Содружество Природной Веры "Славия"
Кольцо Славии
Форумы Содружества Славия
 
 FAQFAQ   ПоискПоиск   ПользователиПользователи   ГруппыГруппы   РегистрацияРегистрация 
 ПрофильПрофиль   Войти и проверить личные сообщенияЛичная почта: Войти и проверить личные сообщения   ВходВход 
Доброй охоты всем нам!
Приглашаем принять участие в тестировании портала Содружества Славия.
Будем рады замечаниям и предложениям.

Правила форума
Список форумов Кольцо Славии
Кольцо Славии -
к началу

Путь к Матери-Земле. Манифест экоцивилизации.

 
Начать новую тему   Ответить на тему    Список форумов Кольцо Славии -> Родная Земля
Предыдущая тема :: Следующая тема  
Автор Сообщение
Любомир
Хранитель Кольца Славии


Зарегистрирован: 08.08.2003
Сообщения: 1682
Откуда: Москва

СообщениеДобавлено: Сб Апр 23, 2011 2:34 am    Заголовок сообщения: Путь к Матери-Земле. Манифест экоцивилизации. Ответить с цитатой

Здоровы будете!

С Днем Матери-Земли! Мир второй год отмечает этот день не просто как День Земли, а как День Матери-Земли, учрежденный ООН. И произошедшие в последний месяц события, заставили многих людей задуматься о судьбе человечество, о его уязвимости, с одной стороны, а с другой стороны, о том невежестве, ученом зазнайстве и паразитизме, с которым люди уничтожают уникальную живую планету, которая их породила и без которой они не в состоянии жить.

Полгода назад мы с Вереей (Светланой Зобниной) начали работу на текстом Манифеста экоцивилизации, который представляю сейчас вниманию читателя. В течение ближайшей недели-двух, мы откроем в сети портал, на котором можно будет поддержать подписью наиболее принципиальную часть этого документа, заявив себя как сторонника предложенного нами подхода.

Над Фукусимой занимается заря нового дня. Люди скоро будут отмечать День Матери-Земли, убирать свои улицы, дома и парки, мои товарищи поедут защищать леса. Весна берет свое. И я решил опубликовать текст нашего Манифеста раньше, чем откроется портал, желая отметить этот день Весны вместе с Матерью-Землей и моими друзьями, птицами, лесами, зверями, травами-муравами... Ведь и для многих экологов, увы, Земля остается не более, чем окружающая человека среда обитания. В некоторых странах уже выросло второе поколение "асфальта", которое опасается ступить босиком на траву, воспринимая живую почву как грязь и заразу. Для этого искалеченного поколения сохранять экологическую среду обитания, значит наращивать асфальт и бетон вокруг себя.

Предлагаю знакомство с полным вариантом Манифеста, в котором излагаются вещи, быть может, спорные, требующие дополнительных исследований, проверки опытом, предполагающие возможные варианты. Однако при всем этом Манифест предлагает людям сделать принципиальный шаг в своем сознании: признать тщетность надежд на разрешение мирового кризиса через совершенствование капиталистической гонки производства-потребления и превращение Матери-Земли в технократический скафандр человечества, где люди борются за лучшую комфортно-безжизненную среду обитания. И сделать главный цивилизационный выбор - открыть для себя и будущего человечества путь навстречу к родной Матери-Земле, живой и разумной планете.

Ссылка на Манифест: http://slavya.ru/rings/viewtopic.php?t=3816

Удачи!
Дионис Георгис (Любомир)
======================

ПУТЬ К МАТЕРИ-ЗЕМЛЕ
МАНИФЕСТ ЭКОЦИВИЛИЗАЦИИ


ЦИВИЛИЗАЦИЯ НА РАСПУТЬЕ

Глубокий экологический и социальный кризис современной цивилизации ставит человечество перед ответственным выбором. Далеко не все люди, даже стремящиеся к тому, чтобы преодолеть общий кризис и избежать катастрофы для Земли и человечества, готовы признать существование этого выбора и сделать его самостоятельно.

Мы предлагаем экологически мыслящим и ответственным людям осознать происходящее и, пока не поздно, создать мощное цивилизационное движение международного, всемирного характера, которое оказалось бы способным привести людей и планету к переходу к природосберегающей цивилизации, по-настоящему устойчивой и жизнеспособной, справедливой по отношению к людям и другим природным существам.

При всем разнообразии идей и подходов к решению вопроса об этом выборе, развитие цивилизации может пойти по трем основным направлениям. Определимся, какое из этих направлений предпочтительнее для нас и наших потомков.

Первое направление – сохранение действующей модели буржуазно-рыночной экономики и соответствующего управления большинством стран и международными отношениями. Это не классический свободный рынок – всем разнообразием экономической, политической, социальной и культурной жизни современного человечества управляет напрямую или манипулирует крупный международный капитал, сосредоточенный в руках могущественного меньшинства.

Эту систему нельзя назвать вполне устойчивой, так как управляющих сил более, чем одна, и противоречия между разными силами постоянно приводит к политическим кризисам и вооруженным столкновениям. Однако у этой системы есть черта, которая делает принципиально неразрешимыми некоторые ключевые экологические и социальные проблемы: основной целью и механизмом признана прибыль – корысть и нажива, выражающаяся в возгонке условных денежных количественных достижений, виртуальных счетов, которые, в отличие от реальных потребностей, никогда не могут быть вполне удовлетворены, так как не имеют естественной меры, свойственной природе человека и биосферы. Вторым определяющим стимулом становится жажда власти, личные амбиции, связанные с политическим управлением и манипулированием людьми. Эта система не может существовать без гонки производства и сверхпотребления ресурсов Матери Земли и человечества. Не желание признать это привело к провалу концепцию «устойчивого (сбалансированного) развития», принятую Конференцией ООН в 1989 году в Рио-де-Жанейро.

Либерально-демократическая доктрина утверждает, что эта система содержит в себе механизм решения всех проблем человечества, но практика показала, что это не так. Она содержит механизм, постоянно увеличивающий производство, потребление, а также подчиняющий людей победителям в гонке прибыли и овладения любыми доступными ресурсами. Эта система естественным образом сопротивляется ограничениям, которые на нее накладывают: постоянный рост производства и потребления ускоряет и усугубляет процессы экологического кризиса, а стремление извлечь максимум прибыли из человеческого и природного ресурса в странах, где наименее защищены права человека, приводит к глубокому и циничному лицемерию любых показных попыток экспортировать гуманизм и правозащиту в «недостаточно цивилизованные» страны. Одной рукой изображая видимость «просвещения», новейшие колонизаторы постсоветского пространства, Азии, Африки, Латинской Америки другой рукой с огромной скоростью присваивают доступные ресурсы этих стран, заключая постыдные сделки с продажными и тоталитарными правительствами.

Экологисты, зеленые активисты, которые намерены вести «природоохранную» деятельность в рамках этой системы, не решаясь бросить ей принципиальный вызов, признавая ее достаточной для «победы гражданского общества» в решении основных проблем человечества, находятся в принципиальном тупике. Они невольно вовлекают в этот тупик и других людей, которые честно ищут выхода, а попадают на ложный путь, и в результате даже самая активная природоохранная деятельность ведет к системному поражению, несмотря на отдельные победы.

Второе направление предлагается энергичными сторонниками прогресса и технократического развития цивилизации. Его основная идея – природа Земли, как она есть, всё равно обречена и уже почти уничтожена. Поэтому надо поскорей и целиком заменить ее искусственной средой или оставить нетронутой на крошечных участках заповедных территорий.

Сторонники этой идеи могут предлагать разнообразные и даже противоположные по некоторым важнейшим показателям решения. В одном случае речь идет об уменьшении населения Земли в несколько раз, в другом – о «благополучном» размещении на планете до ста миллиардов людей. Еще более радикальное, но популярное у футурологов решение – полное преобразование природы самого человека, от направленных генетических изменений к постепенному сращению с компьютерной техникой, вплоть до полного переноса сознания людей в искусственную электронную среду.

Техногенный путь развития подразумевает увеличение скученности, вплоть до размещения населения Земли по преимуществу в мегалополисах – огромных городских агломерациях, которые заменят суверенные национальные государства и в которых каждый отдельный человек станет еще более зависимым и управляемым. Уже сейчас любой из нас может лишь ненадолго покинуть привычную техносреду, сохраняя от нее полную зависимость в жизнеобеспечении. Дальнейшее развитие в этом направлении может сделать невозможным даже временное нахождение в естественной среде, в результате ее химического, радиоактивного и токсического загрязнения, в частности – непригодности «внешней» атмосферы для дыхания человека.

Поскольку современное общество содержит конкурирующие цивилизационные планы, и в частности – план завоевания мирового господства исламской цивилизацией – западные страны сохраняют в боевой готовности весь потенциал оружия массового поражения – ядерный арсенал, биологические и химические средства, не исключают их «ограниченного, локального» применения в кризисных ситуациях и опробуют их при любой предоставляющейся возможности.

Многие идеи такого характера кажутся нелепыми и безумными, заимствованными из недостаточно научной фантастики. Однако, к сожалению, есть реальные силы, финансовые и властные ресурсы, направленные на их разработку и возможное воплощение. Преимущество техногенной антиутопии перед консервативным путем – сохранением геополитической, экономической и экологической реальности в рамках действующей системы – в том, что он предлагает конкретный выход из тупика. Но реализация этого плана, с нашей точки зрения, крайне нежелательна; она ведет, с большой вероятностью, к еще более быстрой гибели человечества или крушению цивилизации – возможно, с сохранением некоторого числа людей и других живых существ. Однако люди, предлагающий этот путь, нередко исходят из вполне реальных предпосылок и стремятся преодолеть вполне реальный кризис и предотвратить почти неизбежную катастрофу. Их отдельные наработки могут быть полезными, в том числе и при выборе третьего пути. К этой глобальной технократической стратегии примыкает и немалое число дельцов, которые, далеко не заглядывая, просто стремятся как можно быстрее нажиться за счет быстрейшего расхищения природного достояния. Кто-то надеется, что овладение основными рычагами мировой власти и силы даст ему наибольшие шансы на самосохранение в ситуации глобальной экокатастрофы и на дальнейшее сохранение власти в посткатастрофическом будущем.

Мы считаем наиболее предпочтительным для большинства людей, как ныне живущих, так и наших потомков, иное решение и иное будущее – третий путь, связанный с более глубоким познанием человеком собственной Природы, и с устройством жизни людей и жизни цивилизации в единстве и равновесии с естественной системой Земной Жизни.

Достаточно устранить очевидно нелепые и вредные явления в жизни людей – и самые острые проблемы в нашей жизни будут решены естественным образом:

• Умеренное потребление и приближение производства товаров к месту потребления;

• естественная культура здоровья, самоуправления, братства и природосберегающего хозяйствования;

• сокращение трудовых усилий для производства материальных благ (включающих огромную долю ненужного мусора) и увеличение времени на досуг, познание и творчество;

• организация самоуправляемых сообществ, наделенных правом и возможностью контролировать организацию труда и состояние природной среды в месте своего проживания и трудовой деятельности (которые не должны различаться в природосообразном сообществе);

• заботливое внимание сообществ к воспитанию нового поколения, призванного по преимуществу воспроизводить местную традицию жизнедеятельности, а не мигрировать с места на место в поисках дополнительного количества условных денежных знаков –

вот естественные и позитивные подходы к решению проблем человечества и предотвращению катастрофы.

Основная проблема, связанная с этим направлением, – отсутствие организованной и солидарной силы, готовой повести по этому пути людей и современную цивилизацию.

Мы не научились объединять усилия и привлекать значимые ресурсы к осуществлению естественной, природосообразной цивилизационной стратегии. У нас отсутствует представление об экономическом механизме, который бы поддерживал культуру здоровья, рационального потребления, братства, природосберегающего хозяйствования, но есть экономический механизм, который поддерживает культ насилия, алчности, хищнического отношения к людям и природе.

Множество экологических организаций и активистов предпочитают консервативный природозащитный подход, пытаются в рамках первого пути тормозить и ослаблять губительное воздействие цивилизации. Технократы и прогрессисты более рациональны, они более трезво оценивают действительное положение дел; некоторые из них готовы приложить вполне реальные силы и ресурсы, чтобы подтолкнуть человечество к катастрофе, спровоцировать разрушительные процессы, а затем попытаться использовать возникший хаос для насаждения «нового мирового порядка». Он должен стать продолжением существующего, с непрерывно возрастающим дефицитом жизненно важных ресурсов для большинства людей и сверхконцентрацией власти у тех, кто будет изображать из себя спасителей остатков человечества, будучи виновниками гибели цивилизации.

Мы считаем крайне важным и необходимым объединить всех, кто осознал ситуацию и готов приложить посильные усилия к осуществлению третьего пути, созданию природосообразной цивилизации, в которой человек будет развивать свои возможности не только через материальные богатства и технологические достижения, но и через познание природных возможностей и сил, соединение новейших знаний с естественными свойствами собственной природы, которые в значительной степени подавлены цивилизацией.

Для создания новой природосообразной цивилизации необходима единая стратегия, от определения основных целей и ценностей до разработки и осуществления конкретного плана действий.

ВЕДА ЗЕМЛИ-МАТЕРИ – ЦЕЛИ И ОСНОВПОЛАГАЮЩИЕ ПРИНЦИПЫ

1. Мы признаем, что современная цивилизация идет по ложному пути, и пришло время срочно менять цели и предпочтения.

Мы стремимся:
– искать пути к созданию новой экоцивилизации, в которой сопрягается прямое народовластие, экологическая и социальная справедливость, ответственность перед прошлыми и будущими поколениями;
– максимально экологизировать личную жизнь и жизнь своей семьи;
– поддерживать экологическую культуру хозяйствования, минимизировать насилие в собственной семье и ближайшем окружении;
– создавать и поддерживать экосообщества, комплексно решающие экологические и социальные проблемы в пределах местной модели;
– по мере необходимости и готовности достаточного количества людей, разрабатывать более широкие программы, производить нужные преобразования в национальном и международном масштабе.

2. Жизнь человека, его достоинство и развитие, моральное самочувствие, справедливое отношение к нему, братство и человечность – более важная цель и ценность для каждого из нас, чем прибыль, обогащение и материальное потребление, которые не должны ни признаваться основной целью, ни оставаться основным средством управления жизнью людей и состоянием нашей планеты.

Современное общество ставит цели экономического развития и при этом, по мере возможности, принимает экологические ограничения. Мы считаем этот путь, направленный на сохранение и частное улучшение существующего экономического порядка, тупиковым. Экоцивилизация должна, по мере возможности, вводить новую экономическую деятельность, основанную на принципах органической экономики, исходя из принципа равновесия и гармоничного сочетания разумности природы и естественности человека. Экономика должна стать частью системы саморегуляции биосферы, признав законы биосферы и экологии как основополагающие для регулирования экономической деятельности, вместо того чтобы пытаться навязать Земле-Матери гонку за прибылью, технократические планы или покровительство «невидимой руки» всемогущего рынка.

3. Жизнь любого природного существа важнее, чем стремление человеческих существ к господству и тотальному контролю. Источники природных благ Земли не могут составлять чью-либо собственность, это - всеобщее достояние, к которому каждый должен иметь право доступа. Человеку прилично быть не царем природы, а здоровой частью единого природного организма. Поэтому мы поддерживаем инициативу Международной конференции в Кочабамбе (Боливия) 22-23 апреля 2010г., которая разработала проект Всеобщую декларацию прав Матери-Земли и предложила ООН принять этот документ.

Мирные дружественные отношения, плодотворное сотрудничество с людьми и другими живыми существами, основанные на равенстве и признании прав каждого участника процесса, важнее для нас, чем власть, управление и манипулирование другими людьми и Природой.

Мы хотим научиться и научить других людей более любить и уважать Природу в себе, чем Себя в природе. Эта культура может и должна прививаться детям в семье и образовательных учреждениях, передаваться из рода в род.

4. Ради сохранения разнообразия жизни и всестороннего развития людей допустимо сокращение материального производства и потребления. Цена человека не определяется размером его счета в банке, а качество его жизни не измеряется купленными и испорченными им предметами. Экономическое и политическое устройство цивилизации должно в первую очередь создавать условия для социальной защищенности и развития людей, для их устойчивости и счастья при сознательном и добровольном ограничении материальных показателей.

5. Образование должно создавать для ребенка развивающую среду, удовлетворяющую его естественную любознательность и творческие наклонности. Недопустимо под видом образовательных учреждений обрабатывать человека до состояния детали жесткого общественного механизма, подавляющего нормальные проявления личности и природного биологического существа. Участие родителей в совместном и познавательном труде с собственными детьми, в воспитании и образовании детей – это более достойное и полезное использование времени жизни, чем использование его для обеспечения сверхпотребления и накопления богатств.

6. Религия – это творческое и интуитивное восприятие людьми главных мировоззренческих проблем, которые пока не удалось познать объективным научным путем. Недопустимо ни превращать религию в орудие социального манипулирования и контроля, ни пренебрегать стремлением людей жить в соответствии с их мировоззрением и верой.

Объединение людей в местные сообщества на основе общего мировоззрения, в том числе общей религии, – один из путей к созданию нового образ жизни, уже доказавший свою жизненность на примере ряда успешных поселений.

7. Современная цивилизация непрерывно разлагает традиционные этнические группы, разрушая их естественную связь с природной средой. За этим следует разложение более крупных народов, исторически сложившихся в нации и национальные государства, и тотальный контроль транснационального капитала. Экологические сообщества в наши дни заново могут создавать структуру здоровой этнической группы, единство в которой определяется не столько общим происхождением, сколько общей традицией, культурой и стилем жизни и связью с природным комплексом, в котором осуществляется система жизнеобеспечения группы/этноса.

8. Стремление к удержанию и усилению глобального контроля транснационального капитала порождает планы дальнейшего уничтожения Природы, роста прибылей за счет еще большего отрыва людей от естественной природной среды, концентрации их в технократические матрицы, мегалополисы, превращения людей в киборгов. Всё это кажется мрачной антиутопией, однако предлагается и разрабатывается достаточно всерьез, с включением новейших научных знаний и технологических инноваций. Экологический кризис начинается с кризиса самого человека, это антропоэкологический кризис.

Как альтернативу «техночеловеку»-киборгу мы можем предложить человека, сочетающего научные и технологические знания с познанием собственной интуитивной и творческой природы, освоением данных ему от рождения могущественных психических сил. Мы знаем и чувствуем в себе эти силы. Они помогут нам избежать вырождения человека и Земли и заново воссоздать гармонию и естественную связь с Землей-Матерью, повернуть на достижение этой цели и древние знания, и современные научные и технические достижения.


Для многих из нас Земля – не просто среда обитания, а целостный суперорганизм и полноценный разумный субъект деятельности, который ждет от нас уважения, равноправия и готовности к совместной деятельности ради сохранения земной жизни и жизни множества связанных с ней существ известной и неизвестной нам природы. Для кого-то это религиозный и ценностный выбор, преодолевающий догмы материалистической науки, для кого-то – просто зов сердца, открытого к восприятию души Земли-Матери. Осознание, что мы имеем дело с мощным разумом Земли, что мы можем и должны жить в гармоничном и разумном единстве с ней, став органичной частью ее разума и тела, способно преобразовать поведение людей.


ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ СПРАВЕДЛИВОСТЬ И ЭКОЛОГИЧЕСКИЙ СОЦИАЛИЗМ

Развитие человечества в XX веке в значительной степени определялось идеями социальной справедливости и технико-экономического прогресса, основанного на развитии господства человека над окружающей и собственной природой. XXI век будет в большей степени определяться экологическим переделом мира, который происходит на наших глазах, и борьбой за справедливое использование общих природных благ и справедливое распределение ответственности в связи с глобальными экологическими проблемами.

Экологическая справедливость, т.е. справедливое отношение человечества к Матери Земле, включает признание, что:
- каждый организм и каждая форма жизни имеет право на место под солнцем в своей экологической нише, создавая одно из условий устойчивого существования всей биосферы;
- жизнь всех организмов одного биологического вида (включая человека), выросших в равных природно-климатических условиях, равноценна для Матери Земли с точки зрения экологического ущерба Матери Земли при потере этой жизни или нанесении ущерба ее здоровью, и этот ущерб должен оцениваться не экономической мерой стоимости, а универсальной экологической мерой ущерба для биосферы;
- Мать Земля является несомненным участником любой хозяйственной деятельности человека, глобальный обмен вещества-энергии-информации в мировом хозяйственно-экономическом цикле и в мировом биосферном цикле должны быть объединены на основе единой системы саморегуляции биосферы, в которую мировая экономика обязана встроиться, подчиняясь законам саморегуляции биосферы;
- этика господства и власти человека над природой заменяется этикой лада, единства человека и природы, чему могут служить в перспективе, например, автотрофные формы энергообеспечения и клеточные биотехнологии;
- необходима полноценная компенсация биосфере ущерба, наносимого в хозяйственной деятельности, включая отложенный и мультиплицированный ущерб, а люди, которые отказываются от лишнего потребления или компенсируют ущерб биосфере, должны получать справедливое вознаграждение;
- у каждого человека, независимо от места проживания, есть равные права на пользование благами Матери Земли, если он проявляет к ней справедливое отношение;
- каждый человек несет ответственность за ущерб, наносимый Матери Земле в ходе деятельности, связанной с получением доходов, он имеет право знать долю своей ответственности в коллективной хозяйственной деятельности; эта ответственность должна быть адресно-именной и наследуемой в той пропорции, в которой наследуются доходы от этой деятельности, создавшей ущерб Матери Земле.

Таковы требования экологической справедливости, которые являются необходимым условием достижения социальной справедливости; в том числе они необходимы и рыночной экономике для обеспечения равенства конкурентных условий для малого, среднего и крупного бизнеса. Мы согласны с тем, что насилие человека над человеком порождает сверхэксплуатацию биосферы. Но эксплуатация предполагает, прежде всего, лишение людей прав на равное пользование благами Матери Земли, устанавливая доминирующее право прямого использования этих общих благ за людьми, обладающими властью и богатствами. Насильно лишенные прав на самостоятельный доступ к природным благам Матери Земли, люди вынуждены идти в услужение власть имущим, соглашаться нередко на кабальные условия работы. И если экологические активисты в этих условиях добровольно ограничивают свое личное потребление, чтобы уменьшить ущерб биосфере, то освободившимся ресурсом пользуются иные люди, чтобы еще больше увеличить свою долю доходов от эксплуатации людей и биосферы.

Именно в силу этих причин первым и важнейшим условием ликвидации предпосылок к устранению системы насилия и эксплуатации человеком человека является устранение неравенства людей в отношении использования общих благ Матери Земли, выполнение требований экологической справедливости. Только так можно разорвать порочную логику, когда добровольное уменьшение эксплуатации биосферы, благодаря неравенству прав в отношении благ Матери Земли, приводит только к большей эксплуатации людей и биосферы, снижая социальный статус и уровень социальной защищенности тех, кто добровольно отказывается наносить ущерб биосфере, а также их потомков. Необходимо заменить эту логику на принципиально иную, когда добровольное сокращение антропогенной нагрузки на биосферу или участие в восстановлении биосферы повышает социальный статус и возможности развития человека, а те, кто в больших масштабах разрушает биосферу, будут снижать свой статус и утрачивать возможности развития.

Общество, которое сможет успешно разрешить эти задачи, мы определяем как экологический социализм. Учитывая исторический опыт последнего столетия, мы признаем полезность разнообразия форм собственности на продукты человеческого труда и необходимость использования рыночных механизмов наряду с прямым общественным управлением процессами производства и распределения. Но мы объявляем опасным и противоестественным один из главных принципов капитализма – превращение прибыли и материального обогащения в главный мотив и средство управления обществом. Ряд развитых стран добились определенного уровня социального благополучия, которое многие считают разновидностью социализма. Мы полагаем, что эта цель достигается в той степени, в какой главные общественные приоритеты определены, как защита жизни, прав и благосостояния людей и сохранение Природы, и управление рыночными процессами подчиняется этим основным интересам.

Настало время сделать следующий шаг – поставить задачу создания общества, в котором социальные и экологические приоритеты будут открыто определены как основные, а рынок и прибыль – лишь как инструментальные средства, подчиненные необходимому регулированию на всех уровнях общественного управления: государство, местные сообщества, экспертный и общественный контроль.

Признание Природы, Земли-Матери одной из главных составляющих частей и одним из субъектов общественного процесса – необходимый шаг к решению социальных проблем в международном масштабе, к преодолению существующего неравенства разных стран в этом отношении. Земля как единый организм и крупные природные комплексы существуют вне национальных границ, и создание справедливой системы экологических расчетов между людьми и сообществами может быть естественным образом распространено на расчеты международного характера, исключая несправедливое присвоение ресурсов одной страны в пользу населения другой, за счет разницы в уровне жизни населения и экологических стандартах.

Исторический опыт показал, что такой нематериальный фактор, как выбор основных общественных ценностей, идеологический выбор, во многих случаях является определяющим, создавая совершенно разные виды общественного устройства, разные условия для жизни людей при одинаковом материально-техническом уровне стран и сообществ. И в частности, выбор в качестве ведущей цели увеличения количества и разнообразия материального потребления – один из цивилизационных тупиков, препятствующих развитию человека в нематериальном отношении – развитию личности, восстановлению культуры естественного здоровья, осознанию всеобщего родства и взаимосвязей, развитию интеллектуального и духовного потенциала каждого из людей, а не отдельных представителей человечества, сумевших подняться в этом отношении над общей массой. При наличии соответствующей культуры отношения ненасилия, солидарности, взаимопомощи доминируют и самовоспроизводятся даже в условиях первобытного уровня производительных сил. При отсутствии же этой культуры даже самый высокий уровень производительных сил не может предотвратить воспроизводство и распространение отношений хищничества по отношению к другим людям и природе.

Практика и идеология насилия и превосходства человека над остальными природными явлениями и субъектами развивалась одновременно с борьбой за власть и конкуренцией за материальные ресурсы между людьми. Осознание себя естественной частью природного целого соответствует взаимопомощи, сотрудничеству и братству в отношениях между людьми роль. Разнообразные горизонтальные и перекрестные связи между природными объектами, ежедневный и ежеминутный взаимовыгодный обмен ресурсами существенно отличается от вертикальной социально-иерархической модели, которая подавляет социальное творчество и своеобразие отдельных лиц и сообществ.

Таким образом, экологический социализм мы понимаем как:
- общество экологической справедливости;
- общество культуры родства и социальной справедливости, наилучшая среда для развития и эволюции каждой отдельной личности и человечества как вида;
- общество, в котором сохранение земной жизни, ее красоты и многообразия, повышение надежности существования биосферы признается одним из высших предназначений человечества и является одной из важнейших целей экономики;
- общество, в котором вопросы общественной жизни решаются в основном через самоуправление и прямую демократию.

Мы искренне признаем, что не знаем таких теоретических и практических решений, которые гарантировали бы миру прекращение войн, установление социальной справедливости и демократии во всем мире, выход из экологического кризиса, недопущение экологической катастрофы. Таких гарантий нет. Историческое творчество превращает историю в сложный нелинейный процесс, в истории нет запрограммированных с неизбежностью вариантов развития. Истиной в последней инстанции никто не владеет. Но у нас есть шанс изменить мир к лучшему, есть шанс, который можно попытаться использовать. Мы считаем, что лучший шанс – на пути экологического социализма. И хотим убедить в этом других.

Мы предлагаем в качестве одного из возможных механизмов движения к экологическому социализму модель органической экономики, опирающуюся на теорию экологической стоимости. Модель эта развивается Д.Георгисом, одним из авторов этого Манифеста, в русле идей С.Подолинского, П.Кузнецова и Л.Ларуша о физической экономике.

ОРГАНИЧЕСКАЯ ЭКОНОМИКА

В органической экономике решение глобальной экологической проблемы в основном передается с уровня государств, транснациональных корпораций и научных институтов на уровень личной ответственности каждого человека, ответственности местных сообществ и всех хозяйственных субъектов при сохранении свободы производства-потребления и рыночного сектора экономики. Воспроизводство экологического биосферного равновесия становится предметом плановой хозяйственной деятельности, что знаменует принципиально новый тип хозяйствования. Экономический и биосферный циклы обмена вещества-энергии-информации органично объединяются, подчиняясь механизму саморегуляции биосферы, поэтому такая экономика называет «органической». Создается мощный инструментарий измерения и регулирования отношений Человека и Земли, соответствующий мощности экономического инструментария измерения и регулирования хозяйственных отношений между людьми. Это является основанием для согласования действия этих двух глобальных подсистем: мирового экономического хозяйства и биосферы - в рамках одной органической экономики с общим механизмом саморегуляции.

Суть предлагаемого инструментария состоит в следующем. Совмещение механизма саморегулирования биосферы и регулирования рыночной экономикой невозможно на основе единственного всеобщего эквивалента обмена товарами между людьми (далее «товарного эквивалента»), в качестве которого выступают деньги. Необходимо введение в экономику экологического измерения всеобщего эквивалента обмена пользой и ущербом между человеком и биосферой, т.е. экологической стоимости, и соответственно, экологических денег и цен. Всеобщность в данном случае означает универсальность методик оценки пользы и ущерба для биосферы, в какой бы стране по уровню экономического развития они не применялись. Эта новация позволяет субъектам хозяйствования учитывать и накапливать экологическую ответственность, распределять ее между собой в процессе товарообмена, производства и потребления, в том числе учитывать экологические риски инноваций и непредвиденных последствий деятельности, а также конкурировать друг с другом, повышая одновременно экономическую и экологическую эффективность хозяйствования. Всеобщий экологический эквивалент регулирует не сферу товарного производства и товарообмена, а сферу обмена полезностями и ущербом между человеком и биосферой, которая включает самих людей, являющихся частью биосферы и зависящих от качества среды обитания. Одновременное использование двух измерений всеобщего эквивалента обмена вещества-энергии-труда-информации: товарного и экологического - позволяет создать общую систему регулирования биосферы и экономики. Использование одного только товарного всеобщего эквивалента работает на разрушение биосферы и условий жизнеобеспечения человечества; эта ситуация напоминает автомобиль, с которого сняли тормоза, в надежде, что для его управления достаточно педали газа.

Благодаря использованию данного инструментария и принципов органической экономики создается механизм справедливого распределения экологической ответственности между государствами, частными корпорациями, местными сообществами и личностями. Объективация экологического ущерба в экологической цене любого товара и экологической пользы – в экологических деньгах, а совокупных экологических доходов и расходов различных субъектов хозяйствования в бюджетах и бухгалтерских балансах, обеспечивает единую систему учета и переноса экологической ответственности и экологической пользы от одного субъекта хозяйствования к другому. Решение глобальной экологической проблемы, таким образом, становится продуктом экологически осознанного и ответственного выбора личности, местных сообществ, частных корпораций и государств при сохранении свободы производства-потребления и рыночного сектора экономики. Люди получают право производить и потреблять то, что они желают, но в органической экономике они не смогут перенести экологическую ответственность за это на тех, кто в этом не виновен. Ущерб биосфере будет оплачиваться ими в полной мере, что должно мотивировать их на изменение своего поведения.

Сочетание рыночной свободы производства-потребления с экологической ответственностью требует существенного дополнения со стороны государства механизмов регулирования рынка на основе экологической стоимости. При этом отсутствует необходимость какого-либо передела собственности и возможно «мягкое» включение механизмов новой системы регулирования, позволяющее хозяйственным субъектам разумным образом изменить свои стратегии поведения применительно к новым экологическим правилам рыночной игры. Органическая экономика создает у рыночных игроков новые экологические мотивы поведения, делающие выгодным использование природосберегающих и природовосстанавливающих технологий. Она создает предпосылки для развития широкой сети экопоселений и экогородов, для производства основной массы товаров по месту проживания потребителей. Эти ее особенности позволяют осуществить переходный процесс от существующей системы мирового природоразрушительного порядка к природосохраняющей экономике без потери социальной устойчивости, сохраняя также и устойчивость мирохозяйственных связей.

В органической экономике конкуренция отбирает хозяйствующие субъекты, одновременно сочетающие экономическую и экологическую эффективность производства, более способные к кооперации ради сохранения биосферы, а государство одновременно поддерживает экологическую и социальную справедливость. Земля при этом юридически признается не собственностью, не ресурсом, а производителем жизненных благ, полноправным участником органической экономики, перед которой человек несет не умозрительную, но измеримую и накапливаемую в каждом акте производства-потребления ответственность за наносимый ущерб. И, равным образом, он получает достойное вознаграждение за работу, направленную на восстановление жизне-производительных сил Земли.

Ключевые идеи органической экономики, объединяющей биосферу и мировую экономику в одно органическое целое:

1) Отношение к Земле как к святыне, отказ от ресурсного подхода к использованию ее благ, признание ее как самостоятельного участника хозяйственной деятельности, перед которым человек несет ответственность. Отказ от применения категории "собственность" в отношении природно-экологических благ Земли, источников производства этих благ.

2) Создание общей системы регулирования биосферы и мировой хозяйственной деятельности, подчинение системы регулирования экономики законам регулирования биосферы. Построение универсальной меры отклонения биосферы от экологического равновесия на основе объективных внеэкономических показателей отклонения экосистем от равновесного состояния и отклонения от состояния здоровья людей под действием экологических факторов риска. Это необходимо для определения экологической стоимости и всеобщего экологического эквивалента (т.е. для введения экологических денег и цен в качестве второго измерения экономики).

3) Признание права каждого человека в каждом акте производства-потребления знать свою долю экологической ответственности, организовать свое поведение в соответствии с этим знанием и нести ответственность перед Обществом и Землей в соответствии с размером этой доли. Это право обеспечивается специальным механизмом экологического регулирования экономики: экологической стоимостью, экологическими ценами и экологическими деньгами, действующими наряду с привычными товарными ценами и деньгами. Бюджет каждого предприятия, как и каждой страны, включает бюджет экологических расходов и доходов, являющихся итогом учета всех вкладов в ущерб или восстановление биосферы в каждом акте производства-потребления. Экологическая цена товара включает экологические затраты за весь жизненный цикл товара от его разработки-проектирования до производства и утилизации.

4) Родовая ответственность за экологическое поведение: передача наследникам денег и имущества влечет за собой передачу экологической ответственности за нанесенный собственником экологический ущерб, если он не был оплачен им самим.

5) Распределение экологической ответственности между потребителем и производителем поровну, а между коллективным производителем (потребителем) в соответствии с долей полученного дохода, сопряженного с нанесением ущерба биосфере и здоровью людей.

6) Инвентаризация всех природно-экологических благ с регулярной переоценкой в соответствии с меняющейся экологической ситуацией; квотирование их на душу населения и по местным сообществам, с закреплением личной и родовой ответственности за использование своей квоты природных благ.

7) Признание равного права каждого человека и каждого организма на использование природно-экологических благ, дарованных Землей (введение именной природной ренты). Использование во всех странах единых методик для соизмеримой оценки стоимости жизни человека, стоимости ущерба здоровью человека под влиянием негативных экологических факторов, стоимости ущерба экосистемам и отдельным биологическим видам, организмам в результате хозяйственной деятельности людей.

8 ) Организация рыночной конкуренции товаров и субъектов производства на основе двух равноправных и независимых критериев экономической и экологической эффективности. Организация кооперации производителей, потребителей, общественных и государственных структур для сохранения биосферы на основе тех же критериев. Достойное вознаграждение тех, кто сберегает биосферу трудом или самоограничением производства-потребления.

Полноценное осуществление этих идей потребует формирования особой ветви власти – социально-экологической, которая должна регулировать движение социально-экологического капитала и направлять его на сохранение и восстановление биосферы, на воспроизводство достойных условий для совместной жизни людей и других населяющих Землю существ. Местные сообщества в такой системе власти существенно расширяют возможности контроля за экологическим состоянием среды обитания, за деятельностью фирм и государственных органов по природоохране и природовосстановлению.

Разработка конкретных механизмов реализации этих подходов должна стать предметом исследовательской деятельности и социального эксперимента в разных масштабах (частном, локальном, национальном, международном). Мы указываем общие подходы к организации природосберегающего и природовосстанавливающего хозяйствования в национальном и глобальном масштабе, которое может не просто затормозить разрушение биосферы, но и обратить вспять этот процесс, сделав его выгодным.

Деньги и рыночные правила игры – такой же плод ума, как автомобиль или книга. Это не что-что застойное, раз и навсегда данное. Они уже претерпели существенные изменения в современном мире по сравнению со столетним прошлым. Поэтому не стоит бояться их последующего изменения. Из механизма спекулятивного разрушения природы и социума мы можем превратить их в механизм сбережения биосферы и установления справедливости в отношениях между людьми и Землей, если они станут не только мерой товарных взаимоотношений между людьми, но также обретут способность меры учета вреда и пользы, производимых в отношении Земли. У денег, у стоимости труда и товаров должно появиться самостоятельное экологическое измерение. Кто первым введет новые изменения правил рыночной игры и функционирования денег, произведет смену их качества, тот может получить самый существенный выигрыш для развития своей страны и национального капитала.

ОДИССЕЯ ВОЗВРАЩЕНИЯ К ПРИРОДЕ

Эволюционный и исторический путь человечества можно представить как странствия Одиссея, насильно оторванного от родной почвы, увлеченного воинскими подвигами и воинскими хитростями, триумфами и ценными трофеями, путевыми опасностями и соблазнами.

Одиссей, правитель небольшого острова-государства, в равной мере владел воинскими и мирными ремеслами, был привязан к своей семье, так что не смог ради личной безопасности и благополучия пожертвовать жизнью сына, и был вынужден уйти в затяжной военный поход. Так же точно и человечество долго и неохотно уходило от простых, естественных, полноценных, привязанных к местной почве и сообществу родовых отношений. Как Одиссей был насильственно уведен на войну в чужие края, так и большинство людей не по собственной воле вовлекалось в движение прогресса и в сопутствующее ему развитие социальной несправедливости и всех видов насилия. В этом легко убедиться по относительно недавней истории колонизации народов, сохранивших естественный образ жизни. Новые способы жизнедеятельности с древних времен порождали социальные и экологические кризисы, и спасение от их последствий выводило на новый виток прогресса, который порождал в свою очередь новые проблемы и трудности.

После долгого и мучительного похода, в котором, согласно легенде, простые воины и полководцы осуществляли замыслы каких-то могущественных сил, была взята Троя. В наши дни это реализовалось как высшее развитие технического прогресса. Люди получили доступ к огромным силам и богатствам благодаря знанию природных законов и технологиям воздействия на материю.

Однако греки в Трое не остановились на простом расхищении добычи – они покусились и на храмовые сокровища. Подобно этому, в наши дни высказываются смелые замыслы разрушения природного храма, превращенного сначала в «мастерскую», а затем и в отхожее место. Люди готовы пойти по полное уничтожение природного, гармонически связанного сообщества разных форм жизни – ради создания искусственной среды, в которой будут жить люди, также, возможно, полностью отделившиеся от своей естественной природы.

В отместку за причиненное зло Боги Олимпа создали множество препятствий на пути победителей в родные края. Долгие и тяжкие странствия выпали и на долю хитроумнейшего из героев – Одиссея. Страшней циклопов и морских ураганов оказалась волшебница Цирцея, лишающая памяти, – а для нас это память о нашей естественной природе, которая может оказаться глубже и мудрее, чем это кажется современному человеку, забывшему что-то самое важное в своей жизни. Забывших свои корни она превращает в домашних животных, в стадо, пригодное только для жизни в загоне и употребления в пищу своей поработительницей. Именно таковы отношения людей с современной цивилизацией, вне которой они уже ни на что не способны – даже на простейшее выживание.

Что же происходит в легенде, когда герой возвращается на родной остров? Ведь это событие, о котором мы мечтаем – увидеть себя детьми Природы, возмужавшими в странствиях, но не забывшими тепло и счастье родного очага.

Как во всякой сказке – возвращение происходит в трудный и опасный миг, близкий к точке невозврата. Толпа алчных соискателей жаждет наследства, считая, что с его законным владельцем покончено. А сам герой неузнаваемо изменился, и узнать его по особым приметам смогла только старая мудрая нянька. Но он по-прежнему полон сил, и только он один оказывается в состоянии взять в руки свое прежнее оружие и уничтожить тех, кто покусился на его дом и его потомство.

Если мы верим в силу и совершенство Природы, которая придет на помощь искреннему желанию заново породниться с ней, прийти к общему счастливому существованию, то сможем и выстроить свои шаги к этому будущему, убедить людей изменить свое поведение и преодолеть страхи, невежество, неверие, равнодушие. И, что важнее всего – отказаться от ложных принципов, подходов и правил мирового экономического и политического порядка, ведущих к глобальной экологической катастрофе. Есть люди, которые охотно и с радостью пойдут по новому пути, если убедятся, что он позволяет достичь поставленных целей, и согласятся ограничить собственное материальное благосостояние и приложить нужные усилия для преобразования своей жизни и общества. И есть люди, которые никогда не захотят поступиться алчностью и властью над миром, будут бороться за сохранение порядков, которые позволяют им вести хищническую политику в отношении биосферы, будут уходить от ответственности за экологические преступления, перекладывая свою долю ответственности на «всех в равной мере». Они могут вести борьбу с нами, как с врагами, используя всю мощь имеющейся у них власти и ресурсов. Необходимо мужество, чтобы одолеть наших врагов, и мудрость, что не сделать своими врагами тех, кто может стать нашими союзниками в этой всемирной Одиссее.

В качестве первого шага мы предлагаем людям осознать цели и основополагающие принципы нашего цивилизационного выбора, содержащиеся в разделе о Веде Матери-Земли, и выразить к ним свое отношение. Тем самым мы поймем, кто наши единомышленники, друзья, союзники и создадим условия для распространения наших взглядов и для продолжения конструктивного диалога или полемики с людьми иных убеждений.

Особое значение с этой точки зрения приобретает проработка системы органической экономики, которая позволяет определить адресную личную ответственность перед Землей каждого субъекта производства и потребления, как и ответственность перед здоровьем других людей. Эта проработка должна проводиться не только на уровне математического моделирования, но и в экспериментальной апробации соответствующих методов органической экономики.

Поэтому вторым нашим шагом будет создание Института политической экологии и системных инноваций и проведение с его помощью необходимых исследовательских, опытных и организационно-практических работ:
- объединение информации, касающейся нового цивилизационного пути: гуманитарных идей, экотехнологий, опыта создания природоосообразных сообществ, социальных и экономических подходов,
- экспериментальная проверка и теоретическое развитие предлагаемых идей,
- разработка и реализация стратегии законодательного продвижения и методической поддержки продвижения идей;
- создание и поддержка технологических и социальных очагов новой цивилизации на всех возможных уровнях – от предприятия или частного дома до экопоселений и государственных программ.

Эта работа уже давно ведется, но по большей части в рамках стратегии сохранения существующего хищнического мирового порядка. В силу этого многие идеи, знания и технологии, важные для решения проблем либо игнорируются, либо даже не могут быть открыты, когда приходят в противоречие с финансовыми и властными интересами «основных игроков» и с зашоренностью сознания обывателей, искусственно оглупляемых массовой культурой и социальными привычками.

Третий шаг. Выделение на исследовательском этапе наиболее перспективных и эффективных направлений развития должно привести к созданию единой международной политической силы, способной за реальные сроки развернуть политику ряда государств и международных сообществ к необходимым преобразованиям.

У цивилизации осталось не так уж много времени до «точки невозврата». Мы должны помнить: ценность наиболее важных экоцивилизационных идей может сохраниться и даже возрасти в условиях начавшейся и развивающейся экокатастрофы. Если нам не удастся ее предотвратить, то есть еще шансы создать условия для минимизации ущерба в посткатастрофических условиях существования человечества. Какой бы тяжелой ни была ситуация, никакие усилия не пропадут даром.

Мы любим жизнь, любим нашу Матерь Землю, ощущаем ее силу и поддержку, которые помогают нам искать путь к лучшему будущему. Мы полагаем, что множество людей ощущает это не в меньшей степени, хотя и не всегда это осознает. Мы надеемся, что признание Матери-Земли и других живых сил Природы в качестве реальных и полноправных участников всех наших действий помогут нам всем прийти к общим ценностям и решениям, общему действию и общей победе.
_________________
Любомир (Дионис Георгис)
Содружество Природной Веры "Славия"
http://slavya.ru
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение Отправить e-mail Посетить сайт автора
Ульф
Старожил


Зарегистрирован: 17.12.2009
Сообщения: 332

СообщениеДобавлено: Сб Апр 23, 2011 9:40 pm    Заголовок сообщения: Ответить с цитатой

Чтобы любое новое движение, или тем более новая цивилизация была успешной - она должна быть прежде всего привлекательной и конкурентоспособной.

Как именно предполагается этого достичь с экоцивилизацией? Ведь с точки зрения как комфорта так и военной силы - "хищническая машинная" цивилизация - куда мощнее. История это показала весьма неплохо.
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение
Щеглов
Старожил


Зарегистрирован: 16.02.2007
Сообщения: 564
Откуда: Cудогда

СообщениеДобавлено: Сб Апр 23, 2011 10:00 pm    Заголовок сообщения: Ответить с цитатой

Мощный текст...

Цитата:
Источники природных благ Земли не могут составлять чью-либо собственность, это - всеобщее достояние, к которому каждый должен иметь право доступа
Я, понятное дело, против. Прекратите обобществлять мои нефтепромыслы

И потом, техногенная цивилизация пока толком и не началась, и с индустриальной эрой не распрощались. Да и полмира еще в деревне живет традиционным, полутрадиционным укладом.
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение
Показать сообщения:   
Начать новую тему   Ответить на тему    Список форумов Кольцо Славии -> Родная Земля Часовой пояс: GMT + 3
Страница 1 из 1

 
Перейти:  
Вы не можете начинать темы
Вы не можете отвечать на сообщения
Вы не можете редактировать свои сообщения
Вы не можете удалять свои сообщения
Вы не можете голосовать в опросах


Рейтинг@Mail.ru
rax.ru: показано число хитов за 24 часа, посетителей за 24 часа и за сегодня