О Содружестве Природной Веры Основы Вероучения Наши цели Общественные акции и этическое учениеОбряды "Славии" Вечевые Собрания

КОНФЛИКТ МЕЖДУ ПОКОЛЕНИЯМИ -
НЕИЗБЕЖНОСТЬ ЭТО ИЛИ НЕДОРАЗУМЕНИЕ?

Верея (Светлана Зобнина)

Я хочу рассмотреть некоторый, с завидной частотой повторяющийся, эпизод, характерный не только для языческого движения, но и для любого коллектива, где есть люди, принадлежащие к разным поколениям. Связанные с этим проблемы открыты не нами, и не мы их закроем, но считаю необходимым осветить некоторые их стороны с точки зрения языческих традиций, в особенности известных нам от людей наследственной языческой культуры.

Считается, что большая разница в возрасте, соответствующая двум поколениям (деды - внуки), относительно смягчает конфликты и даже иногда создает подобие "союзнических отношений". Возможно, причиной этого может служить условное объединение против поколения промежуточного, родительского, а может быть, иной раз играет роль общность "потребительского" союза против основной "движущей рабочей силы" общества, который представляет собой зрелый и средний возраст, от закончившей обучение молодежи, до здоровых и крепких пожилых людей.

Рассмотрю всего лишь одну типичную ситуацию. Возникает конфликт, сначала частный, между молодым человеком и зрелым, авторитетным лидером (или товарищем, коллегой). В процессе выяснения отношений выявляется взаимная нетерпимость - не просто по частному поводу, но на уровне стиля общения в целом. Собственно, достаточно часто конфликт возникает вообще без иного повода, кроме взаимной неприемлемости стиля общения. "Старший товарищ" считает, что возраст и опыт (заслуги) дают ему достаточно оснований, чтобы говорить безапелляционным тоном, делать любые замечания, требовать следования своим советам и т.д. Молодой человек, соответственно, считает, что сравнение уместно только по знаниям и способностям, но никак не по возрасту, который сам по себе никаких прав не дает - и начинается взаимно неуважительное сравнение знаний, способностей и нравственных качеств. Вокруг этой исходной разницы в позициях создается напряжение, даже когда иных реальных разногласий нет; а любой конфликт становится глубже, вплоть до полной неразрешимости. Из-за разницы в стилях отношений сторонам чаще всего просто не удается дойти до обсуждения самой сути конфликта или тем более возможных общих позиций в его разрешении. Вместо этого список разногласий все полнится, а пути его разрешения в принципе не возникает.
Попробуем посмотреть на эту ситуацию с позицией традиционной культуры, и применить ее мерки к нашим сегодняшним разногласиям.

ВОЗРАСТНАЯ ЭТИКА

Отношение к старшим.

По описанию волхва Нижегородской Пургасовой общины, безусловная возрастная иерархия удерживается в сохранившихся традиционных общинах неукоснительно. Неуважительное обращение со старшим по возрасту, даже если его статус в каких-то важных делах относительно ниже, категорически запрещено. Как иллюстрацию такого отношения, упомянутый выше А.Рыбин приводил ситуацию, когда молодой человек, посвященный в волхвы, пытался неуважительно говорить с пришлым стариком, относительно невысокого статуса. Несмотря на это, он был резко осужден старшинами, и предупрежден о недопустимости подобного тона. Исключительно из-за возраста одной из сторон.
Итак, уважение к возрасту как таковому является нормой известной нам живой традиции. Из этого не следует, что старший по возрасту имеет обязательные руководящие полномочия, приоритет при решении любого вопроса. Речь идет об уважительном тоне, терпении и выдержке, заботе о тех старших, которые стали относительно слабее, и так далее. Можно сказать, что это некое "ритуальное уважение", возможно, порой столь же условное, как и угощение Богов и Предков пивом и хлебом. Но если мы верим в силу и значимость подобных ритуалов, то должны выполнять их столь же серьезно и ответственно по отношению к живым членам Рода старше себя. В личном отношении - это залог длительного сохранения собственного здоровья и способностей.
Отношение реальное - к примеру, советам и указаниям старших, - должно строиться на понимании двух противоположных вещей. С одной стороны, возраст дает такие преимущества, которых у молодых просто не может быть: люди другого поколения помнят более раннюю историческую обстановку, знают, каким путем общество пришло от прежней реальности к сегодняшней. Они прошли такие семейные события, которых у молодых еще не было, попадали в различные кризисы, имеют опыт воспитания детей и подростков и т.д. С другой стороны, некоторые способности с возрастом закономерно притупляются. Даже пятилетний ребенок уже навсегда утрачивает важные способности двухлетнего. Прежде всего этот закон касается способности к усвоению нового: чем старше человек, тем больше он уже знает, но тем меньшему может научиться заново. Из-за этого более молодой человек может демонстрировать лучшие интеллектуальные показатели, но это нельзя считать поводом для гордости.
Если ко всем этим знаниям, мы учтем языческий принцип поддержки предками, то увидим, что уважительное общение со старшими, независимо от того, уважаете ли вы их "по заслугам", может повлечь за собой скрытую поддержку более старых предков, которые "вложат в уста" старикам нечто действительно ценное для молодого собеседника; и напротив, тем, кто "идет напролом", доказывая свое превосходство и считая обычай "глупым и бессмысленным", достанутся лишь неприятные казусы, вплоть до порчи и проклятия. Справедливо ли это? Конечно. Эти закономерности действуют на всех, независимо от убеждений. А уж на язычников, держащихся за традицию и преемственность поколений, и вдвойне.
Особенным почтением пользуются в любом сообществе люди, дожившие до исключительного возраста, или сохранившие здоровье и способности дольше обычного, а также имеющие обильное потомство, множество живых родственников и свойственников, которые образуют сильный родовой клан. Это человек, который имеет собственные необычные способности и поддержку со стороны предков и божественных сил, без которых он не достиг бы столь исключительных результатов. Могут заметить, что люди с выдающимися достижениями в какой-то области столь же и даже куда более уважаемы. В современной культуре, как результат разложившихся родовых отношений - да. Но с точки зрения более древней и мудрой традиции - человек, умеющий, например, рисовать красивые картины, не годится в пример тому, кто шьет шубы, и так далее. А здоровье, долголетие и продление рода - общезначимая и основополагающая ценность. Предмет культа в потребительском обществе - богатство; роль "великих предков" играют всевозможные списки "самых богатых", но принятие такой системы ценностей противоположно восстановлению естественных и благородных традиций уважения к самой человеческой жизни, и общему родовому богатству и благополучию.

Отношение к молодежи.

Учитывая выше сказанное, человек относительно старший по возрасту должен заботиться в первую очередь не о том, чтобы "поставить молодого на место". Тот и так будет осознавать свое место, а при необходимости ему укажут на нарушение правил сразу многие, так что ему придется подчиниться общему обычаю, чтобы не оказаться за пределами Рода, в высшем смысле этого слова.
Однако такие "привилегии", напротив, накладывают на старшего серьезную ответственность за то, что он делает, "какой пример подает", чему учит, какова ценность и значимость его советов и мнений. Старшим в коллективе необходимо проявлять, с одной стороны, сдержанность - не лезть в вопросы, в которых они не очень компетентны, или даже предоставлять молодежи совершать ошибки, ради дальнейшего научения. С другой стороны, необходимо, несмотря на изменение структуры способностей, постоянно учиться новому. Просто учиться иначе: более старшим людям труднее усваивать совершенно новые массивы знаний, - зато они обладают развитой интуицией и ассоциативным мышлением, что позволяет увязывать новые факты с ранее усвоенными, обобщать, анализировать, угадывать последствия, и так далее. Разумеется, прежде всего это касается состоявшихся лидеров или компетентных специалистов, людей умственно и духовно достаточно развитых и потрудившихся "на своем веку".
И даже если ситуация представляется совершенно ясной, а молодой человек - нуждающимся в совете, не следует спешить этот совет преподать: уместнее позиция духовного учителя, который ждет обращения к себе, и тогда приоткрывает лишь небольшую часть своего знания. Тогда те, кто обратится к нему для разрешения своих проблем, получат в качестве законной награды нужные знания и благословение.

Такие взаимно тактичные и выдержанные отношения мы имеем возможность противопоставить невежественному хамству и бессмысленной вражде поколений.

ПОВЕДЕНИЕ ПРИ НАРУШЕНИЯХ ЭТИКИ

Описанные выше нормы были бы особенно хороши, при наличии взаимности и сложившейся традиции. Однако что делать, если они сплошь и рядом не признаются и непрестанно нарушаются? Там, где иерархия и культура сообщества небезнадежны, стоит последовать примеру предков, и учесть при построении системы отношений опыт, также очень давний, индивидуальной специализации. Наглая молодежь, как и немудрые старцы, - надо думать, существовали всегда, что бы ни говорила "пропись". Об этом свидетельствует многое, в том числе в фольклоре и в исторических записях.
Чтобы создать сильную систему взаимоотношений между поколениями, необходимо учесть личные особенности людей. Существует, например, такое явление, как "психологический возраст", который мало изменяется в течение жизни, хотя и соотносится с возрастом биологическим. Некоторые люди, благодаря "юношескому или детскому" характеру, легче общаются с детьми и молодыми людьми в течение всей жизни. Соответственно, они в родовой системе взаимоотношений способствуют правильному вписыванию молодежи в общие отношения и дела. Всегда какая-нибудь вдова или старичок активно взаимодействовали с молодым поколением, помогали ему устроить свои молодежные "предприятия", отдельно от основной общинной жизни.
Соответственно и среди молодежи есть люди с более серьезным и зрелым характером, которым надо достаточно быстро оформиться в качестве лидеров. Стычки между ними и такими же амбициозными людьми постарше, видимо, неизбежны, но все возникающие конфликты должны решительно разводиться просто по сферам влияния, не переходя в идеологическое противопоставление, и тем более в преждевременный переход управления к "быстрорастущей молодежи". Противоположный стиль управления: использование амбиций молодежи, желания молодой лидерской группы быстрее подняться наверх, используется, когда необходимо разрушить традиционные ценности, разложить общинное мышление. Тогда возникает всевозможный "югенд", который можно при всякой надобности результативно использовать против сложившегося уклада.
В крайнем случае, мы можем использовать энергию и энтузиазм своей молодежи для воздействия на внешнюю часть общества. Но мы не можем позволить направлять ее на разрушение внутренних ценностей и отношений.

Все это - взаимная ответственность поколений. Забыв о ней, мы не в состоянии создать устойчивое сообщество. Развивая здоровые и традиционные отношения, и творчески их приспосабливая к реальной ситуации, мы достигнем надежных результатов, и заручимся более серьезной помощью со стороны всех своих Предков.

Другие статьи автора

Язычество - Вера и образ жизни Язычники в наши дни Литература, Интернет-ресурсы Экологическое Возрождение Кольцо форумов Славии Новое

Реклама:


?aeoeia@Mail.ru
rax.ru: iieacaii ?enei oeoia ca 24 ?ana, iinaoeoaeae ca 24 ?ana e ca naaiaiy
 
Rambler's Top100