Содружество Природной Веры "Славия"
Кольцо Славии
Форумы Содружества Славия
 
 FAQFAQ   ПоискПоиск   ПользователиПользователи   ГруппыГруппы   РегистрацияРегистрация 
 ПрофильПрофиль   Войти и проверить личные сообщенияЛичная почта: Войти и проверить личные сообщения   ВходВход 
Доброй охоты всем нам!
Приглашаем принять участие в тестировании нового портала Содружества Славия.
Будем рады замечаниям и предложениям.

Правила форума
Список форумов Кольцо Славии
Кольцо Славии -
к началу

Язычество: Древние корни и молодая поросль.

 
Начать новую тему   Ответить на тему    Список форумов Кольцо Славии -> Братина
Предыдущая тема :: Следующая тема  
Автор Сообщение
Верея
Хранитель Кольца Славии


Зарегистрирован: 08.08.2003
Сообщения: 9859
Откуда: Москва

СообщениеДобавлено: Пн Окт 20, 2008 8:19 pm    Заголовок сообщения: Язычество: Древние корни и молодая поросль. Ответить с цитатой

Первая встреча в нашем Тереме вызвала у меня желание поделиться идеей, родившейся непосредственно во время обсуждения главной темы вечера.
Новая программа, по замыслу, должна называться "Терем Даждьбога": мы преобразуем в небольшой Терем свой домашний алтарь и хотим сделать его как бы силовым центром, поддерживающим дальнейшее развитие язычества в нас самих и в обществе. Но пока священное сооружение стоит, если можно так выразиться, в строительных лесах, и Дионис над ним понемногу колдует при поддержке друзей, я решилась лишь скромно пригласить гостей в Теремок, в котором обычно проживают мышка-норушка, лягушка-квакушка, серые зайцы и другие звери.
И вот состоялась первая встреча.
http://slavya.ru/rings/viewtopic.php?t=2770
По общему настроению мы переставили местами вопросы и начали с обсуждения проживающих в дому духов и главного Дедушки-Домового, – общих понятий и практического опыта. Об этом я, коли слова свяжутся вслед за мыслями, напишу позже.

А сейчас расскажу о том, как обернулась беседа на тему "Исторические корни язычества".
Надо сказать, что нашими гостями в этот день были люди, которых не надо было ни агитировать за язычество, ни убеждать в его глубоких корнях и преемственности. И Любомир начал свой рассказ с учетом этого обстоятельства. Но не успел он сколько-нибудь существенно продвинуться от древних обычаев захоронения, а также наскальных рисунков и магических обрядов охоты, как русло беседы неожиданно повернул Лучезар. Он стал задавать вопросы, несколько выходящие за пределы намеченной темы, и уже неоднократно обсужденные на всех языческих форумах и во всех языческих компаниях.
Главный вопрос звучал примерно так: без твердой догматики, хотя бы в главных вопросах, и без организационного единства, язычество не сможет конкурировать с другими религиозными организациями. Естественно, возникли обычные встречные вопросы – зачем конкурировать и за что. Не буду повторять всех высказанных нами идей, поскольку они тоже были весьма обычными для такого случая.
После этого Любомир попытался продолжить основную, историческую, тему, но разговор тут же снова стал сползать к современности…

И в какой-то момент я увидела четкий и яркий образ, который породил и понимание – каким образом вполне определенно связываются эти две идущие каждая своим руслом темы, и почему мы все время перескакиваем от одного к другому.
После семинара образ стал еще далее разворачиваться, приведя к глубокой метафоре – представлению нашего движения и разных языческих организаций как частей некоей природной системы. Начальной точкой для сопоставления стало слово "корни" – многозначное и глубокое. Мы говорим о корнях растений и о корнях явления – но всегда подразумеваем нечто произрастающее в глубинах, дающее начало жизни, питающее и укрепляющее ее.

Представим себе землю, скованную льдом (можно представить и выжженную засухой, но для определенности представим себе нашу северную зиму). Под землей во множестве переплелись сухие корни. Они почти одинаковы, хотя кое-какую разницу между ними можно усмотреть. Разобраться в их переплетении и принадлежности к бывшим и как бы умершим растениям весьма трудно.
Над поверхностью Земли мы видим сухие стволы – корявые, растрескавшиеся, грустные и безжизненные. Лишь несколько зеленых деревьев ощетинились иглами, да и те засыпаны снежными шапками.
Но вот пригрело Солнце, растаял снег, Земля напиталась влагой… И на поверхности Земли проклюнулись зеленые ростки, на черных стволах запылали зеленые свечи. Все они похожи между собой, но отчасти выглядят и по-разному, и чем дальше, тем своеобразнее становится каждый росток. Глаз ухватывает знакомые травы – вот пошла по пригорку молодая крапива, а вот набирает силу сныть. На южном слоне горы – ковер подснежников, на бугре у опушки и на городской насыпи – золотая россыпь цветов мать-и-мачехи. Своеобразие множества ростков складывается в видовые и родовые закономерности – и каждый росток не один такой, а кругом множество на него похожих. Между разными видами начинается спор за подходящие места. Впрочем, многие из них поддерживают друг друга, создавая тень и защиту от ветра, трещины в корнях, питательную среду от избытка прошлогодней листвы и прогнивших сучьев.

А вот тянется вверх мощный стебель борщевика. Это агрессивное растение, плод длительной селекционной работы, своевольно изменило свои свойства таким образом, что отравляет все пространство вокруг себя. Ученые ботаники пытались создать улучшенный корм для коров, но жгучее растение уже не годится в пищу. Оно всё далее наступает с обочины на поля и огороды и там, где его не удалили с корнем сразу, на много лет делает почву непригодной для нормального роста других растений.

"Как же нам одолеть пришельца?" – стонут другие растения. Ему наплевать на остальных, он не хочет довольствоваться малой долей места под Солнцем на Матери-Земле. Он пропитывает ядом общее жизненное пространство, и чего доброго захватит всю Землю в единоличное пользование…

Что могут предпринять теснимые растения? Поможет ли им слияние всех листьев и стеблей, легче ли им станет, если все они станут одинаковыми и противопоставят мощь другого единого вида общему обидчику? И что же это будет за единый вид? Может быть, крапива справится, а может быть, репейник сильнее? Может быть, дуб, который дольше других стоял без листвы, но и силы набрал больше – орудие Перуна, которое смело ударит на пришельца и задавит его своими мощными стволами… надо лишь передать ему объединенную силу растений?
Картины эти странны и фантастичны. Не только не смогут деревья задумать и выполнить такое дело – но и не принесло бы оно никакой пользы, а напротив, погубило бы всех их и единственный оставшийся в живых вид, способных жить лишь в союзе с остальными частями Природы. А если бы вывели они новый вид, еще более сильный и ядовитый, добровольно принесли ему себя в жертву и одолели бы врага – но разве этот новый монстр был бы чем-то лучше того, которого они, может быть, и зря так испугались – ибо не простирается сила борщевика далеко в лес, а страшна лишь сильно искаженным людьми участкам.

Размышляя о подобной картине, попыталась я и рассудить – что можем мы, язычники, сделать для своего сохранения и выживания, для дальнейшего развития и роста, как противостоять напору ядовитой заразы и другому внешнему давлению. Как бесполезно пытаться множеству растений стать одним видом – так и не сможет множество разных по своим свойствам и устремлениям людей, приходящих в язычество, принять один догмат и обязательные правила жизни. Многие из этих людей бегут от навязанной догмы, ищут для себя большей реализации в полноте, хотят почувствовать себя свободными и сильными. А для иных людей предлагается на выбор столько возможностей рабства, что вряд ли им будет чем-то интересно еще одно, искусственно подменяющее естественную сложность духовной Природы, которую традиционно признают язычники.

Но представим нечто противоположное "всеединству". Вообразим лес и луг, где всякая травка сама произвольно решает, какой величины ей отращивать стебель и какой формы листьями украшаться, какую почву предпочесть и для кого из животных быть съедобной. Такое безграничное своеволие разрушило бы природную гармонию в одно поколение. Думающие лишь о собственных капризах растения перестали бы складываться в слаженное целое. В реальности все живые существа сочетают личную изменчивость с видовым постоянством, ведут себя сообразно инстинкту и хорошо вписываются во взаимодействие с другими видами.
Подобно этому, образ язычества, который многим представляется идеалом – это безграничное поле духовной свободы. Я могу общаться с любыми духами, разговаривать на равных с Богами, овладевать мировыми силами и ощущать самого себя в роли Всевышнего. Могу входить в разные объединения – общины, клубы, содружества, но это лишь временное и не обязывающее взаимодействие, пока нам интересно и хорошо вместе. Это позиция независимого существа, улетевшего на Луну от проблемы общего слаженного действия.

Если теперь обратиться к истории языческий традиций, мы найдем один из возможных ответов в системе политеистических культов прошлого. Возьмем, например, древних эллинов. Наше знакомство с древнегреческой религией начинается обычно с мифологии, то есть с чтения пересказа историй про Богов, героев, природных духов. В этой обобщенной истории культ предстает как целое. Однако изучение истории покажет, что практические храмовые культы осуществлялись независимо одни от других. Аполлон в мифологии подчиняется Зевсу. Но жрецы Аполлона жрецам Зевса не подчинялись ни духовно, ни административно. Система ритуалов, мистерии, жреческие тайны существовали сами по себе в каждом из святилищ или в системе святилищ одного Божества. Эта ситуация достаточно близка к природному порядку, в которой каждый вид существует по своим правилам, которые не согласовывает (видимым для нас образом) с другими видами.

Может ли современное язычество пойти по этому пути, усердно развивать своего рода специализации, изолированные или слабо связанные общими понятиями культы разных Богов, прорабатывать разные системы ритуалов? В принципе похожие явления в язычестве есть. Действительно, есть языческие объединения, считающие своим покровителем Перуна и сдержанно относящиеся к другим Богам. Есть такие Велесовы волхвы, которые избегают Перунова служения. Есть женские общины, сосредоточенные на культе Макоши или Марены (иногда их обеих, считая их двумя сторонами одного образа). Встречаются и другие особые группы и учения.
Но если мы оглядим наиболее сильные и устойчивые языческие объединения, ярко проявляющие себя в последние годы, то увидим, что основную роль в возрождающемся язычестве скорее играют объединения, признающие всё множество Богов и создающие смешанный, обобщенный культ и полную годовую систему ритуалов, посвященную всем Богам, Предкам старым и ближайшим, духам стихий и Природы. В сравнении с приведенным примером природной системы – это объединения, мыслящие на уровне экоценоза, единой и разнообразной биологической системы. Содружество Славия также придерживается этого направления, что и отражено в нашем вероучении и всей религиозной практике. Такое объединение вовсе не пытается "объять необъятное", общаться со всеми духами, существующими в мире, пользоваться всеми подряд оккультными методами. Оно бережно воссоздает систему служения мировой гармонии, Ладу, заложенную в глубинах прошлых верований, и по необходимости дополняет известное из истории плодами наития и отбора приемов, зарекомендовавших себя как практически сильные. Видимо, это направление и останется ведущим на ближайшие, а может быть, и еще на долгие годы.
Конечно, объединения такого характера уже склонны к соперничеству между собой, в отличие от специализированных, которые друг друга дополняют. Кто ближе к традиции, кто более популярен, у кого больше Силы и духовного Дара – эти вопросы вызывают брожение в умах и всплески эмоций. Ведь любое такое объединение претендует на систему взглядов и духовной практики, соответствующую великой сложности – всей совокупности мировых процессов. А между тем размер его, ресурсы, реальный уровень его руководителей и текущего состава может быть весьма скромным. И безусловно, именно гармонизация между собой и, насколько возможно, слияние таких объединений в единую систему, круговую или иерархическую, представляется большинству из нас наиболее важной и приоритетной целью. В принципе это объединение и может происходить настолько, насколько частные объединения приблизились к полноте понимания внутри себя. На самом высоком уровне развития уже не может остаться никаких препятствий к объединению. Но с другой стороны, если между разными языческими системами есть существенные, принципиальные расхождения по основным понятиям и практическим установкам, то в механическом объединении нет большого смысла. Пусть мы все мыслим на уровне "биоценоза". Но ведь есть еще и биоценозы разных географических зон и ландшафтов и много других причин для разделения.

Следующая тема для размышления – ситуация вмешательства внешней силы в естественный духовный процесс. Для Природы это – в первую очередь сознательное преобразование природной среды человеком. Человек может выжечь и выкорчевать лес и насадить монокультуру – рожь или пшеницу. Может посадить в степи сад, а может заасфальтировать цветущий луг и пустить по нему машины. И создававшееся столетиями равновесие просто исчезает или сохраняет жалкие остатки по обочине цивилизации.
В нашем с вами случае "внешним силовым преобразователем" становится административное – властное давление на общественную жизнь, религиозную в том числе. В настоящее время язычество не совсем официально, но практически открыто ставится в положение "вредного и крайне нежелательного явления", вроде лопуха в огороде и одуванчика на стриженом под гребенку газоне. Но о какой же "естественной конкуренции" можно говорить в условиях сознательного отбора и предпочтения чего-то совершенно противоположного и изначально враждебного язычеству? В этих условиях недремлющие силы будут прилагать все усилия, чтобы настоящее, сильное объединение развратить, разбить, скомпрометировать, а объединение подконтрольное, формальное, бездействующее использовать для подмены действительного единства, приводящего не только к единомыслию, но и к сильному, слаженному совместному действию. И единственное, что реально может сохранить единство хотя бы в небольшой или средней группе, пока внешнее давление остается негативным – это очень высокое качество отношений и духовного действия внутри группы,

Однако ситуация может радикальнейшим образом измениться, если сама внешняя сила начнет действовать несколько иначе. Представим себе у власти силы, которые будут заинтересованы в язычестве либо как в главном сотруднике для решения социально-психологических и других доступных нам задач, либо искренне будут добиваться, чтобы у язычества были условия для нормального функционирования рядом с другими религиями и мировоззрениями. В этом случае, не лицемеря, мы можем говорить о способности удовлетворять некоторый социальный заказ. Вот только заказ может быть различным: и на обслуживание тоталитарной власти, и на разработку социально и экологически ориентированной экономики, и на разрешение межнациональных противоречий, и наоборот, на подавление одними народами других (скрытую дискриминацию). Не всякий лидер сможет и захочет удовлетворить какой попало заказ. Но в этом случае наличие разных языческих объединений может сыграть положительную роль, так как от улучшения общего отношения к язычеству более всех выиграет группа, наиболее близкая по взглядам к текущей политике властей. А остальные останутся "в запасе", представляя иные пути развития общества. Точно так же и в живой Природе всегда есть множество возможностей, находящихся как бы в тени текущего эволюционного процесса, но при изменении климата или соотношения между видами и биоценозами запасные возможности начинают бурно развиваться.

Итак, я разобрала четыре основных формы существования язычников и их организаций:

1. Дикая, ничем не ограниченная свобода личности – рай эгоиста, переходящий в распад и невозможность общего единства.
2. Специализация язычников по направлениям – храмовые культы разного характера, особая ритуальная обрядовость каждого направления. ("Видовой" уровень мышления и взаимодействия.)
3. Целостные культы, направленные на постижение мирового разнообразия и взаимодействие с ним во имя взаимной гармонизации и развития. Конкуренция и сближение, расхождение и внутреннее изменение как естественные пути развития, само и взаимопознания.
4. Сближение с позицией власти, когда к этому имеются подходящие условия (обязательное условие: когда не только есть социальный заказ, но он совпадает с действительными ценностями язычников).

Но непознанным остался еще один вариант, возможность которого я интуитивно чувствую, и который оказалось труднее всего сформулировать и уложить в систему. Но это лучшая из возможностей, некий идеал и цель Золотого века: создание религиозной системы, в которой не будет разрыва и тем более пропасти между мистическим и реальным, где возвышенное и житейское сольются в единое целое. Такая система сама собой окажется вне конкуренции или прекратит любую реальную конкуренцию, так как две конкурирующие системы, дойдя до подобного равного уровня, увидят полное отсутствие противоречий между собой с уровня общей гармонии.
Завершая центральный образ статьи, я считаю этот уровень соответствующим осознанию и ощущению в едином бытии Природы – общей Жизни, Сверхсущества, Бога живущего и дышащего. Поедание одним существом другого, смерть множества маленьких существ, плавно переводящая их духовную сущность в иную форму – всё это может быть осознано и прочувствовано как видимые приключения единой Жизни, вечной, счастливой и полной.
Размышляя об этой высокой цели, я понимаю, что в ней исчезает и граница между духовным достижением и политикой, развитием личности и формированием нерасторжимой общности между множеством единомышленников. Сама власть в этом случае перестает быть агрессивной "внешней силой" и возвращается к своему правильному определению: источник власти – народ, то есть мы сами. Равно и в Природе человек не всегда воспринимался как чужак и внешний агрессор. Много тысячелетий племена людей ощущали себя частью природного единства, не отличая себя от других живых существ, зная Природу их разума, отличную от человеческой, но внятную нашим Предкам, а может быть, и потомкам. Таким образом, сама метафора перестает быть условной, образ сходится с оригиналом, потому что возвращение к глубокому знанию и ощущению Природы – также одна из основных целей язычников.

Лучший способ успешно достигать цели – почувствовать себя пришедшим к ней уже сегодня и сейчас. Созерцание некоторых идей дает нам возможность коснуться их и ощутить в себе их действие, а затем наблюдать и использовать мощные импульсы к развитию, которые эти идеи порождают.
Для того я и написала эту статью, чтобы окинуть единым взглядом ситуацию, сложившуюся на сегодня в русском язычестве – и увидеть в ней вовсе не множество разрозненных и конфликтующих явлений, а единую Силу Жизни, лишь разворачивающую свой могучий замысел в сложной игре личных интересов и стремлений.
_________________
Светлана З. (Верея)
Содружество Природной Веры "Славия"
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение Отправить e-mail Посетить сайт автора
Показать сообщения:   
Начать новую тему   Ответить на тему    Список форумов Кольцо Славии -> Братина Часовой пояс: GMT + 3
Страница 1 из 1

 
Перейти:  
Вы не можете начинать темы
Вы не можете отвечать на сообщения
Вы не можете редактировать свои сообщения
Вы не можете удалять свои сообщения
Вы не можете голосовать в опросах


Ovsem.ru
Рейтинг@Mail.ru
rax.ru: показано число хитов за 24 часа, посетителей за 24 часа и за сегодня

Реклама: