Содружество Природной Веры "Славия"
Кольцо Славии
Форумы Содружества Славия
 
 FAQFAQ   ПоискПоиск   ПользователиПользователи   ГруппыГруппы   РегистрацияРегистрация 
 ПрофильПрофиль   Войти и проверить личные сообщенияЛичная почта: Войти и проверить личные сообщения   ВходВход 
Доброй охоты всем нам!
Приглашаем принять участие в тестировании нового портала Содружества Славия.
Будем рады замечаниям и предложениям.

Правила форума
Список форумов Кольцо Славии
Кольцо Славии -
к началу

Ещё раз об одном из тезисов Л.С. Клейна.

 
Начать новую тему   Ответить на тему    Список форумов Кольцо Славии -> Братина
Предыдущая тема :: Следующая тема  
Автор Сообщение
Мирослав
Старожил


Зарегистрирован: 04.04.2006
Сообщения: 592
Откуда: город Курган

СообщениеДобавлено: Пт Сен 26, 2014 3:53 pm    Заголовок сообщения: Ещё раз об одном из тезисов Л.С. Клейна. Ответить с цитатой

Я уже ранее касался этого вопроса (статью можно прочесть по ссылке: http://miroslav-kgn.livejournal.com/4910.html). Но на днях решил снова вернуться к этой теме и раскрыть её подробнее.

В своей работе "Воскрешение Перуна" Л.С, Клейн выдвигает, в числе прочего, следующий тезис:

Ритуальное уничтожение чучела на Купалу – отголосок принесения ведьм, забеременевших от Бога, в жертву Перуну. Ведьмы эти впоследствии становятся русалками.

«Загадочным, хотя это никем и не отмечено, оставался выбор основных категорий заложных для обращения их в русалки. У Зеленина убедительно показано, что в основном русалками становятся только два вида заложных: молодые утопленницы и дети, мертворожденные или умершие некрещёными. Но оставлено без внимания, чем мотивирован отбор именно этих двух видов из всех видов заложных и что позволило объединить их (весьма несхожих) в одну категорию демонических существ. Ведь мертворожденные дети не ближе к девушкам-утопленницам, чем, скажем, утонувшие старухи, или юноши-утопленники, или девушки-самоубийцы (висельницы). Сказочный сюжет, условно называемый здесь «Царь Салтан» («Чудесные дети») позволяет выявить основу объединения. Эта основа – норматив опознания связанной с Перуном ведьмы в молодой женщине, заподозренной в зачатии от бога (из-за рождения урода или близнецов и т.п.) и обряд (обычай) сплавления или утопления её вместе с ребёнком (детьми). Живая ведьма такого высокого ранга (отсюда именование её царицей) была способна задержать для всей страны дожди. Погребение её в земле могло рассердить Перуна и также вызвать засуху. Оставалось избавиться от ведьмы, сплавив её по воде к Перуну. (…) Очевидно, такого рода жертвы и стали первыми русалками».


Начнём с того, что русалками, по народным представлениям, становятся отнюдь не только два вида заложных, указанных Клейном. В работе Д.К. Зеленина о русалках приводятся следующие этнографические свидетельства: «Русалки — души некрещёных детей, утопленниц, удавленниц и вообще женщин и девиц, лишивших себя жизни и непогребённых»; «В старину удавленных, и утопленных, не проклинали, и потому их души и превращались в русалок»; ««к русалкам относят женщин, наложивших на себя руки»; ««русалки и другие водяные духи есть олицетворение умерших людей, погибших от самоубийства или проклятых отцом или матерью» ; и т.д.

Однако те две категории о которых говорит Клейн действительно являются основными: "(...) громадное большинство наших источников признают русалок заложными покойниками. Но только один белорусский наблюдатель (Богуславский из села Юри-новки Новгород-Северского уезда) прямо отождествляет русалок с «людьми, умершими ненатуральною смертью». Все же прочие свидетельства причисляют к русалкам лишь некоторые, немногие разряды заложных покойников. Чаще всего говорится о детях — умерших прежде крещения, мертворожденных и выкидышах (27 свидетельств из общего числа 43; 13 малор., 7 белор. и 7 великор.). Затем следуют утопленницы — девицы и женщины (17 свидетельств: 8 великор., 2 белор. и 7 малор.); проклятые родителями дети (4: 2 великор. и 2 белор.), к ним же нужно прибавить и пропавших без вести ливенских девиц; женщины-самоубийцы вообще (3 великор. и 1 малор.); удавленницы (2 велиМ кор.); умершие в молодости девицы (2 малор.). Всего, таким образом, 7 групп, в подсчет коих не вошли 4 свидетельства совсем особого рода (3 малор. и 1 великор.)".

Далее. В славянской (и не только) культуре нередко встречается мотив зачатия от Бога. Однако с ним связывается далеко не только ритуальное убийство (или изгнание) матери и младенца. Русский былинный богатырь Волх Всеславьевич зачат от Змея (по мнению некоторых исследователей, этим Змеем является Перун). Сходный мотив встречается и в южнославянском фольклоре и эпосе. Наконец, древнегреческие герои по своему происхождению – полубоги, дети Бога и смертной женщины (или наоборот). Клейн в подтверждение своей гипотезы приводит сведения, согласно которым у многих первобытных народов детей с необычными свойствами и их мать нередко изолировали от общества, удаляли или приносили в жертву Богам. Это, по-видимому, действительно имело место, но наряду с таким отношением имело место и совершенно обратное. И, если подтверждений восприятия рождения необычных детей как положительного явления в славянской народной культуре множество, то примеров обратного восприятия, соответствующих гипотезе Клейна, мне известно только два. Это два варианта сказочного сюжета «Дети в бочке» (царица рождает необычного ребёнка, её вместе с младенцем заточают в бочку и бросают в воду). В одном из них младенец рождается со знаками божественного происхождения (солнце во лбу, месяц на затылке и т.п.), в другом колдун, напустивший порчу, утверждает, что родившийся сын – Божий. Все прочие примеры Клейна из славянского фольклора несостоятельны – рождение урода вполне могло восприниматься как беременность не от Бога, а от нечисти: "У восточных и западных славян Змей — опасный демон, черт или ходячий покойник, любовные отношения с которым губительны для женщины. (...) В воздухе Змей выглядит как светящийся клубок синего цвета, летящее огненное коромысло, огненный веник. На земле он принимает облик покойника-мужа или возлюбленного женщины. По русским поверьям, у Змея нет спинного хребта, у него человеческий облик, но несколько голов. Гостинцы, которые он приносит женщине, утром превращаются в лошадиный навоз. Змей появляется из облаков и, рассыпавшись искрами над крышей, проникает в дом через печную трубу. Змей мучает свою жертву, сосет у нее из грудей молоко или кровь, а под конец убивает. От связи Змея с женщинами рождаются демоны или уроды". В этом случае убийство\изгнание матери и ребёнка не имеет отношения к её беременности от Бога.

Существуют также многочисленные народные поверья о том, что рождение урода может быть следствием нарушения ритуальных запретов: "Строгие временные регламентации коитуса у всех славян мотивировались прежде всего опасностью зачатия в запрещенное, недоброе, неблагоприятное время. Ребенок, зачатый женщиной во время регул, мог, по народным верованиям, стать убийцей (серб. Левач), упырем с двумя сердцами или двадушником, человеком, обладающим дурным глазом (з.-укр.), иметь «слишком горячую кровь»: девушка не сохранила бы невинность до брака (Мазовия), хотя известны и противоположные представления: ребенок родится красивым и прославится на весь мир (укр., Ярослав.). Запрет на совокупление в праздничные и постные дни также объяснялся нежелательностью возможного зачатия. Повсеместно у славян считалось, что в этом случае родились бы уроды или несчастные дети, в частности близнецы (саратов.); особенно опасались зачать ребенка в богородичные праздники (пол.) По рус. поверьям, «дурачок от рождения является плодом совокупления родителей в великий пост, ребенок же, зачатый в страстную пятницу, обязательно рождается идиотом» (Попов//Тор.РНМ: 469). Зачатие в канун св. Петки и воскресенья было чревато падучей (серб.), на Рождество, в воскресенье, а также после похорон — появлением ребенка без костей (каравлахи Боснии), в субботу — рождение болезненного ребенка и даже смерть новорожденного или роженицы; во вторник — безумного, в воскресенье — косноязычного (макед.). Зачатие в среду, пятницу, праздники, а также во время месячных приводит к появлению «черных» детей (нижегород.); ребенок, зачатый в пятницу, будет глух, слеп или станет вором, злодеем (чернигов.). В местных традициях были свои запретные для сношений праздники, например, неделя после праздника Сорока мучеников и Усекновения — зачатые в это время дети долго бы не прожили (Заонежье); зачатый в поминальный день (бабы) родится немым или уродом (гомел.), зачатому на русальной неделе грозит паралич (болг.). Несоблюдение праздников (святок, поста, субботы) могло повлечь за собой зачатие вампиров (з.-укр., серб.), полулюдей (волколаков) или зверей — волка с человеческим разумом (правобережная Украина)". Здесь тоже нет речи ни о какой беременности от Бога.

Клейн также ссылается на работу Зечевича, который «выявляет в народных преданиях память об избавлении от внебрачных детей – отправлении их к божеству в качестве умилостивительных жертв с целью вымолить лучшую погоду». Существование у южных славян этого обычая вовсе не говорит о том, что дети эти непременно считались детьми Бога. Неизвестно, есть ли у Зечевича сведения о том, что вместе с детьми приносили в жертву их мать - Клейн об этом умалчивает. Непонятно, приводил ли Зечевич какие-то аргументы в пользу наличия календарной привязки этого ритуального детоубийства к празднику Купалы или же нет - Клейн об этом тоже ничего не пишет.

Кроме того, Клейн приводит южнославянскую песню, в которой в сундуке, брошенном в воду, заточена «лепа Мара», которая будет принадлежать тому, кто откроет этот сундук. Но в этой песне нет ни слова о детях Мары, находящихся в сундуке.

Согласно данным этнографии, в купальском обряде уничтожения чучела Марены (и сходных с ним ритуалах), как правило, не фигурируют дети Марены (и подобных Ей персонажей купальской обрядности). / Хотя известны и исключения: так, в Белоруссии во время ритуала Проводов Русалки "Иногда вместо живой «Русалки» сразу использовали чучело из соломы, а также дополняли вторым персонажем – дочкой русалки (девочки или чучела)". / Поэтому предположение о том, что в его основе лежит описываемый Клейном обычай, является, мягко говоря, маловероятным.

Несколько слов о ведьмах. Во-первых, хочу отметить, что существует мнение, согласно которому слово «ведьма» первоначально не несло сугубо негативной семантической окраски. Во-вторых, от насильно утопленной ведьмы (как это отмечает и сам Клейн) сложно ждать покровительства, в то время как русалки, по данным этнографии, воспринимались вовсе не сугубо негативно – они, по народным поверьям, способствовали плодородию. Клейн пишет: "(...) ожидать благодеяний от насильно утопленной ведьмы трудно, á вот направить ее влияние в нужную сторону необходимо. Отсюда заклинательный характер русальной обрядности, отсюда пронизывающая ее смесь интонаций заискивания, страха и угрозы".

Интонации заискивания, страха и угрозы легко объясняются тем, что во время этих обрядов происходил контакт с заложными покойниками, которые, по народным поверьям, враждебны людям (при этом люди совершенно не обязательно причастны к их смерти). Русалкам приносили требы – но наивно полагать, что этими требами возможно изменить отношение убитых к их убийцам. Впрочем, справедливости ради, следует отметить, что и такие воззрения всё-таки могли существовать - у многих народов бытовало представление, согласно которому, душа убитого при закладке здания становилась духом-хранителем этого здания.

Утверждение Клейна "В сказке отмечена враждебность по отношению к героине ее сестер и их ведущая роль в ее устранении из жизни. Возможно, это отражает какую-то реальную обрядовую активность женщин в выявлении и наказании подобных ведьм и сказывается в том, что русалки, как обычно отмечается (Токарев 1964: 8Cool, не любят женщин." тоже не имеет под собой серьёзных оснований. Тот факт, что русалки, по народным поверьям, не любят женщин прекрасно объясняется наличием у них, по тем же поверьям, особого интереса к мужчинам - соответственно земные женщины являются конкурентками для русалок.

Теперь вернёмся к вопросу о том, почему русалками чаще всего становились утопленницы и дети, умершие во младенчестве. Если бы теория Клейна о том, что в основе этого представления лежит "норматив опознания связанной с Перуном ведьмы в молодой женщине, заподозренной в зачатии от бога (из-за рождения урода или близнецов и т.п.) и обряд (обычай) сплавления или утопления её вместе с ребёнком (детьми)" была верна, то наряду с утопленницами должны были упоминаться не дети, умершие во младенчестве (по разным причинам), а конкретно утонувшие младенцы. Однако этого не наблюдается.

Приведу ещё раз перечень разновидностей заложных покойников, становящихся русалками, составленный Д.К. Зелениным: "Чаще всего говорится о детях — умерших прежде крещения, мертворожденных и выкидышах (27 свидетельств из общего числа 43; 13 малор., 7 белор. и 7 великор.). Затем следуют утопленницы — девицы и женщины (17 свидетельств: 8 великор., 2 белор. и 7 малор.); проклятые родителями дети (4: 2 великор. и 2 белор.), к ним же нужно прибавить и пропавших без вести ливенских девиц; женщины-самоубийцы вообще (3 великор. и 1 малор.); удавленницы (2 велиМ кор.); умершие в молодости девицы (2 малор.). Всего, таким образом, 7 групп, в подсчет коих не вошли 4 свидетельства совсем особого рода (3 малор. и 1 великор.)". Как видно из этого перечня, русалками, по народным поверьям, как правило, становятся женщины и младенцы, умершие не своей смертью. Д.К Зеленин считает даже, что русалки - это общее название для всех заложных женщин и детей: "По народному воззрению, заложные (т. е. умершие неестественною смертью) покойники доживают свой, положенный им при рождении, век за гробом, т. е. после своей насильственной смерти живут еще столько, сколько они прожили бы на земле в случае, если бы смерть их была естественною. Живут они все это время на месте своей насильственной смерти, а иногда также и на месте своей могилы, сохраняя, однако же, полную способность к передвижению. Как кажется, они все время этой своей своеобразной загробной жизни не стареют; во всяком случае, они всецело сохраняют свой прежний характер, свои прежние склонности и привычки. Этим обстоятельством и объясняется народное подразделение заложных покойников на «русалок» (= женщины и дети) и не-русалок (мужчины), равно как и деление русалок на разные классы. Русалки-дети известны у малорусов под именами «мавок» и «потерчат»".

Разновидность этой смерти до положенного срока не имеет принципиального значения: русалками могут стать женщины-самоубийцы (вне зависимости от избранного ими способа лишения себя жизни) и умершие в молодости. Утопленницы упоминаются чаще других, по-видимому, из-за связи русалок с водной стихией. Что же касается детей, умерших во младенчестве - они, по понятным причинам, как правило, не тонут в водоёмах, поэтому, надо полагать, информаторы, чьи свидетельства использовал Д.К. Зеленин, и не упоминали эту редкую категорию заложных, говоря о русалках.

В завершение следует отметить, что заложные женщины и дети могут превратиться не только в русалок, но и в целый ряд других духов. Это утверждение справедливо и для заложных-мужчин. Л.Н. Виноградова в своей работе "Славянская народная демонология:
проблемы сравнительного изучения" пишет: "Как можно было заметить, происхождение рассмотренных выше МП в той или иной степени связано с разными категориями покойников: с родовыми предками, с недавно умершими родственниками, тоскующими по своим близким; с душами новорожденных детей, с "заложными" покойниками и т.п. Следующая группа образов народной демонологии включает персонажи, которые определяются в научной литературе как "духи природы", т.е. МП, населяющие природное пространство (водные источники, лес, поля, горы) либо управляющие атмосферными явлениями (духи ветра, вихря, грозы, градовой тучи и т.п.). Их генезис, казалось бы, не столь однозначно восходит к душам умерших людей, и все же при ближайшем рассмотрении подобных данных в общеславянском масштабе становится все более убедительным вывод Д.К.Зеленина о том, что практически все духи природы по своему происхождению оказываются связанными с группой "заложных" покойников".

Ссылки на источники есть по адресу: http://miroslav-kgn.livejournal.com/145021.html
_________________
Сквозь серый туман мы увидим лица Отцов
Далёких как звёзды, холодных как реки зимой

(c) Сварга
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение Отправить e-mail Посетить сайт автора
Показать сообщения:   
Начать новую тему   Ответить на тему    Список форумов Кольцо Славии -> Братина Часовой пояс: GMT + 3
Страница 1 из 1

 
Перейти:  
Вы не можете начинать темы
Вы не можете отвечать на сообщения
Вы не можете редактировать свои сообщения
Вы не можете удалять свои сообщения
Вы не можете голосовать в опросах


Ovsem.ru
Рейтинг@Mail.ru
rax.ru: показано число хитов за 24 часа, посетителей за 24 часа и за сегодня

Реклама: