Язычество - Вера и образ жизниЯзычники в наши дниЛитература, Интернет-ресурсыЭкологическое ВозрождениеКольцо форумов СлавииНовое

Сварожки

19 Грудня Лето Святослава 1042 (19.11.06)

В середине Грудня (ноября) собираемся мы по традиции почествовать Деда Сварога, да всех Предков и родных помянуть.

В ноябре, в месяце Грудне, лёд сковывает реки, и снег ложится твердым настом, а снег тот - это с небес явленный новый зарод, который взойдет по весне новыми жизнями.
На этот праздник завершались все работы осеннего земледельческого цикла, осенней заготовки дров, и предки наши чтили пору мастеров-ремесленников. Зима - это время, когда женщины рукодельничают, а мужчины мастерят и починяют, а также обучают ремеслу учеников. В деревнях начинаются вечерние посиделки парней и девок, на Сварожки девки арендуют избу и приглашают парней на вечерок, угощая их курицей.
В этот день могло в древности происходить возрастные инициации - приобщение к Роду подросших детей, а также ритуалы вступления взрослых в ремесленные сообщества.

Сварог-кузнец - наш славянский Прометей. Он подарил людям Огонь с небес для очага, плуг и ярмо, кузнечные клещи, научил пахать и ковать металл. С его же именем связано создание Сварги-Небосвода и установление моногамного брака. Потому гадают девки на суженых и куют свадебку на день Сварога молодые парни. По древнему поверью у славян - как звездочка какая падает с неба - человек на земле рождается, а как умирает кто здесь на Земле - на небе звездочка появляется.
Сварог-кузнец победил Змея, защемил ему язык, а потом оседлал и пропахал на нем огромную борозду (Змиевы валы вдоль Днепра) до самого моря, а там отпустил его: Змей от тяжкой работы всё море почти выпил было, да лопнул.

Три сына у Сварога:

Перун-Сварожич, защитник Земли-Матери и Рода, покровитель воинов и княжеской власти. Исполняет в мире действие Прави своей силой и волей, изгоняет молниями нечисть. Молния пробуждает силу Небесного Огня и рождает земной Огонь.

Огонь-Сварожич - земной Огонь, живет в каждом нашем очаге, и в каждой нашей душе, и в каждом зароде, что ждет исполнения своей судьбы по весне. Есть он в глуби подземной.

Даждьбог-Сварожич, Бог благодатного Солнечного Огня, он же - Свет Правды, разделивший Явь и Навь, установивший нравственный вселенский Закон и праведный судия, основатель Рода Русского - мы "внуки Даждьбоговы". Солнце - Небесный Благодатный Огонь, согревающий Землю и дарящий тепло всякой жизни.

В день Сварога чтим Деда Сварога и всех Сварожичей.

Праздник начался в парке Покровское-Стрешнево и продолжился в клубе. В обряде у священного огня приняло участие 15 человек, из них трое новых гостей, а позже присоединилась еще 4 участника. Присутствовали Искра из серпуховской общины "Феникс", Марья ("Родники Марены"), Вс.Светозар (центр "Купала"). Эльта передала нам сердечный привет и поддержку от школы славяно-горицкой борьбы (Селидор), а Верее накануне прислали из курганской общины (Мирослав) добрые пожелания и поздравления с праздником, а также поддержку Аскольду (который вступился незадолго до этого за честь Содружества Славия в трудной ситуации).

Прежде чем начать основной обряд, участники Славии и гости ее познакомились, разложили мастеровые инструменты из металла на камушке рядом с огнем, потом Любомир кратко рассказал о содержании праздника, о деде Свароге и Сварожичах. Вслед за Вереей участники произнесли слова "обережного круга", создающие общее поле взаимной поддержки и сохранения в сложном духовном взаимодействии разных сил и божеств.

Для зачина чествования Сварога Пятница перед священным огнем поведала-разыграла участникам былину про то, как Вавила со скоморохами ходил переигрывать в навьем царстве царя Собаку. Она рассказала нам, что Сварог в древней традиции также и покровитель скоморохов. Это видно из того, что помощниками и покровителями скоморохов выступают в былине Козьма и Демьян, воплотившие в себе образ Сварога в христианское время, когда праздник Сварога отмечался как Кузьминки.

Любомир произнес заговор Огня. Туес с красным вином прошел первый круг во славу Богов, за единство Огня Небесного, Огня Земного, Огня Перунова и Огня Даждьбожьего, что горит в душе каждого из нас.

Затем Любомир предложил в честь покровителя кузнечного ремесла исполнить песню "Во кузнице". Изучая накануне варианты текста этой песни, как она исполняется в разных областях, мы нашли весьма игривые варианты, а некоторые даже и откровенно выходящие за пределы цензуры. В результате возник свой забавный вариант, который мы исполнили притоптывая:

Во ку-, во кузнице, во ку-, во кузнице,
Во кузнице молодые кузнецы,
Во кузнице молодые кузнецы.

Они, они куют. Они, они куют,
Они куют, принаваривают,
Молотками приколачивают.

К себе, к себе Дуню. К себе, к себе Дуню,
К себе Дуню приговаривают,
К себе Дуню приговаривают.

- Пойдем, пойдем, Дуня. Пойдем, пойдем, Дуня.
Пойдем, Дуня, во лесок, во лесок,
Пойдем, Дуня, во лесок, во лесок...

Сорвем, сорвем, Дуня. Сорвем, сорвем, Дуня.
Сорвем, Дуня, лопушок, лопушок,
Сорвем, Дуня, лопушок, лопушок.

Сошьем, сошьем Дуне. Сошьем, сошьем Дуне.
Сошьем Дуне сарафан, сарафан,
Сошьем Дуне сарафан, сарафан.

Носи, носи, Дуня. Носи, носи, Дуня
Носи, Дуня, не марай, не марай,
Носи, Дуня, не марай, не марай.

По пра-, по праздничкам, по пра-, по праздничкам,
По праздничкам одевай, одевай,
По праздничкам одевай, одевай.

В коро-, в коробочку, в коро-, в коробочку,
В коробочку не складай, не складай,
В коробочку не складай, не складай,

В коро-, в коробочке, в коро-, в коробочке,
В коробочке таракан, таракан,
В коробочке таракан, таракан,

Проел, проел Дуне. Проел, проел Дуне.
Проел Дуне сарафан, сарафан,
Проел Дуне сарафан, сарафан.

Над са-, над саменькой. Над са-, над саменькой.
Над саменькой над дырой, над дырой.
Над саменькой над дырой, над дырой.

К тебе, к тебе, Дуня. К тебе, к тебе, Дуня.
Будут парни набегать, набегать.
Будут парни набегать, набегать.

В язы-, язычники. В язы-, язычники.
В круг языческий вступать, все вступать.
В круг языческий вступать, все вступать.

После этого пустили вторую круговую чашу с квасом во славу Богов и наших умельцев-мастеров, которым покровительствует Сварог-Кузнец. Как нам пояснил Всеслав Светозар, в древнерусском понимании кузнец - это не только коваль (тот, кто кует), а тот, кто созидает-творит. Мужчины освятили над огнем топоры и другие инструменты, чтобы они были послушны руке хозяина, чтобы служили мысли и делу доброму. И подняв топоры, завершили стуком топоров старый годовой цикл и склепали Коло новое, чтобы взошло оно с наступлением Коляды, неся новый зарод на Землю-Матушку. А чтобы дома и хозяйства наши были крепкими, все присутствующие освятили у Огня-Сварожича ключи от домов своих.

Третья чаша пошла за Велеса, за предков и духов этого места.
В завершенье ее обхода Верея попросила разрешения провести небольшое личное испытание с огнем. Ей удалось около пяти секунд продержать руку в пламени костра, но менее задуманного, после чего она решила не делать публичного объявления по спорному, на ее взгляд, вопросу.

После того Надежда-Чудь обнесла участников противосолонь пирогом-курником, в память о Предках и Дедах. После этого к обрядовому кругу подошла черная собака и стала молча наблюдать за ритуалом. С ней поделились угощением, как с вестницей Велеса и навьих сил.

И, наконец, прежде чем завершить обряд и разворошить костер, Любомир принес в жертву Сварогу остриженные поутру волосы. Верея пожелала его светлым мыслям быть радушно принятыми в Сварге и способствовать наилучшему устройству дел.

Раскидав угли костра на будущий зарод, участники отправились в клуб, где были встречены Вс.Светозаром. После чая и общей беседы перешли в зал, там зажгли свечи и перешли к пению и беседе в кругу. Исполнили несколько народных песен ритуального характера: "Святый вечор", "Как стояло во поле древо", один из малоизвестных вариантов "Черного ворона".
Затем загасили все свечи, кроме одной, и Эльта спела одну из песен Мстибога, а позже прочла его стихи.
Далее люди говорили о своих впечатлениях от праздника, задавали вопросы и обменивались мнениями о том, что их волнует.
Завершили посиделки еще одной колядкой, которую мастерски показал нам Вс.Светозар, а Марья замечательно отыграла Козу при коллективной нашей поддержке.

Спустя три года после регулярных семинаров в МГУ, у нас снова появилась возможность для постоянных встреч, где можно свободно общаться с единомышленниками, учиться петь и танцевать, готовиться к праздникам и познавать традицию.

Днем Сварога мы открыли традиционные зимние посиделки Славии.

Слава Деду Сварогу!
Слава Сварожичам!
Слава внукам Даждьбожьим!Слава Земле-Матери!
Слава Роду!

Сврожье 2007

Другие праздники

О Содружестве Природной ВерыОсновы ВероученияНаши целиОбщественные акции и этическое учениеОбряды "Славии"Вечевые Собрания

Реклама:


?aeoeia@Mail.ru
rax.ru: iieacaii ?enei oeoia ca 24 ?ana, iinaoeoaeae ca 24 ?ana e ca naaiaiy
 
Rambler's Top100