Содружество Природной Веры "Славия"
Кольцо Славии
Форумы Содружества Славия
 
 FAQFAQ   ПоискПоиск   ПользователиПользователи   ГруппыГруппы   РегистрацияРегистрация 
 ПрофильПрофиль   Войти и проверить личные сообщенияЛичная почта: Войти и проверить личные сообщения   ВходВход 
Доброй охоты всем нам!
Приглашаем принять участие в тестировании нового портала Содружества Славия.
Будем рады замечаниям и предложениям.

Правила форума
Список форумов Кольцо Славии
Кольцо Славии -
к началу

Об определении язычества на Конгрессе социологов религии

 
Начать новую тему   Ответить на тему    Список форумов Кольцо Славии -> Братина
Предыдущая тема :: Следующая тема  
Автор Сообщение
Любомир
Хранитель Кольца Славии


Зарегистрирован: 08.08.2003
Сообщения: 1682
Откуда: Москва

СообщениеДобавлено: Ср Ноя 02, 2016 4:19 pm    Заголовок сообщения: Об определении язычества на Конгрессе социологов религии Ответить с цитатой

Здоровы будете!

7-9 октября во Владимире прошел Третий Конгресс российских социологов религии, на котором мне довелось выступить с научным докладом «Об определении понятия «язычества», типологии язычества и оценке численности современных язычников в России». С полной программой Конгресса и всеми докладами вы можете познакомиться здесь http://religiousstudies.in/vnimanie-okonchatelnaya-programma-s-podrobnoj-informaciej-po-provedeniyu-sekcij-tretego-kongressa-rossijskix-issledovatelej-religii-7-9-oktyabrya-2016-g/ В журнале Апокриф №108 в предварительном порядке для широкого ознакомления публики был опубликован мой доклад – см. стр.133 http://apokrif93.com/apokrif/108.pdf

Приглашение на Конгресс и расклад по секциям, как и многие другие участники, я получил буквально за неделю до его начала, видимо, у организаторов были финансовые и другие проблемы. Собственно, комплекс общественно-гуманитарных наук, связанных с религиозными вопросами, сегодня в нашей стране достаточно жестко курируется околоцерковными чиновниками, и это иногда порождает конъюнктурщину, выдаваемую за науку. Конгресс собрал многих учёных, не поддающихся клерикальному давлению, - это, несомненно, заслуга его Оргкомитета во главе с председателем, доктором философских наук, профессором ВлГУ Арининым Евгением Игоревичем.

Удалось познакомиться с работой трёх секций Конгресса из 14. Наиболее полное участие я принял в секции №4 «Антропологические исследования «народной религиозности» и религии в массовой культуре», где был заслушан мой доклад. Он вызвал интерес и бурное обсуждение. Еще бы, автор подверг жесткой критике бездумное использование термина «неоязычество» на том основании, что в условиях отсутствия сколько-нибудь ясного определения «язычества», выделение «неоязычества» среди «язычества» подобно поиску дыма в тумане. При это автор предложил собственное определение понятие «язычество», основываясь на сущностном признаке воспроизводства родовой связи со священным в единстве с предками, богами, природой, соответствующее тому, как его понимают в качестве самоопределения многие русские язычники и язычники иных народов России. А ведь существенная часть докладов секции была посвящена как раз тематике «славянского неоязычества», язычества и неоязычества других народов России и мира, неошаманизма, а также магизма, эзотерике, что также нередко относят к области «неоязычества». Автор доклада настаивал на методологическом принципе, что внешний исследователь (неверующий или имеющий другой предмет веры) не может знать изучаемую религию более, чем непосредственный носитель это веры (религии), а если он таковое утверждает, то встает вопрос о достоверности исследования. В ходе дискуссии выяснилось, что среди религиоведов есть разные взгляды в отношении этого принципа.

Так ведущий секции, А.Забияко, выразил сциентистский подход, что наука лучше знает религию, чем сами верующие. Дискуссия также показала, что предложенное мною определение «язычества» вполне может быть приемлемым для многих исследователей, помогая им открыть новые аспекты в исследованиях. Один из докладчиков, Р.Шиженский, подчеркнул, что он отказывается использовать в своем докладе понятие «неоязычества», в связи с его необоснованностью.

Выяснилось также, что у отдельных исследователей, например, у А.Забияко, есть тенденция использовать термин «язычество» в его христианско-богословском понимании, т.е. как «религиозного антагониста христианства, в мировоззрении которого существенную роль играют отрицание монотеизма, восходящие к дохристианской культуре религиозные представления, а также сакрализация и деификация природы, личностей, общественных групп, социальных институтов, идей или технологий» (см. Забияко А.П., Воронкова Е.А., Лапин А.В., Пратына Д.А. и др. Киберрелигия: наука как фактор религиозных трансформаций / А.П. Забияко, Е.А. Воронкова, А.В. Лапин, Д.А. Пратына и др.; под ред. А.П. Забияко. – Благовещенск: Амурский гос. ун-т, библиотека журнала «Религиоведение», 2012, стр. 23. Режим доступа: http://www.amursu.ru/attachments/article/243/Киберрелигия_Монография.pdf ).

Это определение строится на убеждении А.Забияко, что понятие язычество обретает свою конкретность только в явном или неявном сопоставлении с христианством. Хотя очевидно, что при таком подходе за бортом определения «язычества» остается множество политеистических, анимистических, шаманистских, первобытных религий, в том числе и древних религий монотеистических или религий без бога, иногда именуемых «естественными религиями», которые появились задолго до христианства и, с точки зрения, христианского, исламского, иудейского богословия должны быть отнесены к язычеству. Кроме того, логически некорректна попытка А.Забияко построить частное определение понятие «язычество» через другое частное понятие «христианство» (или «ислам», или «иудаизм»). Логика требует определять понятия через общее, родовое. Определение, данное мною, работоспособно даже в том случае, если бы авраамические религии, с их отрицанием язычества на уровне священных текстов, не возникли бы в истории. Заметим, что во множестве священных текстов и мифов языческих религий нигде не встречается противоположение какой-либо авраамической религии. В этом смысле определение Забияко А.П. некорректно еще и в силу противоречия содержанию языческих религий. Фактически, он предлагает ограничить использование понятия «язычества» только сферой тех современных религий, которые сознательно противопоставляют себя как альтернативу авраамическим религиям.

Уже после завершения работы секции А.Забияко в беседе со мной озвучил еще один аргумент: если принять моё определение, то придется называть язычеством проявление живого культа рода и предков, с которым он недавно встретился в полевых исследованиях в русском Трёхречье в Китае среди потомков русских поселенцев, исповедающих народное православие (об этом был его интересный доклад на секции). Аргумент А.Забияко был такой: эти поселенцы же не поймут и обидятся на нас, если мы, исследователи, назовем культ рода и предков, которому они следуют, язычеством или проявлением двоеверия, а ведь тогда и конфуцианство, синтоизм надо называть язычеством. А что собственно такого «страшного», если мы и конфуцианство, и даосизм, и синотоизм, и индуизм будем называть язычеством, если использовать определение «язычества», предложенное Д.Георгисом?! Видимо, тогда придется переписывать многие учебники и заново исследовать белые пятна, изучая общность множества языческих религий, в которых до этого не хотели видеть никакой общности, это означает также и смену типологии религий. При этом обнаружится, что число современных язычников в мире вполне сопоставимо, а возможно и превышает численность христиан или мусульман. А это уже резко изменяет привычную для религиоведов и для политиков картину мира, в которой язычество, якобы побежденное христианством и исламом, осталось только в прошлом или только сейчас появляется в форме «неоязычества».

Отметим также интересные доклады на этой секции по языческой тематике: Бесков А. А.Восточнославянское язычество в пространстве современной отечественной культуры и повседневности; Рыбакова А. Г. К вопросу о проблемах этнической и религиозной демаркации на примере современного Непала; Скрыльников П. А. Сообщества родноверов: от дружеской компании к религиозной общине (по материалам исследования сообществ г. Костромы); Смолякова Л. А. Современные реалии бурятского шаманизма; Хрущева П. В. Энергийный прагматизм и магизм в народной религиозности; Шиженский Р. В. Роль личности в истории в представлении русских язычников XXI века (по данным полевых исследований).

Учитывая достаточно большое число исследователей, которые изучают древнее и современное язычество, я объявил на этой секции о возможности присоединиться к Ассоциации исследователей языческих верований - https://vk.com/club42574141 .

На секции №8 «Концептуальные аспекты исследования этно-религиозной идентичности, конфликтов и путей их разрешения в диалоге культур» внимание привлекли доклады, связанных с особенностями исламской картины мира в разных течениях ислама: Павлова О. С., Миназова В. М., Хухлаев О. Е. Религиозная идентичность мусульман: социальный и индивидуальный параметры; Редкозубов А. Д. Некоторые аспекты вопроса о религиозной основе ИГИЛ.

Особенно интересно было выслушать женщин из МГППУ, исследовательниц-мусульманок, которые ведут научную работу в Чечне, сравнивая религиозную и этническую идентичность разных категорий населения. Был отмечен парадоксальный факт: хотя патриотизм чеченцев сегодня значительно превышает патриотизм русского населения, у многих детей-чеченцев остается в душе глубокая ненависть к русским. Одним из факторов сохранения этой военной травмы и соответствующих последствий в форме ненависти к русским является практически полное отсутствие в Чечне, в том числе в Грозном, возможностей свободного прямого общения между русскими и чеченцами (русские дети не учатся в чеченских школах).

На секции №12 «Женщина и религия в современной культуре» внимание привлекли доклады: Чумакова Т. В. «Религия богинь» в современной массовой культуре; Бахтеева М. С. Женское тело как маркер демонического в христианском дискурсе Средневековья и Нового времени.

Слава Богам - Удачи нам!
_________________
Любомир (Дионис Георгис)
Содружество Природной Веры "Славия"
http://slavya.ru
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение Отправить e-mail Посетить сайт автора
Показать сообщения:   
Начать новую тему   Ответить на тему    Список форумов Кольцо Славии -> Братина Часовой пояс: GMT + 3
Страница 1 из 1

 
Перейти:  
Вы не можете начинать темы
Вы не можете отвечать на сообщения
Вы не можете редактировать свои сообщения
Вы не можете удалять свои сообщения
Вы не можете голосовать в опросах


Ovsem.ru
Рейтинг@Mail.ru
rax.ru: показано число хитов за 24 часа, посетителей за 24 часа и за сегодня

Реклама: