Содружество Природной Веры "Славия"
Кольцо Славии
Форумы Содружества Славия
 
 FAQFAQ   ПоискПоиск   ПользователиПользователи   ГруппыГруппы   РегистрацияРегистрация 
 ПрофильПрофиль   Войти и проверить личные сообщенияЛичная почта: Войти и проверить личные сообщения   ВходВход 
Доброй охоты всем нам!
Приглашаем принять участие в тестировании нового портала Содружества Славия.
Будем рады замечаниям и предложениям.

Правила форума
Список форумов Кольцо Славии
Кольцо Славии -
к началу

Важнейшее изобретение человечества?

 
Начать новую тему   Ответить на тему    Список форумов Кольцо Славии -> Семечки
Предыдущая тема :: Следующая тема  
Автор Сообщение
Klerkon
Старожил


Зарегистрирован: 29.03.2009
Сообщения: 865
Откуда: Москва

СообщениеДобавлено: Вт Апр 12, 2011 4:20 pm    Заголовок сообщения: Важнейшее изобретение человечества? Ответить с цитатой

При раскопках городов «протоиндийской» цивилизации Мохенджо-Даро и Хараппы (III-II тыс. до н.э.) обнаружены были примитивные общественные туалеты, устраивавшиеся над водостоками, обложенными камнем. Их сиденья были выложены из кирпича и имели отверстия. Остатки туалетов похожей конструкции найдены на острове Крит и принадлежат Крито-Минойской цивилизации — современнице Хараппской. В I тыс. до н.э. в Китае появились примерно такие же туалеты со смывом, доступные исключительно знати.

В Древнем Египте существовало два вида туалетов — для общественного и для индивидуального пользования. Первый мало чем отличался от протоиндийского и имел вид каменного сиденья с водостоком, в который продукты жизнедеятельности смывались из заранее заготовленных сосудов с водой. Второй представлял собой деревянный ящик с отверстием, наполнявшийся песком, причем сиденье чаще всего делалось из камня.


Древнеегипетский туалет с водостоком

Многие античные города уже имели развитую систему водопровода и канализации. В Афинах с V в. до н. э. воду и нечистоты с Агоры отводили при помощи канала глубиной и шириной в 1 м. В эпоху эллинизма во многих городах проводились открытые уличные каналы или водостоки, перекрытые плитами. В Пергаме с III в. до н. э. функционировала система подземных клоак, с которой были связаны общественные уборные. Польский историк античной культуры Казимеж Куманецкий, говоря об античном градостроительстве, отмечает, что «наличием удобств и чистотой эллинистическая Приена превосходила Париж эпохи Людовика XV».


Древнеримский общественный туалет

В Древнем Риме бщественные уборные строились вплоть до эпохи его упадка. Первоначально для смыва римляне использовали заранее заготовленные сосуды с водой, однако в домах богатых людей и термах довольно рано появляются смывные устройства над сиденьями. Самый большой туалет такого типа — на 50 мест — был устроен во II в. н.э. в Термах Адриана, выстроенных в древнем городе Лептис-Магна (Великий Лептис) в 130 км от столицы современной Ливии Триполи (т.е. античной Эи, входившей вместе с Лептисом и Сабратой в Триполитанию — «Троеградие»).


Римский общественный туалет в Термах Адриана в Лептис-Магна (совр. Ливия)

О том, какое значение придавали сами римляне вопросам чистоты и гигиены, можно судить из факта наличия в римском Пантеоне богов, охраняющих туалеты. Стертиций (Stertitius) был богом земли и отходов, а Крепит (Crepitus) — богом туалетов; Клоакина (Cloacina) — богиня подземных вод и покровительница знаменитой подземной канализации Cloaca Maxima. Общественные сооружения, названные в её честь «клоаками», имели специальные святилища, где люди могли делать жертвоприношения Клоакине. В более поздние времена само существование храма богини Клоакины («очистительницы» — эпитет Венеры) вызывало язвительную иронию не слишком чистоплотных христиан.


Римский стульчак в виде сиденья

Для римского гражданина посещение туалета являло собой социальное действие — это было место для встреч, обсуждения дел, слухов и т.п. Римлянину было бы весьма сложно представить себе туалет в виде маленькой кабинки, которая закрывается на замок. Британский историк Ричард Вуд отмечает, что в 315 г. н. э. в Риме было 144 общественных туалета — цифры, сопоставимые с современным мегаполисом!

Римские туалеты (по латыни — latrina, forica) отличались комфортабельностью, оборудовались мраморными сиденьями и подключались к системе водоснабжения. За пользование ими взималась определённая плата. По поводу этой платы широко известен пассаж из сочинения римского историка II в. н. э. Гая Светония Транквилла «О жизни цезарей». Светоний рассказывает, что император Веспасиан обложил налогом посещение туалетов в новом римском амфитеатре, прозванном за свои размеры Колизеем.

Когда сын Веспасиана Тит упрекнул отца, что и нужники он, дескать, обложил налогом, тот взял монету из первой прибыли, поднес к носу Тита и спросил, воняет ли она. «Нет», — ответил Тит. «А ведь это деньги с мочи», — сказал Веспасиан. Отсюда, как известно, и пошла римская пословица «деньги не пахнут».


Римский солдатский туалет в Честер-Форте (Римская Британия). II в. н.э.

Но если во дворцах, общественных термах, домах и виллах состоятельных римлян с санитарно-гигиеническими удобствами всё было в порядке, то этого нельзя было сказать о жилье для бедных — инсулах — многоэтажных домах, образцы которых до сих пор можно видеть в Риме и Остии. После пожара Рима при Нероне в 64 г. н.э. началась интенсивная застройка Рима подобными многоэтажными и многоквартирными домами для бедноты. Естественно, водопровод в такое жилье не проводился, в лучшем случае, только на первый этаж. Жильцы верхних этажей должны были или покупать воду у водоносов или ходить за ней во двор, к ближайшему фонтану или колодцу.

С отсутствием воды было связано и отсутствие в таких домах уборных. Обитатели инсул, конечно же, ходили в общественные туалеты, но зачастую просто выбрасывали экскременты из окошек на улицу. Именно со времен Нерона в Риме стал распространяться тот особенный, крайне негигиеничный, образ жизни городских низов, который в законченном виде воплотился в традиционной антисанитарии, царившей в городах европейского средневековья.


Средневековый ночной горшок

В Европе проект первого «унитаза» (т.е. простой фаянсовой чаши) с водосмывом был разработан в первой четверти XVI в. для французского короля Франциска I (1515-1547). Однако, хотя его и приписывают самому гениальному Леонардо да Винчи, имеются все основания полагать, что он так и остался на бумаге.

Первый настоящий «унитаз» со сливным бачком был создан в 1596 г. английским поэтом Джоном Харрингтоном, сначала для личного пользования, а затем — для престарелой королевы Елизаветы I Тюдор. Своему изобретению Дж. Харрингтон дал поэтическое название «Аякс» и описал принцип его действия в своем сочинении «Метаморфозы Аякса». Стоимость унитаза Харрингтона была по тем временам высокой — 6 шиллингов и 8 пенсов, однако вполне доступной богатым людям. Ватерклозеты Харрингтона не получили распространения не из-за своей «дороговизны», а из-за отсутствия в тогдашнем Лондоне водопровода и канализации.

Следущие 200 лет в деле проектирования унитазов царил застой, пока в 1738 г. не был изобретен туалет с водосмывом клапанного типа. В 1777 г. Джозеф Прейзер спроектировал смывной бачок с клапаном, снабженный рукоятью. В 1778 г. английский часовой мастер Александр Каммингс усовершенствовал изобретение Дж. Харрингтона, сконструировав S-образный водяной затвор (сифон), решавший проблему поступления неприятных запахов из канализации.

И, тем не менее, среди европейской знати, расположенной тратиться главным образом на развлечения, а не на технические усовершествования, по-прежнему были популярными примитивные ночные горшки. С точки зрения гигиены использование их было предосудительным, так как вовремя выносить их содержимое было не всегда удобно, поэтому миазмы распространялись по жилым помещениям. Помните, как в историческом фильме польского режиссера Ежи Гоффмана «Огнем и мечом» (1999) один из простодушных казаков-запорожцев принимает трофейный ночной горшок гетмана Потоцкого за «гетманскую чашу»? — «Врешь, даже собаки на двор ходят!»


Фаянсовый ночной горшок. Франция. XVIII в.

В XVII столетии в Европе появились домашние туалеты, представлявшие из себя деревянные сиденья с крышками, внутри которых располагались все те же ночные горшки, которые необходимо было периодически опорожнять.


Деревянный домашний туалет XVIII в.

Придворные дамы и дворянки XVII-XVIII вв., постоянно занятые развлечениями и балами, зачастую не имели времени сходить в обычную уборную. Специально для них изобретены были фарфоровые чаши особенной «ладьеобразной» формы, называвшиеся «бурдало» (bourdaloue). Слуги носили их за хозяйками, которые могли быстро помочиться в них стоя. Для дам в платьях с кринолинами «бурдало» были настоящим спасением.


Бурдало. Великобритания. 1820 г.

Однако и мужчинам праздное времяпрепровождение тоже мешало иногда отправлять свои естественные надобности, тем более что они традиционно отличались гораздо большей склонностью к спиртным напиткам. Специально для них изготовлялись обычные фаянсовые «утки», навроде вот этой:


«Утка». Голландия. 1740 г.

Золотой час туалетов пробил в XIX в. Пробил, увы, не от хорошей жизни: в 1830 г. азиатская холера, распространившаяся вместе с испорченной нечистотами водой, выкосила миллионы европейцев. Другим бедствием стал брюшной тиф. Правительства поняли: пора раскошеливаться на канализацию. Соответственно, встал вопрос и о современного уровня стульчаках, к разработке коих и обратилась творческая мысль конструкторов.

В середине XIX в. деревенский слесарь Томас Креппер, обладатель нескольких патентов за сантехнические изобретения, изобрел устройство дозированного слива воды в виде смывного бачка с вертикальной смывной трубой, располагавшегося значительно выше ватер-клозета. Главным в изобретении Креппера было U-образное колено с водяной пробкой, отсекавшей помещение туалета от канализационной трубы. По другим сведениям, его изобрёл в 1849 г. Стефан Грин, придумавший водяную ловушку — U-образный изгиб сточной трубы между унитазом и канализацией, преграждающий путь скверным запахам.


Ватер-клозет Томаса Креппера с сифоном


В Англии XIX в. воспользоваться общественной уборной стоило всего 1 пенни, что и породило известное английское выражение — «потратить пенни». Этот декоративный толчок был создан мистером Дженнингсоном — водопроводчиком, который сделал себе имя, представив коллекцию туалетов на Международной выставке в лондонском Гайд-Парке в 1851 г.

В 1885 г. англичанином Томасом Твифордом изобретена новая конструкция ватер-клозета — компактная, в отличие от более ранних, включавшая чашу и трубу-поддон. Новая модель получила название «unitas» — «единство». С этого времени туалет приобрел практически современный вид, с той лишь разницей, что вплоть до середины XX в. унитазы предпочитали изготовлять из более дешевого, но гигроскопичного фаянса, а смывные бачки — из чугуна.


Художественно оформленный ватер-клозет из фарфора. Великобритания. Вторая пол. XIX в.

В конце XVIII — начале XIX вв. среди франкоговорящих русских дворян распространилось слово «sortir» в обозначении «туалет». В щекотливой ситуации они прямо не употребляли выражение «я пошёл в туалет», а говорили «Je dois sortir» («Мне надо выйти»). Соответственно, от глагола «sortir», т.е. «выйти», и произошёл эвфемизм со значением «туалет». Вплоть до конца XIX столетия даже в домах российской знати продолжали использовать примитивные туалеты «деревенского» типа с выгребными ямами. И только с 1909 г. начались организованные поставки в Россию ватер-клозетов испанской фирмы «Unitas».


Образцы фарфоровых и фаянсовых ватер-клозетов, использовавшихся в домах европейской знати во второй пол. XIX - начале XX в.

В Японии первые туалеты появились в VIII в. в тогдашней столице Нара. Внешне они напоминали обычные наши деревенские уборные, но устраивались над дренажными каналами, проложенными вдоль улиц, или же располагались прямо над потоками воды, или водоотводами, как в замке Акита (IX в.). Однако чаще всего подобные уборные строились над ямами, чтобы можно было собирать экскременты.

Японские стандарты гигиены были много выше чем в Европе, и организованная утилизация отходов была обычным делом. Издавна в Японии человеческие экскременты тщательно собирались и продавались крестьянам на удобрения, причем экскременты богатых людей, имевших более насыщенный рацион, стоили дороже. В XVI столетии в Японии появилась туалетная бумага, но она была доступна только зажиточным горожанам и знати, простонародье же вплоть до конца XIX в. пользовалось традиционными японскими туалетными палочками тюги.[/img]
_________________
Кот — животное священное, а люди — животные не священные!


Последний раз редактировалось: Klerkon (Ср Апр 13, 2011 9:54 pm), всего редактировалось 6 раз(а)
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение
Верея
Хранитель Кольца Славии


Зарегистрирован: 08.08.2003
Сообщения: 9859
Откуда: Москва

СообщениеДобавлено: Ср Апр 13, 2011 1:28 am    Заголовок сообщения: Ответить с цитатой

Интересная статья. А источник?

Насчет "важнейшего изобретения" стеб, конечно, а вот дизайн некоторых представленных вещей 19 века пользовался бы хорошим спросом и в наши дни.
_________________
Светлана З. (Верея)
Содружество Природной Веры "Славия"
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение Отправить e-mail Посетить сайт автора
Показать сообщения:   
Начать новую тему   Ответить на тему    Список форумов Кольцо Славии -> Семечки Часовой пояс: GMT + 3
Страница 1 из 1

 
Перейти:  
Вы не можете начинать темы
Вы не можете отвечать на сообщения
Вы не можете редактировать свои сообщения
Вы не можете удалять свои сообщения
Вы не можете голосовать в опросах


Ovsem.ru
Рейтинг@Mail.ru
rax.ru: показано число хитов за 24 часа, посетителей за 24 часа и за сегодня

Реклама: