Содружество Природной Веры "Славия"
Кольцо Славии
Форумы Содружества Славия
 
 FAQFAQ   ПоискПоиск   ПользователиПользователи   ГруппыГруппы   РегистрацияРегистрация 
 ПрофильПрофиль   Войти и проверить личные сообщенияЛичная почта: Войти и проверить личные сообщения   ВходВход 
Доброй охоты всем нам!
Приглашаем принять участие в тестировании нового портала Содружества Славия.
Будем рады замечаниям и предложениям.

Правила форума
Список форумов Кольцо Славии
Кольцо Славии -
к началу

Петр Венх (Краков) «Язычество в Восточной Европе». Обсуждаем

 
Начать новую тему   Ответить на тему    Список форумов Кольцо Славии -> Братина
Предыдущая тема :: Следующая тема  
Автор Сообщение
Klerkon
Старожил


Зарегистрирован: 29.03.2009
Сообщения: 866
Откуда: Москва

СообщениеДобавлено: Ср Сен 15, 2010 9:03 pm    Заголовок сообщения: Петр Венх (Краков) «Язычество в Восточной Европе». Обсуждаем Ответить с цитатой

«Сейчас, после падения социалистического режима в странах СССР и Восточной Европы, наблюдается стремительное возрождение интереса к языческому наследию своей родины. Возникает все больше и больше языческих общин и объединений, выходит все больше материалов по дохристианской культуре Европы. В чем причина подобного возрождения?

Интересно, что влияние западного язычества ощущается слабо - как в самой идеологии восточноевропейских язычников, так и в мотивации участников движения. Если на Западе интерес к древним культурам часто обусловлен причинами эзотерического толка (изучение древней магии, личностное развитие), то здесь, похоже, мы имеем дело со стремлением к «национальной самоидентификации», столь сильно преследуемым при социализме.

Чего греха таить - иногда эти поиски принимают угрожающие формы, скрещиваясь с расизмом и нацизмом. Словно маленькие дети, мы никак не можем понять, что же нам делать с заново обретенной традицией и этническим наследием. Впрочем, большинство общин не проявляют никакой политической активности. Другие же исповедуют умеренно правые взгляды, либо умеренно левые - в особенности языческие организации экологического или геистического (от гр. «gaia», «Земля») толка. Те немногие организации, что исповедуют язычество экстремистского толка, как правило, достаточно далеки от язычества в его чистой форме.

Ни в коем случае не стоит считать движение за возрождение язычества формой эскапизма или «религиозными сектами». В то время как подобные организации стремятся замкнуться в своей «религиозной реальности», языческие общины в поисках коренной традиции идут противоположным путем - изменяя окружающий мир и возрождая его былую чистоту.

Попытаемся немного рассказать о движении язычников на территории стран бывшего СССР.

Среди многочисленных языческих объединений в Центральной и Восточной Европе наиболее активны и организованы языческие общины Прибалтики. Возможно, одна из причин кроется в том, что Латвия и Литва позже всех подверглись христианизации.

Одним из инициаторов языческого движения в Литве стал философ и писатель Вильгельм Стороста, основатель общества «Видуна». Его идеи были характерны для XIX века, поскольку сочетали в себе языческий пантеизм с теософскими и эзотерическими концепциями; что, однако, не помешало расцвету «Видуны» к началу XX века.

К несчастью, Вторая Мировая война и оккупация Прибалтики советскими войсками значительно затруднили развитие языческих идей в этой стране, и любые попытки возрождения языческих идей вели к обвинениям в религиозной пропаганде. Лишь в 1988 году была воссоздана Ассоциация Литовской Этнической Культуры «Рамува» (первоначально образовано в 1967 году, распущено в 1971 году), сегодня ставшая одной из самых известных языческих общин в мире. Под эгидой Министерства Культуры и Образования Литвы действует молодежная организация «Ромува», поставившая себе целью реконструкцию и популяризацию литовского язычества. Большой вклад в возрождение литовского язычества внесли такие известные ученые, как Мария Гимбутас, антрополог и религиовед с мировым именем; Йонас Тринкунас, руководитель общины «Ромува», в прошлом - один из инициаторов воссоздания «Рамувы»; члены «Вильнюсского общества Карла Густава Юнга».

В Латвии неоязычество зародилось в 1920-ые гг., когда воодушевленные обретением своей государственности люди испытывали потребность в создании национальной латышской религии, основанной на древних формах языческого благочестия. Инициатором этого движения был полковник Эрнестс Брастыньш, сформировавший основные идеи латышского неоязычества - «диевтурибы», богопочитания. Увы, во время Второй Мировой его постигла судьба других инициаторов языческого возрождения. Брастыньш был расстрелян в 1942 году за «пропаганду национализма».

Однако общество «Диевтури» продолжило свою деятельность в изгнании. Как и члены литовских языческих общин, они нашли прибежище в США. Только в начале 1990-ых гг. по инициативе проф. Яниса Тупесиса, ученого и политического деятеля «Диевтури» была учреждена вновь. Координатором общины стал историк Ольгерс Ауньш, в прошлом - участник движения литовского возрождения.

Большой интерес представляет балто-германо-славянское объединение «Пруса», созданное в 1990 году, и тесно сотрудничающее с германской общиной «Толкемита». Их участники стремятся возродить наследие коренного населения Прибалтики - прусских племен, основываясь на исследованиях лингвиста Летаса Палмайтиса и Владимира Топорова, специалиста по древней балтийской культуре и автора словаря прусского языка. Подобные тенденции прослеживаются и в Калининграде, расположенном в центре древнего прусского королевства. Здесь зарождается «Центр исследований древней Пруссии».

В возрождении язычества на Украине большую роль сыграл философ Владимир Шаян (1908-1974), после Второй Мировой эмигрировавший в Англию. Его идеи «Ордена бога Солнца» продолжил Лев Силенко. Оказавшись после войны в Канаде, он усиленно изучал религии Востока, прежде всего индуизм, и начиная с 1964 г. стал проповедовать в украинских эмигрантских общинах США и Канады учение, которое он называл «украинской родной верой». Тогда же он основал языческое движение «РУНВiра» («Рiдна Украiнська Народна Вiра»); в 1992 г. она была официально зарегистрирована на Украине. В настоящее время большинство общин из Киева, Харькова, Львова, Одессы и Чернигова объединены в «Союз Языческих Общин Украины».

Среди белорусских языческих организаций большое внимание привлекает община «Кривья», под руководством профессора археологии Георгия Штыкова, занимающаяся изысканиями в области балто-славянского язычества.

В России существует ряд языческих организаций, которые объединили вокруг себя небольшое число общин - объединения «Велесов круг» (Москва), «Союз Венедов» (Санкт-Петербург), «Церковь Староверов-Инглингов» (Омск), «Союз Славянских общин» (Калуга). Кругами, в которых формировались первые небольшие общины, были этнографы, художники и историки: В. Бутров, Н. Сперанский, К. Якутовский, А. Рядинский, А. Белов, К. Васильев. Именно они и составили костяк идеологов современного славянского неоязычества.

За некоторым исключением, многие языческие организации на территории бывшего СССР представляют собой небольшие автономные формирования (группы, не превышающие численностью 20-30 человек), как правило, со своими идеологическими и религиозными особенностями. Тем не менее, к концу 1990-ых годов разрозненные общины все больше стремятся к объединению в крупные языческие организации, сохраняя, тем не менее, принцип самостоятельности.

В заключение напомним, что именно изучение своего наследия позволит решить актуальную проблему - станет ли Восточная Европа частью Западной, или же трансформирует западные стандарты в восточноевропейскую традицию. И одним из ее решений стало стремление нового поколения вновь обрести свое утерянное прошлое».


Ссылка на источник: http://seidr.woods.ru/wcer.htm
_________________
Кот — животное священное, а люди — животные не священные!
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение
Показать сообщения:   
Начать новую тему   Ответить на тему    Список форумов Кольцо Славии -> Братина Часовой пояс: GMT + 3
Страница 1 из 1

 
Перейти:  
Вы не можете начинать темы
Вы не можете отвечать на сообщения
Вы не можете редактировать свои сообщения
Вы не можете удалять свои сообщения
Вы не можете голосовать в опросах


Ovsem.ru
Рейтинг@Mail.ru
rax.ru: показано число хитов за 24 часа, посетителей за 24 часа и за сегодня

Реклама: