Содружество Природной Веры "Славия"
Кольцо Славии
Форумы Содружества Славия
 
 FAQFAQ   ПоискПоиск   ПользователиПользователи   ГруппыГруппы   РегистрацияРегистрация 
 ПрофильПрофиль   Войти и проверить личные сообщенияЛичная почта: Войти и проверить личные сообщения   ВходВход 
Доброй охоты всем нам!
Приглашаем принять участие в тестировании нового портала Содружества Славия.
Будем рады замечаниям и предложениям.

Правила форума
Список форумов Кольцо Славии
Кольцо Славии -
к началу

Ученый Иоганн Гмелин о нравах русских жителей Сибири XVIII в

 
Начать новую тему   Ответить на тему    Список форумов Кольцо Славии -> Иные пути
Предыдущая тема :: Следующая тема  
Автор Сообщение
Klerkon
Старожил


Зарегистрирован: 29.03.2009
Сообщения: 865
Откуда: Москва

СообщениеДобавлено: Вт Июл 19, 2011 11:48 pm    Заголовок сообщения: Ученый Иоганн Гмелин о нравах русских жителей Сибири XVIII в Ответить с цитатой

Иоганн Георг Гмелин (1709-1755) — немецкий врач, ботаник, этнограф и путешественник, исследователь Сибири и Урала, профессор химии и натуральной истории Петербургской Академии наук (1731-1748), участник Великой Северной экспедиции 1733-1743 гг. Автор фундаментальных трудов «Флора Сибири» (1747-1759) и «Путешествие по Сибири» (1752).

В январе-феврале 1735 г., августе 1739 - феврале 1740 г., октябре 1740 - апреле 1741 г. жил в Красноярске, тогда небольшом городе с населением около 2 000 чел.:

«...Мы торопились, чтобы еще днем приехать в город, и через деревни Березовка и Лодейка вечером около 5 часов счастливо прибыли в Красноярск.

..Жители города большей частью служивые, так как при закладке его имели целью обезопасить эти места от нападений киргизских татар и как в то время, так и до сих пор, заботились лишь о том, чтобы эту безопасность сделать достаточно прочной. Поэтому до недавних пор это было место, куда не каждый отваживался ехать, а ехали лишь по принуждению. Вокруг простираются степи, и они были до этого очень подвержены набегам киргизских казаков (воинов).

Теперь уже в течение ряда лет существует полная безопасность, так как киргизские казаки все перебрались в калмыцкие степи. Так здешние служивые получили возможность безо всякой опасности наладить связь со всей этой местностью...

Служивые живут здесь очень хорошо и большей частью весьма зажиточно. Их богатство составляют лошади и крупный рогатый скот... В любую погоду, холодную и теплую, все равно они выпускают скот в степь пастись. Так как зимой на полях снег бывает редко, и скот выкапывает из земли столько корней и засохшей травы, что не подыхает с голоду... Я не могу, правда, сказать, что здешние животные так же хороши, как в других местах. Одна лошадь в России может тащить больше, чем здесь три, а одна русская корова дает больше молока, чем двадцать здешних. С большим трудом мы могли добыть ежедневно столько молока, сколько нам нужно на завтрак к чаю...

Здесь сеют зерно, и земля настолько плодородна, что ее лишь сверху слегка обрабатывают и в течение 5-6 лет засевают, не удобряя ее. Если зерно уже больше не растет на ней, то вокруг достаточно заброшенной земли, на которой сеют вновь...

В таких обстоятельствах здесь повсюду процветает безделье и высшая степень пьянства. Служивые живут со своим воеводой настолько по-панибратски, что не стесняются будучи у него в гостях напиться до одури, орать и скандалить. Самогон пьют не из маленьких чашечек, а из больших кружек. И тот, кто в гостях наиболее напился до скотского состояния, на другой день заявляется с подарками...

Красноярск до недавнего времени был местом, где можно было достать достаточное количество древностей... Из серебряных сосудов я видел у здешнего воеводы вид подноса и горшочек, оба предмета позолочены. Примечательным было то, что на подносе можно было увидеть фигуры чеканной работы, похожие на то, как изображают птицу грифа. Из меди находим тарелки, молоточки различной работы, украшения для конской сбруи и т. д. Нередко можно найти также вид колокольной бронзы и поддельное китайское серебро.

Из поддельного серебра встречаются различные сосуды, покупая которые многие были обмануты, узнав об этом позже. До сих пор мы не нашли малейших признаков железа, хотя железная руда здесь в изобилии. Здешние татары заявляют, что охота на соболя теперь менее удачна, чем раньше. Местные жители подтверждают это и рассказывают, что если раньше кто-нибудь заявлялся к татарам с железным котлом, то они наполняли котел соболями доверху в обмен на котел. Теперь же этот обычай отошел...

У этих людей (речь о подгородных качинцах - ред.) нет никакой религии, однако они верят, что бог есть: и так как у них с русскими тесные связи, то временами они ставят свечи в русских церквях, чтобы показать тем самым свое доверие к русскому богу. Однако в быту они обращаются также к своим духам и кажется, что они еще очень далеки от восприятия христианской религии.

Когда с ними об этом говоришь, то они приводят следующие возражения:

1. Что их предки без христианской религии очень хорошо жили;

2. Что христианская религия очень ограничена - нельзя есть конину, а в праздники они связаны тем, что надо есть то, что они и не знают, где взять. Но кроме того, что они говорят без боязни, что русский образ жизни кажется очень несчастным. Так, если у себя в юрте они хотят пожелать кому-то что-то очень плохое, то используют очень ходовое среди них выражение: «Чтоб ты жил как русский!»

...С 9-го числа этого месяца (января 1735 года) с начала масленой недели начинаются здешние празднества. Все, что соответствующий год мог предложить крепкого, выпивалось, и мужчины и женщины веселились как следует. Мужчины развлекались верховой ездой, женщины пешком гуляли по улицам, а ночью обычно слышалась музыка, состоящая из беспутных криков. Дети катались с горок на шкурах. С приближением конца этой недели все эти празднества и веселье нарастали. Нередко в последние дни можно было видеть толпу пьяных всадников, человек тридцать, иногда с ними были подростки. Я тоже очень хотел участвовать в одном из таких празднеств. Воевода Семен Баклановский предоставил мне такую возможность, и я вместе с воеводой отправился в деревню Торгашина, расположенную в 5 верстах от города, куда воевода был приглашен здешним винным откупщиком Кузьмой Коневским.

Мы выехали большой кавалькадой. Рядом с нашими санями более 16-ти всадников, вооруженных колчанами, луками и стрелами. Во время поездки они упражнялись в стрельбе из лука. В землю пускали стрелу, а затем все старались на полном скаку попасть в нее другой стрелой и перебить ее пополам. Очень часто это удавалось и победитель получал небольшой приз. Мы переехали небольшую речонку, которая берет начало недалеко в небольших горах и зимой никогда не замерзает. Недалеко от устья друг за другом стоят 10 небольших мельниц для размола зерна, которые приводит в движение речка, но вскоре после этого она теряется в земле. Когда мы прибыли в деревню и расположились в комнате, то друг за другом стали заходить крестьяне, и каждый клал на стол что-то завернутое в бумагу, сперва перед воеводой, затем перед его женой. Некоторые давали и сыну что-то. В моем присутствии воевода развернул несколько бумажек, и в каждой было завернуто 10 копеек. Его супруге всегда давали половину. Теперь я понял, почему воевода в течение всей масленицы вместе с супругой ездил в гости по соседним деревням: он собирал привычные подарки.

Вечером служивые устроили праздничную стрельбу. На поле построили две стены из снега, связанные сверху поперечиной также из снега. Это строение должно было представлять собою крепость, вокруг которой стояли служивые с очень длинными палками, а другие служивые верхом должны были эту крепость взять.

Невозможно описать, в какой суматохе все это происходило. Крепость никогда не атаковало более 2-3 всадников, а чаще всего лишь один. Бешеным галопом мчался всадник к крепости, но его встречали ударами, сбивали с лошади и крепко отделывали. Всадники пришли в ярость от того, что не могли взять крепость, и хотели пустить в ход против защитников ее стрелы, но воевода не разрешил это сделать, и крепость осталась в руках ее первых владельцев.

В старые времена сибирские служивые выглядели весьма внушительно. Они носили латы 2-х видов, которые покрывали все тело. Одни сплошь состояли из железных колец, а другие из тонких железных пластин. Пластинчатые латы, по словам служивых, носить гораздо легче, чем кольчатые.

После описанной выше праздничной борьбы мы поехали домой, и служивые снова упражнялись в стрельбе из лука».


Ссылка: http://region.krasu.ru/people/gmelin
_________________
Кот — животное священное, а люди — животные не священные!
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение
Верея
Хранитель Кольца Славии


Зарегистрирован: 08.08.2003
Сообщения: 9859
Откуда: Москва

СообщениеДобавлено: Ср Июл 20, 2011 11:45 am    Заголовок сообщения: Ответить с цитатой

Здорово!

Кстати, о поверхностной обработке почвы: на таких землях плодородие уничтожается как раз глубинной вспашкой. После чего и нужны искусственные удобрения.
.
_________________
Светлана З. (Верея)
Содружество Природной Веры "Славия"
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение Отправить e-mail Посетить сайт автора
Klerkon
Старожил


Зарегистрирован: 29.03.2009
Сообщения: 865
Откуда: Москва

СообщениеДобавлено: Ср Июл 27, 2011 8:35 pm    Заголовок сообщения: Ответить с цитатой

Напоминаю, что Красноярский острог основан был в 1628 г. служилыми людьми под руководством сына боярского Андрея Дубенского специально для защиты от набегов енисейских кыргызов - предков нынешних киргизов (доревол. "кара-киргизы"), которые переселились в Притяньшанье и на оз. Иссык-Куль только в начале XVIII в.

Становление и развитие Красноярска и его округи происходило в упорной борьбе с местными тюркскими (аринами, качинцами) и кетоязычными (асаны, котты, калмажи) народами. Очевидно, что после разгрома русскими войск хана Иренека в 1667 и 1679-1680 гг. енисейские кыргызы, которые сами были вассалами монгольской державы Алтан-Ханов, утратили контроль над своими "кыштымами", уступив его русским.

Постепенную христианизацию и частичную ассимиляцию аринов и качинцев - предков хакасов - и наблюдали русско-немецкие ученые и путешественники Иоганн Готлиб Гмелин в 1735 и 1739-1740 гг. и Петр Симон Паллас в 1771-1773 гг.

Вот каким увидел Красноярск в октябре 1771 года академик Паллас:

"Город Красноярск почти еще таков же, каков был в бытность профессора Гмелина, или очень мало переменился. Кроме соборной церкви, которую каменную строить начали, однако совершить еще не в состоянии, в публичных строениях совсем не прибавился, так как и число обывателей, несмотря на великое разселение по степи, почти ничем не умножилось, и весьма мало хороших купцов, а рукодельных, впрочем самонужнейших, почти совсем не находится.

Может быть, нерадение простых людей и праздники, которые за чрезвычайною дешевизною хлеба и излишком всего к житию потребнаго, бывают главнаю худому приращению сего места причиною: ибо иначе Красноярск к купечеству способнейшее место: все, что российские купцы зимою на торги к китайцам не отвозят, проходит через оной город...

Проезжая же чрез Томск, город недалеко отсюда лежащий, множество тут закупают простых соболей и другой в Китай похожей рухляди. От ноября даже до февраля можно видеть многие тысячи обозов, которые, нимало не останавливаясь, проходят чрез город, потому что хозяева обыкновенно вперед уезжают, чтобы на чистыя деньги заблаговременно закупить все, что из рухляди им ни попадется.

Российские товары в Красноярске обыкновенно дороже продаются, нежели в Иркуцке, а китайские посредственною ценою, однако всегда выше настоящего, понеже росход оных не велик, и только два купца, которые таковые держать в состоянии, и так сии цену накладывают по их обиходу и, можно сказать, себе без урона.

Вокруг Красноярска, чем больше урожаю, тем жить дешевле, да я и совершенно уверен, что хотя в благополучной сей империи нет ни одного уезда, где бы на дороговизну жаловаться можно было, однако ни в которой части сего государства земные продукты так дешевы не находятся, как здесь.

Едва можно поверить, если скажу, что, как я туда приехал, в городе ржаной муки пуд по две копейки и но пяти денег, пшеничной же по четыре копейки с деньгою и по пяти продавали; мясо от пятнатцати до дватцати пяти копеек пуд, а целого быка за полтара рубли, корову за рубль, рабочую лошадь за три, за два рубли и меньше достать можно; овцы от тритцати до пятидесяти копеек, свиньи же немного дороже.

Но в то же время, поелику многия хлеба отправки по Чулыму и Оби, то на Колывано-Воскресенские горные заводы, то на пограничныя по Иртышу крепости воспоследовали, также следующею зимою на Тулым, и в городе винокурни, магазейны на казенный кошт завслися; то и цена на хлеб возвысилась, однако рожь не свыше пяти и шести копеек осталась .

Итак, из сего можно заключить, сколь велико изобилие в Красноярском ведомстве в хлебе. И хотя правда, что немногие в самом городе покупают, поелику большая часть обывателей своими собственными полями и скотом довольствуются, однако ж недавно заведенное хлебное отправление в северныя по Енисею и в Иркутской губернии находящиеся безплодные места, как и в Сургут и Нарым, довольно могли бы возвысить настоящую цену, если б изобилие сего уезда не было чрезвычайно.

О всеобщем недороде, кроме обыкновенно хорошей жатвы, здесь не знают и примеру: ибо от посеву рожь летом сам-десята, озимь сам-осьма, а ячмень самодвенатцатой приходит. Пшеница в худые годы обыкновенно сам-шеста, а овес редко не самодвенатцатой приходит. Простая греча, хотя ее и очень мало сеют, но если случится, то по причине доброты земли, где она, как трава, зарастает, не иначе как на обветшалой сеять должно, да и там в двенатцать и пятнатцать крат больше приносит.

Повсюду одинакое состояние полей из легкого чернозему но горам и но долинам запрещает употребление здесь более вредного, нежели полезнаго растениям навозу, как то по опытам известно. Однако большая часть оных, если только чрез два года отдыхать оставляются, 10 и 15 лет плодоносны бывают. Но если урожай и уменьшится, то довольно для мужика по степи и по нагорью для заведения новой пашни места найдется, что и делают обыкновенно вскоре после летняго посеву.

Вспахивают таковое новое поле или залог в начале июля, коренья заборанивают и, в конце того же месяца еще перепахав, оставляют лежать чрез весь июль под наступающую в августе озимь, которую ныне только что заборонить остается, или оставляют и до следующей весны под пшеницу, в котором случае его еще раз вспахать будет надобно.

Зимовалыя же, хотя в Казанском ведомстве и по Каме довольно и с пользою урожается, однако нигде в Сибири не бывает. По снятии перваго хлеба, дают ему отдыхать целую зиму без вспахивания, и тогда называют его перелогом, а следующим летом, так как в третей год, под лишней посев употребляют. На четвертой год, два вспахавши, оставляют под пары до осени или и до весны следущаго года, ибо но большей части невысокия поля сряду по два года и более; высокия, сухия и несколько песчаныя около двух лет всякой хлеб, не выключая коноплей и гороху, приносить могут.

Я несколько распространил свое описание о полях Восточной Сибири, желая показать, сколь благополучен в плодоносной сои стране крестьянин, и сколь нужно бы таковую обнародить... Сверх хлебопашества, хотя в полуденных местах Сибири и Красноярского ведомства всякие огородные овощи с пользою разводить можно, однако сибиряки о том мало стараются, только что некогда ранние инеи, а более всего часто случающиеся в мае напоздни нежным растениям вредить могут, и для того только, что огурцы да тыквы, а дыни и арбузы совсем не поспевают.

Для сильнаго походу табаку в языческие народы начали оной сеять с нарочитою пользою, однако еще несовершенно знают, когда листья снимать и когда лучше приуготовлять оныя, почему красноярской табак, которой но зелености своих листьев зеленчаком и прозывается, много что в 25 копеек фунт продается, а напротив того простой черкасской 40 копеек и свыше, а в Удинске нередко и в двадцать алтын фунт приходит.

Красноярские жители знатную при том получают прибыль с островов, по Енисею лежащих, особливо около Абаканска и выше, где множество растет дикого хмелю, за которым многие осенью туда ездят и, сплавив на плотах в город, продают от пятидесяти копеек до рубля. По большей части с лучшею прибылью отвозят его в Енисейск, Иркуцк и по другим местам по Тунгуске, где хмель не родится. Изобилие сего и дешевизна хлеба подают красноярцам повод к всегдашнему содержанию бражки и быть веселеньку..."


Ссылка: http://www.kraspoisk.ru/articles.php?id=mydvtd
_________________
Кот — животное священное, а люди — животные не священные!
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение
Показать сообщения:   
Начать новую тему   Ответить на тему    Список форумов Кольцо Славии -> Иные пути Часовой пояс: GMT + 3
Страница 1 из 1

 
Перейти:  
Вы не можете начинать темы
Вы не можете отвечать на сообщения
Вы не можете редактировать свои сообщения
Вы не можете удалять свои сообщения
Вы не можете голосовать в опросах


Ovsem.ru
Рейтинг@Mail.ru
rax.ru: показано число хитов за 24 часа, посетителей за 24 часа и за сегодня

Реклама: