Содружество Природной Веры "Славия"
Кольцо Славии
Форумы Содружества Славия
 
 FAQFAQ   ПоискПоиск   ПользователиПользователи   ГруппыГруппы   РегистрацияРегистрация 
 ПрофильПрофиль   Войти и проверить личные сообщенияЛичная почта: Войти и проверить личные сообщения   ВходВход 
Доброй охоты всем нам!
Приглашаем принять участие в тестировании нового портала Содружества Славия.
Будем рады замечаниям и предложениям.

Правила форума
Список форумов Кольцо Славии
Кольцо Славии -
к началу

Знаменательный юбилей битвы под Грюнвальдом 1410 г.

 
Начать новую тему   Ответить на тему    Список форумов Кольцо Славии -> Братина
Предыдущая тема :: Следующая тема  
Автор Сообщение
Klerkon
Старожил


Зарегистрирован: 29.03.2009
Сообщения: 866
Откуда: Москва

СообщениеДобавлено: Чт Июл 15, 2010 8:54 pm    Заголовок сообщения: Знаменательный юбилей битвы под Грюнвальдом 1410 г. Ответить с цитатой

В нынешнем 2010 году исполняется знаменательная историческая дата – 600-летний юбилей Грюнвальдской битвы. 15 июля 1410 г. подлинно «евразийское» по своему этническому составу (поляки, кашубы, мазуры, чехи, жемайты-жмудь, аукштайты, белорусы-литвины, русские, молдаване, украинцы, татары, караимы) войско коалиции Польского королевства, Великого княжества Литовского и Орды разгромило близ Грюнвальда (лит. Жальгирис, нем. Танненберг) армию Тевтонского (т.е. «госпитальеров Св. Марии Иерусалимской из Тевтонского дома») Ордена.

Серьезное охлаждение отношений между Россией и Белоруссией (но не между нашими народами!) изрядно помешало совместно отметить эту знаменательную дату, достойную вечной памяти еще и потому, что в 1410 г. под Грювальдом европейское католичество потерпело поражение не только от православных и мусульман, но и от язычников – литовцев и славян. С точки зрения язычества, любое крупное сражение, любая кровавая битва – это не столько политика, сколько массовое жертвоприношение Богам, участие в котором автоматически переносило души погибших в Ирий (Вальгаллу).


Западноевропейский рыцарский доспех эпохи Грюнвальдской битвы

Сколько неподдельных чувств вложено в следующие слова великого польского писателя, почетного члена Петербургской Академии наук, Генрика Сенкевича!

«Битва кончилась, началась резня и преследование. Кто не хотел сдаваться, погибал. Много бывало в те времена битв и поединков, но люди не помнили такого страшного побоища. К ногам короля пал не только орден крестоносцев, но и вся Германия, прославленное рыцарство которой поддерживало тевтонский «форпост», все глубже проникавший в земли славян... Не только вероломный орден крестоносцев лежал поверженный у ног короля: в этот день искупления о польскую грудь разбилось все немецкое могущество, доныне заливавшее, как волна, несчастные славянские земли. Честь и хвала тебе во веки веков, великое, священное прошлое, и тебе, жертвенная кровь!»

Разумеется, в нашей стране, как и в братской Белоруси, найдется немало военных реконструкторов, которые попытаются отметить этот юбилей. Однако, на мой взгляд, подобная дата достойна того, чтобы ее праздновали на высшем государственном уровне. Зато вот российско-польские отношения нынче заметно потеплели, особенно после победы на выборах Бронислава Комаровского, а среди участников форума, думаю, найдется еще немало тех, кто живо помнит, как награждали советских генералов польским Крестом Грюнвальда...

В 1582 г. в белорусских землях записана была героическая песня о Грюнвальдской битве, ныне прекрасно исполняемая известной белорусской группой ранней музыки из Могилева «Стары Ольса»: http://staryolsa.com/rus/albomy.html Скачать и прослушать эту замечательную историческую песню, вышедшую в альбоме группы «Гераічны эпас. Спевы рыцараў і шляхты Вялікай Літвы» (2004), можно здесь: http://www.realmusic.ru/songs/629191


Рыцарь Тевтонского Ордена в латах и шлеме Магистр Ордена Ульрих фон Юнгинген. Гравюра XV в.
-хундсгугеле (бацинете). 1400 г.


Белорусский писатель и историк Константин Иванович Тарасов родился в Минске 10 октября 1940 г. в семье служащих. После окончания средней школы работал слесарем-сборщиком на Минском механическом заводе. Закончил Белорусский политехнический институт (1965), работал в Юго-западной геологической экспедиции. Потом в издательстве «Вышэйшая школа», на киностудии «Беларусьфильм», журнале «Нёман» (1977–1983), газете «Літаратура і мастацтва», журнале «Спадчына», газете «Свабода», «Навіны», «Наша Свабода». Последние месяцы печатал исторические очерки в «Новым часе». Константин Тарасов печатался с 1966 года. Автор исторических повестей о прошлом Беларуси: «Дзень рассеяння» (о Грюнвальдской битве, 1980), «Пагоня на Грунвальд», романа «Тры жыцці княгіні Рагнеды». Автор культового в 1980-е — первой половине 1990-х сборника «Памяць пра легенды» (первое издание в 1984 г., второе расширенное вышло 1990 г.). В марте 2010 г. Константин Иванович ушел из жизни в Минске на 70-м году жизни. Ссылка: http://www.charter97.org/ru/news/2010/3/22/27517/

Предлагаю вниманию читателей форума интересный очерк о Грюнвальской битве, написанный Константином Тарасовым ровно год тому назад:

«В этом году исполняется 599 лет со дня знаменитой Грюнвальдской битвы. Еще есть время сделать что-нибудь стоящее к ее 600-летию. Хотя несомненным итогом битвы был полный разгром Ордена Витовтом и Ягайло, Грюнвальдскую битву окутывает одна тайна, которая не разгадана и сегодня. Но, возможно, ее и не хотят разгадывать.

... В начале июля 1410 года полки Великого княжества встретились с польскими хоругвями около Червеньска на Висле, а через две недели произошла битва, которая стала кульминацией всей войны 1409-1411 годов.

Великое княжество Литовское выставило на поле боя 40 хоругвей. Помимо них, с Витовтом пришла конница хана Джелаледина. В орденских хрониках записано, что великий магистр Ульрик фон Юнгинген погиб в битве от рук татарского хана Багардина, что могло быть и правдой. Польская армия пришла на битву в составе 50 хоругвей; из них 7 выставили подчиненные Польше украинские земли. Немцы выставили 60 полков.

Польский историк Стефан Кучиньский, автор работы «Большая война с орденом крестоносцев в 1409-1411 годах», опираясь на мобилизационные способности стран-участников битвы, попробовал определить количество воинов немцев, поляков и литовцев (белорусско-литовская армия). Польскую армию он назвал в 20 тысяч воинов, белорусско-литовскую – в 11,5 тысяч. Для Великого княжества, однако, расчеты основывались на списках армии ВКЛ от 1529 года, по которым конная армия составляла 24,5 тысячи всадников. Витовту была нужна победа над Орденом. В этом случае он возвращал Жмудь, получал Судавы, а король Ягайло возвращал ему ту часть подольских земель, которыми пользовалась Польша. Поэтому силы Великого княжества в битве под Грюнвальдом надо оценивать в 20 тысяч конницы, несколько тысяч пехоты, 2-3 тысячи татар и 3-4 тысячи челяди. Такие же по количеству силы привел на битву Ягайло. Более 30 тысяч воинов вывел великий магистр Ордена.

Путь, которым продвигались армии Ягайлы и Витовта, неминуемо проходил через деревни Людвиково, Танненберг и Грюнвальд, и тут великий магистр решил навязать врагу бой. Первыми шли хоругви Витовта, а сзади король. Проследим основные главные моменты битвы в описания польского историка Яна Длугоша (1415-1480):

«Когда среди литовцев, русских и татар закипела битва, литовское войско, не имея сил выдерживать вражеский натиск... было вынуждено снова и снова отступать и наконец обратилось в бегство... Враги рубили и забирали в плен бегущих, преследуя их на расстоянии многих миль, и считали себя уже вполне победителями... В этом сражении русские рыцари Смоленской земли упорно сражались, стоя под собственными тремя знаменами, одни только не обратившись в бегство, и тем заслужили великую славу. Хотя под одним знаменем они были жестоко изрублены, и знамя их было втоптано в землю, однако в двух остальных отрядах они вышли победителями. Бегущих же охватил такой страх, что большинство из них остановили побег, только достигнув Литвы; там они сообщили, что король Владислав убит, убит также и Александр, великий князь литовский, и что, более того, их армии полностью уничтожены. Александр же Витовт, великий князь литовский, печалясь побегами своей армии и остерегаясь, что из-за несчастливой для Литвы битвы будет сломан и дух поляков, посылал одного за другим гонцов к королю, чтобы тот торопился без всякого промедления в бой».

Версия Длугоша о разгроме и побегах с поля боя армий ВКЛ была взята на веру многочисленными историками и вошла в оборот. Меж тем этот разгром сложно представить, поскольку он находится в противоречии с реальными условиями.

Поле боя по фронту занимало 2,5 километров. Учитывая примерное равенство сил союзников, можно принять, что войска Витовта противостояли немцам на 1-1,25 километров. Если считать по С. Кучиньскому литовскую армию в 11,5 тысяч, то на их участь приходилось менее 1 километра. На деле, хоругви Великого княжества, поскольку первыми приняли бой, вынуждены были занять все 2,5 километров. Резерва, на который рассчитывал Витовт, у них не было. Даже тяжело представить, о чем думал Ягайло, принимая молодых воинов в рыцари, исповедуясь, но в течение часа полки Витовта, двоюродного брата короля, воевали в одиночку. Может, он желал, чтобы князь Витовт ослабел настолько, чтобы быть покорным королевской воле.

О том, что разгрома и побега не было, свидетельствует и сам Длугош несколькими страницами далее, когда описывает осаду армиями союзников орденских столицы Мариенбурга:

«Польское войско король разместил в верхней части замка к востоку и югу, литовское же поставил в нижней части; помимо того, в специальном месте, к югу от замка, он разместил воинов земель своего королевства – Подолии и Руси…»

Посмотрим сейчас, как Ян Длугош описал боевые действия польской армии:

«В это же время (то есть во время так называемого побега армий Витовта) обратилась в бегство и хоругвь св. Ежи на королевском крыле, в которой служили только чешские и моравские наемники, которых дали вести чеху Яну Сарновскому. Со всеми чешскими и моравскими воинами хоругвь зашла в рощу, где Владислав, король Польши, отдал верных воинов рыцарским перевязям, и стояла в этой роще, не думая возвращаться в бой».

Все же Ягайло удерживал поляков далеко от боя не «в течение часа», а намного больше, потому что хоругви Витовта были вынуждены отходить.

«После того, как литовская армия обратилась в бегство, снова начался жестокий бой между польскими и прусскими армиями. Между тем, как крестоносцы стали собирать все силы к победе, знамя польского короля Владислава с белым орлом… под вражеским напором рушиться на землю. Однако благодаря очень опытным и заслуженным рыцарям, которые находились при нем, знамя подняли на место… Польские ряды, под многочисленными знаменами, обваливаются на стоящих под шестнадцатью знаменами врагов (к ним сбежались и другие уцелевшие с хоругвей, разбитых под другими знаменами) и сходятся с ними в смертельном бою. Почти все воины, которые сражались под шестнадцатью знаменами, были перебиты или взяты в плен».

Вот, пожалуй, и все, что приводит Длугош о действиях хоругвей польской армии.

Другой взгляд на ход битвы представляют белорусско-литовские летописи: «Хроника Литовская и Жмойтская» [Матвея Стрыйковского], «Хроника Быховца». Навряд ли найдется документ, который проливает свет на многочисленные загадки этой битвы многочисленных народов. Поэтому все выдвинутые историками версии хода битвы носят гипотетический характер.

В 1981 году я [Константин Тарасов] написал роман «Погоня на Грюнвальд», в котором литовские армии бились на своей половине фронта (1,25 километра). Я не обратил внимания на эту загадку – польские войска вступили в битву через час, когда хоругви Витовта сломали наступательное движение крестоносцев и сами уменьшились на треть. Наверное, Городельская уния 1413 года, по условиям которой ВКЛ переходило под власть Польши, целиком может стать итогом этой ошибки Великого князя Витовта и пошла на пользу Польскому королевству».


Ссылка: http://wwww.belaruspartisan.org/bp-forte/?page=100&backPage=52&news=44322&newsPage=0

Подробнее о военно-исторических аспектах битвы при Грюнвальде можно прочитать в этой статье: http://swordmaster.org/grunvaldscaya_bitva2.html

Ян Матейко. «Грюнвальдская битва». 1878 г.:

_________________
Кот — животное священное, а люди — животные не священные!


Последний раз редактировалось: Klerkon (Сб Ноя 27, 2010 8:31 pm), всего редактировалось 2 раз(а)
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение
Рамень
Содружество "Славия"


Зарегистрирован: 10.01.2004
Сообщения: 3370
Откуда: Москва

СообщениеДобавлено: Чт Июл 15, 2010 9:43 pm    Заголовок сообщения: Ответить с цитатой

Великая дата!
_________________
Счастливо!
Слава Перуну и Велесу!

Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение Отправить e-mail
Klerkon
Старожил


Зарегистрирован: 29.03.2009
Сообщения: 866
Откуда: Москва

СообщениеДобавлено: Пт Июл 16, 2010 6:42 pm    Заголовок сообщения: Ответить с цитатой

Да, славная дата, не менее славная, чем Куликово поле или Полтава! К предыдущему 550-летнему юбилею в 1960 г. издательство Академии Наук СССР опубликовало одну из книг многотомного труда Длугоша, целиком посвященную Великовй войне 1409-1411 гг. и Грюнвальдской битве. Тогда и отношения с Польшей были другие, Варшавский-то договор подписали у них, а не в Москве! В 2007 г. издательство "Наука" РАН переиздало публикацию в серии "Литературные памятники". Переиздание недорого можно приобрести самовывозом в интернет-магазине "Указка.Ру" (Кожевнический пр., д. 4, строение 3, метро "Павелецкая" радиальная): http://www.ukazka.ru/product-book318671.html
_________________
Кот — животное священное, а люди — животные не священные!
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение
Любомир
Хранитель Кольца Славии


Зарегистрирован: 08.08.2003
Сообщения: 1683
Откуда: Москва

СообщениеДобавлено: Сб Июл 17, 2010 11:51 am    Заголовок сообщения: Ответить с цитатой

Здоровы будете!
Слава предкам, отстоявшим свободу и независимость в собзе с братскими народами!

Я переместил тему из "Пегаса и Семаргла", поскольку она не только о литературе, но и о важном историческом событии, в котором полки балто-славян вместе выступили против общего врага, несмотря на различие в религиях. Память о ратном братстве предков наших народов является важнейшим элементом сохранения и восстановления дружественных отношений между народами. Об этом забывают наши национал-патриоты, которые любую идею дружбы народов приравнивают к космополитизму и, отрицая языческий принцип ратного братства народов, подрывают основы целостности современной России.

На мой взгляд, факт союза в битве под Грюндвальдом, сломившего агрессию рыцарей-крестоносцев, демонстрирует также и возможность альтернативы христианизации восточных славян, балтов и скандинавов даже после их крещения. Как известно, король польский Болеслав, оказывавший помощь Святополку, старшему сыну Владимира, в борьбе в Ярославом, младшим сыном Владимира, чисто номинально принял христианство, но по сути оказывал поддержку язычеству в Польше. Ему не хватало сильного языческого союзника на Востоке или Севере. Балтийские племена в XI в. упорно сопротивлялись насильственной христианизации "огнем и мечом" немецких рыцарей. В Швеции мы видим сопротивление христианизации в начале XI в., а на вторую половину приходится восстановление язычества. Таким образом, при благоприятных условиях и при наличии мудрого, талантливого языческого князя-полководца на Руси возможен был союз противостоящих христианизации языческих племен от Швеции на Севере до Киева и Тмуторакани на юге, от Арконы и границ Польши на Западе до Волги на Востоке.

На территориях Скандинавии, Балтики, Польши, Литвы и Руси могла возникнуть единая языческая империя превосходящая по своей силе мощь Византии и Священной римской империи, способная коллективно противостоять агрессии воинов Чингисхана, а в последующем и Османской агрессии. Наконец, и в плане развития культуры и образования христианизация не была необходимым для этого условием. Литва к о времени Грюндвальской битвы оставалась языческой, а по уровню образованности, развития письменности, технологической культуры была одной из передовых стран Европы. И в последующем многие важные технологические изобретения и культурные новации приходили на Русь из Литвы, например, книгопечатание и первое печатное издание Библии. Дело не в том, была ли у славян письменность до христианизации, дело в том, что можно было взять письменность с кириллическим алфавитом, не принимая христианство, но успешно развивая образование и культуру с сохранением языческой основы. А нашему населению впаривают, что без христианизации мы бы остались отсталым на веки народом. Языческая Литва - пример развития образования и культуры в европейской стране без христианизации.

Слава Богам - Удачи нам!
_________________
Любомир (Дионис Георгис)
Содружество Природной Веры "Славия"
http://slavya.ru
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение Отправить e-mail Посетить сайт автора
Klerkon
Старожил


Зарегистрирован: 29.03.2009
Сообщения: 866
Откуда: Москва

СообщениеДобавлено: Вс Июл 18, 2010 8:29 pm    Заголовок сообщения: Ответить с цитатой

Верно, из Великого Княжества литовского Московская Русь позаимствовала немало полезного, несмотря на кровавые военные столкновения обоих государств. С. Герберштейн в "Записках о Московии", к примеру, пишет, что первые русские отряды пехотинцев сформированы были великим князем Василием III (1505-1533) из пленных литовцев.

Популяризацией культуры Великого Княжества Литовского, в первую очередь - музыкальной, с 1999 г. занимается могилевская фолк-группа, точнее, группа т.н. "ранней музыки", "Стары Ольса". Неоднократно выступавшая с концертами в России, она уже выпустила свыше 10 дисков, содержащих реконструкции оригинальных средневековых мелодий (исторических и народных песен, танцев, маршей, театральных действ) не только ВКЛ, но и средневековой Западной Европы. В один из сборников группы "Гераічны эпас" (2004) вошла блестяще исполняемая историческая песня "Грунвальдская бiтва", сохранившаяся в рукописи 1582 г.: http://staryolsa.com/rus/dasje.html

Скачать эту песню для прослушивания можно на сайте "Славянская библиотека": http://www.slav.olegern.net/viewpage.php?page_id=1
_________________
Кот — животное священное, а люди — животные не священные!
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение
Показать сообщения:   
Начать новую тему   Ответить на тему    Список форумов Кольцо Славии -> Братина Часовой пояс: GMT + 3
Страница 1 из 1

 
Перейти:  
Вы не можете начинать темы
Вы не можете отвечать на сообщения
Вы не можете редактировать свои сообщения
Вы не можете удалять свои сообщения
Вы не можете голосовать в опросах


Ovsem.ru
Рейтинг@Mail.ru
rax.ru: показано число хитов за 24 часа, посетителей за 24 часа и за сегодня

Реклама: