Информационный Канал Subscribe.Ru


30 декабря 2004г. Выпуск 22

Древняя религия славян

XXXXXXXX

Тема выпуска: Нравственность язычества в русских народных сказках


В канун Нового года завершаю разбор сказки об Иван-царевиче и сером волке

Приношу извинения, если из-за сбоя рассылка пришла второй раз   

   

Здоровы будете!

Коляда, Коляда открывай ворота! Так мы провели Карачун и встретили Коляду. Пора и светский Новый год отметить со всеми родными и друзьями. А предки наши встречали его в марте, с первыми закликаниями Весны.

   

Доброго Лета - Полного Жита всем нашим читателям!

   

В завершение года, предлагаю вашему вниманию окончание анализа нравственного содержания русской сказки "Об Иван-царевиче и сером волке" (см. саму сказку - http://slavya.ru/trad/folk/skaz/ivan.htm ). Рассмотрим последние сюжеты из сказки и вопросы к ним, в предыдущей рассылке мы рассмотрели 2, 3 сюжеты с похищениями Жар-птицы, Коня и Невесты. Начало темы с постановкой проблемы, со всеми сюжетами сказки и вопросами в 14-ом выпуске от 24 июля 2004г. ( http://slavya.ru/trad/folk/skaz/ivan1.htm ), а первый сюжет был рассмотрен в 15-м выпуске ( ( http://slavya.ru/trad/folk/skaz/ivan2.htm ).

   

Сюжет 4. После того, как Иван получил все, что хотел, его находят спящим братья и договариваются его убить:
"Решились и убили Ивана-царевича. Сели на златогривого коня, взяли Жар-птицу, посадили на коня Елену Прекрасную и устрашили ее:
- Дома не сказывай ничего!"
Вопросы:
- Почему братья рассчитывали на молчание Елены Прекрасной?
- Почему сюжет убийства завистливыми братьями удачливого младшего брата столь распространен в сказках? Где же здесь почитание родства, запрет на братоубийство?

   

Елена Прекрасная является пассивной жертвой этого преступления, совершенного братьями. Она была похищена Волком, ее хотели отдать царю Кусману, потом Иван ее оставил себе, такова ее женская судьба и она смиряется с ней, как того требует обычай в патриархальном обществе. Наверное, если бы она успела полюбить Ивана, то братьям бы пришлось убить и ее, ведь она бы предпочла тогда смерть с любимым человеком. И она понимает, что если один из братьев не возьмет ее замуж, для нее и всех ее родных это будет несмываемый позор. Поверить же ей, что братья убили ее жениха, никто не поверит в чужом роду, куда она должна войти, вступая в брак. Так что лучше в этой ситуации молчать и надеяться на высшую справедливость. И братоубийцы все это понимают, потому рассчитывают на ее молчание.

Отметим, что есть в русских сказках и такие, которые отражают не столько нормы патриархального общества, сколько нормы более древней, так называемой «матричной культуры», в которой есть равновесие и гармония полов, и женщины активно творят судьбу свою и своих мужей.

Братья совершают братоубийство, наиболее тяжелое преступление против рода. И только кажется, что сказка не дает этому оценку. В ней нет нравоучений на этот счет. Просто братья в ней не имеют имен, они вычеркнуты из родовой памяти.

Сколько часто встречается сюжет братоубийства в других культурах? Можно ли сказать, что сюжет этот особенно распространен в наших сказках? А если так, то почему?

   

Сопоставление встречаемости этого сюжета в наших сказках и в сказках других народов - предмет особого исследования. Однако у нас есть серьезные основания считать, что этот сюжет в значительной степени связан с народным восприятием собственной исторической судьбы, в которой было немало княжеских междоусобиц, сопровождавшихся братоубийством. И основным их мотивом была зависть к чужому добру.

Возможно, что использование имени Елены Прекрасной, имени гречанки, послужившей поводом к братоубийственной войне многих племен в древности, является намеком на особую роль Византии в этих княжеских междоусобицах. При этом Иван следует вере своих предков, он добывает в разных испытаниях византийское богатство и византийскую невесту, но сталкивается с подлостью своих братьев, которые не чтут обычаев предков, нравственного закона, проявляют безмерную жадность и готовность порушить родовые законы ради роскоши и породнения с Византией. Угадайте-ка, кто из древнерусских князей ради византийской роскоши и породнения с византийским императором отказался от веры и обычаев предков, кто мечом и огнем вводил на Руси новые порядки.
Иван, следующий вере и обычаям своих предков, умирает, а добытое им богатство и невеста перехвачены людьми, утратившими совесть и отринувшими веру предков. Но ему предстоит возрождение в сказочной реальности, благодаря помощи предка. А мы сказочную мечту о возрождении веры предков, воплощаем в реальности сейчас.

   

Сюжет 5. Волк обнаруживает Ивана мертвым и, схватив в заложники вороненка, принуждает ворона принести воды живой и мертвой. Ворон принес живой и мертвой воды, отпустил волк вороненка. Вернул жизнь волк Ивану, а потом:
"Поскакали они в погоню и настигли обоих братьев. Тут их серый волк растерзал и клочки по полю разметал."
Вопросы такие:
- Почему бы волку было просто не попросить ворона по совести оказать услугу? А хорошо ли брать заложников для осуществления дела доброго?
- Почему Иван не остановил убийство волком своих братьев? Хотел ли Иван сам отомстить за себя или он простил бы братьев, если бы волк не поторопился с ними расправиться своевольно?

   

В сказке история подается так, что волк «откуда ни возьмись» пробегает мимо и видит мертвого Ивана. А между тем мы догадываемся, что пробегает он все же не случайно, но потому что ведома ему судьба Ивана и он все время где-то рядом, оберегает своего потомка. Недаром же при расставании, до убийства Ивана братьями, он говорит ему: «Не навек прощайся со мной, я еще тебе пригожусь».
Если ему все это ведомо, то почему он дает возможность братьям совершить убийство, не приходит на помощь заранее?
Да потому что Смерть, которая постигает Ивана, - это не одно лишь зло. В язычестве это всего лишь переход души из одного состояния в другое, переход, к которому готовятся, и который испытывают иногда не один раз в ритуалах посвящения. Для вьюноши (т.е. для юноши, вьюница – девушка) этот переход - необходимая часть инициационных, посвятительных испытаний. Проходя через этот переход, достойный человек обретает новые качества, необходимые для продолжения Жизни. В этом ему помогают силы природы и предки, а кому они не в помощь, тот так и остается или за порогом смерти (гибнет в испытании), или за порогом второго рождения (его не признают взрослым, имеющим право на брак, на участие в соуправлении общинными делами и т.д.). Если христиане ждут этого перехода сразу для всех и для всего Живого в Конце Света, то язычники проходят этот Конец Света каждый в своем посвятительном испытании, да и само окончание жизненного цикла в естественной смерти считается одним из таких же переходов и встречается не горем, а праздничной тризной, гулянием.

   

Волк появляется уже после смерти Ивана, таким образом, в сказке дается возможность и братьям проявить свои подлинные качества, и невесте пройти свое посвятительное испытание. Ведь похищение, смерть и спасение с помощью жениха – это и есть содержание брачного посвятительного перехода для всякой невесты, превращения девушки в женщину.
Итак, волк появляется вовремя, пока вороны еще глаз не выклевали мертвому Ивану. А повадки этой птицы-смерти волку известны, душа Ивана уже во власти этой силы рока. Но волк и сам является частью этой силы, только сила эта сродни самому Ивану. Волк не просит ворона отпустить душу Ивана по совести, потому что ворон должен делать то, что ему положено. Отпустив душу Ивана по добру, ворон нарушит нравственный закон, обычай своего вороньего племени.

   

Хорошо ли брать заложников ради осуществления доброго дела?
В сказке говорится, что волк захватил ворона с вороненком, а потом отпускает ворона с условием, что в обмен на мертвую и живую воду он отпустит вороненка. Но мы-то знаем, что поймать ворона ой как не просто, а тем более двух ворон сразу. Можно предположить: если волк берет в качестве заложника вороненка, то лишь потому, что он выпал из гнезда или только учится летать и добывать пищу с родителем-вороном, т.е. это законная добыча волка, также как и поедание мертвых – законная добыча ворона. Значит, волк предлагает ворону честную сделку: обмен честно добытой добычи на добычу. Если волк этого не сделает, мертвый Иван, родич волка, будет склеван воронами.
Да, взятие заложников, обмен смерти на смерть, жизни на жизнь – это обычная практика в древнем мире. Только обратите внимание, что в «Слове о полке Игореве» половецкий хан Кончак, который держит Игоря как пленника-заложника, делает все возможное, чтобы породниться с ним. И княжеские сыновья, которых нередко отцы-князья отдавали в заложники мира и согласия со своими противниками, нередко обретали в стане противника жену и родственников. Это породнение снимало проблему войны и кровной мести, вело к образованию новых союзов (в отличие от феномена современного заложничества). Не забывайте, что и невесту в древности похищали, т.е. брали в залог будущего родства и укрепления родов.

   

Если ворон просто следует тому, что он обязан делать по своей природе, то волк выражает высшую волю к осуществлению нравственного закона, к восстановлению нарушенной справедливости, попранного родового и нравственного вселенского закона, общего и для людей, и для волков, и для воронов: «ворон ворону глаз не выклюет»…Так что предложенная волком сделка: обмен законной добычи на законную добычу, родича на родича - приносит жизнь обоим сторонам! Ворон, за которым стоит сама Смерть, приносит мертвую и живую воду, потому что знает: в этом - исполнение всеобщего нравственного закона Рода, сила которого сильнее Смерти. Таким образом, обе стороны не просто сохраняют Жизнь, они утверждают всеобщность и безусловность действия нравственных принципов для всего Живого.

   

Мертвая вода сращивает и заживляет раны, а живая возвращает в тело душу, мертвая вода позволяет телу и душе забыть, что произошла смерть, избавляет от страхов и болей, а живая восстанавливает и обновляет телесные и душевные силы, возвращает желание к жизни. Иван не будет мстить после нового рождения, его мчит навстречу братьям волк, чтобы увидел Иван суд предка над теми, кто недостоин быть в ряду родичей, и даже носить имя. Иван не поднимет руку на братьев, волку это вполне ясно, но Иван и не в состоянии остановить волка, тот и не спрашивает согласия Ивана на осуществления этой кары предков. Волк, исполняя требования высшей силы, перунова начала: «Тут их серый волк растерзал и клочки по полю разметал». Разрывание на части и разметание на клочья, т.е. без обряда похорон, – эта кара за тяжелейшие преступления перед родом, нарушение клятв и договоров, братоубийство, такой же каре был подвергнут князь Игорь древлянами.
А Иван с невестой возвращается домой и начинает новую жизнь.

Так и на зимний Коловрат происходит переход-обновление Солнца-Ярилы-Даждьбога через Карачун. Обновленная душа не знает зла, не может его держать, все старое, все страхи и переполохи, обиды и невзгоды сняты мертвой водой, остались в Нави.

Начало темы нравственности в русских народных сказках : http://slavya.ru/trad/folk/skaz/ivan1.htm , http://slavya.ru/trad/folk/skaz/ivan2.htm , http://slavya.ru/trad/folk/skaz/ivan3.htm

Продолжение темы нравственности, см:

Желаю и всем читателям этого обновления, удачи, здравия и добра в Новом году!

 

Любомир
[dionysos@online.ru]
Содружество Природной Веры "Славия"

(Круг Языческой Традиции)

Архив рассылки


http://subscribe.ru/
http://subscribe.ru/feedback/
Подписан адрес: dionysos@online.ru
Код этой рассылки: religion.paganism
Отписаться
Убрать рекламу