Содружество Природной Веры "Славия"
Кольцо Славии
Форумы Содружества Славия
 
 FAQFAQ   ПоискПоиск   ПользователиПользователи   ГруппыГруппы   РегистрацияРегистрация 
 ПрофильПрофиль   Войти и проверить личные сообщенияЛичная почта: Войти и проверить личные сообщения   ВходВход 
Доброй охоты всем нам!
Приглашаем принять участие в тестировании нового портала Содружества Славия.
Будем рады замечаниям и предложениям.

Правила форума
Список форумов Кольцо Славии
Кольцо Славии -
к началу

Открылся портал посвященный древнему племени Меря
На страницу Пред.  1, 2, 3, 4, 5  След.
 
Начать новую тему   Ответить на тему    Список форумов Кольцо Славии -> Братина
Предыдущая тема :: Следующая тема  
Автор Сообщение
merjanin
Старожил


Зарегистрирован: 17.05.2010
Сообщения: 83

СообщениеДобавлено: Пт Июн 24, 2011 8:07 am    Заголовок сообщения: Ответить с цитатой

Ветлугаи. Сакральная традиция и этно-культурные связи жителей Поветлужья.



Поветлужье - особый мир на исторической окраине русского этнического ареала. Здесь - благодаря относительной отдалённости региона от центров современной цивилизации - сохранились и обрели второе дыхание традиции седой старины. В них сплелись характер, представления и особенности речи различных по происхождению, но близких по мировоззрению этно-культурных групп. Одни местные культурные особенности восходят к древнерусской традиции, другие – к мерянской, некоторые – к марийской.



Среднее Поветлужье является кладезем «заговорной» народной традиции. Она вобрала в себя как пласт обрядов и заклинаний магического толка, так и фрагменты древнерусской мифологической картины мира.

http://merjamaa.ru/news/vetlugai_sakralnaja_tradicija_i_ehtno_kulturnye_svjazi_zhitelej_povetluzhja/2011-06-23-276
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение
merjanin
Старожил


Зарегистрирован: 17.05.2010
Сообщения: 83

СообщениеДобавлено: Вт Авг 23, 2011 10:39 pm    Заголовок сообщения: Ответить с цитатой

Всем здравствуйте!

Продолжаю знакомить с сакральными камнями Верхнего Поволжья.

За лето появились новые находки

В деревне Дунилово Ростовского района найден мерянский камень-чашечник



Как то так сложилось, что за 20 лет изучения культовых камней, мне ни разу не встретились представители классических камней-чашечников. Тех самых, на которых много-много мелких правильных ямочек. Подобные камни пока ещё не найдены в соседних областях, а в районе Ростова Великого в 2000-х г.г. известный финский мерянолог Арья Альквист нашла-таки парочку... Более того, в 2007 г. финские археологи их осмотрели и подтвердили, что они полностью тождественны чашечникам Финляндии и финно-угорских регионов Балтийского моря в целом. Так что, вот они - подлинные индикаторы мерянского присутствия !
"В воскресный день, в свободную минуту..." уговорила мужа таки съездить посмотреть чашечник...

Продолжение - http://merjamaa.ru/news/v_derevne_ivashevo_rostovskogo_rajona_najden_merjanskij_kamen_chashechnik/2011-08-22-322



«Большой камень» близ старинного села Majmera Угличском районе Ярославской области



Данный камень находится неподалеку от трассы Р104 на земле в бывшей Маймерской волости, на границе поля и небольшого соснового бора, в 50 м от лесной дороги к с.Сергиевскому. Он стоит, вросший в землю в зарослях ольхи и кустарников, в заболоченной низине в 5 метрах от русла высохшего ручья .

Летом его обнаружить труднее из-за высокой травы. По воспоминаниям старожилов (Киселева Алла Александровна, 1925 г.р. с.Сергиевское и др.) этот камень, в 20-х годах ХХ столетия, был больших размеров. Алла Александровна показала нам фотографию 30-х годов – так на этом камне сидело с десяток человек (почти вся ее семья).

Продолжение - http://merjamaa.ru/news/dorogami_merjamaa_bolshoj_kamen_bliz_starinnogo_sela_majmera_v_uglich_merjamaa_uglichskij_rajon_jaroslavskoj_oblasti/2011-08-15-318
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение
Рамень
Содружество "Славия"


Зарегистрирован: 10.01.2004
Сообщения: 3370
Откуда: Москва

СообщениеДобавлено: Сб Авг 27, 2011 7:22 pm    Заголовок сообщения: Ответить с цитатой

Насчёт камней, в т.ч. следовиков и чашечников:
Камень древнего культа для культа нового (недалеко от Шутова камня):

В.А.Солоухин "Время собирать камни"

"... Лесневский вслед за Молчановым, Глазуновым и Десятниковым тоже пробрался в Шахматово, в Тараканово, в Боблово, в Солнечногорск (бывшее село Солнечная Гора), но в отличие от предыдущих посетителей начал активно действовать. С конца 1968 года он собирает подписи под письмом и 23 июля 1969 года это письмо публикует в «Литературной газете». Вот это письмо вместе с подписями под ним. Называется оно почти так же, как и статья Глазунова: «Здесь жил Александр Блок».

«Есть заповедные края, которые в памяти народной слились с именами, составляющими гордость отечественной литературы. Михайловское, Ясная Поляна, Спасское Лутовиново, Карабиха, Мелихово, Мураново, Константиново… Эти и другие памятные уголки Родины вызывают в воображении дорогие каждому из нас картины, не померкшие от времени. Литературно мемориальные дома музеи, усадьбы музеи – это ведь не только памятники прошлого, но и живые очаги сегодняшней культуры. Достаточно известно, как много делается у нас для их сбережения.

Тем очевиднее, в каком большом долгу оказались все мы перед славными местами, неотделимыми от имени великого русского поэта, одного из выдающихся зачинателей советской литературы Александра Александровича Блока. Мы полагаем, что следует продумать вопрос о возможности создания музеев Блока в Ленинграде и Подмосковье – в местах, связанных с жизнью и творчеством поэта… В поэтическое сознание Блока вошли впечатления, навеянные подмосковной усадьбой Шахматово, близлежащими селами Гудино, Тараканово, Боблово с их чудесными окрестностями. Именно здесь, в Шахматове, на месте бывшей усадьбы или близ нее, мог бы возникнуть подмосковный музей Блока. Блоковские места желательно было бы объявить заповедными, охраняемыми, мемориальными…

Увековечение памяти великого поэта – патриотический долг».

Письмо подписали. М. Аникушин, Р. Гамзатов, С. Коненков, А. Прокофьев, С. Рихтер, Г. Свиридов, А. Твардовский, Г. Товстоногов, Г. Уланова, К Чуковский, Д. Шостакович.

Какое созвездие имен! Все до одного лауреаты Ленинской премии. Так что же, они сами, живущие к тому же в разных городах, собрались все вместе – и давай сочинять письмо? Ну, нет. Делается это так: инициатор сочиняет письмо и собирает подписи, дозваниваясь до желаемых деятелей культуры, ездит к ним на квартиры, на дачи. Они письмо читают и, если согласны с текстом, подписывают.

После публикации коллективного письма Станислав Лесневский выдал быструю, похожую на беглый огонь, серию статей в разных газетах.

«Чтоб были памятью хранимы» – «Московский комсомолец», 11 октября 1969 года.

«Память требует» – «Советская культура», 30 октября 1969 года.

«Веет строкой Блока» – «Литературная газета», 14 января 1970 года.

«Здесь должен быть заповедник» – «Литературная Россия», 6 марта 1970 года. Статья эта подписана П. Антокольским и Вл. Орловым, но организовал ее и прокомментировал Ст. Лесневский.

После этого возникла цепная реакция.

А. Левина. «Здравствуйте, Александр Блок!» (экскурсия по будущему заповеднику) – «Комсомольская правда», 19 июля 1970 года.

Г. Борина. «И вечный бой…» (заметки с выставки, посвященной 90 летию со дня рождения А. А. Блока) – «Знамя Октября». Солнечногорск. 29 августа 1970 года.

Ю. Дорохов. «День поэзии в Шахматове» – «Ленинское знамя», 11 августа 1970 года.

Названия дальнейших статей разных авторов: «В Шахматове», «Приглашаем в Шахматово», «Его Россия – наша Россия», «Голос шахматовских чтений», «В путь, открытый взорам», «Красотою сияет русская земля», «Я лучшей доли не искал», «Соловьиному саду – цвести», «Блоковские дали», «В семнадцати верстах от станции», «И вижу голубую даль», «И утвердилась с миром связь», «Поэзии немеркнущее пламя», «Беречь неповторимое», «Памяти нужно пристанище», «Они жили в Шахматове», «Звонкое слово поэта», «Сад Блока», «Встреча с Шахматовом», «Александр Блок. Звенья памяти»…

Одним словом – лавина статей, заметок, раздумий, призывов, взываний к лучшим чувствам, репортажей с места событий.

Но одними статьями ничего с места не сдвинешь Надо ходить, убеждать, писать бумаги, требовать, действовать.

Станислав Лесневский вошел в юбилейную Блоковскую комиссию (он же был инициатором ее создания) Московской писательской организации и теперь в горком, в райком, в роно, в облоно, в Министерство культуры – куда бы то ни было – приходил уже не как частное лицо, а как представитель юбилейной комиссии: приближалось тогда девяностолетие со дня рождения поэта. В 1971 году перед школой № 1 в Солнечногорске был установлен и торжественно открыт бюст Александра Блока. В этой школе, которая уже до этого носила имя Александра Блока, был и Блоковский уголок. Ну там несколько фотографий, несколько книг. Лесневскому пришла мысль развернуть большую фотовыставку о Блоке, и не в Солнечногорске, а ближе к Шахматову. В лесу, конечно, не развернешь. В ближайших деревеньках, в Осинках, например, тоже – негде. Нельзя же – в деревенской обитаемой избе. Лучше всего подходило Тараканово. Как раз освобождалось там здание сельской начальной школы. Школа была поставлена еще земством около 1900 года и выучила грамоте не одно поколение ребятишек. Эту школу знал и Александр Блок. К 1970 году обстановка с деревенскими детьми сложилась такая, что учить в школе стало некого. Картина общая для среднерусских областей: Тульской, Владимирской, Рязанской, Смоленской, Ярославской, Ивановской и других, и других. В каждой области закрывалось по нескольку десятков школ в год.

Закрылась школа и в Тараканове. Событие, вовсе не отрадное само по себе, оказалось как нельзя кстати для идеи развернуть фотовыставку. Выставку развернули. В солнечногорской газете появилась о ней статья.

«Каждый, кто недавно посетил ставшее знаменитым Шахматово, не мог не побывать на фотовыставке, посвященной А. Блоку… Выставка расположена в удивительно удачном месте, в скромном здании, на окраине деревни Тараканово, где раньше размещалась сельская школа. Александр Блок бывал здесь. И стало быть, выставка органично связана с именем великого поэта, с его жизнью и творчеством… В фотовыставку входит около 300 документов, копии сняты с оригиналов Пушкинского дома и музея Д. И. Менделеева в Ленинграде, Литературного музея… Выставка, которую подготовила юбилейная Блоковская комиссия Московской писательской организации, помогает по настоящему понять и оценить творчество А. А. Блока, «Соприкосновенье с прекрасным очищает душу, а эти удивительные просторы вокруг заставляют подняться из самых глубин затаенному чувству любви к родине. Спасибо организаторам этой выставки». – Это одна из многочисленных записей в журнале отзывов… Выставка очень интересна, но очень жалко, что работает она последние дни. Писатель Лесневский уезжает в Москву, а замены ему пока не нашлось. И что будет с выставкой, неясно. Районный отдел культуры еще не решил ее судьбу. А ведь можно было бы сделать выставку постоянно действующей, разместив в помещении сельскую библиотеку и подготовив общественных экскурсоводов из числа работников культуры. Нельзя лишать родину Блока этой великолепной выставки».

Вышло все как по писаному. В бывшей школе разместили сельскую библиотеку, и выставка сделалась постоянной. Действует она и по сей день.

Но отдаленные рубежи вроде Солнечногорска и Тараканова, на которых удалось закрепиться, не могли удовлетворить фанатическое рвение патриота. Тараканово – это еще не Шахматово, а только подступы к нему. В самом же Шахматове только лес да поляна, нет там ни бюста около школы, как в Солнечногорске, ни фотовыставки, как в Тараканове. От дома не осталось и фундамента, даже признаков фундамента. Как же быть?

Они ходили по шахматовской поляне вдвоем – Станислав Лесневский и художник Юрий Васильев. Что делать? Что делать? Не за что зацепиться глазу. А ведь предполагается в августе (1970 г.), в первое воскресенье августа, провести здесь большой литературный праздник. Объявлено, приглашены люди из Москвы, из Солнечногорска, из сел и деревень. Пусть соберутся люди, пусть приедут писатели и поэты, пусть зазвучат слова о Блоке и стихи Блока, прекрасно. Но где, как? С какого места читать? Где разместиться публике? На месте бывшего дома непроходимые заросли: деревья, кусты, крапива. Поляна поодаль, но она безлика, неорганизованна. Представьте себе – соберутся люди, они будут искать хоть какую нибудь зацепку для глаза, для сознания, для сердца. Не пень же гнилой среди крапивы, не плакатик же на черенке: «Здесь рос тополь, который осенял блоковский дом»?

Юрий Васильев ходил ходил в задумчивости и вдруг просветлел лицом:

– Я нашел. Нужен камень.

– Какой камень? – не понял сперва Станислав художника.

– Большой, хороший. Точка опоры. Привезти откуда нибудь и положить на поляне. Камень – это нечто прочное, внушительное, незыблемое. Надо искать.

Первой мыслью было найти тот камень около Рунова, на котором Блок начал свою поэму «Возмездие». Это было бы просто великолепно. Стали расспрашивать местных жителей.

– Под Руновом? – размышлял спрошенный осинковский житель. – Под Руновом не знаю, а вот «Святой камень» есть. Но только не под Руновом, а около Праслова леса в овраге.

– Почему святой, что значит святой?

– Может, с неба упал. Или молились около него в старину, еще до церквей. Говорят, что растет…

– Кто растет?

– Камень. Век от веку больше делается. Проверить, конечно, нельзя, потому как один век живем… Но камень большой, огромный.

– Как нам его найти?

– Перейдете, значит, овсяное поле и держитесь края леса, потом будет овраг… Да нет, вам не найти. Пойдемте уж, покажу…

Камень оказался – всем камням камень. Он лежал на склоне оврага, заросшего лесом. Такие лесные овраги называются еще буераками, по крайней мере у нас, во Владимирской области. Трудно вообразить, чтобы в столь густом лесу с кустарником собирались вокруг камня люди в языческие времена, как о том догадывался осинковский мужик. Но и то верно, что в далекие времена здесь мог быть чистый склон, ровный, зеленый, обращенный к солнцу. Ландшафт меняется очень быстро. Вот Льва Толстого хоронили на чистом высоком месте с прекрасным видом во все стороны, а теперь могила его – в лесу. А и века то не прошло.

Обошли камень вокруг, оглядели, увидели, что боковая поверхность его изборождена глубокими складками, которые при известной доле воображения складывались в черты человеческого лица, словно камень лежал здесь на склоне оврага и век за веком о чем то мучительно думал.

– Десять – двенадцать тонн, – прикинул своим точным художническим глазом Юрий Васильев.

У Станислава мысль работала в практическом направлении.

– Не представляю, в какую организацию надо обращаться, чтобы перевезти этот камень в Шахматово. И сколько это будет стоить? И сколько времени они прокопаются? И кто нам даст деньги?

– Полная безнадега. Ни одна из организаций, которые я сейчас про себя вспоминаю, за такую работу не возьмется. Деньги – по безналичному расчету. Значит, нужны две организации. Одна – работать, другая – платить. Поиск таких организаций, переписка между ними, всяческие согласования и оформления, составление сметы, само производство работ будут тянуться неделями, если не месяцами. Ну в самом деле, кто, не Союз же писателей возьмет на себя перевозку этого камня? Надо еще доказать целесообразность его перевозки. Практический смысл. Ведь то, что мы надумали, – чистая лирика. Восстановление шахматовского дома пробить легче, чем этот камень. Нет, полная безнадега.

– Подожди. Помнишь, мы видели на Таракановском шоссе автокран? Они там производят какие то работы.

– Ну и что? Сейчас они бросят свою работу и поедут за десять километров тащить этот камень…

– Может, и поедут. Живые же люди. Если их там трое – десятку… Не обеднеем.

К вечеру того же дня камень (в нем оказалось действительно двенадцать тонн), покачиваясь на перенапряженной стреле автокрана, стронулся со своего многовекового места и поплыл вверх. Потом он совершил небольшое путешествие по полевой дороге и был бережно опущен на траву, на мелкие летние цветочки, на склоне покатой, похожей на амфитеатр поляны. Молились около него язычники или нет, предназначалось ему с этого дня служить подножием для поэтов и для всех, кто захотел бы сказать о Блоке, прочитать стихи о Блоке или прочитать самого Блока. «Святой камень» становился блоковским, Шахматовским камнем, камнем памяти и поэзии.

Неизвестно, сколько веков (тысячелетий?) пролежал он на склоне лесного оврага, на своем изначальном месте, неизвестно, сколько времени предстоит лежать ему здесь и не случится ли на каком нибудь новом, отдаленнейшем витке истории, что вместо языческого капища, вместо блоковской памяти, он будет обозначать что нибудь новое, третье, что мы пока не можем вообразить, как наивные язычники не могли вообразить сегодняшнего его предназначения.

Стихию удалось раскачать. 9 августа 1970 года автобусы и автомашины потянулись по Таракановскому шоссе. От села Тараканова по тропинкам и лесным дорогам (около трех километров) потянулись уж не машины, оставшиеся в Тараканове, но вереницы ярко, празднично одетых людей. Жители Солнечногорска, Клина, Зеленограда, окрестных деревень, москвичи – наконец несколько тысяч человек впервые собрались на том месте, где стоял дом Александра Блока. Из местных жителей было много ребятишек, детей разного возраста, что же касается горожан, то преобладали женщины, как и на поэтических вечерах, в театрах (как и в церквах, между прочим), в концертных залах, в консерватории. Почему то женщины во всех подобных случаях оказываются активнее (духовнее?) мужчин.

Итак, собрались тысячи людей. Вокруг чего же было бы им там завихряться, рассаживаться, если бы не лежало на поляне большого, видом своим уж похожего на монумент или во всяком случае на заложенный монумент, камня?"
Фото камня:
http://fotki.yandex.ru/users/sotnikovy/view/393690?page=6&ncrnd=2453


http://fotki.yandex.ru/users/sotnikovy/view/393690/

К слову - не позволили мы сюжету о Шахматово превратиться в особую пургу. Хоть телевизионщики и перепутали "Анну Марию" и "Марией Целестой". И Рушан начал что-то говорить о каком-то "портале" на озере.
http://www.1tv.ru/sprojects_utro_video/si33/p36304/pg1/d17.08.2011
_________________
Счастливо!
Слава Перуну и Велесу!

Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение Отправить e-mail
merjanin
Старожил


Зарегистрирован: 17.05.2010
Сообщения: 83

СообщениеДобавлено: Чт Ноя 03, 2011 3:52 pm    Заголовок сообщения: Ответить с цитатой

Спасибо за информацию!
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение
merjanin
Старожил


Зарегистрирован: 17.05.2010
Сообщения: 83

СообщениеДобавлено: Чт Ноя 03, 2011 3:53 pm    Заголовок сообщения: Ответить с цитатой

Пятница и Никола из Мерского стана. Святые камни Угличской земли.



Есть расхожее мнение что нельзя жить только прошлым, что это превращает современную культуру в какую-то архаичную экзотику. Но, с другой стороны, сегодня мы наблюдаем интересный феномен неотрадиционализма – когда многие древности становятся вдруг очень популярными в современной и даже молодежной культуре. Геокэшеры, язычники, христиане, зеленые, туристы эзотерики массово выезжают из крупных городов в паломничества к историческим и святым местам.



На этом, как нам представляется, наша Merjamaa может приоткрыть окружающему миру свою Загадку. Например, христиане нашли бы у нас многочисленные памятники самобытного меряно-московского православия. А изучающие более древние традиции удивятся, что переславский Синь-камень далеко не единственный в округе, что по Клязьме и Волге много сакральных объектов, поклонение которым не прекращалось столетиями, а колдуны и знахарки живут в Merjamaa и сейчас. Причем это не какая-то фантастика. И камни с источниками, и колдуны с знахарками — реально помогали и помогают тем, кто к ним обращается. Находятся на мерянской земле и петроглифы, вырезанные на камнях, и места где "чудится"...

Часть 1 - Пятница и Никола


улица Деревенек

В одно из таких мест — деревню Деревеньки Угличской Merjamaa команда краеведов "Metsa Kunnta" отправилась в один из воскресных дней сентября. В окрестностях Деревенек до сих пор сохраняется настоящий культовый центр – святой источник, два священных камня, один из которых следовик, и деревянная часовня начала 20-го века. Там вплоть до 1970-х годов, как сейчас принято говорить, тусовалась молодежь, а старшее поколение молилось и набирало для своих нужд воду. И все это несмотря на советскую власть.



ПОДРОБНЕЕ - http://merjamaa.ru/news/pjatnica_i_nikola_iz_merskogo_stana_svjatye_kamni_uglich_merjamaa/2011-11-01-381
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение
Рамень
Содружество "Славия"


Зарегистрирован: 10.01.2004
Сообщения: 3370
Откуда: Москва

СообщениеДобавлено: Чт Ноя 03, 2011 4:23 pm    Заголовок сообщения: Ответить с цитатой

Ну, то, что переяславльский Синь-камень не один - могу подтвердить.

http://fotki.yandex.ru/users/sotnikovy/view/399299/
Эти камни были вытащены экскаватором из Плещеева озера и вполне могли быть основой мифа о ЯКОБЫ передвижении Синь-камня под водой.
Сейчас они пойдут на фундамент для домика сотрудников нацпарка, чтобы удобнее было с туристов деньги собирать.
А вот к слову ТАКОЙ у меня есть вопросы.
ТАКОЙ камень представляет собой ГПП, как это обозначено на картах - или геологический природный памятник. Непрокатанный ледником биотит крайне редок.

http://fotki.yandex.ru/users/sotnikovy/view/399219/


http://fotki.yandex.ru/users/sotnikovy/view/399225/

Биотитовые валуны вообще редки. А из тех, что находятся (анализ находок на Валдайской возвышенности), в основном обработаны ледником:

http://fotki.yandex.ru/users/sotnikovy/view/415155/

В основном граниты или кварциты. Граздо реже попадаются известняки

http://fotki.yandex.ru/users/sotnikovy/view/415156/

А вот биотиты - экструзивные вулканические породы типа слюды встречаются крайне редко.

Зато можно с уверенностью сказать. что переяславльщина - это родина слонов. То есть - верблюдов:

http://fotki.yandex.ru/users/sotnikovy/view/399154/
_________________
Счастливо!
Слава Перуну и Велесу!

Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение Отправить e-mail
merjanin
Старожил


Зарегистрирован: 17.05.2010
Сообщения: 83

СообщениеДобавлено: Пн Дек 26, 2011 5:04 pm    Заголовок сообщения: Ответить с цитатой

Да, я тоже бродил среди этих нагромождений)
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение
merjanin
Старожил


Зарегистрирован: 17.05.2010
Сообщения: 83

СообщениеДобавлено: Пн Дек 26, 2011 5:05 pm    Заголовок сообщения: Ответить с цитатой

Медведь-валун с Верхнего Ландеха



Споры вокруг возможности существования мегалитов в самом сердце исторической России вроде даже и не прекращались. Были...не были - тот ещё вопрос! А может оно всё проще гораздо и очевиднее ! Все прямо под боком у нас лежит. Например, известный в Ивановской Merjamaa Ревякинский святой валун. Смотрите сами...

Ревякинский валун находится рядом с бывшей деревней Ревякино. Сама деревня давно заброшена, но место ее расположения легко угадывается по высокой металлической вышке на холме, явным остаткам строений и типичным для сельского поселения деревьям. Сам Ревякинский Валун — это большой серый гранитный камень, размеры которого поражают: длина около 5 метров, ширина 2,5-3 метра. О высоте судить трудно, камень лежит ниже уровня поля, видимая часть над землей не выше 30 см.

Читать дальше - http://merjamaa.ru/news/svjatyni_medved_valun_s_verkhnego_landekha/2011-12-25-434
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение
merjanin
Старожил


Зарегистрирован: 17.05.2010
Сообщения: 83

СообщениеДобавлено: Вт Янв 10, 2012 11:54 am    Заголовок сообщения: Ответить с цитатой

Еще раз о «Мерянском Стоунхендже» под Ярославлем.



В июне 2010 года портал Merjamaa опубликовал статью о мегалитах под Ярославлем. Возможно, некоторые читатели встретили это сообщение с изрядной долей иронии: «Ох, уж эти краеведы! Прото-город, столица мерян, «Стоунхендж» какой-то! Ладно, хоть не приклеили еще зеленых человечеков и реликтовых монстров, резвящихся в Которосли»! Однако следом за Merjamaa выборку материал о мегалитах повторили еще 7 сайтов. Несомненно, такой интерес обязывает. Поэтому наш ярославский товарищ Yaroslavetz, нашедший эти мегалиты, решил вернуться к лесному «капищу», заручившись поддержкой еще одного энтузиаста. И отправился в путь небольшой командой...

Подробнее - http://merjamaa.ru/news/eshhe_raz_o_merjanskom_stounkhendzhe_pod_jaroslavlem/2012-01-10-455
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение
merjanin
Старожил


Зарегистрирован: 17.05.2010
Сообщения: 83

СообщениеДобавлено: Пн Янв 16, 2012 10:56 am    Заголовок сообщения: Ответить с цитатой

Последние свидетели крывичского и мерянского двоеверия исчезают на наших глазах



Виктор Ерохин, когда о чем ­то рассказывает, обычно ожесточенно жестикулирует – привычка профессионального лектора. И, говоря со мной, он продолжает убеждать какого­ то невидимого оппонента, хотя в этом нет никакой необходимости. Тема для него очень важная, и занимается он ею по движению души.

– Это хранится только в живой памяти, это уходит на глазах. Многое утрачено в пору сплошной мелиорации, когда погубили тысячи малых речек и старые поля, а теперь добивают. Мода пошла на «садики камней» у дачных домиков. Эти камни – «ошметки» старой языческой традиции. Кое­что мы знаем о ней, но пока мало, мало…

Виктор Ерохин – заместитель директора Угличского музея. В этом году здесь прошла выставка «Культовые камни Верхневолжья». Прошла довольно незаметно. Представлены были в основном фотографии, в силу чего турист не оценил значимость проекта, как и то, чего стоило собрать эти шесть с лишним десятков фотографий.

Как признается сам Ерохин, тема появилась давно, много лет назад, когда они с ярославским историком Светланой Чернецовой проводили сверку на местности: в каком состоянии находятся упоминаемые в дореволюционных источниках огромные камни-­валуны, почитавшиеся древними меря и кривичами, жившими на нынешнем Ярославско-­Тверском порубежье.

Подробнее - http://merjamaa.ru/news/poslednie_svideteli_kryvichskogo_i_merjanskogo_dvoeverija_ischezajut_na_nashikh_glazakh/2012-01-15-462
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение
merjanin
Старожил


Зарегистрирован: 17.05.2010
Сообщения: 83

СообщениеДобавлено: Пт Фев 10, 2012 12:17 pm    Заголовок сообщения: Ответить с цитатой

О деревенских святынях Вологодского края (святые рощи, деревья, камни, горы, источники)


Роща "Смольё"

По определению современного исследователя народного православия, этнографа, и фольклориста А. А. Панченко, деревенские святыни - это почитаемые ландшафтные объекты, не предусмотренные каноническим церковным обиходом и, в то же время, играющие существенную роль в традиционной религиозной практике крестьянина1. Более предметно - это священные камни, родники, деревья, кресты и другие объекты, связанные с народной мифологией пространства. Как отмечает указанный автор, опираясь на материалы северо-западных губерний России, деревенские святыни представляли собой в XIX-XX веках значительный фрагмент религиозной культуры русского крестьянства.

Судя по археологической литературе, во второй половине XIX века в поле зрения российской историко-археологической общественности попадает все большее количество объектов, связанных с духовной стороной жизни человека. Это уже не только каменные бабы и курганы южных и центральных губерний России, но и объекты духовной культуры, характерные для северных губерний. Например к VII съезду археологов в Ярославле были опубликованы вопросы, адресованные общественности Ярославской и прилегающих к ней губерний, в том числе Вологодской, среди которых имелся, например, такой "Нет ли при старинных часовнях ручейков, ключей или колодцев, имеющих по народным верованиям, священное значение, равно как и больших камней с какими-либо знаками, например, ямками, фигурами, буквами и т. п.2

Этот интерес сохранялся некоторое время даже в послереволюционное время. В 1926 году в Тотьме вышла брошюра известного археолога А. А. Спицина, в которой он отметил некоторые успехи в деле сбора сведений о святых языческих местах Сольвычегодского и Усть-Сысольского уездов и обратил внимание на необходимость сбора подобных сведений на территории всего Севера3. Тогда же в поле зрения тотемского краеведа Н. А. Черницына среди историко-этнографических объектов Кокшенги попадали характерные для этого региона священные рощи-Кусты с находящимися в них часовнями.

Далее читайте здесь - http://merjamaa.ru/news/o_derevenskikh_svjatynjakh_vologodskogo_kraja_svjatye_roshhi_derevja_kamni_gory_istochniki/2012-02-09-484
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение
merjanin
Старожил


Зарегистрирован: 17.05.2010
Сообщения: 83

СообщениеДобавлено: Пт Мар 30, 2012 2:00 pm    Заголовок сообщения: Ответить с цитатой

"Следочкин камень" с берегов Улейма-реки



"Следочкин камень". Это название неразрывно связано с жителями Улейминской земли нашей Мерьямаа и ее выдающимся краеведом – Мухиным Олегом Константиновичем. Камень известен с древних времен. Местные меряне приходили к нему с дарами и просьбой помочь при болезни, при трудных родах, а то и просто – в дальней дороге. Люди приходили к нему и оставляли записки, ленточки, тряпочки и свято верили в его чудодейственную силу и помощь.

http://merjamaa.ru/news/sledochkin_kamen_s_beregov_ulejma_reki/2012-03-30-526
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение
merjanin
Старожил


Зарегистрирован: 17.05.2010
Сообщения: 83

СообщениеДобавлено: Пн Апр 02, 2012 4:23 pm    Заголовок сообщения: Ответить с цитатой

Потаенная меря. Мерянские фамилии поселка Борисоглебский. Ономастика и антропология.



В предыдущих материалах мы рассмотрели мерянские фамилии современных жителей городов Ростов и Нерехта, а так же их окрестностей. Сегодня мы переносимся на 19 километров к северо-западу от Ростова, и предлагаем вашему вниманию список современных мерянских фамилий жителей поселка Борисоглебский. При переводе были использованы современные языки финской группы. Перечень фамилий современных борисоглебцев дополнен небольшой фото подборкой мерянских антропологических типажей взятой из открытых источников.

http://merjamaa.ru/news/potaennaja_merja_merjanskie_familii_poselka_borisoglebskij_onomastika_i_antropologija/2012-04-02-529
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение
merjanin
Старожил


Зарегистрирован: 17.05.2010
Сообщения: 83

СообщениеДобавлено: Вт Апр 10, 2012 4:49 pm    Заголовок сообщения: Ответить с цитатой

Мурома и Муромская земля. История и топонимика.



Представляем вашему вниманию отрывок из книги Стефана Кировича Кузнецова ( 30.07.1854 - 13.08.1913 ) - русского классика, археолога и этнографа, родившегося 30 июля 1854 в крестьянской семье в Ильинской слободе, Малмыжского уезда, Вятской губернии, профессора-доцента Казанского университета, преподователя Московского археологического института.

Казалось бы, о муроме можно очень много говорить, по­тому что г. Муром, наряду с Новгородом, Киевом, Росто­вом, Суздалем, принадлежит к числу древнейших городов Русской земли и далеко старше Москвы; но беда в том, что летописи дают нам одно лишь название города Мурома; мы решительно ничего не знаем ни о пространстве Муромской земли, ни о том, велико ли было её население, хотя уже в 864 г.


Муромский район, Чаадаевское городище.

Муром подчиняется Рюрику, который ставит там свое­го правителя. Решая вопрос о происхождении имени самого города и племени муромы, мудрствовали различно при объяснении этого племенного названия. Так, Повесть о водворении хрис­тианства в Муроме говорит: «создание града им стены каменны и мрамарны, и оттого нарицается Муром»; Энцикло­педический Лексикон Брокгауза и Эфрона переводит слово мурома по-русски «люди на суше», благоразумно умалчивая, из какого именно финского языка происходит это слово.


Реконструкция женского костюма народа мурома. Автор: Наталья Герасимова. Уфа.

Слово мурома всего проще производить или от мерянско-черемисского глагола мурам — «пою», от которого страдатель­ное причастие наст, врем, муромо будет значит по-русски «вое­певаемое, поемое», то что поется, т.е. песня; более распрост­ранительное толкование, сообразно с духом языка, дает воз­можность перевести это слово, как «место пения» или «место веселия».

На эрзянском наречии мордовского языка слово морамо значит «пение», а также музыкальный инструмент вроде гуслей, от глагола морамс — «петь, играть». Что касается эти­мологии Энциклопедического Лексикона, то она несостоя­тельна уже потому, что в чисто финском языке (suomi) нет слова muro или mur, в значении «человек», хотя шаа и значить «земля», стало быть, автор заметки словаря для объяснения слова мурома взял вотско-зырянское слово мурт — «человек» и финское слово шаа — «земля»; одно непонятно, каким обра­зом из фантастического и лингвистически недопустимого murtmaa получилось «мурома»?

Точно также непонятно, ка­ким образом мурома можно переводить «человек на суше», когда это должно значить по-русски — «человеческая земля».

Далее читать здесь - http://merjamaa.ru/news/muroma_i_muromskaja_zemlja/2012-04-10-541
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение
setkasik
Новый участник


Зарегистрирован: 14.04.2012
Сообщения: 1
Откуда: Челябинск

СообщениеДобавлено: Сб Апр 14, 2012 9:54 pm    Заголовок сообщения: Ответить с цитатой

А когда планируете организовать экскурсии по славным землям?
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение Посетить сайт автора
merjanin
Старожил


Зарегистрирован: 17.05.2010
Сообщения: 83

СообщениеДобавлено: Пн Апр 16, 2012 11:55 am    Заголовок сообщения: Ответить с цитатой

экскурсии будут ближе к лету
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение
merjanin
Старожил


Зарегистрирован: 17.05.2010
Сообщения: 83

СообщениеДобавлено: Пн Апр 16, 2012 11:55 am    Заголовок сообщения: Ответить с цитатой

Меряно-крывицкая коллекция Кимрского исторического музея



"Этническая история всегда сложна и узловата. Не вернуть того, что было 1000 лет назад. Не вернуть и того, что оставалось 400 лет назад. Теперь и в бывших мерьских станах мало кто вспомнит, что он - потомок меря.



Так бы всё может и кануло... Но парадокс в том, что маргинализация мегаполисов всё равно опережает забывчивость глубинки. И что-то остаётся, что утрачено в столицах, но что сохранили стоящие у корней. И, как выясняется, потомки меря (и вместе с ними кривов) оказались сравнительно памятливее многих других."
Мы современные меря и кривичи не отделяем себя от русского народа. Мы даём возможность остальным вспомнить часть своей родной истории (ведь 50-70% жителей Верхневолжья ниже по течению от Кимр - потомки меря, а выше по течению Волги - потомки кривичей. Тем самым - мы идём в авангарде этно-культурного Ренессанса нашего народа.

Держитесь своих Корней друзья!

http://merjamaa.ru/news/merjano_kryvickaja_kollekcija_kimrskogo_istoricheskogo_muzeja/2012-04-16-546?ljN5TI
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение
merjanin
Старожил


Зарегистрирован: 17.05.2010
Сообщения: 83

СообщениеДобавлено: Пт Апр 27, 2012 12:22 pm    Заголовок сообщения: Ответить с цитатой

Круговорт душ и камни-следовики.



В Верхне-Волжском ареале археологи и историки часто фиксируют камни-следовики, в которых они видят объекты древних культов. Различают камни с зооморфными и антропоморфными рисунками, с "тарелочными" углублениями, камни-крестовики (с крестами), камни-чашечники (с выемками в виде чашечки) и т.д. Исследователи по-разному объясняют назначение чашечек. Считается, что они служили для жертвоприношений, сбора дождевой воды в лечебных целях. Интерес представляет объяснение приношений камням, совершаемых в прошлом веке в Финляндии: жертвоприношения для умерших, подземных духов, духов-покровителей.



ПОДРОБНОСТИ НА МЕРЯНИИ

http://merjamaa.ru/news/svjatyni_merjamaa_krugovort_dush_i_kamni_sledoviki/2012-04-26-558
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение
merjanin
Старожил


Зарегистрирован: 17.05.2010
Сообщения: 83

СообщениеДобавлено: Пн Май 14, 2012 11:23 am    Заголовок сообщения: Ответить с цитатой

Рябинин Е.А. Финно-угорские племена в составе Древней Руси:

К истории славяно-финских этнокультурных связей: Историко-археологические очерки. - СПб.: Изд-во С.- Петербургского университета, 1997. - 260 с. ISBN 5-288-01635-6



Монография подводит итоги многолетних исследований автора по проблеме славяно-русского освоения северных областей Восточной Европы и взаимодействия пришлого населения и аборигенных финно-угорских народов. В ней детально рассмотрены крупные регионы Древней Руси, население которых (летописные водь, ижора, весь, чудь заволочская, меря, мурома, мещера) подверглось полной или частичной ассимиляции.

Читать далее - http://merjamaa.ru/news/rjabinin_e_a_finno_ugorskie_plemena_v_sostave_drevnej_rusi/2012-05-12-565
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение
merjanin
Старожил


Зарегистрирован: 17.05.2010
Сообщения: 83

СообщениеДобавлено: Пт Май 18, 2012 11:18 am    Заголовок сообщения: Ответить с цитатой

Потаенная меря. Мерянские фамилии Гаврилова-яма (Ярославская область).



Общество "Metsa Kunnta" продолжает свои ономастические изыскания. В предыдущих материалах мы рассмотрели мерянские фамилии современных жителей городов Ростов, Нерехта и поселка Борисоглебский , а так же их окрестностей. Сегодня мы переносимся на 63 километра к северо-востоку от поселка Борисоглебский, и предлагаем вашему вниманию список современных мерянских фамилий жителей города Гаврилов-Ям. При переводе были использованы современные языки финской группы, в частности марийский. Перечень фамилий современных гаврило-ямцев дополнен небольшой фото подборкой мерянских антропологических типажей взятой из открытых источников.



Читать дальше - http://merjamaa.ru/news/potaennaja_merja_merjanskie_familii_gavrilova_jama_jaroslavskaja_oblast_onomastika_i_antropologija/2012-05-15-569
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение
merjanin
Старожил


Зарегистрирован: 17.05.2010
Сообщения: 83

СообщениеДобавлено: Чт Май 24, 2012 12:21 pm    Заголовок сообщения: Ответить с цитатой

Дорога к Предкам. Некрополь мерянского Плёса.


Холодная гора. Автор: Шубкин Сергей

Плёсский домонгольский некрополь, сохранившийся до наших дней без существенных повреждений, с полным основанием можно отнести к числу редких, если не сказать уникальных, археологических комплексов Мерянии. В силу ряда обстоятельств, он на сегодняшний день оказался практически единственным источником по погребальному обряду жителей малого города восточной части Волго-Клязьминского междуречья. Памятник расположен в черте современного города, в его парковой зоне, на горе Холодной. Это - восточная оконечность исторической части Плёса, и, таким образом, к моменту ордынского разорения могильник находился непосредственно над усадьбами домонгольского посада, шедшими цепочкой вдоль берега Волги.


(рис.1) Топосъемка некрополя домонгольского Плёса. (по П.Н. Травкину)

Холодная гора представляет собой мыс коренного правого берега между двумя открывающимися в долину реки оврагами. Границей площадки, занятой курганными насыпями, с запада и востока служат крутые склоны, а с юга - группы больших ям, оставшихся здесь, по некоторым данным, после забора глины для гончарных работ ещё в недавние времена. Непосредственно между ямами и курганными насыпями хорошо прослеживается серповидныой формы канава, идущая от одного оврага до другого. Канава имеет ширину 1,5 - 2 м и изогнута в противоположную от курганов сторону (рис.1).

Читать далее - http://merjamaa.ru/news/doroga_k_predkam_nekropol_merjanskogo_pljosa/2012-05-22-572
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение
merjanin
Старожил


Зарегистрирован: 17.05.2010
Сообщения: 83

СообщениеДобавлено: Ср Июн 13, 2012 5:46 pm    Заголовок сообщения: Ответить с цитатой

ШУНГА - костромской мерянский угол


Костромка: безмолвие

Шунгá – удивительный уголок Костромского края с неповторимым ландшафтом и непростой своеобычной судьбой. Старинный мерянский клин на наиболее удобных и плодородных землях возле самой Костромы. Свидетель и участник ключевых моментов духовной и политической жизни России. Оплот и убежище людей независимых, трудолюбивых, домовитых. Крепких сохранением традиций. Местные жители в названии села делают ударение на второй слог. Хотя, в форме прилагательного - "Шунгенский" подразумевается ударение на первый слог...



Название "Шунга" можно интерпретировать с помощью близкого к мерянскому марийского языка: от "шун" - глина + гидроформант "-га".
Однако, хотя в округе глины достаточно, сама Шунга расположена на оставшемся от приледниковых водных потоков дюнно-наносном песчаном всхолмлении.

К окружающим Шунгу условиям ландшафта более подходят саамские лексемы:
suenn - заливные покосы на болоте, уголок болота;
sunka - угол; потайное место;
sonkkelo - угол; окраина;
*soann'k, *sang - крайняя часть озера, залива.

Подробнее - http://merjamaa.ru/news/shunga_kostromskoj_merjanskij_ugol/2012-06-10-580
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение
merjanin
Старожил


Зарегистрирован: 17.05.2010
Сообщения: 83

СообщениеДобавлено: Чт Июн 14, 2012 11:54 am    Заголовок сообщения: Ответить с цитатой

Добродомов И.Г. Из мерянского вклада в русское словопроизводство



Сегодня использование языковых материалов для исторических разысканий относится к числу не очень популярных областей как исторической, так и лингвистической науки, ибо элементы риска здесь слишком велики и ошибки весьма вероятны. Валерий Петрович Яйленко в своем научном творчестве органически сочетает исторические и филологические методы обращения с материалом.

В подражание юбиляру в данном этюде я постараюсь связать современные языковые данные с этнографией России. Недавно было обращено внимание на три наречия с первым компонентом впол-, получивших странное противопоставление по характеристике: «В системе словообразовательных метафор наречия занимают незначительное пространство... Тем не менее можно выделить две группы наречий, характеризующих: а) речемыслительный процесс: вполголоса. Не громко, не полным, пониженным голосом (говорить вполголоса); вполуха. Прост. Без достаточного внимания (слушать вполуха)... и б) степень проявления действия или состояния: ... вnолноги. Разг. Не в полную силу; слабее, чем можно было бы (учиться вполноги)>> [Козинец, с. 80].

Надо сразу же подчеркнуть, что в рассматриваемых образованиях нет ничего метафорического: здесь речь может идти о разновидности метонимии -синекдохе, где целое называется по части или часть по целому.

Подробнее - http://merjamaa.ru/news/dobrodomov_i_g_iz_merjanskogo_vklada_v_russkoe_slovoproizvodstvo_vpolglaza_vpolukha_vpolplecha/2012-06-14-581
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение
merjanin
Старожил


Зарегистрирован: 17.05.2010
Сообщения: 83

СообщениеДобавлено: Чт Июл 05, 2012 9:37 pm    Заголовок сообщения: Ответить с цитатой

Дорога к Предкам. Святыни Борисоглебской земли.


Синий камень-чашечник из Свагуново

Цель нашей поездки - местность между Борисоглебом и Ростовом называемая "Островна". Это островок леса в 4 км от Свагунова и Сидорково находящийся среди бывшего болота. Болото осушили мелиораторы, нарыли канав. Раньше здесь было очень много гонобобеля, теперь вся экосистема нарушена, болото осушено, местные жители только за клюквой ходят.



Около Островны издавна лежит большой "Синий камень". Он действительно серо-синего оттенка. Очень рельефный, похожий на медведя (культового мерянского зверя). Информацию о нем мы узнали от ярославского краеведа и художницы Наталии Бутусовой. По ее словам сейчас Синий камень врос в землю на 1/3 своей высоты. Старожилы рассказывали, что были об этом камне поверья в старину, но никто сейчас их уже не помнит.


Синий камень-чашечник с "Островны"

Остались только смутные воспоминания об этом камне как «нечистом месте». Сообщали, что когда-то около «Синего камня» обнаружили умершую женщину, которую «завело»

Любопытно, что это камень чашечник. Камни чашечники, это камни на которых есть мелкие, правильной формы ямочки. На его поверхности как раз находится такая рукотворная чашечка.

Подробнее - http://merjamaa.ru/news/doroga_k_mere_svjatyni_borisoglebskoj_zemli/2012-07-04-595
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение
merjanin
Старожил


Зарегистрирован: 17.05.2010
Сообщения: 83

СообщениеДобавлено: Вт Июл 17, 2012 11:50 am    Заголовок сообщения: Ответить с цитатой

Деревенские святыни южных регионов Ярославского Поволжья в XIX-XX вв.


Д. Зманово Борисоглебского района Ярославской области. Крест и развешанная одежда у источника Преподобного Иринарха. 2002. Фото автора.

Неотъемлемым элементом меряно-русских народных верований выступает культ деревенских святынь. Санкт-петербургский исследователь А.А. Панченко, введший в научный оборот термин «деревенские святыни», объединял этим определением искусственные и природные объекты, почитание которых не предусмотрено каноническим церковным обиходом. В настоящем сообщении мы попытаемся изучить данное явление в контексте традиционной культуры южных районов Ярославской Мерянии – Борисоглебского, Переславского, Ростовского и Угличского. В XIX – начале XX вв. здесь располагались Переславль-Залесский уезд Владимирской губернии, Ростовский и Угличский уезды Ярославской губернии.

Тема культа местно-чтимых святынь в Ярославском крае неоднократно привлекала внимание исследователей. В то же время многие источники по данной проблеме до сих пор не опубликованы и требуют дальнейшего изучения. Цель настоящего сообщения – ввести в оборот новые данные по названной теме и проанализировать их.



Подробнее - http://merjamaa.ru/news/derevenskie_svjatyni_juzhnykh_regionov_jaroslavskogo_povolzhja_v_xix_xx_vv/2012-07-16-599
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение
Показать сообщения:   
Начать новую тему   Ответить на тему    Список форумов Кольцо Славии -> Братина Часовой пояс: GMT + 3
На страницу Пред.  1, 2, 3, 4, 5  След.
Страница 4 из 5

 
Перейти:  
Вы не можете начинать темы
Вы не можете отвечать на сообщения
Вы не можете редактировать свои сообщения
Вы не можете удалять свои сообщения
Вы не можете голосовать в опросах


Ovsem.ru
Рейтинг@Mail.ru
rax.ru: показано число хитов за 24 часа, посетителей за 24 часа и за сегодня

Реклама: