Язычество - Вера и образ жизниЯзычники в наши дниЛитература, Интернет-ресурсыЭкологическое ВозрождениеКольцо форумов СлавииНовое

Опыт проведения праздника Лели

Татьяна Пятница. Апрель 2005

Являясь сторонником идеи о необходимости массового отправления языческих обрядов и праздников, и, следовательно, обеспечения доступности их для стариков и детей, я посчитала своим долгом максимально приблизить отправление обряда почитания славянской богини Лели к месту своего проживания. И хотя среди нас ни детей, ни пенсионеров не случилось, начало всё-таки было положено.
Десять минут на маршрутке от "Речного вокзала", и мы на месте, присмотренном ещё зимой. На крутом берегу ручья, среди смешанного леса - выделяется небольшой пятачок тонких берёзок, сквозь белые стволы которых хорошо просматриваются чёрные, корявые дубы - как бы стражи молодой поросли.
Начать пришлось с уборки, так как место оказалось сильно засоренным. Кроме бытового мусора, оставшегося после пикников, повсюду были разбросаны остатки коровьего остова, попавшего в рощицу, по - видимому, с кухни расположенного неподалёку военного госпиталя, на радость окрестным бродячим псам.

Неприятный, на первый взгляд, сюрприз создал прецендент для проведения общеарийского обряда "собирания костей" - бережного погребения коровы (а в древности - любого убитого человеком животного) для сохранения и воспроизводства поголовья крупного рогатого скота, но об этом позже.
После физического очищения Матери Земли, волхва принесла бескровные жертвы Лешему и Водяному, в ответ был послан знак в виде выпорхнувшего неизвестно откуда бодрого селезня, и праздник начался.
На берегу исполнили свой "гимн", как бы представившись:

"А я роду хорошего,
А мой батька - ясен Месяц,
А моя Мати - красно солнце!"

(и.т. д.).

Берег, ориентированный на юг, был присмотрен не случайно - дело в том, что последние, "третьи заклички весны" приходятся как раз на это время: "Вясну гукают до юрьева дня, до первой запашки". (Смоленский этнографический сборник. Т.1). И хотя в фольклорных описаниях не отмечено совмещения Ляльника и "гуканий весны", мы сделали это, и с большим удовольствием:

"Уж вы, сороки, перепёлочки,
прилетите к нам, принесите нам,
Весну-красну, тёпло летечко!"…

Затем избрали Лёлю, вернее, выбора как такового у нас не было, девушка - девственница нашлась всего одна, но, как и следует, умница, и красавица. Собрали первую зелень и сделали ей венок. Конечно, по обряду положено, что бы венков было много, что бы каждая участница принесла Лели свой, а в конце праздника Богиня раздала всем освящённые ею венки. Но зелени было так мало, её было просто жалко обрывать, и мы обошлись одним общим венком.
Так как дева - воплощение Ляли, была в придачу ко всем её достоинствам, ещё и основной нашей песенницей, возникла неестественная ситуация: запевалой величальных Ляле песен должна была быть сама Ляля. Мы вырулили следующим образом: Лёля передала свои функции самой красивой берёзке - её украсили венком и рушниками, ей принесли молоко, масло и хлеб, вокруг неё с песнями начали водить хоровод, который далее завивался вокруг остальных берёзок.

Затем, ранее сложенные в обнаруженную тут же чистую ямку, коровьи кости были окроплены молоком с напутственными словами, присыпаны землёй и хворостом, в полном соответствии с русской сказкой "Бурёнушка": "А ты, красная девица, не ешь моего мяса; косточки мои собери, в саду их рассади и никогда меня не забывай - каждое утро водой их поливай". - И частичном соответствии с похоронной мантрой: "Поднимись отсюда и прими новый вид. Не оставь не одного из членов твоего тела…Это одна из твоих костей. Соединив все кости, будь красив". (Р. Б. Пандей. "Древнеиндийские домашние обряды". М. 1982. С.207):
Я не сомневаюсь, что последствием этого действа для некоторых участниц будет, как в цитируемой сказке, счастливое замужество, для других - изобилие материальных благ (скот = богатство) и для всех - честь исполненного долга.
На могилу мы возложили хлеб и красные яйца, символы "закваски" и возрождения новой жизни. Пустили по кругу братину с хмельным напитком, и как ни странно, у нас, городских жительниц, нашлось много добрых слов в адрес скота. Завершили тризну как и положено, игрищем. Очень кстати вспомнилась развесёлая песня:

Ой, вставала я ранёшенько, умывалася белёшенько,
Одевала черевички на босу, выгоняла я корову на росу.
Выгоняла я корову на росу, повстречала я медведя во лесу.
- Ты медведушка, батюшка, ты не тронь мою коровушку…(и. т. д.).

Слова сопровождались соответствующими действиями, смехом, визгом, танцами.
Страву совместили с пиром, на котором, не без влияния горячего пряного напитка, было предложено порепетировать для предстоящего праздника Ярилы, хулиганские частушки, повышающие репродуктивные силы природы.

Слегка подкрепившись приступили к ритуальным игрищам. Сначала показали птицам, которых мы ранее приглашали прилететь (в закличках), какие опасности могут поджидать их в этой жизни, и как с ними бороться:

- Гуси-лебеди!
- Га, га!
- Есть хотите?
- Да-да-да!
- Ну, летите.
- Нам нельзя, там волчица под горой не пускает нас домой!
- Вы, летите как хотите, только крылья берегите!

Одна была поймана. Так как среди нас были только женщины, то текст пришлось менять на ходу - вместо "волка" появилась "волчица".

- Гуси, вы гуси, красные лапки! Щипите волчицу, спасайте гусёнка! Птица была отбита.

Далее "ставили кресты": на земле накось (Х) уложили палки - "костры" (лучше - мечи или копья). Подоткнув подолы, стали прыгать парами - кто кого перескачет, следующим образом: сначала ступни слева и справа, потом правая наверху, левая внизу, опять справа и слева, далее левая ступня наверх, правая вниз, и так, не наступая на крест до первого сбоя.

Мне очень понравилось то что, не смотря на постоянно возникающие импровизации, обряд и праздник удалось провести в русле традиционной культуры, соблюдая основные схемы поведения, свойственные языческому миропониманию, направленные на единение миров Природы, человека и Богов.
В целом праздник занял часа четыре, плюс дорога туда и обратно - вполне достаточно, если учитывать, что на следующий день нас ждёт большой всеобщий праздник Ярилы.

Слава Родным Богам!

Заклички Весны

Масленица - Комоедица

День Птиц
2002 год
2003 год
2005 г.
О народной традиции Закличек
2003 г.
2004 г.
2005 г.

Весенняя сказка

О Содружестве Природной ВерыОсновы ВероученияНаши целиОбщественные акции и этическое учениеОбряды "Славии" Вечевые Собрания

Реклама:


?aeoeia@Mail.ru
rax.ru: iieacaii ?enei oeoia ca 24 ?ana, iinaoeoaeae ca 24 ?ana e ca naaiaiy
 
Rambler's Top100