Содружество Природной Веры "Славия"
Кольцо Славии
Форумы Содружества Славия
 
 FAQFAQ   ПоискПоиск   ПользователиПользователи   ГруппыГруппы   РегистрацияРегистрация 
 ПрофильПрофиль   Войти и проверить личные сообщенияЛичная почта: Войти и проверить личные сообщения   ВходВход 
Доброй охоты всем нам!
Приглашаем принять участие в тестировании нового портала Содружества Славия.
Будем рады замечаниям и предложениям.

Правила форума
Список форумов Кольцо Славии
Кольцо Славии -
к началу

Об обычае "соумирания" у славян.

 
Начать новую тему   Ответить на тему    Список форумов Кольцо Славии -> Братина
Предыдущая тема :: Следующая тема  
Автор Сообщение
Мирослав
Старожил


Зарегистрирован: 04.04.2006
Сообщения: 592
Откуда: город Курган

СообщениеДобавлено: Ср Сен 24, 2014 7:07 pm    Заголовок сообщения: Об обычае "соумирания" у славян. Ответить с цитатой

Исходной точкой размышлений опять-таки будет образец христианской пропаганды:
"(...) адвокаты язычества умалчивают о том, что из возможности добровольных самоубийств жён никак не следует, будто жена могла избежать смерти на похоронах мужа. Это был её долг перед ним и перед обществом. Отказываясь от "соумирания", она позорила не только себя, но и своих детей, своих родителей и других ближайших своих родственников. Её смерти, как и смерти любимых рабов и любимых животных, требовал обычай. Она должна была быть похороненной в могиле мужа вместе с его оружием, доспехами, посудой и другим имуществом.
Если вдуматься в её положение, то придётся признать, что её убийство на похоронах мужа имело не столько добровольный, сколько добровольно-принудительный характер. Видимость добровольности требовалась этикетом. Она была обязана продемонстрировать свою любовь к мужу своим желанием умереть. А другие жёны (которых, экономя, оставляли в живых) были обязаны продемонстрировать свою досаду на то, что выбор пал не на них. И они демонстрировали её, но жизни себя при этом не лишали.
Если бы жена отказалась от "соумирания", обществу не оставалось бы ничего другого, как наказать её за это. И преподать на её примере урок другим жёнам. Не хочешь по доброй воле следовать за своим мужем - похороним тебя живой вместе с ним в могильном срубе. Или сожжём заживо на погребальном костре (о таких случаях упоминают ибн Даста и Массуди). "Суровость обычая, - писал А.А.Котляревский, - смягчалась РЕЛИГИОЗНЫМ ВЕРОВАНИЕМ, что только вслед за мужем - жена, только вслед за господином - рабы могут войти в обитель блаженных... Жёны и рабы сожигались живыми на кострах... с известными религиозными причитаниями; из них Массуди приводит следующее: "мы сожигаем их на этом свете, за то они не будут сожжены на том". Если дать этому выражению цену достоверности и не принять его за случайное и незначительное, то, кажется, в нём можно видеть намёк на языческое понятие о том, что некоторых людей, например, жену, непоследовавшую за мужем, рабов - за своим господином, ожидала в загробном мире казнь ПЕКЛА" ("О погребальных обычаях языческих славян", М. 1868, с. 61-62)."
Г.М.Шиманов. О чём помалкивают язычники.
Обратимся же к первоисточникам.
Аль-Масуди:
"Что же касается язычников, находящихся в стране хазарского царя, то некоторые племена из них суть Славяне и Русы. Они живут в одной из двух половин этого города (Итиля. - А.Г.) и сжигают своих мертвецов с их вьючным скотом, оружием и украшениями. Когда умирает мужчина, то сжигается с ним жена его живою; если же умирает женщина, то муж не сжигается; а если умирает у них холостой, то его женят по смерти. Женщины их желают своего сожжения для того, чтобы войти с ним (мужьями) в рай. Это есть одно из деяний Гинда (индийцев. - А.Г.), как мы упомянули выше; только у Гинда обычай этот таков, что жена тогда только сжигается с мужем, когда она сама на это соглашается".
Здесь нет речи о добровольности соумирания, напротив - славянский обычай противопоставляется индийскому, в котором требуется согласие вдовы.
"Бурджан (дунайские болгары, хотя, возможно, сюда попали и некоторые сведения о восточноевропейских булгарах, Д.Ш.) есть из потомков Юнана, сына Яфетова; государство их велико и обширно; они нападают на Греков (в оригинале румийцы, Д.Ш.), Славян, Хазар и Турков (здесь венгры, Д.Ш.), ожесточеннее всех на Греков. (...) Если у Бурджан умирает кто-нибудь, то они собирают всех его слуг и его свиту, говорят им известные мудрые изречения, сжигают их затем с мертвецом и говорят: "Мы сжигаем их в этом свете, посему они не будут сожжены на том свете". Они имеют также большой храм; когда кто-нибудь умирает, то они его заключают в этом храме вместе с его женой и слугами, которые остаются там, пока не умрут".
В этом свидетельстве, вопреки мнению Котляревского, не говорится о том, что казнь Пекла ожидает жену, отказавшуюся от соумирания - речь идёт только о слугах умершего. Котляревский, по-видимому, просто переносит это представление на жену усопшего, так как в следующем предложении говорится о её ритуальном убийстве вместе со слугами (правда, другим способом). Не говорится и о принудительности соумирания.
Ибн-Даста (он же - Ибн-Русте):
"Славяне не имеют ни виноградников, ни пашен. (...) Когда умирает кто-либо из них, они сжигают труп его. Женщины их, когда случится у них покойник, царапают себе ножом руки и лица. На следующий день по сожжении покойника, отправляются на место, где оно происходило, собирают пепел и кладут его в урну, которую ставят затем на холм. Через год по смерти покойника берут кувшинов двадцать меду, иногда несколько больше, иногда несколько меньше, и несут их на тот холм, где родственники покойного собираются, едят, пьют и затем расходятся.
Если у покойника было три жены, то та из них, которая утверждает, что она особенно любила его, приносит к трупу его два столба и вбивает их стоймя в землю, потом кладет третей столб поперек, привязывает посреди этой перекладины веревку, становится на скамью, и конец этой веревки завязывает вокруг своей шеи: тогда скамью вытаскивают из под неё, и женщина остается повисшею, пока не задохнется и не умрет. После этого труп её бросают в огонь, где он и сгорает".
Здесь утверждается, что соумирание практиковалось только, если у умершего было три жены, причём за мужем следовала лишь одна из них - вызвавшаяся добровольно. Эта ситуация описывается как норма. Не говорится, практиковалось ли соумирание при ином количестве жён, обязательно ли одна из трёх жён должна была вызваться последовать за умершим, что происходило, если ни одна из жён покойного не утверждала, что особенно любила его (и, соответственно, все три отказывались от соумирания).
Он же о русах:
"Когда умирает у них кто-либо из знатных, то выкапывают ему могилу в виде большого дома, кладут его туда и вместе с ним кладут в ту же могилу как одежду его, так и браслеты золотые, которые он носил; далее опускают туда множество съестных припасов, сосуды с напитками и чеканную монету. Наконец кладут в могилу живою и любимую жену покойника. Затем отверстие могилы закладывается, и жена умирает в заключении".
Здесь нет речи о добровольности соумирания. Впрочем, ничего не говорится и о том, что любимую жену покойного убивали против её воли.
Аль-Бекри:
"Масуди (i) говорит: И распадаются Славяне на многие племена. (...) Племя, о котором мы сказали, что оно называется Срнин сожигает себя в огне когда глава племени умрет. И сожигают также своих лошадей. И у них обычаи подобные обычаям Индийцев. Они граничат с востоком и далеки от запада. И они радуются и веселятся при сожигании умершего и утверждают, что их радость и их веселость (происходит) от того что его (покойника) господь сжалился над ним. Жены же мертвого режут себе руки и лица ножами. А когда одна из них утверждала что она его любила, то она (по его смерти) прикрепляет веревку, поднимается к ней на стуле, крепко обвязывает себе ею шею; затем вытаскивается из под нее стул и она остается повешенной, болтаясь, пока не умрет 48. Затем ее сожигают и так она соединяется с мужем."
Похоже на пересказ свидетельства ибн-Даста, но со ссылкой на Аль-Масуди. Говорится о добровольном соумирании одной из жён, в случае, если она утверждает, что любила умершего мужа (видимо, сильнее других). Неясно, могли ли все жёны умершего отказаться следовать за ним на Тот Свет и что происходило в случае их отказа.
"О Борджан-ах. (...) По их обычаям, когда кто у них умрет, то они его кладут в глубокую могилу, и спускают его туда. Вместе с ним они туда же заставляют войти его жену и его слуг и они там остаются пока не умрут. Другие же из них сожигаются вместе с покойником".
Речь идёт о принудительной ("заставляют войти") практике соумирания, относящейся как к слугам, так и к жене. Похоже на сообщение аль-Масуди, но различается в деталях: прямо говорится о принудительном соумирании, вместо храма упоминается глубокая могила.
Ибн-Фадлан:
"Он (Ибн-Фадлан) сказал: я видел русов, когда они прибыли по своим торговым делам и расположились (высадились) на реке Атиль. (...) И если умирает главарь, то говорит его семья его девушкам и его отрокам: "Кто из вас умрет вместе с ним?" Говорит кто-либо из них: "Я". И если он сказал это, то это уже обязательно, так что ему уже нельзя обратиться вспять. И если бы он захотел этого, то этого не допустили бы. И большинство из тех, кто поступает (так), (это) девушки. И вот, когда умер этот муж, о котором я упомянул раньше, то сказали его девушкам: "Кто умрет вместе с ним?" И сказала одна из них: "Я". (...) Когда же пришло время после полудня, в пятницу, привели девушку к чему-то, что они (уже раньше) сделали наподобие обвязки (больших) ворот, и она поставила обе свои ноги на руки (ладони) мужей, и она поднялась над этой обвязкой (обозревая окрестность) и говорила (нечто) на своем языке, после чего ее спустили, потом подняли ее во второй (раз), причем она совершила то же (действие), что и в первый раз, потом ее опустили и подняли в третий раз, причем она совершила то же, что сделала (те) два раза. Потом подали ей курицу, она же отрезала ее голову и забросила ее (голову). Они взяли (эту) курицу и бросили ее в корабле. Я же спросил у переводчика о том, что она сделала, а он сказал: "Она сказала в первый раз, когда ее подняли, – вот я вижу моего отца и мою мать, – и сказала во второй (раз), – вот все мои умершие родственники сидящие, – и сказала в третий (раз), – вот я вижу моего господина сидящим в саду, а сад красив, зелен, и с ним мужи и отроки, и вот он зовет меня, так ведите же к нему"."
Соумирание добровольно. Неясно, могли ли все девушки и отроки умершего отказаться следовать за ним на Тот Свет. Ситуация, когда один из них соглашается на соумирание описана как типичная. Возможно, хотя бы один человек (или только один человек?) действительно обязан был согласиться, но неизвестно, что происходило в случае отказа всех. Обряд практикуется, по-видимому, не во всех слоях общества ("И если умирает главарь").
Ибн-Хаукаль:
"Рус есть народ, который сжигает своих мертвецов. С богатыми же из них сжигаются их девушки для блаженства их душ, как это делают в Гане, Куге (в Африке - А.Г.) и в областях страны Гинд, в Канудже и других местах".
Соумирание практикуется только на похоронах богатых людей (см. выше свидетельство Ибн-Фадлана). Идёт ли речь о блаженстве душ умерших мужчин или блаженстве душ последовавших за ними девушек - неясно.
Димешки:
"Димешки (1327 г.) в своей Космографии пишет: « Одни славяне исповедуют Христианство, другие не признают никакой религии и не зависят ни от какой пчелы ( ни от какого народа), это те которые всего ближе к северу и океану. Они сожигают тела своих князей по их смерти и вместе с ним, сожигают рабов обоего пола, жен и лиц, бывших в услужении у князя".
Подробности здесь отсутствуют.
Св. Бонифаций:
"Св. Бонифаций (755 г.) в одном из писем своих к английскому королю Этибальду, где он дает наставление в христианских добродетелях, он запрещает ему удовлетворение плотских потребностей вне христианского брака, указывает на языческих саксов, у которых нарушение супружеской верности подвергалось тяжелому наказанию, потом говорит о святости брака и в пример семейных добродетелей приводит Славян (Вендов), у которых жена, по смерти мужа, добровольно лишала себя жизни, чтобы быть сожженной на костре вместе с усопшим".
Говорится о добровольности соумирания, но без подробностей.
Маврикий:
"Племена склавов и антов одинаковы и по образу жизни, и по нравам; будучи свободолюбивыми, они никоим образом не склонны ни стать рабами, ни повиноваться, особенно в собственной земле. (...) Жены их целомудренны сверх всякой человеческой природы, так что многие из них кончину своих мужей почитают собственной смертью и добровольно удушают себя, не считая жизнью существование во вдовстве".
Опять же, говорится о добровольности соумирания, но без подробностей.
___________________________________________________
Итак, что мы видим? В имеющихся свидетельствах есть ряд неясностей, а также расхождения в деталях. Относятся они к славянам, русам и дунайским болгарам (народ этот возник из смешения булгар и славян).
Представление о том, что отказавшихся от соумирания слуг (и, возможно, жён) ждут мучения на Том Свете, засвидетельствовано только у дунайских болгар. Одно из двух свидетельств говорит о наличии у них же практики принудительного соумирания, другое - не касается вопроса о добровольности / принудетельности следования на Тот Свет за умершим.
Аль-Масуди косвенно подтверждает принудительность соумирания у русов, противопоставляя этот обычай индийскому, где требуется добровольное согласие вдовы. Но он же сообщает о том, что женщины желают своего сожжения, чтобы попасть в рай (в принципе, желание не противоречит принудительному характеру обряда). Ибн-Фадлан говорит о том, что девушка либо отрок (слуга) вызывается следовать за умершим добровольно.
Большинство авторов (ибн-Даста, аль-Бекри, св. Бонифаций, Маврикий) сообщают о добровольности соумирания у славян. Аль-Масуди говорит о славянах то же, что и о русах (см. выше).
В относительно подробных описаниях обряда добровольного соумирания у славян и русов, ситуация, когда один человек (как правило, жена / девушка) добровольно вызывается следовать за умершим на Тот Свет рассматривается как типичная. Ничего не говорится о том, что происходило в случае отказа от соумирания всех потенциальных жертв.
И в завершение - ещё несколько слов о добровольности соумирания и положении вдов у славян. Л.Р. Прозоров в своей книге "Времена русских богатырей" пишет:
"Маврикий Стратег, как мы видели, прямо называет уход славянских женщин вслед за умершим мужем добровольным. Аль Масуди пишет, что женщины славян и русов — он не противопоставляет эти народы — «желают своего сожжения». Ибн Фадлан утверждает, что «девушка», умирающая со знатным русом, вызывается сама. Это невозможно объяснить униженным положением вдовы и давлением общественного мнения, которое поддерживало в Индии и иногда поддерживает до сих пор обычай сати. Вдова в славянском обществе лицо нисколько не униженное, но скорее вполне почтенное. Достаточно обратиться к русскому эпосу — «честной вдовой» (о многом говорит сам этот окаменевший эпитет) являются матери Добрыни, Хотена Блудовича, Василия Буслаева и других былинных героев. И это отнюдь не влияние христианства. В житии Оттона Бамбергского упоминается жившая на языческом Поморье «вдова... очень уважаемая (выделено мною. — Л. П.) и окруженная многочисленной семьей, деятельно правившая своим хозяйством». Так что есть все основания согласиться со средневековыми авторами в их оценке соумирания женщин славян и русов как добровольного. А отсюда уже шаг до самоубийства. Собственно, у того же Маврикия действия славянских женщин так и рассматриваются: «удушают себя». После крещения («Слово о желеющих») древний обряд и восприниматься стал как самоубийство, но необязательно видеть в этом лишь позднейшую, возникшую под влиянием не столько христианства, сколько падения язычества, форму. В скандинавском языческом эпосе смерть женщины на погребении любимого также изображена, как самоубийство: «Брюнхильд себя убила на Сигурде». Вполне вероятно, что и в погребальном обряде русов любящая жена — или наложница — могла сама выполнять обязанности жрицы, именуемой у Ибн Фадлана «ангелом смерти» (с другой стороны, и самурайское сепукку, и самоубийство у галлов допускало помощь одного из друзей самоубийцы, оставаясь притом самоубийством)".
Теперь вернёмся к начальной точке рассуждений.
"Суровость обычая, - писал А.А.Котляревский, - смягчалась РЕЛИГИОЗНЫМ ВЕРОВАНИЕМ, что только вслед за мужем - жена, только вслед за господином - рабы могут войти в обитель блаженных... Жёны и рабы сожигались живыми на кострах... с известными религиозными причитаниями; из них Массуди приводит следующее: "мы сожигаем их на этом свете, за то они не будут сожжены на том".
В источниках нет ни слова о том, что для жён и рабов соумирание - единственный способ войти в обитель блаженных. Кроме того, вера в то, что отказавшихся от соумирания ждут мучения в Ином Мире засвидетельствована только у дунайских болгар; неизвестно, были ли аналогичные представления у славян и русов. Есть и ещё неясности: неизвестно, относилось ли это верование к жёнам (в тексте сказано только о слугах), и если да, то считали ли болгары, что посмертные мучения ожидают всех жён покойного или же только ту, которая была избрана для соумирания и отказалась от него (что логичнее - в противном случае, на похоронах скорее всего убивали бы всех жён, но в источниках говорится о смерти только одной из них).
"(...) убийство на похоронах мужа имело не столько добровольный, сколько добровольно-принудительный характер. Видимость добровольности требовалась этикетом. Она была обязана продемонстрировать свою любовь к мужу своим желанием умереть. А другие жёны (которых, экономя, оставляли в живых) были обязаны продемонстрировать свою досаду на то, что выбор пал не на них. И они демонстрировали её, но жизни себя при этом не лишали. Если бы жена отказалась от "соумирания", обществу не оставалось бы ничего другого, как наказать её за это. И преподать на её примере урок другим жёнам. Не хочешь по доброй воле следовать за своим мужем - похороним тебя живой вместе с ним в могильном срубе. Или сожжём заживо на погребальном костре (о таких случаях упоминают ибн Даста и Массуди)".
Источники говорят либо о принудительном соумирании, либо (что встречается намного чаще) о добровольном. Ибн-Фадлан сообщает о том, что вызвавшийся умереть не имел права позже отказаться от своих слов, но ни в одном источнике, рассказывающем о добровольном соумирании, не говорится о том, что, если все потенциальные жертвы отказывались следовать за усопшим на Тот Свет, кого-то из них отправляли туда насильно. Даже в Индии, где положение вдовы в обществе было совсем иным, женщину, отказавшуюся от обряда соумирания не вели на костёр силой. Следовательно, вероятность того, что добровольный уход в Иной Мир вслед за умершим на самом деле был "добровольно-принудительным" крайне мала.

Источник: http://miroslav-kgn.livejournal.com/144777.html
_________________
Сквозь серый туман мы увидим лица Отцов
Далёких как звёзды, холодных как реки зимой

(c) Сварга


Последний раз редактировалось: Мирослав (Ср Сен 24, 2014 10:04 pm), всего редактировалось 1 раз
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение Отправить e-mail Посетить сайт автора
Мирослав
Старожил


Зарегистрирован: 04.04.2006
Сообщения: 592
Откуда: город Курган

СообщениеДобавлено: Ср Сен 24, 2014 7:08 pm    Заголовок сообщения: Ответить с цитатой

И небольшое ценное замечание:

Цитата:
Здесь ключевой момент - могли ли отказаться все жёны или не могли? По требованию обычая обязана ли была хотя бы одна из них последовать на Тот Свет или это было сугубо добровольно? Как норма описывается ситуация, когда одна из жён соглашается на соумирание.

Уважаемые вдовы могли вполне быть жёнами, отказавшимися от соумирания, при том, что одну из них всё же заставляли это делать.

Хотя даже в Индии при их отношении ко вдовам отказавшуюся от обряда сати не ведут на костёр насильно.

_________________
Сквозь серый туман мы увидим лица Отцов
Далёких как звёзды, холодных как реки зимой

(c) Сварга
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение Отправить e-mail Посетить сайт автора
Показать сообщения:   
Начать новую тему   Ответить на тему    Список форумов Кольцо Славии -> Братина Часовой пояс: GMT + 3
Страница 1 из 1

 
Перейти:  
Вы не можете начинать темы
Вы не можете отвечать на сообщения
Вы не можете редактировать свои сообщения
Вы не можете удалять свои сообщения
Вы не можете голосовать в опросах


Ovsem.ru
Рейтинг@Mail.ru
rax.ru: показано число хитов за 24 часа, посетителей за 24 часа и за сегодня

Реклама: