Язычество - Вера и образ жизни Язычники в наши дни Литература, Интернет-ресурсы Экологическое Возрождение Кольцо форумов Славии Новое

Языческое происхождение иудейских и христианских праздников

Когда и где родился Иисус

Источник: Альфа-Омега. Христианские и еврейские праздники, их языческое происхождение и история /перевод с немцкого издания 1923 г., репринтное воспроизведение издания 1924 г./ - М.: СП "Арком", 1991, стр.89-96.

Сохранена орфография автора.

=====

Рождество, как праздник рождения Иисуса, — праздник сравнительно новый. Отцы церкви Ориген и Тертуллиан еще ничего о нем не знали, и в пятом столетии «от рождества христова» в некоторых церковных областях было неизвестно, что ее основатель родился 25 декабря. В Месопотамии и Армении, являющихся старейшими христианскими церквами, праздник рождества христова был неизвестен до четырнадцатого столетия. В Константинополе, равно как и в Антиохии, этот праздник, поводимому, был введен около 380 г . после Р. X ., вследствие усиленной агитации «святого» Зла тоуста, в Риме, по свидетельству епископа Иоанна Никейского,—только во время папы Юлия I (337—352 гг.). До тех пор праздновалось не рождение, а эппфания, т.-е. «явление» спасителя, крещение в Иордане, где бог объявил его своим любимым сыном, 6-е января.

Это было не случайностью, а необходимостью для новой христианской секты, ибо 6-е января много столетий до христа праздновалось у язычников, как день возрождения солнца. Древнее египтяне праздновали в этот день рождение своего бога солнца Озириса, при чем жрецы выносили из храма фигуру младенца и публично выставляли, как образ новорожденного бога. В это же время «явился» также и греческий бог Дионис, который ехал на корабле морем, чтобы передать верующим благословения весны. Его «явление» праздновалось в Александрии 6-го января, как «ликнитес», т.-е. как «младенец в колыбели», которая, как подобает богу солнца и весны, была хлебной веялкой — можно бы почти сказать «яслями». Христианская церковь в Месопотамии, согласно показаниям Ефрема Сирийского, праздновала в его времена 6-го января «телесное рождение» христа, «на 13-й день после зимнего солнцеворота, в месяце, когда свет, побеждая, начинает прибывать. Церковь дол гое время упрямо придерживалась этой даты, несмотря на ее языческое происхождение и характер. Она слегка исправила эту явную нелепость тем, что когда Юлий Цезарь объявил в Риме день 1-го января днем нового года, выдумала, что этот день совпадает с первым днем творения, Адам же был создан на шестой день, а так как Иисус является вторым Адамом, то, следовательно, должен быть рожден 6-го января. Только с трудом решились отказаться от этого уже наполовину христианизированного языческого праздника солнца и остановиться на другой, несомненно языческой, дате — 25-го декабря.

В этот день астрономического зимнего солнцеворота в Александрии праздновался языческий праздник киделлия», в других местностях местные праздники, полдюжины восточных религий праздновали в этот день рождение своего солнечного или весеннего бога. Финикийский бог Мелькарт, также бог солнца, «пробуждался» в этот день «в священном гроте» от «зимнего сна». В этот день, согласно книге Маккавеев, Антиох Епифаний принес в иерусалимском храме на «идольском алтаре», водруженном на «алтаре божьем», «кощунственную» жертву. Римская государственная религия праздновала в декабре сатурналии, которые формально начинались 23-го декабря. День 25-го декабря, таким образом, как день рождения бога солнца, был хорошо известной языческой датой.

Госпиниан, Максим Турский и другие церковные авторитеты еще сознавались, что при перенесении праздника рождества христова на 25-е декабря имелось в виду вытеснить языческие сатурналии. Сильнейшая конкурентка молодой христианской секты, тайная секта почитателей новоперсидского бога солнца Митры, уже успешно навязала своего идола древнему римскому празднику natalis soils invicti (день рождения непобедимого солнца), праздновавшемуся 25-го декабря в день солнцеворота, когда дни снова становятся длиннее. Христианская секта, которая уже столько переняла от секты Митры, поставила, в конце-концов, своего Иисуса на его место, как бога солнца. Таким образом день 25-го декабря стал рождеством и святым праздником,

Математические вычисления на основании библии тоже не заставили себя ждать. Уже Златоуст вычислил согласно показаниям евангелия от Луки: Захария, как первосвященник, мог только в сентябре (в еврейский судный день) войти в святые святых, где ему было возвещено рождение его сына Иоанна (Крестителя), тогда зачала его жена Елисавета; она была как-раз в шестом месяце, когда Мария получила аналогичное возвещение; это был, следовательно, март, и девять месяцев спустя—декабрь. Прибавив к этому, хотя и с большой натяжкой, «предсказание» иудейского пророка Аггея, как и многие другие, «пророчества»: «от 24-го дня девятого месяца, от того дня, когда основан был храм господень», пришли к 24-му декабря, т.е. к ночи на 25-е, которая по еврейскому обыкновению причислялась к следующему дню... что и требовалось доказать. Жаль только, что во всем этом вычислении есть огромнейший промах, ибо Захария вовсе не был первосвященником, а обыкновенным священником и, таким образом, каждый день мог получить повторение посольства и к Аврааму и Сааре... В действительности день 25-го декабря был выбран именно по приведенным выше соображениям и вошел в жизнь, хотя и медленно, так как еще в 506 году носил чисто церковный характер и предназначался для городских и приходских церквей, а не для семейного употребления, и еще некоторое время после этого не был официально признанным праздником.

Показания евангелия о годе рождения христа признаны беспристрастным исследованием библии не выдерживающими критики. Согласно евангелию Луки, Иисус появился на свет во времена Ирода, но Ирод умер как-раз за четыре года до начала нашего летоисчисления. Иосиф и Мария поехали в Вифлеем, где родился младенец, на всенародную перепись, предписанную наместником Кирением. Но этот Кирений был наместником только с 7-го до 11 -го года от рождества, не говоря уж об исторической невозможности переписи, при которой все жители Палестины должны были отправляться на свою родину. Настоящее переселение народов! По словам того же Луки, выходит, что четверовластник Лизаний был тетрархом Абилены, когда выступил Иоанн креститель, но Лизаний ко времени, когда по описаниям евангелия родился Иисус, умер, по крайней мере, за 60 лет до этого, а тетрархии Абилены вообще не существовало.

Так же обстоит дело и с показаниями евангелистов о месте рождения Иисуса. Евангелист Матфей уверяет, несомненно по божьему откровению, что Иисус родился в Вифлееме, но евангелист Марк, конечно, тоже по божьему откровению, ничего не знает об истории рождения и рассказывает только, что Иисус пришел к реке Иордану «из Назарета в Галилее», был здесь Иоанном крещен и через это стал сыном божьим. Евангелист Иоанн тоже ничего не знает об истории рождения, а евангелист Лука принужден рассказывать изыканно невозможную историю о путешествии из Назарета для переписи, чтобы сделать возможным рождение в Вифлееме. У Луки Елисавета уже в лоне Марии узнает: будущего сына божия, в то время как у Марка тщательнейшее сохранение тайны мессии проходит через все евангелие до самой смерти христа.

Почему Иисус назывался назареянином, если он родился в Вифлееме, а не в Назарете? Евангелисты рабски придерживались предсказаний ветхого завета. Матфей сам выдает себя, когда заставляет родителей Иисуса после возвращения из Египта отправиться в местность Галилею и жить в городе, называемом Назарет, «да сбудется реченное через пророков, что он назареем наречется». Евангелист впадает здесь в грубую ошибку, ибо «назарей» или «назорей» не имеет ни малейшего отношения к Назарету, но значит по-древнееврейски «защитник», «покровитель», «хранитель». Это название присвоивала себе уже одна дохристианская секта, которая выводила свое имя не от Назарета, а от того, что представляла себе бога как «НСР», как "спасителя", "защитника", слово, которое как «На Са Ру» встречается уже за тысячу лет до рождества христова в вавилонских письменах, в книге законов царя Хаммураби, и имеет там то же значение. Евангелист мог также спутать это имя с корнем «назер», что значит «потомок», ибо о «потомке» говорил иудейский пророк Исаия, которого цитирует Матфей. Самсон также называется в книге судей «назербожий», что означает «потомок», «святой». С местностью Назарет это слово безусловно не имеет ничего общего, да к тому же весьма сомнительно, существовал ли вообще в то время город Назарет, так как ни у иудейского историка Иосифа, ни в Талмуде того времени, который знает тридцать три галилейских города, ничего о нем не упоминается.

Но зачем, однако, евангелист Лука взял на себя столько хлопот, чтобы препроводить родителей не родившегося еще Христа в Вифлеем и заставить Иисуса там увидеть свет? Это опять было «доказательством от пророчеств», которое евангелистам необходимо было обосновать, ибо в Вифлееме, по прорицанию иудейского пророка, должен был родиться мессия, спаситель евреев, именно в Вифлееме, откуда уже вышел царь-избавитель Давид. Только в родном городе царя, только в его родном доме мог быть рожден мессия, отпрыск Давида, новый спаситель, которого представляли себе, как царя, который спасет весь народ от чужеземного ига. С этой же целью приведена в евангелиях родословная христа для доказательства, что Иосиф происходит от царя Давида, и, таким образом, Иисус является потомком Давидова царского дома, что было необходимо для исполнения пророчеств о мессии. То обстоятельство, что Иосиф не был отцом, что Иисус был «зачат» без его участия, так что происхождение от племени Давидова снова запутывалось,— это, правда, мешало, но тут помогло излюбленное средство подделки, более позднее разъяснение, ибо оба (Иосиф и Мария) происходили из рода Давидова.

Но было еще одно более важное обстоятельство, которое требовало, чтобы Иисус был рожден в Вифлееме: там с незапамятных времен находилась священная роща с храмом сирийского бога весны Адониса, который назывался «Тамуз» . Когда он умирал осенью, женщины плакали и искали его труп. Когда же он воскресал, они справляли радостный праздник. Мы знаем об этом от «святого» Иеронима, ибо он горько жалуется, что там, в священной роще, раздаются «надгробные рыдания по Тамузу». Чтобы привлечь к новой секте не только евреев, но и гораздо более многочисленных язычников, нужно было опираться как на еврейских пророков, так и на языческие религии, поскольку последние уже раньше сами по себе не оказывали влияния на развитие христианских идей.

Непорочное зачатие происходит из иудейского и языческого строя религиозных взглядов: во-первых, плохо понято предсказание еврейского пророка Исайи, что девственница родит спасителя, причем, однако, употребленное древнееврейское слово имеет два значения: «молодая женщина» и «девственница», и во-вторых, от языческого представления о сверхъестественном рождении проповедуемого во всех религиях «царя-спасителя». Примеров можно найти сколько угодно во всех божественных учениях Востока, и не только сверхъестественное рождение, но и преследование божественного младенца (Иродом) имеет бесчисленные прообразы в восточных религиях солнца и спасителя. Греческий Зевс, Аполлон (бог солнца), мать которого Латона была преследуема драконом Пифоном, ассирийский Саргон, индий ский Кришна, фригийский Аттис, греческий восточный Дионис, Эдип, Персей, персидский Кир, Моисей, египетский бог солнца Горус, римский цезарь богоравный Август, спа ситель Уреон в апокалиптике парсов, Митра, сильнейший конкурент бога христиан, Саошианта в религии Заратустры, даже великие греческие ученые, как Пифагор, Платон и т. д.,— все они рождены от бога, мать их в большинстве случаев девственница, все они большей частью бывают преследуемы злыми богами или демонами, рождаемы в тайне, гонимы, всегда и неизменно спасаются сами, повергают врага и спасают мир.

Особенно бросается в глаза рассказ о рождении индийского Будды. Бог решает снизойти в лоно земной женщины, чтобы принести людям спасение. Он выбирает для этой цели обрученную царю Суддгадама, но оставшуюся девственницей Майю, является ей во сне (в другом толковании на яву) в образе молодого белого слона, которого называют «приносящим спасение всему миру», и становится плодом чрева, не запятнав его и оставаясь непорочным сам. Жрецы предсказывают матери, что сын ее будет царем царей, т.-е. Буддой. Враждебному царю пришедшие к нему послы советуют снарядить войско, чтобы умертвить младенца, но он этого не делает. Брамин Азита предсказывает младенцу божеское могущество и плачет, что не доживет до спасения (Симеон!). Старые женщины поют славословия (Анна!), сонмы богов приходят толпами и воспевают дитя (ангелы, пастухи!). Цари приносят дары, благовония, драгоценности и одежды (волхвы, три царя!). На небе является созвездие (звезда!), боги поют: «счастлив весь мир, ибо родился он, приносящий спасение, слепые прозрят, глухие услышат» и т. д., и т. д.

Буддийская легенда согласуется с легендой об Иисусе также и в том, что в них обеих представление о воплощении раньше уже существовавшего божественного основателя религии связывается с представлением о рождении его девой, в которую снизошел бог.

В освещении сравнительной истории религий вся евангельская история о рождении представляется, как слепок из еврейского и древнеязыческого материала. В изображении нет ни одного оригинального штриха; от благовещения и чудесного рождения до быков и ослов в вертепе и до волхвов,— все это давно уже было. И в конце-концов, все эти истории рождений сынов божьих проистекают, как указывает в своем сочинении профессор Иенсен, из древнейших вавилонских сказаний и астрологических представлений, так что этот ученый приходит к заключению, что «вся евангельская история состоит из сказаний, и нет никаких оснований считать что-либо рассказанное об Иисусе историческим фактом». Как некогда вавилоняне в своем солнечном герое Гильгамеше, так теперь христиане в своей Иисусе чтут исчезающее в тумане, гаснущее для человеческих глаз и снова весной воскресающее солнце, и «мы, дети пресловутого времени прогресса культуры, со снисходительной улыбкой взирающие на верования и обычаи прошедших веков, мы в наших храмах и молитвенных домах, в наших церквах и школах, в хижинах и дворцах служим вавилонскому богу, вавилонским идолам». Но еще более глубокую древность указывают старинные религиозные индийские книги, где рассказывается о ежедневном, но с особой торжественностью практикуемом во время зимнего солнцеворота почитании священного огня на алтаре и возвещении верующим о новом рождении солнца, бога света. Веддийский культ бога огня и солнца Агни является прообразом и источником сказании всех восточных, семитских и арийских религий о рождении их бога огня и солнца. Иисус не родился ни в Назарете, ни в Вифлееме, он не родился во времена Ирода и Августа. Его рождение, как и евангельское описание всей его жизни, является таким же мифом, как сказания обо всех солнечных божествах Египта, Азии и южной Европы, обо всех античных божествах, которые приходили к людям, чтобы принести им веру или полезные знания.

О Содружестве Природной Веры Основы Вероучения Наши цели Общественные акции и этическое учение Обряды "Славии" Вечевые Собрания

Реклама:


?aeoeia@Mail.ru
rax.ru: iieacaii ?enei oeoia ca 24 ?ana, iinaoeoaeae ca 24 ?ana e ca naaiaiy
 
Rambler's Top100