Содружество Природной Веры "Славия"
Кольцо Славии
Форумы Содружества Славия
 
 FAQFAQ   ПоискПоиск   ПользователиПользователи   ГруппыГруппы   РегистрацияРегистрация 
 ПрофильПрофиль   Войти и проверить личные сообщенияЛичная почта: Войти и проверить личные сообщения   ВходВход 
Доброй охоты всем нам!
Приглашаем принять участие в тестировании нового портала Содружества Славия.
Будем рады замечаниям и предложениям.

Правила форума
Список форумов Кольцо Славии
Кольцо Славии -
к началу

«Русский - красный, человек опасный» Внешность древних русов

 
Начать новую тему   Ответить на тему    Список форумов Кольцо Славии -> Братина
Предыдущая тема :: Следующая тема  
Автор Сообщение
Klerkon
Старожил


Зарегистрирован: 29.03.2009
Сообщения: 865
Откуда: Москва

СообщениеДобавлено: Пт Дек 09, 2011 9:48 pm    Заголовок сообщения: «Русский - красный, человек опасный» Внешность древних русов Ответить с цитатой

«Хрестоматийное описание внешности Святослава дал Лев Диакон, современник русско-византийской войны в Болгарии. Осада Доростола закончилась личной встречей Иоанна Цимисхия и русского князя. Император приехал на берег Дуная верхом, в сопровождении свиты.

«Показался и Сфендослав, приплывший по реке на скифской ладье; он сидел на веслах и греб вместе с его приближенными, ничем не отличаясь от них. Вот какова была его наружность: умеренного роста, не слишком высокого и не очень низкого, с мохнатыми бровями и светло-синими глазами, курносый, безбородый, с густыми, чрезмерно длинными волосами над верхней губой. Голова у него была совершенно голая, но с одной стороны ее свисал клок волос – признак знатности рода; крепкий затылок, широкая грудь и все другие части тела вполне соразмерная, но выглядел он угрюмым и диким. В одно ухо у него была вдета золотая серьга; она была украшена карбункулом, обрамленным двумя жемчужинами. Одеяние его было белым и отличалось от одежды его приближенных только чистотой. Сидя в ладье на скамье для гребцов, он поговорил немного с государем об условиях мира и уехал».


Святослав и его дружинники.

Стоит заметить, что внешность Святослава разительным образом нарушала нормы приличия, принятые в Византии, согласно которым ходить наголо обритым пристало разве что шуту или фокуснику. Ромеи коротко стригли волосы только по случаю траура или судебного преследования. Усы, как правило, сбривали, зато отпускали бороды. Носить серьги, не вызывая насмешек, среди мужчин могли только дети и моряки.

Аль-Истахри и Ибн-Хаукаль сообщают, что русы носили «небольшие куртки», подобно хазарам и волжским булгарам. Русы «соблюдают чистоту своих одежд, - говорит Ибн-Русте, - мужчины носят золотые браслеты... Они носят широкие шаровары, на каждые из которых идет до 100 локтей материи; надевая такие шаровары, они собирают их в сборку и подвязывают у колен». Худуд аль-Алам добавляет, что «они шьют шапки из шерсти с хвостом, свисающим с затылка».


Русско-скандинавские конный и пеший дружинники. X-XI вв.

С растительностью на лице обращались по-разному: «Некоторые русы бреют бороду, другие закручивают и заплетают ее, подобно лошадиным гривам» (Ибн-Хаукаль). На Таманском полуострове среди «русской» знати получила распространение мода на оследец, унаследованный позднее запорожцами. Побывавший здесь в 1237 г. вегерский монах-доминиканец Юлиан записал, что местные «мужчины наголо бреют головы и тщательно растят бороды, кроме знатных людей, которые, в знак знатности, оставляют над левым ухом немного волос, выбривая всю остальную голову».

Франкский хронист Адемар Шабанский пишет о русах рубежа X-XI вв.: «пришёл в Россию некоторый греческий епископ… и заставил их принять обычай греческий относительно рощения бороды и всего прочего». Т.е. ношение русскими бороды - следствие влияния христианства.


Сребреники Владимира Красное Солнышко (981-1015) и Ярослава Мудрого (1019-1054).

Однако на сребрениках князя Владимира он изображен с бритым подбородком и длинными, свисающими с губы усами. На печати Ярослава Мудрого — он также без бороды.

В «Изборнике» Святослава Ярославича видим: волосы ни у князя, ни у его пяти сыновей не видны из-под шапок, открывающих уши. Лица княжичей голые. Подбородок князя покрыт щетиной (но не бородой). Под носом - небольшие, густые, загибающиеся книзу усы.


Княжеское семейство на миниатюре «Изборника» Святослава Ярославича. 1073 г.

Но головы в XI-XII вв., вероятно, уже не брили, а стригли «под горшок». В русских былинах есть любопытный эпизод. Добрыня Никитич после долгих скитаний возвращается в материнский дом, где его уже считают мертвым. Когда он называет себя, то слышит в ответ от родной матери:

У молодого Добрыни Никитича были кудри желтые:
В три-ряд вились вкруг верховища (макушки)
А у тебя, голь кабацкая, до плеч висят!

Т. о., именно длинные волосы были у русов признаком маргинала, бродяги. Воинская знать носила волосы, остриженные «под горшок» («в три ряда» вокруг макушки). Добрыню, позволившего волосам отрасти, в буквальном смысле родная мать не узнала! Волосы на голове появляются у князей довольно поздно.

Бритье голов и подбородка — оригинальная «русско-славянская» мода. Так выглядел Перун, летопись отмечает, что у этого божества «ус злат». На миниатюрах Радзивилловской летописи усов, однако, не видно, как, впрочем, и бороды. Зато отчётливо виден чуб-оселедец, совсем по-запорожски спускающийся к левому уху.

Брила головы и бороды польская шляхта. Польско-украинское «кацап» - «как козёл» - отразило отрицательное отношение этой ветви славянства к бородам поздних московитов. У Саксона Грамматика именно по обритой голове опознают славянина в некоем Свено. Моравы брили головы и бороды.

Чешский хронист Козьма Пражский (современник Нестора), описывая знатного чеха времён Болеслава Грозного, отмечает двойной чуб на его бритой голове.

Польская «Великая хроника» (1330-е гг.), описывая последнего представителя родовой знати на польском престоле - Помпилиуша Хотышко - сменённого выходцами из простонародья, Пястами, говорит, что вся его голова была голой, за исключением одного клочка волос на макушке - полная аналогия со Святославом.

Схожая причёска у князя Вацлава на миниатюрах Вольфенбюттельской рукописи. Титмар Мезербургский приписывает ношение чубов воинственному племени лютичей. Западные авторы отмечают, что верховный жрец руян носил длинные волосы и бороду вопреки народному обыкновению.

В летописных статьях IX-XI вв. борода упомянута лишь единожды и тоже в приложении к волхвам. Не были ли бородатые русы арабских источников жрецами? Но возможно, что упоминание бородатых русов арабскими авторами связано и с тем, что арабы зачисляли в русы многие «северные» народы. Сирийский автор XIII столетия Бар Гебрей дал такую этническую расшифровку арабского термина «ар-рус» применительно к таврическим землям: славяне, аланы, лезгины.

Для сравнения: С. Гедеонов в своём капитальном труде «Варяги и Русь» пишет, что у германцев и скандинавов «длинные волосы были отличительным знаком свободного мужа, бритая голова - клеймом раба. Германские язычники клялись волосами и бородою (Вотановой). Скандинавский Один прозывался длиннобородым, Тор - краснобородым. Обритие бороды почиталось у германцев высшим бесчестьем». Т.е. Скандинавы и русы — определенно разные этносы.

Тюрки носили бороды и косы. Зато балты, подобно славянам, брили волосы и бороды.

В представлении соседних народов образ русов ассоциировался с различными оттенками красного цвета. Например, восточно-славянское слово «рюен» или «руен» («сентябрь») буквально воспроизводит название острова Рюген (Руян). Синоним «рюена» звучит не менее узнаваемо – «русый». В сербском и польском языках «руйан» и «рудый» означает «темнокрасный».

В раннесредневековых источниках нередко встречается словосочетание «рыжие рутены». Эти известия любопытно сравнить с исследованиями антропологов XIX в., которые говорят о том, что в Европе наиболее высокий процент «рыжих» отмечается среди русского населения Галиции - карпатских русинов.


«Стена» русской дружины. Современная реконструкция.

Византийцы обыгрывали этническое имя русов, также «окрашивая» его в красный цвет. Епископ кремонский Лиудпранд заметил, что воинов князя Игоря «греки по внешнему виду называют русиями»; в данном случае немецкий писатель имел в виду греческое слово «росиос» - «красный, рыжий». Точно также в переводе хроники Продолжателя Феофана библиотекарь папы Анастасий, писавший в конце IX в., перевел греческое слово «росиа» не как «русские», а как «красные» (rubea). Прокопий Кесарийский описывал внешность склавенов и антов: «Телом же и волосами… все они чуть красноватые».

Не исключено также, что они применяли какое-то вещество красного цвета в качестве боевой раскраски. Именно так можно истолковать отрывок из «Искандернаме» Низами Гянджеви (XII в.):

Краснолицые русы сверкали. Они
Так сверкали, как магов сверкают огни.

В Европе и Передней Азии багряный, пурпурный цвета были символом власти, силы, могущества. Русы широко использовали его для ритуального раскрашивания своей военной атрибутики. Вид их дружин представлял величественное и устрашающее зрелище. Это было не войско, а надвигающееся пламя: кроваво-красные стяги, корабли под рдеющими парусами, «червленые» щиты. Традиция навсегда связала этот «русский цвет» с названием Черного, то есть, собственно, Чермного («Красного») моря,которое в Х в. называлось также Русским морем – опять все та же прочная связь этноса и цвета.

[img]http://img-fotki.yandex.ru/get/4906/hudov-vadim.2/0_48a8f_ba5ab9f7_XL[/img]
Русская дружина.

«Они люди рослые, видные и смелые», - пишет Ибн-Русте, - «они отличаются мужеством и храбростью», но «смелость их проявляется не на коне, все свои набеги и подвиги они совершают на лодках» (о пешем составе «русских» ополчений свидетельствуют все авторы. Мискавейх (ум. в 1030 г.): «Обычно каждый из них несет на себе свое оружие и к себе же привязывает большую часть ремесленных орудий, как то топор, пилу, молот и другие подобные вещи; они сражаются при помощи дротика, щита, меча; они носят на себе столб для палатки и оружие, подобное кинжалу. Русы сражаются пешими…» «сражаются они копьями и щитами, опоясываются мечом и привешивают дубину и орудие подобное кинжалу».

Для характеристики киевских русов большое значение имеет их описание, принадлежащее перу Ибн-Фадлана (922 г.), который совершил путешествие на Волгу. «Я видел русов, - пишет он, - когда они прибыли по своим торговым делам и расположились на берегу реки Атиль (Волги). И я не видел людей с более совершенными телами, чем они. Они подобны пальмам, румяны, красны. Они не носят ни курток, ни кафтанов (впрочем, далее Фадлан пишет, что умерший знатный рус будет облачен именно в куртку, кафтан, шаровары и меховую шапку), но носит какой-либо муж из их числа кису, которой он покрывает один свой бок, причем одна из его рук выходит из нее наружу. И при каждом из них имеется топор, меч и нож. Мечи их плоские, с бороздками, франкские. И от края их (русов) ногтя и до шеи они покрыты изображениями (татуировкой) деревьев и тому подобного». Возможно, это изображения Мирового Древа.

Далее упоминается имущество умершего знатного руса: «шаровары, гетры, сапоги, куртка, кафтан парчевый с пуговицами из золота», и «шапка из парчи, соболевая».

Попутно замечу, что Ибн-Фадлан имел полное право сравнить русов с пальмами, так как по антропологическим данным «поляне» значительно превосходили ростом восточных славян (самыми низкорослыми из них были кривичи – около 157 см, древляне и радимичи, как правило, «перерастали» отметку 165 см)».


Ссылка: http://www.markagame.ru/forum/index.php?showtopic=157

В дополнение скажу, что прически «под горшок» распространены были и у северофранцузских норманнов X-XV вв.


Американский актер Чарлтон Хестон (1923-2008) в роли норманнского барона конца XI в. Крисогона да Ла Кру в историческом фильме Фрэнка Шеффнера «Властелин войны» (1965).


Американский актер Джон Малкович в роли французского короля Карла VII (1429-1461) в фильме Люка Бессона «Посланница. История Жанны Д'Арк» (1999).
_________________
Кот — животное священное, а люди — животные не священные!
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение
Вадим Литвинов
Новый участник


Зарегистрирован: 13.12.2011
Сообщения: 2
Откуда: Запорожье

СообщениеДобавлено: Чт Дек 15, 2011 11:31 pm    Заголовок сообщения: Ответить с цитатой

Здравия всем!
Непонятно почему на рисунке Святослав с бородой? Ведь написано: - "безбородый, с густыми, чрезмерно длинными волосами над верхней губой"

Лично я считаю что бритая голова с оселедцем и усами признак воина - образ человека посвященного Перуну...кроме того Перун Бог мужской силы и плодородия...соответственно образ этот - фаллическая символика - эрегированный фаллос в момент семяизвержения.
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение Посетить сайт автора
Вадим Литвинов
Новый участник


Зарегистрирован: 13.12.2011
Сообщения: 2
Откуда: Запорожье

СообщениеДобавлено: Чт Дек 15, 2011 11:39 pm    Заголовок сообщения: Ответить с цитатой

Кстати, если принять мое предположение на веру становится понятно почему арабы писали о бородатых русах - воины не торговали и в дальние края с товаром не ездили - а ездили купцы...Можно предположить что купцы были посвящены другому Богу ( предполагаю что Велесу - знающему пути земные и небесные.) соответственно их внешний вид отличался от образа воина.
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение Посетить сайт автора
Щеглов
Старожил


Зарегистрирован: 16.02.2007
Сообщения: 563
Откуда: Cудогда

СообщениеДобавлено: Пт Дек 16, 2011 1:31 am    Заголовок сообщения: Re: «Русский - красный, человек опасный» Внешность древних р Ответить с цитатой

[quote="Klerkon"]
Цитата:
Эти известия любопытно сравнить с исследованиями антропологов XIX в., которые говорят о том, что в Европе наиболее высокий процент «рыжих» отмечается среди русского населения Галиции - карпатских русинов.


Пигментация волос по украинским группам: Черные волосы- 48 %
Темно-русые- 47 %, Русые и светло-русые- 5 % (белокурые 1%).

№3 по шкале Фишера (рыжий) - прочерк
http://www.balto-slavica.com/forum/index.php?showtopic=1879&st=140
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение
Показать сообщения:   
Начать новую тему   Ответить на тему    Список форумов Кольцо Славии -> Братина Часовой пояс: GMT + 3
Страница 1 из 1

 
Перейти:  
Вы не можете начинать темы
Вы не можете отвечать на сообщения
Вы не можете редактировать свои сообщения
Вы не можете удалять свои сообщения
Вы не можете голосовать в опросах


Ovsem.ru
Рейтинг@Mail.ru
rax.ru: показано число хитов за 24 часа, посетителей за 24 часа и за сегодня

Реклама: