Содружество Природной Веры "Славия"
Кольцо Славии
Форумы Содружества Славия
 
 FAQFAQ   ПоискПоиск   ПользователиПользователи   ГруппыГруппы   РегистрацияРегистрация 
 ПрофильПрофиль   Войти и проверить личные сообщенияЛичная почта: Войти и проверить личные сообщения   ВходВход 
Доброй охоты всем нам!
Приглашаем принять участие в тестировании нового портала Содружества Славия.
Будем рады замечаниям и предложениям.

Правила форума
Список форумов Кольцо Славии
Кольцо Славии -
к началу

О корнях и истории осетинских верований

 
Начать новую тему   Ответить на тему    Список форумов Кольцо Славии -> Братина
Предыдущая тема :: Следующая тема  
Автор Сообщение
Любомир
Хранитель Кольца Славии


Зарегистрирован: 08.08.2003
Сообщения: 1683
Откуда: Москва

СообщениеДобавлено: Сб Май 28, 2011 11:52 am    Заголовок сообщения: О корнях и истории осетинских верований Ответить с цитатой

Здоровы будете!

В связи с дискуссией о возможной общемировоззренческой платформе на основе Религии Света - http://slavya.ru/rings/viewtopic.php?t=3845 , публикую в качестве справочного материала несколько интересных текстов по осетино-аланским верованиям, мифологии, истории, подготовленных академическими исследователями. Рекомендую также очень интересный сайт по тематике "Нарты-Арии и Арийская идеология" - http://iratta.com .

Лично для меня - это одно из подтверждений гипотезы, что формирование алано-осетинской "монотеистической" мифологии и верований, как мифологий, верований многих других народов с жестким патриархальным укладом и воинской аристократией, было во многом результатом сознательного уничтожения культа Великой Богини и преобразованием связанного с ним первичного пантеона Богов в систему, где есть единственный Бог-Творец и множество подчиненных ему духов, ангелов, демонов, святых... В некоторых трудах это преобразование называется "дуалистической революцией", которая последовательно охватила многие народы, реформируя их религиозно-мировоззренческие системы.

Итак, первый источник - "Словарь религии народов современной России"- М., Республика, 1999, стр.323
---------
Осетин верования.
Осетины (402 тыс. чел. — 1989) в большинстве своем исповедуют православие; меньшая их часть — мусульмане-сунниты (см. Суннизм) ханафитского толка. Христианство к предкам осетин — аланам проникает в 6—7 вв. из Византии и Грузии, с нач. 10 в. существовала Аланская митрополия. Сильное исламское влияние аланы испытывали со стороны Золотой Орды, но массовая исламизация шла в Осетии в 17—18 вв. В течение вт. пол. 18 в. царским правительством успешно проводилась политика укрепления христианства среди осетин. Преимущественно исламским осталось население Дигории и Тагаурии. Несмотря на распространение монотеистических религий, О. в. носили синкретический характер, сохраняя богатое наследие язычества. Многие языческие божества, покровители и духи слились здесь с персонажами христианской мифологии. Наиболее популярны Уастырджи (св. Георгий) — покровитель мужчин, воинов и путников, Уацилла (св. Илья) — громовержец и покровитель земледелия, Фалвара— покровитель домашних животных, Тутыр — покровитель волков и т. д. Почитается множество др. духов, часто имеющих свои святилища (дзуар). В честь покровителей и духов близ дзуаров совершаются моления (кувды), сопровождающиеся жертвоприношениями и пиршеством. Сохраняются некоторые магические представления, довольно пышный поминальный цикл. Святые-покровители и духи одинаково почитаются как христианами, так и мусульманами.

В силу синкретичности верований осетин начавшееся с кон. 1980-х гг. религиозное возрождение затронуло не только христианство и ислам, но и домонотеистические традиции. Открыто проводятся ранее скрывавшиеся кувды в честь разных покровителей, моления у св. мест и т. п. Строятся церкви и мечети. Православные осетины относятся к Ставропольской епархии РПЦ. Мусульмане создали отдельное Духовное управление мусульман РСО-Алания. У них имеются трудности с возвращением изъятых мечетей, ощущается недостаток квалифицированных служителей культа.
А. А. Ярлыкапов
--------------------


Второй источник - "Мифы народов мира" представленный как электронная "Энциклопедия мифологии" - http://dic.academic.ru/dic.nsf/enc_myphology/3454
--------------------
ОСЕТИНСКАЯ МИФОЛОГИЯ
В формировании О. м. участвовали скифо-сармато-аланы и местные племена, создатели кобанской культуры бронзового века Центрального Кавказа. В 13-14 вв. на мифологические воззрения осетин значительное влияние оказали татаро-монголы. Источники для изучения О. м. крайне скудны, главный из них - нартский эпос, который создавался с 8-7 вв. до н. э. до 13-14 вв. н. э. Некоторые сравнительные данные содержатся в трудах древних античных авторов (Геродот, Аммиан Марцеллин и др.), а также в скифо-сармато-аланских надписях Северного Причерноморья, в исторических хрониках Армении и Грузии. Особого внимания заслуживают легенды, приведённые армянским историком Мовсесом Хоренаци об аланской царевне Сатаник (5 в.), в которых распознаваемы видоизменения нартских сюжетов из цикла Сатаны.

Термин «нарты» получил в литературе множество самых различных объяснений. Исследователи либо выводят слово «нарт» из осетинского «нае арт» («наш огонь»), либо сопоставляют его с иранским «нар» («мужчина»), либо усматривают в нартах историческое племя, обитавшее на берегу Каспийского моря, и т. д. Французский исследователь Ж. Дюмезиль сближает слово «нарт» с древнеиндийским «нрт», «нарт», «плясать». По предположению В. И. Абаева, слово «нарт» заимствовано осетинами-аланами у монголов (от «нара», «солнце») в период господства Золотой Орды на Северном Кавказе. Термин «нарт», включающий осетинский показатель множественности - «т», по типу осетинских фамильных племён,- получил распространение и у других народов Кавказа - адыгов, абхазов, балкарцев. Происхождение термина «нарт» имеет прочную мифологическую и космологическую основу, на которой строится весь нартский эпос. Однако вопрос генезиса этого памятника остаётся одной из центральных проблем картоведения. Абаев полагает, что первоначально герои аланского (нартского) эпоса считались «детьми солнца», со временем это название под влиянием монголов было заменено термином «нар», «солнце». В. Миллер, Дюмезиль, Абаев показали, что наиболее древние пласты нартского эпоса восходят к скифо-сарматской эпохе и отражают многие скифские обычаи и нравы, описанные в IV кн. «Истории» Геродота (волшебная чаша, служившая нартам для выявления подвигов, похоронные обряды, обычай клясться очагом, способы гадания, умерщвление стариков, отсечение у убитого врага правой руки, обряд побратимства и т. д.). Участие иранского компонента выражается в происхождении имён героев (напр., Уархаг, Ax-cap, Урызмаг, Ацамаз, Ацырхус), а также божеств (Уастырджи, Уацилла, Тутыр, Авд дзуары) и низших персонажей (уаиги). Древнекавказский компонент в О. м. составляют некоторые персонажи (Афсати, Сафа, Поппай), верховное божество - Хуцау, ряд местных и родовых культов (Реком, Хетаг, Хохы дзуар, Татартуп, Таранджелоз, Мыкалгабырта и т. д.).

Согласно эпосу, нартское общество состоит из трёх родов - Алагата, Ах-сартагката, Бората. Сказания о нартах группируются вокруг главных героев и событий (Уархаг и его сыновья, Урыэмаг и Сатана, Сослан. Бат-радз, Сырдон и Ацамаз). Все мифы можно разделить на циклы: солнечные (циклы Сослана, Ацамаза), грозовые (циклы Батрадза), тотемические (циклы Уархага), этногонические (циклы Урызмага и Сатаны, Уархага).

Солнечные мифы группируются в основном вокруг Сослана и Ацамаза: рождение Сослана, женитьба его на дочери солнца, борьба Сослана с солнечным божеством, гибель Сослана от солнечного божества. Космогонические мифы составляют основное содержание чудесных песен Ацамаза, пробуждающих окрестную природу. В них воспеваются главные солнечные божества (Уастырджи, Уацилла, Фал-вара и др.). С божеством солнца роднятся и дружат нартские герои. Ватрадз считает дочь солнца своей названой сестрой. Одно из центральных мест в эпосе занимает тотеми-ческая легенда, в частности о волке, уходящая корнями в глубокую древность (ср. римский миф о Ромуле и Реме). Согласно ей, нартское племя произошло от сыновей Уархага (староосет. уарка, «волк») - Ахсара и Ахсартага. Волк дружелюбно относится к нартам. Он вскармливает одного из героев - Саууая; Сослан, чтобы стать неуязвимым, купается в волчьем молоке; он же, умирая на поле боя, предлагает себя на съедение волку. В сказании о «чёрной лисице» волки дружески беседуют со старейшим нартом Урызмагом, превращённым в собаку. Имя кузнеца Курдалагона содержит древнее осетинское название волка (Курдал-Уаргон). Волк имеет своего бога-покровителя - Тутыра, именуемого волчьим властелином или волчьим пастухом. Согласно данным фольклора, родоначальником одного из скифских племён саков (осет. саг, «олень»), живших в Средней Азии, был олень. Во многих нартских сказаниях олень выступает как тотем; он неуязвим, стоит метнуть стрелу в него, как он исчезает или же превращается в другое существо, чаще в человека. О широком почитании змеи как тотема свидетельствуют изображения на древнекобанских бронзовых топориках. В нартском эпосе представлены теогонические, антропогонические и этногонические мифы об Урызмаге и Сатане. По легенде, эти герои родились от одной матери - Дзерассы, но от разных отцов: Урызмаг - от Ахсартага, сына Уархага, Сатана - от небожителя Уастырджи. Одновременно с рождением Сатаны появились на свет первые земной конь (от небесного коня) и земная собака (от небесной собаки). Вместе с тем Сатана выступает, как Сослан и Сырдон, в качестве культурного героя. Древнейшим мифологическим мотивом эпоса является мотив близнецов (Ахсар - Ахсартаг, Хамыц - Урызмаг) в цикле «Уархаг и его сыновья». Следующие поколения составляют близнецы Урызмаг и Хамыц, старейшие нарты.

Богоборческие мотивы в эпосе с наибольшей силой выражены в цикле о Батрадзе. Батрадз, наделённый всеми чертами божества грозы, борется с небесными божествами - Уацил-лой (святой Илья), Уастырджи (святой Георгий), Ойнами (святой Иоанн), зэдами (ангелами), что отражает борьбу языческих культов с христианством в период принятия его аланами. Гибель Батрадза в борьбе с небесными божествами или Сослана - с солнечным божеством (Колесо Бал-сага) означает победу христианства над язычеством. В конце концов погибают все нарты. Торжество новой религии подчёркивается погребением Батрадза в Софийском склепе, под которым подразумевается Софийский собор, откуда распространялось христианство к аланам. В эпосе отмечаются некоторые параллели между образом Батрадза, культами скифов и древних арийцев. Это погружение в море меча Батрадза и культ меча у скифов и алан, способы закалки Батрадза и бога меча у скифов, рождение Батрадза и древнеарийского бога Индры (Дюмезиль, Абаев). Корни богоборческих мотивов в О. м. идут от главного героя даредзановского эпоса Амрана (груз. Амирани), в сказании о котором добывание огня составляет один из центральных сюжетов. Даредзановский эпос формировался в течение многих веков под влиянием грузинского и окончательно сформировался в позднем средневековье. Записи даредзановских сказаний, произведённые в 70-80-х гг. 19 в. во многих районах Сев. и Юж. Осетии, свидетельствуют об их давнем и повсеместном бытовании. Эпос имеет множество сходных черт с осетинскими нартскими сказаниями. От них идёт немало сюжетов и мотивов, имена героев (Донбеттыр, Курдалагон, Балаттур-Батраз).

Развитие осетинского пантеона в нартском эпосе прошло через два периода: дохристианский и период после принятия аланами христианства. В эпосе представлены все главнейшие осетинские божества: Донбеттыр, Гатаг, Афсати, Фалвара, Тутыр, Уацилла, Уастырджи и др. До периода христианизации большинство их - небожители, они поддерживают дружеские отношения с нартами, с которыми нередко сидят за одним столом и участвуют в походах. Из всех божеств осетинского пантеона наиболее популярный в эпосе Донбеттыр - владыка водной стихии, с ним связаны родством почти все выдающиеся герои. Тутыр - пастух волков, являющийся родоначальником нартов. Весьма популярен в эпосе Курдалагон - небесный кузнец, который закаляет нартских героев, изготовляет оружие. Большое место в эпосе занимает Афсати - хозяин благородных зверей. Афсати - обладатель чудесной волшебной свирели, которую он подарил отцу Ацамаза. Чётко выступают функции Фалвара - покровителя домашних животных, под его охраной находятся все отары и стада нартов. Среди небожителей наибольшую активность проявляют Уастырджи и Уацилла. Уастырджи, спускаясь с неба на трёхногом Авсурге, подобно молнии, проносится от одного края земли до другого; он отец Сатаны, большой доброжелатель нартов, обладатель волшебного войлочного кнута, при помощи которого оживляет героев. В период христианизации Уастырджи борется с нартами. Подобное происходит и с другими дохристианскими божествами, в том числе Уациллой. Всех христианских богов в эпосе выделяет одна особенность - их двойственный характер по отношению к нартам, с которыми они то дружат, то борются.

Появление трёх популярных божеств (Реком, Мыкалгабырта, Таран-джелоз), каждое из которых имеет святилище, также отмечается в эпосе. Они образовались от трёх слезинок бога, пролитых им по поводу гибели Батрадза. Возникновение этих божеств относится к 13-14 вв. Тогда же и позднее у осетин появлялись сельские, родовые и семейные божества-покровители (дзуары). Почти каждое селение имело своё божество (хохы дзуар); много было родовых дзуаров. Из числа дзуаров, почитавшихся несколькими сёлами и районами, наибольшей популярностью пользовались Хетаджи дзуар, Джеры дзуар, Тба-Уацилла, Хохы дзуар. Почитались божества труднопроходимых горных ущелий и перевалов, а также многие горы, рощи, деревья и др. К низшим божествам относятся Авд дзуары (семибожье). Важное место в О. м. занимают демоны - уаиги, постоянно враждующие с нартами. От руки Батрадза многие великаны гибнут или остаются калеками. Сокрушая Тыхфырт Мукары, Батрадз избавляет нартов от тяжёлой дани - девушками и женщинами. Он же убивает пестробородого уаига и отрубает ему голову. От него же остался без ноги и руки заносчивый сын уаига Афсарона на нартском симде (пляске). Мстя за кровь Хамыца, Батрадз убивает Сайнаг-Алдара, отсекает у него правую руку и приносит её в качестве трофея Сатане (этот эпизод сходен со скифским обычаем, описанным Геродотом). В нартском эпосе черти (хайраджита) обитают за семью подземельями в отдельном царстве во главе с повелителем, имеющим трёх дочерей и знаменитого коня - Дзындз. В фольклоре осетин, в отличие от эпической мифологии, черти обитают в горных долинах, в лесах; они похожи на людей, но у них вывернутые ноги (пятками наперёд).

В целом О. м. характеризуется обилием представлений, образов и сюжетов, объединённых в системе дохристианской религии. Многие из языческих богов приобрели впоследствии христианский облик.

Лит .:
Осетинские нартские сказания, [пер. с осетин.], Дзауджикау. 1948;
Нарты. Эпос осетинского народа, М., 1967;
Сказания о нартах. Осетинский эпос, [пер. с осетин.], М., 1978;
Амран. [Осетинский эпос], М.-Л., 1932;
Абаев В. И., Историко-этимологический словарь осетинского языка, т. 1-3, К.-Л., 1958- 1979;
его же, Нартовский эпос, Дзауджикау, 1945;
его же. Дохристианская религия алан, М., I960 (XXV Международный конгресс востоковедов. Доклады делегации СССР, в. 221);
Нартский эпос. Материалы совещания 19-20 октября 1956 г., Орджоникидзе, 1957;
Сказания о нартах - эпос народов Кавказа, М., 1969;
Гатиев В., Суеверия и предрассудки у осетин, в кн.: Сборник сведений о кавказских горцах, в. 9. Тифлис, 1876;
Миллер В. Ф., Осетинские этюды, ч. 2, М., 1882;
Калоев В. А., Осетины. (Историко-этиографическое исследование), 2 изд., М., 1971;
Гуриев Т. А., К проблеме генезиса осетинского иартовского эпоса, Орджоникидзе, 1971;
Гаглойти Ю. С., Некоторые вопросы историографии нартского эпоса, Цхинвали, 1977;
Чибиров Л. А., Народный земледельческий календарь осетин, Цхинвали, 1976;
Чурсин Г. Ф., Осетины. Этнографический очерк, в кн.: Труды закавказской научной ассоциации. Сер. 1, в. 1 - Материалы по изучению Грузии. Юго-Осетия, Тифлис, 1925;
Дюмезиль Ж., Осетинский эпос и мифология, [пер. с франц.], М., 1976.
Б. А. Калоев.
---------------------


Третий источник - исследование А.А. Чочиева "НАРТЫ - АРИИ И АРИЙСКАЯ ИДЕОЛОГИЯ", Москва 1996 - http://iratta.com/na/ , здесь представлены Выводы http://iratta.com/na/2504-vyvody-i-predpolozhenija.html из этой работы:
--------------------

ВЫВОДЫ И ПРЕДПОЛОЖЕНИЯ

Этническая и социальная история осетин в ее главном, этапном переходе от родового общества к племенной конфедерации и раннегосударственной организации, выявлена в общих чертах. Можно утверждать, что непрерывность историче-сих процессов отмечена со времен тлийско-кобанской бронзовой культуры. Это позволяет заключить, что общество предков ас-осетин того времени допустимо отнести к носителям культуры горно-степной бронзы, перешедшим на определенном этапе к кочевому скотоводству. По-видимому, в это время шел процесс распада родовых отношений и складывалась племенная конфедерация.

Особенностью этого перехода можно считать особое состояние общества — в нем актуализируются новые социально-политические настроения: переход от мужских и женских возрастных союзов рода Наф к племенным военным структурам Бал, и связанное с этим переходом идейное состояние элиты, которое, в известном смысле, может быть названо "брожением умов", отражены в эпосе и скифских древностях. В ходе него возникали различные проекты устройства общества, один из которых — трифункциональная, трехплеменная система — теперь хорошо известен. Выясняется, однако, что идея такого социума, представлявшегося стабильным и разумным, тоже оказалась переходной, в результате чего возникла система неравенства, отвергнувшая родовой демократизм и равенство.

Этот переход выявлен и назван религиозной реформой Нар-тамонга-Уасамонга, вновь осуществленной сложившимся сословием военной аристократии, которая стремилась упрочить свои привилегии. Датировать эти процессы можно только приблизительно: ко времени Геродота схема была уже "рабочей" и это свидетельствует о политической "проработке" ее как конфедеративной идеи, а ко времени Диодора она отпала — новая военная элита и организация полностью взяли на себя социально-политические функции в обществе и отодвинули родовые институты на последний план. В V—IV веках до нашей эры переход Нартамонга-Уасамонга был завершен. Сложение скифского государства Атея в IV веке до нашей эры подтверждает переход к цивилизации, а следовательно, и эту датировку завершения реформы. И Диодор, и Плиний на рубеже новой эры могли застать только этот сюжет: Воины "перебили" — подчинили Невоинов, палы — напов.

Одним из результатов этих процессов было сложение комплекса особой культуры Нового Поколения Героев и воинов-аристократов — уасдан. Это был рыцарский кодекс, сложившийся в Юго-Восточной Европе и на Кавказе у предков ас-осетин. Он сформировался как продолжение тех же идей, что лежали в основе трифункциональной системы: как и у каждого из трех племен, у четвертого "появился свой родоначальник", имя которого так же, как имена родоначальников трех первых племен Alæg, Æhsærtæg, Boræfærnyg, манифестирует функцию четвертого племени и означает "стремительную силу и мощь" — Was, As, Waz, Wac, Аса, Wazim, Asi. Потомки его — Юные Герои и Боги Baga-Tyr-As — это Acamaz, Asana, Totr-As, Batr-As, они и есть асы. Новое племя элиты создало свою новую религию и пантеон во главе с Верховным Богом Styr-Was-Hu-Was-Maz-Was-Styr-. . . -Bar-Was-Styr-. . . и так далее, что является титулом, состоящим из повторений эпитетов "добрый", "хороший", "великий", "правоистинный" и подобных, и имени бога Ас. Пантеон и бог представляют результат перехода от политеизма к монотеизму в ходе реформы Нартамонга-Уасамонга. Однако в процессе христианизации титулатура единого бога была "поделена" между христианскими святыми, благодаря чему осетинский пантеон принял современный вид: Стыр-Ху-Уас остался титулом Верховного Бога в форме Стыр-Ху-Сау, Уас-Стыр соединен с Георгием Победоносцем, Уас-Хо-Уас-Стыр — с Тутыром, Уас приобщен к ряду других теонимов.

Особо надо отметить, что в "родство" с христианскими святыми вступил только Великий Бог новой, элитарной религии Уасамонга, а все старые боги пантеона Нартамонга, такие как Афсати, Курдалагон, Дофа, Сафа и другие, составившие второй уровень богов после реформы Нартамонга-Уасамонга, не были удостоены "родства" с христианскими святыми. И еще одно заключение: Библия ас-осетин, если бы она была сведена в книги, состояла бы из "Книги Наставления Мужей" Нартамонга и "Книги Наставления Жрецов-Воинов" Уасамонга.

В отношении этнического значения реформы можно отметить, что появление асских племен в степях Восточной Европы нельзя считать результатом их нашествия или миграции с Востока — это стадиальные процессы Уасамонга, в результате которых сложилась субэтническая культура жрецов-воинов ас. Вся социальная номенклатура ас-осетин, а отчасти и этническая, сложилась в ходе перехода Нартамонга-Уасамонга: ал-дар, уасдан, ас и производное от него "осетин", как и система связанных с этим повинностей в средневековой Осетии. В субкультуру жрецов-воинов входили особые погребальные обряды, пиры-моления, танцы, музыка. Военные танцы, например, отличало то, что исполнялись они с оружием и имели особый рефрен was toh — "асский бой", а позиция на носках копировала стопу лошади, аллюры которой перешли в названия танцевальных переплясов ногами: сиргае и т. д. Главное условие — неподвижность плечевого пояса при любых аллюрах, что было необходимо для ведения боя, прицельного метания стрел, — стало основной позой танца.

Весь этот асский комплекс культуры входил в рыцарский кодекс уасдан, который также включал в себя и обязательное умение петь, и умение молиться, потому что Юный Бог Ac (Baga-Tyr-As, Батрас) спускается с Неба на помощь Жрецам-Воинам только в тех случаях, когда его призывают Песней или Молитвой [269а]. То есть Пение и Танец выполняли роль Молитв, имели силу Молитв, что и объясняет исступленный характер нартов-ских танцев, на которые собирались "любоваться" боги — бо гопризывная функция танцев, как и непревзойденное танцевальное мастерство Юных Богов Асов (Батрас), манифестируют жреческие и воинские функции уасдан. Этот комплекс стал по существу сословным сводом ас-осетинского аристократизма. Более того, как показал Ф.Кардини, предки осетин сыграли огромную роль в становлении средневекового европейского рыцарства [157]. Нет сомнения, что именно с сословным кодексом уасдан асское рыцарство влилось в европейские процессы, принеся с собой и идею "божьего воинства" — "жрецов-воинов" ас.

Распространение рыцарской культуры уасдан по Европе можно подтвердить рядом примеров. Г.Моргенстиерне показал, что один пассаж из "Саги о королях Норвегии" Снорри Стурлусона рассказывает о продвижении бога Одина с сыновьями в Скандинавию из страны асов Асаланд, расположенной на Дону. Маршрут проходил сначала через Гардари-ку (Северная Русь), затем Германию (Саксонию) и потом Швецию [185]. Впоследствии Г.Моргенстиерне пришел к заключению, что норвежское ass восходит к осетинскому as[le]. Вывод автора о том, что "древнее название осетин было использовано в далекой Исландии для объяснения происхождения нордического бога", является полной иллюстрацией к выводам настоящего исследования. Скандинавские боги и герои Ас, равно как германские герои Ас, имеют истоки в культах Уасамонга. В ходе многолетних, многовековых контактов ас-осетин с соседями, а также в ходе походов балц, совершавшихся совместно с германцами, славянами, скандинавами, они распространились не только по Европе, но и за ее пределами. Тому есть подтверждения.

Одно из них — исследование Ф.Кардини, установившего, что маршрут продвижения асов по Стурлусону показывает и продвижение сословно-рыцарского кодекса уасдан через Северную Русь, Германию и Скандинавию. Нет сомнения при этом, что предки осетин внесли огромный вклад в становление рыцарской культуры в Европе.

Необходимо сказать и о влиянии социальной культуры осетин на процессы в контактной зоне: взаимодействие с оседлы ми племенами ариев и другими этническими массивами продолжалось веками, войны занимали их меньшую часть. Неизбежны были отношения данничества и зависимости, более стойкие в регионах непосредственного контакта, или даже "сопряжения" кочевничества и оседлости, особенно в лесостепи. Государство Атея не могло быть единственным за многие века образованием при вполне сложившейся идее "цивильного общества" у ариев Скифского Поля.

Можно полагать, что такие же недолговечные "государства", как Скифия Атея, спорадически возникали но, в отличие от нее, проявляли активность только в войнах между собой и потому остались неизвестными истории. В пользу этого предположения можно привести достаточно веский довод: самое раннее известие о существовании государства в регионе Подонья относится к последней четверти IX века, но его считают славянским. Между тем название государства — Roshwasko — вполне асское (осетинское). Состав термина, представляющего название государства, свидетельствует о его ас-осетинской природе и сложен из rohs/Aohsh — "светлый", и теонима Was-Ho: "страна светлого Уас-Хо" [360], и только так его необходимо интерпретировать в применении к государству. Зная суть реформы Нартамонга-Уасамонга можно сказать, какой была элита этого государства — это Военная Аристократия, опиравшаяся на силу дружин, которая состояла из Жрецов-Воинов ас и исповедовала религию Уасамонга с рыцарским кодексом Уасдан. Сюда, кажется, можно привлечь еще один довод: "родоначальник" русских князей, Олег, назван "вещим" — он имел связь с культами, что можно сопоставить с именем родоначальника арийских жрецов Алæг. Норманнская теория происхождения русских княжеств, учитывая происхождение скандинавских богов ас, не только усиливает основания данного сопоставления, но и обнаруживает свою идеологическую основу.

От времен Атея до Roshwasko прошло двенадцать веков и это, по меньшей мере, означает, что в регионе всегда присутствовал скифо-нарто-асский этнос. В подтверждение того можно привести много других свидетельств сопряжения древнеосетинскои и древнеславянской традиционных культур, как можно провести и новые параллели со скандинавскими и германскими верованиями, но это большая и самостоятельная тема. Как и тема возможных авестийских связей, свидетельством чему является один из вариантов имени родоначальника племени Жрецов-Воинов: Wazim, по-видимому, связано с Was и именем авестийского героя Ima, что предполагает поиск возможных связей образа Йимы, и самой Авесты, с рассматриваемыми здесь процессами. Резюмируя, можно сказать, что результаты настоящего исследования позволяют углубить изучение многих вопросов социальной истории и истории культуры в Восточной и Западной Европе, на Кавказе, и, возможно, в более обширном регионе.
--------------------

Слава Богам - Удачи нам!
_________________
Любомир (Дионис Георгис)
Содружество Природной Веры "Славия"
http://slavya.ru
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение Отправить e-mail Посетить сайт автора
Алаг
Желанный гость


Зарегистрирован: 26.05.2011
Сообщения: 9

СообщениеДобавлено: Вс Май 29, 2011 9:35 pm    Заголовок сообщения: Ответить с цитатой

Цитата:
Лично для меня - это одно из подтверждений гипотезы, что формирование алано-осетинской "монотеистической" мифологии и верований, как мифологий, верований многих других народов с жестким патриархальным укладом и воинской аристократией, было во многом результатом сознательного уничтожения культа Великой Богини и преобразованием связанного с ним первичного пантеона Богов в систему, где есть единственный Бог-Творец и множество подчиненных ему духов, ангелов, демонов, святых... В некоторых трудах это преобразование называется "дуалистической революцией", которая последовательно охватила многие народы, реформируя их религиозно-мировоззренческие системы.

В НК(нартский эпос) нет следов многобожия. Даже в самых ранних сюжетах 10-12 тыс.лет зэды и дуаги присутствуют на нартских кувдах и славят Единого Бога вместе с нартами.
Праматерь супруга Донбетра(бардуага воды), которая сосватала свою дочь за первонарта Сэуэссэ почитается у берега реки. Место почитания обычно обозначается большим камнем. Есть в огорах и отдельные зуары посвященные Праматери.
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение
Любомир
Хранитель Кольца Славии


Зарегистрирован: 08.08.2003
Сообщения: 1683
Откуда: Москва

СообщениеДобавлено: Вт Май 31, 2011 3:55 pm    Заголовок сообщения: Ответить с цитатой

Алаг пишет:
Цитата:
В НК(нартский эпос) нет следов многобожия. Даже в самых ранних сюжетах 10-12 тыс.лет зэды и дуаги присутствуют на нартских кувдах и славят Единого Бога вместе с нартами.


А я вижу в исследовании "Нарты-Арии и Арийская идеология" как раз прямое признание, что рождение Нартов - результат религиозной реформы и, видимо, гражданско-религиозной войны, в результате которой жрецы и носители непатриархальной и немонотеистической веры были либо уничтожены, либо вытеснены (собственно, автор исследования прямо об этом и пишет - это не только мое предположение, но и его).

Те же германо-скандинавские верованиях, которые нам известны по Старшей и Младшей Эдде и различным сагам о Богах-Асах и предках-героях германо-скандинавских народов невозможно отнести к монотеизму. И быть может, что носители веры в Богов-Асов - это та часть одного ранее народа, который был разделен надвое гражданской войной между реформаторами-монотеистами и консерваторами-политеистами.

Однако дело все же не в многобожии или однобожии.
1. Мы выбираем религию жизни вместо религии ухода от жизни.
2. Мы не считаем, что нравственность определяется религией, наоборот, это она выращивает религию и/или мировоззрение. Среди верующих любой религии можно найти и благородных людей, и подлецов.
3. Язычество для нас и и религия, и мировоззрение, смысл которой отнюдь не в служении единственному Богу или многим Богам. Мы видим смысл в воспроизводстве родового образа жизни и ценностей, в поддержании гармонии и родового единства отношений между Божественным, Человеческим и Природным как в нас самих, таких и в наших потомках, в отношениях с нашими предками. Один ли Бог, много ли их или вовсе нет - это не меняет смысла язычества, как мы его понимаем.
4. Мы любим и чтим предков, мы благодарны им за жизнь, которая горит в нас, независимо от того, кто были наши предки по религии или по мировоззрению.
5. Мы не считаем, что какая-либо религия выше или ниже другой.Даже если человек хочет уйти от жизни - это его право. Но мы не хотим, чтобы наши дети и наш народ выбирали этот путь.
6. Мы хотим сотрудничать с благородными, честными, порядочными людьми, вопрос их веры - вторичный для нас.
7. С сожалением констатирую по историческому опыт и по личному опыту общения с монотеистами-авраамистами, что для многих из них вопрос веры в единого Бога важнее вопроса порядочности и чести, защиты своего народа и страны.

Поэтому даже если в истории Алании, осетинских верований совершенно нет следов многобожия, это не может нам помешать чувствовать сторонников традиционных осетинских верований братьями по духу, если только нас не будут убеждать снобистки, что единый Бог - это единственно правильная истина для всех, а всё остальное - заблуждение.

Слава Богам - Удачи нам!
_________________
Любомир (Дионис Георгис)
Содружество Природной Веры "Славия"
http://slavya.ru
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение Отправить e-mail Посетить сайт автора
Алаг
Желанный гость


Зарегистрирован: 26.05.2011
Сообщения: 9

СообщениеДобавлено: Вт Май 31, 2011 10:08 pm    Заголовок сообщения: Ответить с цитатой

А. Чочиев говорит о рождении Асов в результате реформы. Нарты были созданы Единым Богом по просьбе Зынджыбардуага(право силы огня, буквальный перевод). Если будет в этом необходимость я переведу ключевые кадаги(сказания) которые обычно упускаются исследователями НК. Несомненно самое широкое и системное исследование НК проведено А.Чочиевым и научность его подтверждена РАН. Однако Асы это не четвертое сословие, а высшая ступень в сословии, которых три Ахсартаговы, Алаговы и Бораевы(Ахсартагата, Алагата и Бората). Хорив, Кий и Щек тоже, что Ахсартаг, Алаг и Бора. Сбой произошел когда титул Уасдан стал наследственным.
По шести Вашим пунктам у нас нет расхождений, ведь мы видим цель человека в сохранении Древа Жизни. Древо Жизни отобрали у далимонов(дали-низший мон-разум) Ахсар и Ахсартаг(Доблесть и Доблестный), они же его охраняют, а растет оно во дворе Бората.
По седьмому пункту тоже нет расхождений; - Нарты живут тремя родами, все они достоинство ценят выше жизни. Это цитата из НК.
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение
Показать сообщения:   
Начать новую тему   Ответить на тему    Список форумов Кольцо Славии -> Братина Часовой пояс: GMT + 3
Страница 1 из 1

 
Перейти:  
Вы не можете начинать темы
Вы не можете отвечать на сообщения
Вы не можете редактировать свои сообщения
Вы не можете удалять свои сообщения
Вы не можете голосовать в опросах


Ovsem.ru
Рейтинг@Mail.ru
rax.ru: показано число хитов за 24 часа, посетителей за 24 часа и за сегодня

Реклама: