Содружество Природной Веры "Славия"
Кольцо Славии
Форумы Содружества Славия
 
 FAQFAQ   ПоискПоиск   ПользователиПользователи   ГруппыГруппы   РегистрацияРегистрация 
 ПрофильПрофиль   Войти и проверить личные сообщенияЛичная почта: Войти и проверить личные сообщения   ВходВход 
Доброй охоты всем нам!
Приглашаем принять участие в тестировании нового портала Содружества Славия.
Будем рады замечаниям и предложениям.

Правила форума
Список форумов Кольцо Славии
Кольцо Славии -
к началу

Шедевры первобытного искусства. Наскальная живопись Танума.

 
Начать новую тему   Ответить на тему    Список форумов Кольцо Славии -> Пегас и Семаргл
Предыдущая тема :: Следующая тема  
Автор Сообщение
Klerkon
Старожил


Зарегистрирован: 29.03.2009
Сообщения: 865
Откуда: Москва

СообщениеДобавлено: Пт Дек 23, 2011 6:57 pm    Заголовок сообщения: Шедевры первобытного искусства. Наскальная живопись Танума. Ответить с цитатой

В двух часах езды на север от Гетеборга, вдоль западного побережья Швеции, в провинции Бохуслен находится знаменитый комплекс наскальных изображений, известный как Танум. Он расположен около поселка Танумсхеде, в 5 километрах от берега моря. Как и Альта в Норвегии, холм Танум внесен в Список Всемирного наследия ЮНЕСКО.

Количество и качество наскальных изображений делает это место исключительным, даже в богатом аналогичными находками Бохуслене. На огромной территории можно видеть тысячи изображений, нанесенных на открытые поверхности скал, они расположены в лесах и среди лугов.

Территория, находящаяся под охраной государства и занесенная в список объектов всемирного наследия, составляет приблизительно 45 кв. км и простирается с севера на юг на 9 км. Здесь находятся около 430 выбитых на камне фигур. Сегодня небольшая часть их них открыта для посетителей. Для удобства публики рядом с древними изображениями сооружены специальные настилы, платформы, проложены пешеходные тропы, поставлены информационные доски.



Неподалеку от наскальных изображений находится музей Витлюке, открытый в 1988 году. Здесь, при помощи современных мультимедийных технологий, посетители могут получить информацию о созданиии и значении древних изображений. Кроме того, на территории музея воссоздана ферма эпохи бронзового века.

Напротив здания музея находится знаменитое скопление изображений — панель Витлюке. Это место одно из самых посещаемых в Швеции. Древние фигуры нанесены на гладкую слегка наклонную поверхность светлого камня. Плоскость с рисунками составляет 22 метра в длину и 6 метров в ширину. По некоторым частям гравированной поверхности течет вода. Здесь изображено около 300 фигур, более половины из которых представляют собой чашевидные лунки. Содержание петроглифов имеет важное значение, благодаря нанесенным сценам и композициям, мы можем получить живое представление о жизни человека в эпоху бронзового века.


Самая известная сцена Витлюке — «Влюбленная пара», вероятно она символизирует сакральный брак. Подобный ритуал хорошо известен в большинстве дохристианских религий, он направлен на увеличение плодородия людей, животных и сельскохозяйственных культур.

К другим, особо интересным изображениям, можно отнести сцену с молящимся человеком и огромной змей, а также фигуру напоминающую демона, человека в колеснице и мужчину, совокупляющегося с животным.


Изображение мужчины, совокупляющегося с животным. Рисунки такого рода не являются необычными, они служат символическим отражением ритуала, связанного с плодородием. Древнеримские источники сообщают, например, что у некоторых кельтских племен существовал обычай совокупления нового вождя племени с тёлкой (нетелившейся коровой) с последующим принесением ее в жертву.


На этом рисунке мы видим человека, носящего рогатый шлем, и едущего в двухколесной телеге, запряженной лошадью или козой. Перед человеком изображение, похожее на змею. Многие исследователи полагают, что скандинавская мифология и ее боги Один, Тор и Фрея сформировались в позднем бронзовом веке. Если это так, то на рисунке может быть изображен Тор, в колесницу которого впряжен козел. Тогда «змея» перед Тором может символизировать вспышку молнии.

Панель Витлюке разделена надвое цепочкой из 70-ти лунок, предназначение которых пока неизвестно. Ряд этих углублений пересекает сцену битвы. Мотив сражений часто встречается на скалах Бохуслена, но поскольку нет никаких изображений раненых или погибших воинов, такие битвы могут представлять собой некоторую форму ритуального боя или конфликта между различными божественными существами.

Единственной сценой с изображением мертвого тела можно считать композицию «Скорбящая женщина». Здесь представлена длинноволосая коленопреклоненная фигура возле лежащего высокого мужчины. Среди изображений присутствует множество лодок различных размеров, на некоторых показаны команды гребцов и воины, вооруженные топорами.

Древних рисунков в Швеции насчитывается несколько тысяч. Большинство из них обнаружены в южной части страны: в Сконе, в Уппланде, в районе Норчёпинга и в Бохуслене. Самые ранние изображения могут относятся к каменному веку, но большая часть была создана в эпоху поздней бронзы (1800–500 гг. до н.э.). Многие изображения соседствуют с захоронениями в виде каменных насыпей, которые появились на побережье и во внутренних районах Швеции около 1300 лет до н. э. Орнаменты на керамики и оружие из этих могильников схожи с рисунками на камне.

Петроглифы, расположенные на территории Швеции также изображают бытовые сцены из жизни древних людей, охоту, оружие, лодки. Наиболее распространенные фигуры — это люди обоих полов, домашний скот, олени, лоси, повозки, колеса, круги и многочисленные абстрактные символы.

Также как и в Норвегии в Швеции очень распространены изображения лодок. В Бохуслене найдены сотни судов, высеченных на скалах, здесь это самое часто встречающееся изображение. Члены корабельной команды также изображены короткими штрихами. Иногда среди них можно увидеть несколько изогнутых линий, которые трактуют как изображение людей, трубящих в рог. Встречаются и более подробно прорисованные мужские фигуры, нередко с поднятыми топорами, у некоторых видны эрегированые пенисы.


Среди ученых идут споры, являются ли эти композиции отображением реальных судов, или же это символы неких абстрактных понятий — жизни, смерти, торговли.

Стоит отметить, что некоторые скандинавские погребения в бронзового и железного веков имели форму лодок.


На борту верхнего корабля изображены семь человек, один из них трубит в бронзовый лур. Перед ним стоит человек с поднятым в приветствии топором. Другие поднимают к небу весла. Команда большего судна изображена как ряд линий, выбитых в скале. Большинство наскальных рисунков было частью обряда похорон — люди бронзового века верили, что путь в царство смерти — это плавание на корабле.


Лур — это древний духовой музыкальный инструмент. В 1797 г. датский крестьянин нашел три пары луров в бывшем торфяном болоте. Один из этих луров в 1845 г. был подарен Николаю I и до сих пор находится в Эрмитаже (цветное фото сделано датчанами в 1988 г.). Благодаря археологическим находкам мы знаем не только как выглядел бронзовый лур, но и как он звучал. Реконструкция лура бронзового века демонстрируется и в музее Витлюке.

Интересное предположение выдвинул астроном Геран Хенрикссон из Упсальской обсерватории, по его мнению фигуры на скалах связаны с движением небесных тел, появлением комет, солнечными и лунными затмениями. А лодки — некие календари, каждая из которых обозначает два месяца в году.


Изображение солярного знака и фигур двух женщин, панель Аспебергет, Танум.


Человек и огромная змея, панель Витлюке, Танум.


«Скорбящая женщина», панель Витлюке, Танум.


Изображения воинов, панель Вютлюке, Танум.

Приблизительно в 300 метрах от музея Витлюке расположена еще одна группа петроглифов — Аспебергет. Здесь стоит выделить несколько замечательных сцен в северной части скалы. На первой панели изображен великолепный солярный знак с разветвленными лучами, рядом, как бы удерживая его, расположены две женщины с длинными заплетенными волосами. Возможно это жрицы, совершающие обряд поклонения Солнцу.

На другой замечательной композиции представлены мощные глубоко прорезанные фигуры быков и человек, вспахивающий землю плугом. Выше по холму изображена фигура человека с огромной рукой, в которой находится 29 лунок. Еще выше находится полотно, на котором нанесена пара смотрящих друг на друга уток. Птицы имели огромное значение в большей части доисторических религий и мифов. Считалось, что боги перевоплощались в птиц либо использовали их в качестве посланников или средств передвижения.

На панели Аспебергет также присутствуют изображения воинов, вооруженных топором и мечом, они имеют тело в форме круга, вероятно, символизирующего щит.

Отдельно стоит отметить сцену, известную как «Бог с копьем», она расположена поблизости на панели Литслеби. Среди многочисленных изображений тут преобладает большая фигура мужчины с копьем. Это одно из крупнейших изображений человека в Северной Европе. Его высота 2.3 метра. Ранние изображения на скале датируются серединой бронзового века (1200–1000 гг. до н.э.), а поздние относятся уже к раннему железному веку (500 г. до н.э. – 1 г. н.э.), то есть в течение тысячи лет люди возвращались снова и снова, чтобы добавить очередные рисунки. Интересно, что выше группы петроглифов было обнаружено захоронение эпохи камня.


Женская фигура с лункой между ног, Фоссум, Танум.


«Бог с копьем», панель Литслеби, Танум.


Сцена охоты, панель Фоссум, Танум.


Фигура человека с огромной рукой, в которой находится 29 лунок.

Еще одна группа петроглифов нанесена на панели Фоссума. Более 130 фигур были выбиты на площади около 25 м2. Фигуры выполнены в одной технике и составляют единую композицию, ученые предполагают, что все они выполнены одним человеком. Также Фоссум представляет собой великолепный пример сюжетной живописи, все сцены взаимосвязаны и носят повествовательный характер. Некоторые детали вооружения позволяют датировать рисунки приблизительно VI–VII вв. до н.э.

Поверхность камня с петроглифами гладкая и немного наклонная. По ней проходят естественные трещины, формирующие отдельные части панели, на которых выполнены фигуры людей и животных, оружие и орудия, отпечатки стоп и чашевидные знаки. Особенно примечательны фигура охотника, убивающего животное и женская фигура с лункой между ног и длинными волосами.

На петроглифах Танума в Бохуслене можно видеть изображения кораблей с солнечными дисками и с людьми, размахивающими боевыми топорами, а также крылатых коней, круги, спирали и других символов солнца, которые также можно отнести к солярным знакам. Видимо, лошади должны были везти солнечные колесницы по небу в дневное время, а корабли доставлять Солнце обратно на восток через подземный мир — ночью. Похожая мысль прослеживается в древних скандинавских легендах.

Все же специалисты сходятся в одном: Танум представляет собой художественный взлет европейской культуры бронзового века.

Ссылки: http://uralrockart.ru/p1_gl2_3.html

http://www.liveinternet.ru/users/2492363/post135572671/

http://www.bellabs.ru/Scandinavia/Stockholm-Oslo_Tanum.html
_________________
Кот — животное священное, а люди — животные не священные!
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение
Верея
Хранитель Кольца Славии


Зарегистрирован: 08.08.2003
Сообщения: 9865
Откуда: Москва

СообщениеДобавлено: Пт Дек 23, 2011 9:18 pm    Заголовок сообщения: Ответить с цитатой

Замечательный материал.
_________________
Светлана Зобнина (Верея)
Содружество Природной Веры "Славия"
http://slavya.ru
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение Отправить e-mail Посетить сайт автора
Андрей Козлович
Старожил


Зарегистрирован: 28.03.2007
Сообщения: 497

СообщениеДобавлено: Пт Дек 23, 2011 11:45 pm    Заголовок сообщения: Ответить с цитатой

Похожи на наши беломорские петроглифы. Что, впрочем, понятно.
Вот здесь выложил три снимка, снимал сам http://ariston777.unoforum.ru/?1-24-0-00000008-000-0-0-1312318613
_________________
Ресурс http://ariston777.u.qip.ru/
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение Посетить сайт автора
Верея
Хранитель Кольца Славии


Зарегистрирован: 08.08.2003
Сообщения: 9865
Откуда: Москва

СообщениеДобавлено: Сб Дек 24, 2011 7:55 pm    Заголовок сообщения: Ответить с цитатой

Да, действительно, идентичность до деталей.

А вам не кажется, что под лодкой еще изображение женщины и мужчины, примерно в той же композиции, как выше в скандинавской?
_________________
Светлана Зобнина (Верея)
Содружество Природной Веры "Славия"
http://slavya.ru
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение Отправить e-mail Посетить сайт автора
Андрей Козлович
Старожил


Зарегистрирован: 28.03.2007
Сообщения: 497

СообщениеДобавлено: Вс Дек 25, 2011 1:40 pm    Заголовок сообщения: Ответить с цитатой

Да, может быть, что хочешь, петроглифы уже сильно стёрлись. Доступ туда свободный и они очень недалеко от Беломорска. Странно, что их вообще до сих пор каменюками не раздолбали.
Я даже с норвежцами говорил, не помогут ли они как-нибудь их защитить. Но это сложно. Тогда нужно строить купол, нанимать персонал и платить ему постоянную зарплату.
_________________
Ресурс http://ariston777.u.qip.ru/
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение Посетить сайт автора
Klerkon
Старожил


Зарегистрирован: 29.03.2009
Сообщения: 865
Откуда: Москва

СообщениеДобавлено: Пн Янв 30, 2012 8:09 pm    Заголовок сообщения: Ответить с цитатой

Жаль, что беломорские петроглифы сохранились хуже бохусленских! На одном из них ("Семга и сцена охоты") явственно виден лук, своей формой напоминающий западноазиатский сложносоставной "угловой" лук, популярный в Египте времен Нового царства (рис. С):

_________________
Кот — животное священное, а люди — животные не священные!
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение
Показать сообщения:   
Начать новую тему   Ответить на тему    Список форумов Кольцо Славии -> Пегас и Семаргл Часовой пояс: GMT + 3
Страница 1 из 1

 
Перейти:  
Вы не можете начинать темы
Вы не можете отвечать на сообщения
Вы не можете редактировать свои сообщения
Вы не можете удалять свои сообщения
Вы не можете голосовать в опросах


Ovsem.ru
Рейтинг@Mail.ru
rax.ru: показано число хитов за 24 часа, посетителей за 24 часа и за сегодня

Реклама: