие братских отношений.

В самом начале мы определили ключевые мировоззренческие принципы этики Экологического Возрождения. Но ведь эта этика должна поддерживаться всей системой хозяйствования. Чтобы возрождать родовые устои жизни, родовая община должна, безусловно, заботится о конкретной земле и кормить себя в артельной работе с этой земли. Языческие обряды непосредственно связаны с восстановлением плодородной силы Земли, растений и животных. Понятно, что у взрослых горожан не так уж много времени, чтобы полностью отдаться работе на земле, а многие и не желают полностью расставаться с городом, любимой работой и друзьями. Оптимальным представляется своего рода «дипольное поселение» (мое название), когда родовое сообщество имеет постоянную возможность собираться в зимнее время в городе, а с начала и под конец сельскохозяйственного сезона делать выезд в родовую деревню, в которой отдельные люди могут жить постоянно.

Вот здесь и появляется возможность серьезных испытаний для подростков, через которые они действительно могут получить важнейшие навыки самостоятельной жизни и самообеспечения, включая обработку, посев, уборку различных культур, опыт пастьбы и содержания скота, выделки кожи и приготовления множества продуктов из природного сырья, ведения домашнего хозяйства и строительства. А в процессе овладения всеми этими навыками они могут освоить родовые ценности и традицию своего народа. Ключевым испытанием (естественно, после нескольких лет подготовки) может быть следующее: группу подростков оставляют на сезон без родителей в родовой деревне, так что они должны взрастить урожай с нуля с помощью конской силы и справить одну настоящую новую избу. Раньше деревенские ребята могли все это делать самостоятельно к 12-14 годам, именно способность быть домохозяином открывала им дверь во взрослый мир, давала им право жениться.

На этой основе можно было бы составить программу возрождения русских деревень. Ее суть - организация альтернативной гражданской службы в деревне, направленной на оказание помощи деревенским старикам, восстановление экосистем и плодородия земель, итогом которой должна быть постройка дома для своей семьи. Глядишь, поработает молодой парень в деревне, построит себе дом, да и останется там, обзаведясь семьей. А дети экопоселенцев, уже живущие на земле, как и дети обычных крестьян, не должны призываться в армию, если они остаются по наступлении призывного возраста в течение определенного времени жить и работать в деревне.

И четвертое. Как правило, по мере взросления человек исчерпывает те возможности, которые может предоставить ему для развития его среда обитания. Тогда он начинает искать для себя более подходящую среду. Так вот, семейно-родовые содружества должны образовать такую систему взаимоотношений и взаимопомощи, которая бы облегчала поиск подходящей среды развития для ищущего себя человека. Он, ищущий, должен передаваться из одного содружества в другое как своего рода эстафетная палочка. И такие переходы вполне могут быть для подростка этапами инициации-посвящения во взрослое состояние.

Такой видится автору организация человеческой среды обитания, в которой Любовь к Жизни может взять вверх над всякой мертвечиной.

Фактически, мы пришли к классической трехчленной структуре родовой организации древнего общества, которой придерживались еще праиндоевропейцы. Юноши проходили обязательную службу во благо рода (в древности она была военной, но теперь есть острейшая общественная потребность, чтобы эта служба была посвящена сохранению Земли). После этого они приобретали гражданские права взрослого мужчины и право жениться, становились домохозяевами, занимаясь уже вольным хлебопашеством, ремеслом и торговлей. Наконец, кто воспитал собственного ребенка, мог посвятить себя наставничеству, обучению других, передаче знаний, технологий и ценностей.

Все права сохранены  ©  Содружество Природной Веры Славия

Перепубликация материалов, возможна только с устного или письменного разрешения администрации сайта!

http://slavya.ru/p/article/a-117.html