2 августа 2004г. Выпуск 15

Древняя религия славян

XXXXXXXX

Тема выпуска: Жатва и обряд "Дожинки". Ответы на вопросы-загадки к сказке о сером волке


Жатва - кульминация Лета. "Дожинки" один из древнейших обрядов завершения жатвы, в процессе которой особую роль играют женщины. Продолжение анализа сказки "Иван царевич и серый волк".

   

Здоровы будете!

Сейчас время отпусков у горожан и время интенсивного труда у сельчан. Жатва, которая идет по многим регионам России, издревле осуществлялась толоками (общинной взаимопомощью), а в завершение жатвы чествовали Землю-Мать и Велеса.

   

Вот отдельные выдержки из рассказа о жатвенном цикле из книги "Жили-были" (составители Г.Г.Шаповалова, Л.С.Лаврентьева), подробнее и с текстами песен см. http://slavya.ru/trad/jatva.htm

   

"Наконец-то пришло время собирать плоды своих трудов! "Что в августе соберешь, с тем и зиму проведешь". "Первый сноп - первый осенний праздник". Завершающим циклом обрядов аграрного календаря были обряды, связанные с уборкой урожая. Они не были приурочены к определенной дате, а зависели от созревания злаков.

Первый сноп зажинала старшая в семье. Этот сноп назывался "Именинником". Его украшали цветами, торжественно несли домой, ставили под иконы в угол на лавку, а потом, по окончании жатвы, скармливали курам или оставляли до следующего сева, чтобы эти зерна подсыпать в сетево.

Цель жатвенных обрядов и связанных с ними песен - отблагодарить "матушку землю", кормилицу за долгожданный урожай, с помощью магических действий вернуть земле плодородность и тем самым обеспечить будущий урожай, вернуть жницам затраченные во время жатвы силы. Жали, как правило, женщины, поэтому и песни пелись от лица женщин. Старинные жатвенные песни пелись в поле в одиночку, соло. Эти песни несли в себе аграрно-магическую функцию и помогали жнеям в их тяжелом труде, организуя его ритмически, но по дороге в поле или домой песни пели хором. Многие из этих песен описывают весь тяжелый процесс работы, когда жали не только днем, но иногда и ночью, выходя в поле всей семьей. Были песни, которые подбадривали жней насмешками над отстающими нерадивыми хозяевами или над хозяином, скупившимся на угощение для жней-работниц.

Когда заканчивали жать рожь, старшая из жней начинала "обнимать козу", - она оставляла ряд колосьев по кругу в полметра диаметром. Кругом и внутри чисто выпалывали траву, а колосья связывали вверху. Получался шалашик - "коза". В середину клали ломтик хлеба с солью. Потом все молились - благодарили Бога за то, что благополучно завершили работу. Тут старшая садится на землю и начинается гаданье. Она собирает все серпы, берет за рукоятки в обе руки и кидает через голову. Женщины, которые отдали серпы, задумывают желание, следят, как упал серп. Чей серп воткнулся в землю по направлению к погосту - предвещает смерть, если далеко от "козы" - долгую жизнь.

Но перед тем как уйти с поля, женщины-жнеи валялись, катались по земле, стараясь плотнее прижаться к ней, говоря:

   

Жнивка-жнивка, отдай мою силку
на пест, на колотило, на молотило,
а кривое веретено!

   

Последний дожиночный сноп на своем поле каждая жнея жала молча (поэтому этот сноп иногда называли молчальным), оставляя несжатым пучок колосьев - пожинальную бороду какому-либо из святых: Илье, Николе, Егорию. Это было центральное обрядовое действие. Стебли свивали жгутом, а колосья втаптывали в землю, и тут же клали кусок хлеба с солью. Этим как бы возвращалась земле сила, породившая урожай. При этом говорила хозяйка одна или все жнеи хором: "Вот тебе, Илья, борода, рости овес на прок, корми доброго коня". "Вот тебе, Никола, бородка! Уроди нам и на будущий год хлеба!"…

Затем жнеи забирали молчальный, или дожиночный, сноп и молча несли его домой. Его почтительно называли "хозяином", воздавали почести, считая обладателем магической целительной силы. Зерно из этого снопа обязательно подсыпали в сетево при начале следующего сева, солому скармливали приболевшему животному.

Внося дожиночный сноп в дом, хозяйка-жница произносила: "Кшите, мухи, вон, хозяин пришел в дом!" - считая, что от этого все вредные насекомые исчезнут."

   

Слава Земле-Матери, Макоши, Велесу и русскому крестьянству!

=============

   

В прошлом 14-м выпуске я предложил показать, как нравственные идеи древней религии славян находят свое выражение в конкретной русской сказке. Я выбрал сказку "Иван-царевич и серый волк" (полностью она выложена здесь http://slavya/trad/folk/skaz/ivan.htm) и задал целую серию вопросов загадок к этой сказке.

Начну отвечать на вопросы-загадки из сказки, повторяя свои вопросы и изложение основных сюжетных действий сказки из предыдущей рассылки.

Сюжет 1. Иван-царевич и его два брата отправляются по поручению отца искать Жар-птицу. Иван ночью прилег уснуть, а коня привязал. Проснулся - нашел только его косточки. Дальше происходит следующее:

"Откуда ни возьмись, бежит к нему серый волк:

- Что, Иван-царевич, сидишь пригорюнился, голову повесил?

- Как же мне не печалиться, серый волк? Остался я без доброго коня.

- Это я, Иван-царевич, твоего коня съел... Жалко мне тебя! Расскажи, зачем в даль поехал, куда путь держишь?"

А вопросы-загадки детские такие по этому сюжету.

- Почему волк сожрал коня, а Ивана не тронул?

- Почему волк сожрал коня именно у Ивана-царевича, а не у его братьев?

- Почему волк-виновник не обходит стороной Ивана, а прямо бежит ему навстречу? Откуда волку ведомо имя Ивана?

- Почему Иван не пытается наказать виновника-волка, а спокойно отвечает на его вопросы?

- Почему в сказке почти все люди имеют имена, а братья Ивана остаются безымянными?

   

Все вопросы о волке снимаются, если мы вспомним, что волк - это тотемное животное, дух-предок у древних славян, как и многих других народов. Например, он продолжает оставаться тотемным животным у современных чеченцев, и многие особенности их этнокультурного поведения обусловлены этим влиянием языческих верований их предков, проникающих сквозь влияние ислама.

Волк не трогает собрата волка, а Иван, как и многие юноши-славяне, по всей видимости, прошел один из этапов юношеской инициации-посвящения (цель которой включение юноши в сообщество взрослых мужчин) и был признан волком.

Мы с вами знаем из исследований волшебных русских сказок, что они несут в скрытом или искаженном временем и множеством рассказчиков (десяток поколений которых уже мог утратить представление о содержании древних верований) следы древних мифологических представлений и обычаев. Сказка, помимо вымысла, описывает только некоторую часть реальных обычаев и традиций, но мы можем восстановить более полно скрытую цепочку причин и следствий, используя ключи, которые были найдены в классическом исследовании русского филолога и культуролога Владимира Проппа (см. его книгу "Исторические корни волшебной русской сказки"). В своем анализе я использую открытый им метод расшифровки сказочных сюжетов, а многие из них строятся именно вокруг инициаций-посвящений.

Хотя в сказке волк расспрашивает Ивана, зачем тот отправился в путь, мы можем догадаться из его обращения по имени к Ивану, что волк, как дух-предок, уже все знает об Иване, и съедание им коня Ивана - своего рода способ завязать знакомство и ненавязчиво обосновать предложение своей помощи. Ведь конь Ивану в этом приключении был бы одной помехой. Разве он взгромоздился бы с конем на спину волка, чтобы быстро перелететь леса и горы на волке? Вот сказка и разрешает эту ситуацию: волк съедает коня, реальные средства достижения цели у Ивана теперь отсутствуют, помочь может только волшебство.

Ну а разве дух-предок обязан приходить ко всем потомкам на помощь, тем более, когда его даже не зовут? Правильно сказать: дух-предок может приходить на помощь, но не обязан. Почему же он пришел на помощь именно к Ивану, а не к его братьям?

Думается, как старшие братья, они также прошли соответствующие обряды-инициации, но они не смогли пройти очень серьезного испытания. Вы знаете, что сказка наша начинается с того, что каждый из сыновей решил выйти сторожить сад с яблонями и найти похитителя золотых яблок, поскольку никакие царские караулы не могли справиться с это задачей. Только Иван из всех сыновей смог выполнить эту задачу. Какая же здесь связь с духом-предка?

А вот какая. Есть целый ряд сказок (или вариантов их рассказывания), которые начинаются с того, что отец перед смертью просит каждого сына провести ночь на его могиле в общении с духами умерших предков. И только младший выполняет эту посмертную просьбу за себя и всех остальных сыновей, и получает от предка, который ему является, волшебные дары за это. Дело в том, что это один из древнейших обычаев славян и других индоевропейцев: сыновья (внуки) проводят ночь у могилы покойного отца (деда), принимая духовно-магическое наследие предка. Так что изначальный сюжет нашей сказки вполне мог быть таков: умирает дед, глава рода, его хоронят в яблоневом саду, который, возможно, был им посажен, и каждый из наследников должен по обычаю провести ночь в общении с духом умершего и других своих предков. Но все, кто приходит на могилу, засыпают там, и некому принять духовно-магическое наследие предка. Только один, младший царский сын, не смыкает глаз, откликается на зов предков, и ему, как дар предков, открываются особые умения и особый жизненный путь. Он только встает на этот жизненный путь, и должен еще многому научиться, но у него после этой ночи появляется дух-покровитель, тотемный предок рода, через которого он может обрести необходимые знания. Дух-покровитель помогает тому, кто этого достоин, достойным же оказался только один Иван-царевич. Его встреча с волком уже предопределена, более того, они уже друг друга знают! Вот почему им нечего бояться друг друга, вот почему Иван воспринимает явление волка, разговор с ним на человеческом языке, его желание оказать помощь, как нечто совершенно естественное.

Остается последний вопрос к этому сюжету, почему братья Ивана остаются безымянными, как царский караул, стражники других царей или няньки Елены Прекрасной. А между тем, роль у них в сказке, в отличие от перечисленных лиц, совершенно не эпизодическая: они убивают своего брата. В этом же и ответ на поставленный вопрос: имена братоубийц вычеркнуты из родовой памяти! Таково людское наказание за тяжелейшее преступление перед родом.

Начало темы нравственности в русских народных сказках : http://slavya.ru/trad/folk/skaz/ivan1.htm

Продолжение темы нравственности, см: http://slavya.ru/trad/folk/skaz/ivan3.htm , http://slavya.ru/trad/folk/skaz/ivan4.htm


Доброго Лета - Полного Жита!

Любомир
[Написать письмо]

Содружество Природной Веры "Славия"

(Круг Языческой Традиции)


Архив рассылки

Реклама:


?aeoeia@Mail.ru
rax.ru: iieacaii ?enei oeoia ca 24 ?ana, iinaoeoaeae ca 24 ?ana e ca naaiaiy
 
Rambler's Top100