28 Июль, 2012
Материалы сайта » Библиотека » Современное язычество » Абхазы ведут борьбу за равноправие коренных языческих верований

Мы уже сообщали о том, что попытка законодательно уравнять права язычников с правами христиан и муслуьман встретила серьезные препятствия: церковь выступила с осуждением, а депутаты Абхазии испугались ее гнева - см. перепубликацию статьи из журнала "Нескучный сад" http://slavya.ru/rings/viewtopic.php?t=4142. Однако абхазские язычники не смирились с этой ситуацией и выражают намерение опротестовать действия абхазских властей в связи с изъятием упоминания языческой религии абхазов из разрабатываемого закона о религиях, как об этом сообщает пресса.
От имени языческой религиозной группы Содружество Природной Веры "Славия" выражаю поддержку этой борьбе абхазских язычников за свои законные права, за право исповедовать коренные верования абхазского народа. Ниже мы перепубликуем сообщение из прессы о борьбе абхазских язычников за свои права.


Источник: NEWSru.com // Религия и общество // Пятница, 27 июля 2012 г.

Статья "Абхазские жрецы недовольны тем, что язычество обошли в законе"

Совет жрецов Абхазии намерен опротестовать действия абхазских властей в связи с изъятием упоминания языческой религии абхазов из разрабатываемого закона о религиях. В связи с этим Совет намерен сделать официальное обращение-предупреждение к руководству республики "о силе , которую они подзабыли, которая веками хранила нашу землю от темных внутренних и внешних сил, не переступать черту, за которой наступает всеобщая смута и волнение народа". Об этом пользовательХаджарат Хварцкия в сети Facebook.

По его словам, впервые в истории Абхазии выпал шанс легализовать язычество и придать ему "официальный статус", однако этому противится действующий режим. Религиозную ситуацию в Абхазии он характеризует следующим образом: "Христианство в Абхазии оказалось в кризисе, что выразилось в расколе общества, ислам проповедует свои идеалы, а наши жрецы отставлены скромненько в сторону как ненужный анахронизм, до поры до времени". И задается вопросом: "Кому же они так мешают сегодня?"

Удаление из закона "О свободе совести и религиозных организациях Абхазии" упоминаний о древнейшей абхазской религии "Анцәахаҵара" наводит на мысль о том, что мы сами показываем нашей молодежи, как нужно жить двойными стандартами. Когда мы поднимаем тосты, более богобоязненного и богопочитаемого народа нет на свете. Особенно когда мы стояли на краю пропасти (как это было в 1992-1993 годах), но как только наступает мир и процветание, мы забываем о наших Аныхҧааҩцәа, мало того, всякое упоминание о наших Святилищах Аныха выбрасывается из текста Закона", говорится в обращении, текст которого приводит сайт "Аиааира".

Как сообщается в комментариях к данному сообщению, авторы законопроекта все же решили оставить в преамбуле упоминание "о древнейшей абхазской религии "Анцәахаҵара", видимо, для того, чтобы их не "предали анафеме" жрецы, сообщает "Благовест-инфо" со ссылкой на портал "Наша Абхазия".

Немного о языческих верованиях абхазов

(О традициях, бытующих в республике, рассказывает в своем "Живом Журнале" один из блоггеров)

В ночь с 13 на 14 января в Абхазии отмечают праздник Ажьырныхуа - День сотворения мира, обновления, совпадающий с празднованием Нового года по старому стилю. Ажьырныхуа входит в число государственных праздников и является нерабочим днем.

Вечером 13-го, во многих абхазских семьях в Западной и Восточной Абхазии, где из поколения в поколение бережно хранят родовые кузни и наковальни "Ажьиира", совершается семейное моление. В день Ажьырныхуа в доме у самого старого и уважаемого члена семьи собираются все родственники по отцовской линии, причем жены и невестки остаются дома. В жертву приносится ритуально чистый козел или коза белой масти, а также по одному петуху, по числу участников ритуала.

"Ажьырныхуа - это не просто жертвоприношение, а священный самобытный ритуал, отличающий абхазов от других народов мира", - сказал в интервью Апсныпресс известный абхазский писатель, автор книги "Апсуара" Николай Хашиг. Ажьырныхуа входит в свод неписаных законов традиционной абхазской культуры "апсуара". "Ни у одного из народов Кавказа не наблюдается такого высокого почитания кузни, кузнечного дела и кузнецов, как у предков современных абхазов", - убежден Хашиг. Он уточнил, что раньше бога кузни Шашву называли Абж-ныха, т.е. "Шашва - семь святых сил", имея ввиду силу семи святилищ Абхазии. В ночь зажигали семь свечей.

Как отмечают исследователи, в пантеоне абхазских языческих богов вслед за высшим богом Анувалу почитался покровитель кузнечного ремесла Шашвы. Даже после того как абхазцы стали православными христианами или мусульманами, культ Шашвы оставался в силе. Кузница считалась святилищем, а наковальня - алтарем. Если на народной сходке кого-либо подозревали в нечестном поступке, то его приводили в кузницу, где он при всех давал клятву чести. Подозреваемый брал молот, бил им по наковальне и говорил: "Клянусь этой святыней, если я виновен и, несмотря на это, произнес ложную клятву, пусть Шашвы разобьет молотом мою голову на десять частей". Кузнец у абхазцев становился жрецом Шашвы.

Николай Хашиг отметил, что попытки вытравить из абхазской культуры многие древние традиции, в том числе и Ажьырныхуа, предпринимавшиеся в разные исторические периоды, оказались тщетными.

В силу многих объективных причин в семьях потомков абхазских махаджиров в Турции и на Ближнем Востоке этот праздник не отмечается. Николай Хашиг рассказал, как после массовых сталинско-бериевских репрессий 30–40-х годов XX века во многих абхазских семьях не осталось мужчин, которые могли бы проводить этот священный ритуал. Женщины самостоятельно пытались соблюсти все нормы и приобщали к церемонии мальчиков- подростков.

Хашиг считает, что тема Ажьырныхуа недостаточно раскрыта современными историками и этнологами. По его мнению, ученым-абхазоведам надо провести полевые экспедиции и по итогам издать научный труд. Писатель считает, что было бы полезным издать некоторые рекомендации по проведению Ажьырныхуа и других традиционных молений. Несмотря на мнение некоторых об архаичности этого языческого обряда, в последнее время увеличивается число абхазских семей, следующих этой древней традиции.

"У всех народов существуют семейные обычаи и традиции, - подчеркнул писатель, - и абхазам надо чтить свою культуру, не стесняться того, что удалось сохранить через века".

Николай Хашиг не относит себя к числу ревностных адептов национальных обычаев, но ему хочется, чтобы современные абхазы, почитая новогодние символы китайского гороскопа, не забывали о своих корнях. "Ажьырныхуа - это семейный праздник, который роднит всех представителей рода, сближает старшее и младшее поколение", - добавил писатель.

Кстати, сам он родился и вырос в высокогорном селе Хуап Гудаутского района в традиционной абхазской семье Чифа Хашига. В этом доме строгое соблюдение норм традиционного абхазского поведения всегда было само собой разумеющимся явлением. Здесь есть древняя родовая кузня. На протяжении многих лет священный ритуал проводил старший брат Николая - Мкан. К сожалению, три года назад он ушел в мир иной, но при жизни почтенный старец поручил своему младшему брату Николаю эту обязанность.

Николаю Чифовичу Хашигу в этом году исполнится 80 лет.

В ночь с 13 на 14 января - в ночь празднования Ажьирныхуа - Николай Хашиг, как и многие другие почтенные старейшины в Абхазии, обращается к Богу кузни с молитвой отвести беды, болезни и прочие напасти от всех своих родственников, о том, чтобы род продолжался, размножался и благоденствовал.

Все права сохранены  ©  Содружество Природной Веры Славия

Перепубликация материалов, возможна только с устного или письменного разрешения администрации сайта!

http://slavya.ru/p/article/read/abhaziya.html