Язычество - Вера и образ жизниЯзычники в наши дниЛитература, Интернет-ресурсыЭкологическое ВозрождениеКольцо форумов СлавииНовое

Нравственные аспекты культурно-исторических традиций Русского народа.

Михайлов Д.Ю. (Всеслав Летописец),
Лето Святослава 1037 (2001г.ХЛ)

Содержание.

Введение.

  1. Предыстория Руси.
  2. Мировоззрение и нравственные аспекты жизни русского народа до принятия христианства.
  3. Русский менталитет.

Введение.

Зачем в современном обществе нужно знания культурно-исторических традиций, нравственных норм которыми руководствовались наши далекие предки? Нужно ли это? Ведь сейчас совсем другое время и другие законы. Казалось, что на такие вопросы существуют естественные ответы. Но, к сожалению, в жизни, и при работе в школе мне часто приходилось слышать подобные вопросы.
Культура - выражает совокупность знаний, идеалов, духовного опыта народа на многовековом пути становления общества. На протяжении многотысячелетней истории развития русского народа, на основе народных традиций складывалось понимание духовности, почитание памяти предков, чувство коллективизма, любви к миру, природе. В Советское время воспитание патриотизма, любви к Родине воспитывалось на основе исторических примеров из нашего героического прошлого (Дм.Донского, Я.Мудрого, А.Невского). В Великую Отечественную Войну, в разгар сражения с немецко-фашисткими захватчиками в 1942г. Советское правительство учредило - орден Александра Невского. Им было награждено 42017 офицеров советской армии. Воспитывалось убеждение, что русский народ никогда не нападал на другие страны. Россия всегда была мирной державой. Но в нужный момент, каждый русский человек готов встать на защиту своей Родины ("Кто с мечом к нам придет, от меча и погибнет"). Нравственные корни русского народа берут свое начало в глубокой древности. Это ярко выразилось в синкретизме - христианства и древнего мировоззрения славян, что дало говорить о новой системе - Русском православии. Знание своих исторических и культурных корней воспитывают в человеке гордость прошлым своей Родины, патриотизм, чувством ответственности, долга перед государством и семьей.
Один из ярких примеров - современная Япония. Сейчас она, одна из наиболее развитых стран мира. А ведь после 2 мировой войны, ядерных бомбардировок казалось, что эта страна уже не оправится и останется на уровне развития стран "третьего мира". И вдруг страна переживает невиданный подъем. Заговорили о "японском чуде" и "японской модели развития". Можно, конечно, говорить об уменьшении ассигнований на военные расходы и экономической помощью США, но когда моральный дух нации сломлен, то никакая гуманитарная помощь не спасет страну от развала. А причина возрождения крылась в восстановлении древних нравственных традиций, культуры "В первые годы после оккупации представители прогрессивной гуманитарной интеллигенции Японии, как и поборники "императорского пути", оказались на гребне волны так называемого национализма... Для многих представителей японской интеллигенции традиционная культура стала своего рода символом жизнеспособности нации, средством ее самоутверждения на мировой арене..." (стр.161 *1). Богатое культурное духовное наследие нашего прошлого практически остается невостребованным. Молодое поколение на сегодняшний день к глубокому сожалению имеет практически очень слабое представление о нравственной культуре русского народа, примерах из исторического прошлого нашей Родины. Широкое распространение, среди молодежи, получают наркотики, насилие, попрание нравственных и культурных ценностей. Уже многие педагоги неоднократно говорили, что это очень нездоровая и опасная тенденция, которую нужно устранять. Я не призываю слепо вернуться к прошлому, и следовать древним традициям и нравственным нормам. В своей работе я хочу затронуть ряд вопросов. Во-первых, показать, почему многие нравственные традиции, духовные стороны из жизни русского общества были забыты и преданы забвению. Во-вторых, затронуть исторические, культурные и нравственные аспекты из прошлого русского народа, которые можно использовать при работе со школьниками. В третьих, показать методы обучения, которые можно было бы использовать в курсе по "Нравственной грамматике" по этой проблеме. В будущем апробировать использованную методику в работе в современной школе.

1. Предыстория Руси.

Можно задать вопрос: - Хорошо ли мы знаем историю своей Родины? Прежде чем приступить к теме исследования русской духовности, традиций, моральных устоев общества, необходимо показать какие подходы существуют в периодизации Отечественной истории, и почему древней период нашей истории мы знаем не очень хорошо. Традиционно считается, что история как научная дисциплина была заложена Геродотом (5 веке до н. э.). Собирая материалы для своих работ, он объездил Египет, Вавилон. Бал и на побережье Черного моря, Финикии, Балканском полуострове. Он записывал легенды и истории местных племен, рассказы путешественников. Цицерон назвал Геродота: - "отцом истории". Заслуга Геродота в том, что он пытался расценивать подходы к описанию событий, фактов, рассказам о жизни других народов, объективно, с известной долей критики.
Сам термин - история, исходит из ионийского диалекта греческого языка. Он обозначается как - исследование. Но первоначально повествования о тех или иных исторических событиях, трактовались как "логос" - обозначающееся как слово, рассказ. Тех, кто описывал события, называли - "логографами". По Геродоту история - это и есть занимательный рассказ. В изложении тех или иных исторических событий вкладывался огромный моральный смысл. История была призвана, чтобы молодые поколения вдохновлялись подвигами и великими деяниями их предков (т.е. учились у старших поколений). Отсюда древние летописи и хроники изобилуют вставками из мифов, легенд. Многие события приукрашиваются. Реальные исторические деятели и цари - обожествляются и возводятся в герои и т.п. Эта традиция, идущая еще со времен античности, благополучно дожила до сегодняшнего дня (хотя бы в виде иллюстрированных энциклопедий и исторических рассказов для маленьких детей). Можно сказать, что изложение истории в древности - это определенная подборка нравоучений для развития последующих поколений. Если брать нравственный аспект изложения тех или иных событий (например, учащимся в современной школе), то можно сказать, что такой подход к истории вполне допустим. Например, для школьников младших классов (по курсу "Нравственной грамматики"). Как для лучшего, образного, восприятия детьми исторического материала, так и в обучении и привитии детям определенных нравственных качеств. Но для науки такой подход неприемлем.
Но даже в 18-19вв. многие труды по истории, писавшиеся видными представителями этой науки, излагались в форме увлекательного повествования о великих, древних временах.
После принятия православия на Руси в конце 10в., русские летописи собирались и переписывались христианскими монахами. А, как всем известно - история пишется всегда со стороны победителей. С их точки зрения, так было всегда и во все времена. Этому также придавалась определенная идеологическая окраска, и вкладывался огромный моральный смысл. То есть враги всегда будут злые и жестокие. У них все плохо. От них исходит ужас, разврат и насилие. Они идут в своем развитии явно не тем курсом. И культура и нравы у них аморальные и т.д. И наоборот - свое родное государство самое счастливое и лучшее. Культура и вера основаны на принципах добра и справедливости, стремится к гармонии и совершенству и т.п. Так было и на Руси - все то, что было связано с дохристианским периодом русской истории - объявлялось дикостью, злом и варварством. Древняя вера и мировоззрение русского народа становилось, таким образом, еретическим. Противоречащему общепринятому догмату правящей идеологии - христианству. Следовательно, все прежнее подлежало безжалостному уничтожению. Древнеславянские обычаи, мифы, предания, традиции, письменные свидетельства, история и культура - вся жизнь русского народа дохристианского периода предавалась, таким образом, забвению и беспощадному истреблению. Возьмем русские летописи - "Повесть временных лет" (П.В.Л.), написанная монахом летописцем Нестором: "Все они (эти племена) имели свои обычаи и законы своих отцов и предания, и каждые - свой нрав. Поляне имеют обычай отцов своих кроткий и тихий... А древляне жили звериным обычаем, жили по-скотски, убивали друг друга, ели все нечистое, и браков у них не бывало, но умыкали девиц у воды. А радимичи, вятичи и северяне имели общий обычай: жили в лесу, как звери, ели все нечистое и срамословили при отцах и при снохах... Этого же обычая держались и кривичи и прочие язычники, не знающие закона божьего, но сами себе устанавливающие закон..." (стр.21 *2). Из этого отрывка мы ясно видим, что из множества народов живших на территории Руси, лишь только одно племя полян (к которому, судя по всему, чисто случайно принадлежал и летописец Нестор) - "имеют обычай отцов своих кроткий и тихий". В Киеве - сердце Полянской земли складывается первая христианская русская община. Многие историки отмечали неточности, несоответствие историческим фактам в работе Нестора (П.В.Л.): "Итак, следуя версии "Повести Временных лет", мы постоянно натыкаемся на неразрешимые противоречия, мягко говоря, недоговоренности и неточности, начиная от "призвания варягов до рассказа о расправе Ольги над древлянами... Кроме того, описываемые им события отстояли от него более чем на 200 лет. Может ли историк, наш современник, без особой специальной подготовки изложить историю царствования Екатерины 2 с учетом нравов, мод и личных взаимоотношений?... А помимо этого Нестор, подобно М.И.Покровскому понимал историю как "политику, обращенную в прошлое" и защищал интересы своего монастыря и своего князя, ради чего грешил против истины..." (стр.171-172 *3). Более того, историки отмечают тот факт, что в русские летописи делались вставки, и они неоднократно переделывались: "Русское летописание велось на протяжении пяти столетий, а сами летописи подвергались многократным редакциям и переделкам, соответственно идейным и политическим взглядам и установкам тех князей, которые желали обосновать свои особые права на наследования власти в Киевской Руси..." (стр. *4). Одно из существенных изменений в П.В.Л. связано с именем Владимира Мономаха. Он боролся за власть в Киеве и пытался оставить своим детям, память о себе как о великом и мудром правителе.

Для укрепления престижа Русского государства, и церкви, обоснования принятия христианства в славянских землях, во имя политических амбиций и т.п., в русские летописи вставлялись легенды, приукрашивались факты истории и т.д. Например, это использовалось на основе яркого контраста. Показывалось, каким плохим было время на Руси до принятия христианства, и как расцвела Русь после его введения. Правители на Руси до принятия православия были якобы все поголовно невежественными и жестокими, творили насилия и убивали ни в чем не повинных людей. В частности княгиня Ольга - жестоко отомстила древлянам за убийство своего мужа, князя Игоря. Она коварно убила послов, сожгла столицу древлян - Искоростень. А, приняв христианскую веру, стала душевной, скромной, справедливой и праведной женщиной, была причислена к лику святых. Также Владимир Красно Солнышко - яркий контраст его жестокости, коварства, разврата до принятия им христианской религии, и как он резко изменился, когда принял истинную религию, поверил в бога. Многие историки развивали и укрепляли в своих работах эти идеи: "Довольно, что Владимир, приняв Веру Спасителя, освятился ею в сердце своем и стал иным человеком. Быв в язычестве мстителем свирепым, гнусным сластолюбцем, воином кровожадным и что - всего ужаснее - братоубийцею, Владимир, наставленный в человеколюбивых правилах Христианства, боялся уже проливать кровь самых злодеев и врагов Отечества. Главное право его на вечную славу и благодарность потомства состоит, конечно, в том, что он поставил Россиян на путь истинной Веры..." (стр.163 *5).
Также принятие христианства Русью выводилось не из Константинополя, а от одного из апостолов - Андрея Первозванного. Он был на Руси, побывал на месте будущего Киева и поставил там крест. Позже на этом месте была построена церковь Св.Ильи. Потом, он пошел дальше на север в Новгородскую землю. Таким образом, принятие христианства выводилось, что оно было получено из первых рук, от одного из учеников И.Христа и по времени ставилось в один ряд с Римской империей. Также - норманская теория (вопрос о древнерусской государственности) - ставший предметом ожесточенных научных дискуссий и споров разных поколений историков. Но сама норманская теория появилась лишь в 18в. Немецкие историки Г.Ф.Миллер, А.Шлецер, Г.Байер работавшие в Российской академии наук в Санкт-Петербурге выдвинули версию, согласно которой Рюрик и его дружина были шведского (скандинавского) происхождения. Так возникла норманская теория в различных вариантах, сохранившаяся до наших дней. Основные положения норманской теории следующие:

Сейчас в официальной науке (как отечественной так и зарубежной) считается общепринятым фактом то, что у славян была развитая государственность, хозяйственные, торговые отношения и высокая культура до призвания варяжских князей. По арабским источникам в славянских землях существовало три политических центра: Куявия, Славия, и Артания. Куявия - это Киев. По легенде он был основан тремя братьями Кием, Щеком и Хоривом. Артания - предполагают два места - Рязань или Ростов Великий. Славия - здесь также существуют несколько вариантов. Или это юг (Переяславль Южный) или центр будущей государственности сложившийся на Севере. Сами норманы, в скандинавии, называли Русь - гардарика т.е. страна городов. Наличие городов говорит о высокоразвитой хозяйственной, экономической, культурной и политической деятельности. В одночасье все это появиться не может. Даже в советских учебниках указывалось на тот факт, что государство само по себе не является предметом торгов, а есть закономерное развитие народа, подготовленное его многовековой историей. И даже, например, для того, чтобы "пригласить на княжение" чужих князей со стороны, надо для этого хотя бы иметь у себя эту форму правления. Вымышленность Синеуса и Трувора признается большинством историков. В древнегерманском языке "сине хус труворинг" означает "с домом и дружиной". Сама версия иноземного происхождения правящей династии типична для эпохи средневековья. Например, немцы вели происхождение своих династий из Рима, британские летописи говорят о призвании англосаксов. Эти легенды имели важное политическое и моральное значение. Они, во-первых, устраняли борьбу местных родов за власть, а во-вторых, подчеркивали величие и мощь государства.

Сейчас существует единое мнение ученых, что славяне являются автохтонным и древнейшим населением Европы. Они насчитывают многотысячелетнюю историю развития: "Археологи полагают, что начало этногенеза славян, восходит к племенам культуры шнуровой керамики, жившим в Центральной, Северной и Восточной Европе в конце 3 - начале 2 тыс. до н. э." (стр.8 *6). К праславянской общности относят и высокоразвитую трипольскую культуру (3тыс. до н. э.). Все же вопросы происхождения и прародины славян являются и на сегодняшний день дискуссионными. В западной Европе, было найдено множество древних памятников славянской культуры. Здесь и археологические раскопки многих градов - Бискупина, храма Свентовита или Святовита в Арконе и т.д. С древнейших времен земли, на которых сейчас расположена современная Германия, были заселены славянами. В первых веках нашей эры, по реке Висле, слав. Вистула и Одеру (Одра) - обитали племена польской группы. По Эльбе (Лабе) - чешско-моравские племена, севернее - серболужицкие племена. На нижней Лабе - племена лютичей и ободритов. Балтийское море называлось по общему собирательному названию славян - венеды, венеты, венды - Венедским заливом (по этому заливу обитали - поморские славяне). Южные славянские племена назывались собирательно - Анты, Склавины. В 6в. н. э. Славяне волнами накатываются на Балканы и занимают большую часть Балканского полуострова. От Византийских авторов - Прокопия Кесарийского ("Война с готами"), Маврикия Стратега мы имеем письменные сведения о славянах: "Целесообразно привести отрывок из описания славян 6в. византийцами: "Племена склавинов и антов одинаковы и по образу жизни, и по нравам: свободные они никоим образом не склонны ни стать рабами, ни повиноваться... К прибывающим к ним иноземцам добры и дружественны..." (стр.44 *7). Похвал народу, который на тебя идет с войной, от чужих летописцев ждать, разумеется, не приходиться. Но даже отсюда мы узнаем, из этих скудных источников, что славяне многочисленны, уважают других людей и их обычаи, славятся гостеприимством, скромностью, любовью к свободе и не любят рабство. Продвигаясь на восток Европы, славяне ассимилировали множество финно-угорских племен. Археологические исследования говорят, что это было мирное продвижение. Племена долгое время мирно сосуществовали друг с другом. А это указывает на наличие высокой культурной организации славянских племен, традиции, нравы и быт которых полностью переняло местное население. Также когда тюрки - болгары заняли Балканский полуостров, населенный славянами, то историки зафиксировали уникальный факт - когда местное (славянское) население ассимилировало правящую верхушку.
Центральная, Юго-восточная и Восточная Европа, были местом культурного и исторического формирования, и развития славянских народов - то, что можно обозначить, как несколько тысячелетий назад и сейчас - Славянский мир. В современном учебнике по истории России, для студентов вузов, по вопросу происхождения славянского этноса утверждается: "К середине второго тысячелетия до н. э. археологи относят выделение из индоевропейских племен праславян. Это была группа родственных племен; принадлежавшие им памятники прослеживаются от Одера на западе до Карпат на востоке Европы" (стр.11 *8). Несмотря на то, что славяне делились на множество племен и проживали на огромной территории, они ощущали себя единым целым. Это выражалось в общности языка, традиций, культуры и быта. Об этом свидетельствуют многочисленные археологические памятники, изучение фольклора, языка, и высокая нравственная культура, закрепившаяся в народных праздниках, обычаях и образе жизни.

2. Мировоззрение и нравственные аспекты жизни русского народа до принятия христианства.

Прежде, чем говорить о нравственности и традициях нашего народа в древности отметим следующий факт. Любая общественная система, культура основываются на каких-либо постулатах и особенностях развития. Это совокупность взглядов на мир, научные открытия, географические особенности и т.п. Например, народы степи (кочевники), имеют одни стереотипы мышления, крайнего севера совершенно другие, а горцы отличаются от тех и других и т.д.
Для любого народа характерны определенные идеологические взгляды, свои подходы к познанию мира. Идеология и нравственные аспекты жизни любого народа, в древности базировались на каких-либо религиозных системах. Еще с христианской традиции было принято, что до принятия православия русский народ пребывал в дикости, варварстве и не имел никакой культуры. По П.В.Л. славяне жили "звериным образом".
Все они были жестокими язычниками. То есть они совершали человеческие жертвоприношения и поклонялись деревянным (или каменным) идолам.
Но, что же такое язычество? Во времена господства христианской идеологии так назывались все другие религиозные системы и учения, с явным оттенком высокомерия. "Язычник" даже до сих пор, в современном обществе, равняется понятию дикаря, исповедующего более примитивную веру. Долгое время к языческим религиям подходили предвзято, упрощено. Сейчас это отношение поменялось. Теперь язычество воспринимается как полноценная альтернатива монотеистическим религиям. К язычеству можно отнести: - пантеизм, шаманизм (как веру в духов, стихийные, одушевленные силы природы), тотемизм, идолопоклонничество как таковое (и как почитание различных богов, стихий).
Но каким же на самом деле было мировоззрение древних славян? Само слово язычество имеет в первую очередь древнеславянское происхождение. Язычество - буквальным образом обозначалось как - народная вера. "Народ" - это есть одно из значений древнеславянского слова - "язык".
Для понимания дохристианской древнеславянской культуры и нравственных аспектов жизни очень много дали исследования: традиций, обрядов, сказок, преданий, былин, песен, изучение народных промыслов и т.д. Для примера - в истории известен один занимательный факт. Сказки братьев Гримм, которые с удовольствием читают маленькие дети (да и взрослые) во всем мире, являются на самом деле частью (да и то небольшой) их огромной научной работы. Братья Гримм на самом деле занимались исследованием и возрождением Германской культурной традиции. Они были большими специалистами в области древнегерманской истории и мифологии.
По исследованию мировоззрения и возрождению традиций и культуры древних славян также была проделана большая работа. Но и здесь полномасштабные исследования начались практически в наше время (по крайней мере на сто лет позже чем в Германии). Сейчас в совокупности проводятся исследования филологов, лингвистов, собирателей фольклора, археологов, историков, поэзии. Нужно отметить работы: Афанасьева, Кириевского, Виноградова, Черняева, Демина, Платова, Рыбакова, Гумилева, Кобрина и т.д.
Прежде всего, отметим само происхождение названия - Русь. На самом деле гипотез на этот счет существует великое множество. Норманисты - прослеживают скандинавское происхождение слова (варяги - руссы). Но тут лишь отметим, что в чистом виде эта теория давно не существует. Многими исследователями, причем независимо друг от друга, был отмечен тот факт, что, основа слова - "Русс" встречается у различных индоевропейских народов. Изучение значения слова показало, что у различных евразийских народов оно одно и обозначает следующее: - сверкать, сиять, обжигать, жарить, красный, жаркий и т.д. В частности историк Л.Н.Гумилев разбирая происхождение сарматских племен, отмечал, что название главного племенного союза сармат - роксалан переводится как сияющие, блистающие аланы.
Но наиболее близко по значению слово - "Русс" прослеживается именно у славянского этноса. Например, слово - "аруса" на санскрите означает - красный, но только в славянской традиции сохранились такие понятия в разговорном языке как: русый - светлый, белый зимой заяц - русак, русые волосы.
В учебном материале по русскому языку уже приведен следующий отрывок: - "Есть у слова "Русь" еще одно значение, которое я не вычитал в книгах, а услышал из первых уст от живого человека. На севере, за лесами, за болотами, встречаются деревни, где старые люди говорят по старинному... Моя хозяйка Анна Ивановна как-то внесла в избу горшок с красным цветком. Говорит, а у самой голос подрагивает от радости: - Цветочек то погибал. Я его вынесла на Русь, - он и зацвел! - На Русь? - ахнул я. - На русь, соколик, на русь. ...Анна Ивановна, а что такое - русь? - Русью светлое место зовем. Где солнышко. Да все светлое почитай, так и зовем. Русый парень, русая девушка. Русая рожь - спелая. Убирать пора. Не слыхал, что ли никогда? Я слова вымолвить не могу. Русь - светлое место! Русь - страна света" (стр.4-5 *9).
В самом названии нашей страны заложен огромный нравственный аспект, который можно и нужно использовать при работе со школьниками. Русь - страна света. Свет у нашего народа всегда ассоциировался с добром, миром. Многие исследователи, историки (в частности Руднев) выводят происхождение слова Русь - от названий связанных с водой ( это также было приведено в изложенном выше материале, стр.5 *9 ). Например - русло, ложе реки по которому она протекает, роса. Росяница - обильная, густая роса, выпадающая по утру на травах, деревьях, русалка и т.п. То есть русский человек тот, кто живет постоянно у воды. Эта версия также опирается на реальные исторические факты и культурно-нравственные традиции. Уже давно историки выдвигали версию, что слово Русь ведет свое происхождение от реки - Рось. Она впадает в Днепр южнее Киева. Там жило племя (как считают ряд историков) которое возобладало среди полян. Слово Русь (Рось) действительно связано с водой. Общеизвестно, что реки у древних славян были важными торговыми артериями, летом существовал водный путь, зимой шел санный. Практически реки и являлись основными торгово-транспортными путями. Сухопутных дорог среди лесов, особенно в залесской Руси, и чащоб практически не было. Знаменитый путь "из варяг в греки" связывал весь север и запад Европы, куда стекались товары в Господин Великий Новгород, со странами Востока, через Царьград (Константинополь). Наверное, излишне говорить, что это был речной и морской путь.
Но не только в политической и экономической жизни, но также в культуре и традициях русского народа закрепилось почитание воды, праздники и даже регламентированные нормы поведения связанные с водой. Потому существовало великое множество купальных обрядов. Отсюда и характерное для русичей частое принятие бани, с тех времен бытует сам термин - "русская баня", ставший предметом национальной гордости. И еще, что характерно, для древних славян, - одевать, после бани, и перед боем, чистое и свежее белье, не в пример народам западной Европы. Там привычка регулярно мыться привилась только в 13 веке, после крестовых походов. Именно поэтому на Западе такое широкое распространение получил шелк, так как эта ткань способствует задержанию развития микробов. Из-за несоблюдения элементарных правил гигиены в странах западной Европы, и в крупных городах, и при дворах феодалов и даже во дворцах королей, шли частые всеобщие эпидемии различных болезней, косившие целые города (в частности чумы - "бича" средневековья). На Руси же шелк особого распространения не получил. Почитание воды на Руси - носило сакральный характер.
На мой взгляд, в отношении общих понятий названии - Русь (света и воды) нет ничего противоречивого. Наоборот все взаимно дополняет друг друга. Древние славяне понимали мир в его единстве и цикличном развитии. Уже тогда наши предки прекрасно знали, что вода является источником жизни.
Характерно для славян почитание природы, солнца как источника света, огня как источника тепла. Вода питает животных и растения, те в свою очередь тянутся к свету (поглощают солнечную энергию). Вселенная, в представлении древних славян, это уникальная, гармоничная система (возникшая из яйца, вращающаяся по кругу, и находящаяся в триединстве). Тут интересно и то, что корень - "рос" присутствует еще в других названиях. Например: - росток, рослый (высокий). А также - поросль, вырастить, подросток, заросль и т.д. На это обычно не смотрят, а зря. Это древнее понимание единства развития и гармонии мира. Земля, с трудом добытая из мирового океана (этот сюжет присутствует практически во всех мифах индоевропейский народов), впитав воду, дает ростки живых существ, которые тянутся к солнечному свету, умирая, они питают землю, которая дает новые ростки и т.д. Интересно то, что это дошло до сегодняшнего дня хотя бы в виде известной формулы здоровья (закаливания), гармонически развитого здорового человека: - "солнце, воздух и вода - наши лучшие друзья".
У древних славян действительно существовало представление о едином творении вселенной. В основе мироздания - бог Род, который имеет различные ипостаси, проявления в мире. Весь мир, вся природа, в представлении древних славян, была пронизана божественной любовью: " Древнейшим верховным божеством славян был Род... в славянских языках корень "род" означает родство и рождение, воду (родник), прибыль (урожай), такие понятия, как "народ" и "родина", кроме того, красный цвет (рдяный) и молнию, особенно шаровую, называемую "родия"... Много общего с Родом имеют Стрибог и Сварог. "Стрибог" означает "бог-отец", его внуками считались ветры. "Сварог" переводится как "небесный"... Сварог связан с огнем, который называли сварожичем. Спутниками Рода были Рожаницы - безымянные богини плодородия, изобилия, благополучия" (стр.191-192. *10).
Различные привычки, многие стороны жизни русского общества сегодня, которые сейчас нам кажутся привычными и обыденными, а также многие непонятные нам теперь выражения, поговорки, афоризмы и т.п., представляют собой на самом деле древнейшие традиции, обязательные нормы поведения, нравственные аспекты жизни наших предков. То, что являлось важным элементом культуры и духовной жизни русского народа в древности.
Очень интересную работу провела д.и.н. Н.Р.Гусева. Она занимается изучением мифологии, истории и культуры древней Индии. В ходе работы была прослежена связь традиций и религии древне-индийской цивилизации (2 тыс. л. до н. э.), с культурой древних славян. В первую очередь схожесть санскрита и древнеславянского языка. "Многое сохранено в поговорках, неосознаваемых словосочетаниях и т.п. Мы все употребляем выражение "трын-трава", не подозревая даже, что "трьна" в санскрите как раз и значит трава. Или говорим детям "бука придет, тебя забодает", а слово "бука" в санскрите означает "коза". Мы знаем слова "куток", "закуток", но не знаем, что в санскрите слово "кута" имеет это же самое значение. Равным образом слово "сарпа" - "змея" сохранилось в форме "сапа" (тихой сапой), а слово "карна" - ухо - в форме "карнаухий", восклицание "эва" (вот же) так и будет в санскрите: "эва"; "ну" ("сейчас", "скорее") будет также "ну". (стр.61.*11). Также многие другие исследования связывают этногенез и культурные традиции русского народа с ариями, - наиболее развитой ветви индоевропейских народов. Эта связь прослеживается в различных аспектах.

Это отмечали многие исследователи славянской мифологии. Индийские священные тексты - веды, в переводе обозначают знание. В сравнение - русское - ведун, ведовство. Ведать - знать, матерь, ма (санскрит) - мама, тятя - отец и т.д. Единое представление о происхождении вселенной - из космического яйца и многое другое. Все это даже позволило ряду исследователей назвать древнеславянскую культуру и мировоззрение особой религиозной системой и обозначить ее как - Русский Ведизм. "Идейной основой русской ведической религиозной культуры является русский ведизм, или пра-ведизм, праведная вера, предшествующая ведизму Индии и Ирана. Это древнее монотеистическое вероучение, - то есть вера в бытие Всевышнего, духовные знания, дошедшие до нас в виде устных преданий и священных текстов." (стр. *12). Этот вопрос по сей день считается дискуссионным. Разумеется, не стоит отождествлять древнеиндийскую и славянскую культуры, все это требует тщательного и детального изучения, но сопоставление некоторых черт производит впечатление.
Кроме веры в единого творца вселенной (Рода) у древних славян существовало понятие борьбы дуалистических сил в природе и вселенной - Белобог сражающийся с Чернобогом. Но при этом именно у древних славян было понятие триединства мира. До введения христианства в русской культурной традиции был развит культ троицы. Например, это и понятие Триглава. Эту параллель с древними традициями ученые выявили еще в 19в. "Триглава также... именовалась тригла... Три ее главы означают три начала, составляющие земной шар, т.е. земля, вода и воздух: ибо существование огня полагалось вне земли...". (стр.117.*13). В индийской мифологии существует понятие - трилока (трехчленная вселенная состоящая из неба, земли и подземного мира), а также есть тройственный образ бога - Тримутри. Брахма - творец вселенной, Вишну - хранитель вселенной, Шива - разрушитель вселенной. У древних славян вселенная представлялась многослойной, состоящая из трех слоев. Нижний мир назывался - навь (отсюда выражение "навьи чары"). Это именно представление об устройстве вселенной, потому что, просто подземный мир - назывался "пекло" (мир мертвых). Средний мир назывался - явь. Это мир людей, материальный (явный) мир. Правь - высший небесный мир. Мир богов - горний мир (отсюда и гора). Идея троицы включающая в себя три основные функции - творение (рождение), развитие, смерть - воплощает в себе идею движения, жизни, круговорота в природе. Число три издавна считалось священным числом на Руси. Вспомним хотя бы поговорки и русские народные сказки: "бог любит троицу", три богатыря, три царства, "тридевятое царство" и т.п. Все это связано как с древним пониманием устройства мира, так и c глубокими духовно-нравственными традициями русского народа. Семья и община на Руси была священной. Идея Троицы - в нравственном аспекте постулат дружной, здоровой и крепкой семьи. Где обязательно есть отец, мать и ребенок. Крепкая семья - является основой сильного и могучего государства. Любовь к Родине, почтение к родителям, памяти предков, чувство коллективизма, все это закладывалось и воспитывалось у русских людей с момента рождения всем укладом жизни, нормами поведения, идеологией и культурой.
Основой жизненного уклада древних славян являлась патриархальная родовая община. Несколько семей происходящими от одного предка называлась - Родом. Почитание памяти предков была заложена в религии. Существовало особое божество покровитель рода - Чур щур (отсюда и пращур). Еще по другому такого старейшего основателя, покровителя рода называли - "дед". Он охранял всех своих родственников. Современные детские игровые считалочки были в древности защитными оберегами - заклинаниями. В случае опасности славяне призывали "деда" на помощь, и чувствовали при этом огромную поддержку и мощь всех своих предков. В современной интерпретации это назвали бы - аутотренингом. "Чур меня!" т.е. Дед защити меня! - говорил славянин... Славяне устраивали праздники, поминали усопших. Чтобы задобрить предков, они приносили на их могилы дары: блины, мясо, мед, квас" (стр.17.*14). Как исследованием культуры и традиций, так и археологическими данными подтверждается факт, что у основной части восточных славян не было человеческих жертвоприношений. Это свидетельствует о высоких духовно-нравственных сторонах жизни русского общества. Еще М.В.Ломоносов выводил происхождение самоназвания славян от слова - слава. Действительно, даже и сейчас с этим словом есть русские имена - Слава, Владислав, Ярослав. Целый ряд географических объектов - Ярославль, Переславль, Югославия и т.п., содержат в себе это слово. А во времена древней Руси это было массовым и обыденным явлением: Доброслав, Вячеслав, Всеслав, Ростислав, Предслава, Мечеслав, Славенск, Росславль и т.д. Ломоносов, Татищев, Классен, Глинка и многие другие исследователи русской культуры, в области духовно-нравственной жизни древних славян отмечали тот факт, что даже в самих названиях, именах которыми нарекали своих детей наши предки, заложены глубокие нравственные корни. Свободолюбие, патриотизм были присущи древним славянам. Существовала древнейшая традиция взаимопомощи, чувство локтя. Просить пощады у врагов считалось аморальным. Русские люди не боялись смерти. Они чувствовали за собой поддержку предков и родной земли. Отсюда и пословица: - "На миру и смерть не страшна". Древние славяне почитали природу, которая олицетворяла божественное творение, жизнь, славили - а не просили о помощи богов. Отсюда после окончания сельскохозяйственных работ - веселые праздники, игры, гуляния и почитание рек, цветов, деревьев (существовали даже священные рощи).
Присутствовала у славян, характерная для всех языческих культов, идея мирового дерева. Своеобразной оси мира (священный дуб, на мифическом острове Буян). В русской культурной традиции, народных сказках красной строкой проходит идея духовно-нравственного воспитания человека. Например - "баба-яга", в русских сказках бывает в зависимости от различных ситуаций и добрая, и злая. Тем, кто приходит к ней она как бы испытывает на чистоту души. Кощея Бессмертного - можно характеризовать как испытание жадностью (деньгами). Змей Горыныч - испытание огнем, мечом, страхом (сумеет ли человек преодолеть себя, не сломается ли под ударом различных обстоятельств). Изучение древнерусского фольклора, сказаний является отдельной темой исследования культуры и духовно-нравственных традиций русского народа. "Три царства - медное, серебряное и золотое. Всемирно распространенный, сюжет, наиболее полно представлен в восточнославянском фольклоре... Тема борьбы со змеем традиционна для русских, украинских и белорусских сказок. Буря - богатырь Иван коровий сын. Соединение сюжетов о трех богатырях восходит к древнерусским легендам - преданиям...Соединение сказок о борьбе со змеем и чудесном товариществе... Зорька, Вечорка и Полуночка. Рождение трех братьев в разное время суток олицетворяет единство трех состояний...".(стр.466-467.*15). Исследователями русского фольклора, мифологии (как Афанасьевым, так и другими) отмечалось, что корни многих русских народных сказок (например, Кощей Бессмертный, Летучий корабль и др.), есть в древних индийских и санскрито-тибетских произведениях. Афанасьев отмечал, что среди источников "Кощея Бессмертного" лежит древнеиндийская поэма "Рамаяна". А.С.Пушкин записывал и изучал русские былины и народные сказки. В заключение хотелось бы коснуться проблемы исторической памяти народа о древнейших славянских мифах, событиях, к сожалению очень и очень многое было утеряно. Возникает естественный вопрос: - если дохристианская культура, традиции русского народа были на таком высоком уровне, то почему это было забыто, отчего это произошло? На мой взгляд, еще одной существенной причиной было передачей преданий и знаний из уст в уста.
Действительно было общеизвестно, что русские традиции, предания, обычаи не записывались, а передавались изустно. В исследовании советских ученых, историков по проблеме введения христианства и дохристианской культуры отмечалось, что памятники устной словесности на Руси не записывали. В этом, просто не было необходимости. Ведь свой родной фольклор знало большинство русского населения еще с детства. Это и сказки, и мифы, легенды, предания, песни, частушки, поговорки и т.д. А знание более сложных текстов, гимнов, исторических преданий, специальных магических и религиозных ритуалов, было занятием волхвов (жреческого сословия) и профессионалов сказителей. Владение такими знаниями было уделом достаточно узкого круга людей, посвященных в это искусство. Сословие волхвов - имело свою иерархию. Существовали специальные ступени посвящения. Через них в народ знания передавали - сказители, ведуны, "калики перехожие", скоморохи. Такие люди пользовались огромным уважением и почтением среди русского общества. "Записывать эти тексты казалось просто ненужным, как ненужным казались записи фольклорных текстов и много веков спустя, когда уже появился дешевый материал - бумага и составление сборников для домашнего чтения стало обычным явлением..." (стр.139-140.*16). Поэтому, с исчезновением такой категории как волхвы, жрецов древних культов, ушла в небытие и частица - русской культуры. Восстановить этот пласт приходится современными исследователями по крохам. История русской культуры и нравственных традиций насчитывают не одну тысячу лет. О наличии высокой культуры свидетельствует также бурное развитие хозяйственных и торговых связей в славянских землях. Недаром варяги называли Русь - "Гардарикой", то есть страной городов ( к тому времени их насчитывалось около 200-т). Вопрос о славянской письменности до сих пор остается открытым. Общепринятая точка зрения состоит в том, что славянскую письменность создали христианские миссионеры - Кирилл и Мефодий. Однако есть сведения, что это не так. Максимум, что могли сделать эти люди это систематизировать материал. Археологические раскопки подтверждают вторую гипотезу. Самые радикальные, в этом вопросе, исследователи (из ревнителей неоязычества) приписывают славянам изобретение рунического письма, которое затем у них переняли кельты и скандинавы. Так же остается дискуссионной проблема "Велесовой книги", претендующей на статус стройного и масштабного эпоса русского народа.
Все это лишь небольшой, краткий обзор проблемы древнеславянского мировоззрения и духовно-нравственной культуры.

3. Русский менталитет.

Что мы знаем о русском характере, духе русского народа? Продолжая тему древнеславянского мировоззрения и духовно-нравственных аспектов жизни русского народа нужно учесть два основных момента.
Первое: влияние христианской идеологии на жизнь русского общества. Православие сумело войти в духовную жизнь русского общества. Многие исследователи древнерусской истории отмечают тот факт, что процесс введения христианства на Руси занял достаточно длительное время и растянулся на века. По мнению большинства историков, принятие православия русским народом, самого духа христианского учения произошло лишь в 14-15вв. Это время образования сильного русского государства, централизации русских земель вокруг Москвы и разрыва с Золотой Ордой. Православие стало идеологией борьбы с Ордой. Еще в 11в. в уникальном произведении первого русского митрополита Илариона ("Слово о законе и Благодати"), вместе с идеей величия, сакральности и прославления русской земли, прозвучала также мысль, что Благодать выше закона Божьего. Это, в конце концов вылилось в то, что Сергий Радонежский благословил на смертельную битву "за землю нашу", войско Дмитрия Донского и послал на бой двух иноков - Пересвета и Осляблю. На самом деле историкам известно, что эти иноки были служилые люди при Троице-Сергиевой лавре. Но здесь символичен сам факт того, что православная церковь стала выражением интересов всего русского народа, стояла на защите интересов русских земель, русской государственности. Знаменательно и то, что на Куликовом поле инок Пересвет бился насмерть с татарским богатырем Челубеем. Как известно оба в этом поединке пали мертвыми. В результате христианство полноправно входит в жизнь и быт Русского общества и создает ту прочную связь с Русским народом, которая сохраняется, по сей день.
Второе: характерная черта христианства - это адаптация к местным условиям жизни любого общества. Общее мнение исследователей по проблеме утверждения христианской религии на Руси, то что православие вобрало в себя черты, нормы поведения, культурные традиции которые существовали у древних славян испокон веков до введения новой веры. Произошел - синкретизм, смешение и слияние различных элементов христианства и русского язычества. Эта черта не специфическая для условий жизни русского общества, а присуща всему христианству, и имеет закономерный характер. "Христианство нигде и никогда не существовало в абстрактно "образцовом" виде. Оно всегда и это закономерно - приобретало специфические черты той среды, в которую попадало, становилось в той или иной мере синкретичным... синкретические обряды прежде, чем они укоренились в деревнях, процветали на княжеском дворе" (стр.267.*16). Принятие христианства было в первую очередь политическим актом, принятым сверху правящей властью для укрепления своей внутренней власти, поднятии престижа нового государственного образования (Киевской Руси), и централизации государства. Надо отметить и тот факт, что Киевская Русь приняла христианскую веру лишь в 10в. а западной Европе и Византийской империи христианство за многие века существования имело и большой опыт в управлении, дипломатии и политике, свою оригинальную систему идеологического воспитания и своеобразную культуру. Дело здесь как раз именно в том, что нравственные традиции, культуру, весь духовный опыт народа определяется не религией. Идеологические нормы, догмат - выражает как раз устоявшиеся традиции. Религия здесь, таким образом, является как бы показателем сложившихся уже каких-либо отношений (политических, правовых, нравственных, экономических и т.д.). Историк Л.Н.Гумилев в своих работах отмечал тот факт, что западная цивилизация (воспринимавшая себя как "христианский мир"), Византийская империя и Киевская Русь имевшие одну христианскую религию, имели свои специфические отличия, расхождения и разногласия вовсе не в религиозных вопросах. "Лишь в середине 9в. возникли разногласия между Западом, претендовавшим на католичность (вселенскость), и ортодоксией Востока - Византии. Относится ли это явление целиком к культуре и культурогенезу? Нет. Догматические принципы изменились минимально, и тонкости их были непонятны подавляющему большинству верующих. Следовательно, они не могли их волновать. Спор папы Николая 1 с патриархом Фотием представлялся современникам как очередная склока среди прелатов и был скоро забыт... И тем не менее глубина раскола росла, хотя бессмысленность ее была очевидна всем." (стр. 248-249.*17). Ведь действительно если исходить с точки зрения нравственных норм - все страны исповедующие одну и ту же религию, с одинаковыми моральными заповедями, нормами поведения, должны только сближаться и дружить с друг другом (по крайней мере, не враждовать). Христианство, по сути, космополитическая система, в своей цели имеет тенденции к объединению различных народов. Эта вера несет идеи любви и равенства всех людей. Она стремится к созданию единой, мировой гармоничной системы основанной на вере в единого творца, И.Христа, любви и согласии всех людей. Но на деле, мы видим из истории, происходило и происходит совершенно иное. Здесь дело конечно не в вопросах церковных догматов, обрядов, своего толкования божественного бытия и т.п., что, верно, подметил Гумилев. Особенности таятся гораздо глубже. Каждая цивилизация уникальна и имеет свой путь развития. Любая культура имеет свои отличия. Это связано и с географическими особенностями и условиями жизни. А также особенностями поведения, культуры, привычек, развития, технического прогресса, научных идей и т.д. Таким образом, можно говорить, о наличие отличий, индивидуального развития, особенностей культурных традиций Русского общества. Процесс христианизации русского общества проходил очень сложно и неравномерно. Даже теолог Е.Е.Голубинский в своем труде - "История русской церкви", признавал и отмечал примеры механического соединения в русском православии элементов христианства и язычества. Он сделал вывод о том, что явное христианско-языческое двоеверие населения Киевской Руси так и не было преодолено в последующие века. Оно лишь приобрело скрытые формы. Просто после времен двоеверия сознательного, пришло время двоеверия замаскированного. Причем он полагал, что в плену суеверий, языческих обрядов, находилось не только население, но и духовенство. В конце 19в. он писал о духовной жизни русских: - "Мы и доселе продолжаем язычествовать", (стр.110.*18).
Многие элементы православия были близки русскому народу. Само слово - православие русского происхождения. Его можно разделить на две составляющие - слава и правь. Например, та самая идея - Троицы. Здесь не случайно расхождение с западной церковью (католичеством). В архитектуре - ранние христианские русские церкви имеют ярко выраженную языческую символику. Многие древние традиции русского народа, обряды слились с христианскими праздниками. Православные святые заменили многих языческих богов. "День рождества Св. Иоанна Предтечи (24июня) составляет один из особенно торжественных праздников не только в славянском мире, но и почти во всей Европе, он приходится примерно на день летнего солнцестояния. Праздник этот известен под названием Ивана Купало. Прежде всего скажем, что во время славянского язычества Купало был бог плодов земных... С истреблением внешнего идолослужения при введении веры христианской в России, понятия тогда преобладавшего язычества, внедрясь в дух и быт народа, проявлялись в древних праздниках и поверьях, даже христианские торжества церкви получили названия языческих, как например: русальная неделя, Купало, радоница и проч...". (стр. 66-67.*19). Упоминание о бурных празднествах этого древнего торжества, есть и в Стоглаве, и на страницах Псковской летописи 16в., и в "Истории русской церкви "Макария, священослужители в один голос жалуются на "сатанинские песни и пляски", пьянство, оргии и прочие "богомерзкие" дела. Еще одним подтверждением того, что языческие верования глубоко сидят в подсознании русского народа, это то что, еще одним объектом поклонения на Руси стала Мария. Пожалуй, она заняла центральное место (не предусмотренное догматикой) в сознании приверженцев православия. Этот далеко не самый важный евангельский персонаж принял на себя то, что раньше предназначалось Рожаницам и Мокоши. Она и воспринималась с чисто языческих позиций, как "вододательница", "спорительница" хлебов, то есть несла и функции аграрного божества. Еще один характерный пример связанный с пророком Ильей, в нем отчетливо прослеживаются черты Перуна. Поэтому за ним и закрепилось прозвище - Илья Громовик. Все православные святые играли роль заступников целителей. Каждый из них имел свою "специализацию". Так христианский епископ Власий переквалифицировался в покровителя скотоводства (видимо по созвучию с Велесом). Считалось, что Иван-Креститель помогает от головной боли, Антипа от зубной, преподобный Марон от лихорадки. Так можно продолжать до бесконечности. История иконы на Руси так же имеет довольно любопытную особенность. Согласно христианским догматам сверхъестественной силой обладает вовсе не икона. Главный аспект - вера молящегося. Но фактически с самого начала христианизации на Руси стали, поклонятся ей, как самостоятельному объекту. Иконы всячески старались умилостивить. Зажигали курения, создавали драгоценные оклады. Когда икона не оправдывала надежд, то ее могли и наказать. Например, выкинуть, спрятать в чулан и т.п. Следующий отголосок древних традиционных представлений наших предков - яйцо, без которого немыслима сейчас русская пасха. Яйцо - это символ жизни, космоса. Тайна бессмертия, ведь именно в яйце хранится "Кащеева смерть". Именно из яйца появляются три царства - золотое, серебряное и медное. Одна из самых популярных тем древнеславянской мифологии - тема змееборчества, а именно поражение Велеса Перуном (в сказках существует множество вариантов). Именно поэтому так хорошо прижился образ святого Георгия поражающего дракона, в православной Руси. Хотя многие историки подчеркивают балтское происхождение - Перуна (по лит. - Перкунас). Но другие исследователи подчеркивают общность индоевропейских культур. В древнеславянском языке слово "перун" - обозначало молнию, "перуница" - зарница (Перун - был бог грозы и покровитель княжеского, воинского сословия).
Следует отметить и то, что в отличие от стран западной Европы, вся церковная литература, службы в русских землях велись на родном, понятным народным массам языке. В отличие от латыни (католичестве).
В православии существовало мистическое направление - исихазм. Она оказало большое влияние на развитие русской религиозной философии. Монахи в монастырях (например Новый Афон), практиковали специальные упражнения, чтобы ощутить себя ближе к божественному свету. Методы постижения духовного были: мистическое переживание, созерцание, безмолвное спокойствие, озарение, интуиция. У человека есть душа и тело, которые должны находиться в гармонии друг с другом. В традиции исихазма опровергается утверждение о том, что тело является темницей души. "В "Прозопее" или сочинении, в котором ум осуждает тело, а тело себя защищает Палама описывает суд, во время которого дух и тело взаимно обвиняют друг друга, дух настаивает на своем божественном происхождении, жалуется на прихоти тела и требует господства над ним, а тело опровергает жалобы, так же указывая на свое божественное начало. В завершении разбирательства суд принимает решение - нельзя обвинять зависимое от духа тело; такое обвинение есть впадение в манихейство, ропот на Бога, сотворившего душевно-телесную целостность". (стр.125.*20). Как здесь не вспомнить практику йоги (асаны и мантры), и чань-Буддизм (монахи монастырей в древнем Китае выдвинули тезис - "через само совершенство тела - само совершенство духа"). Но на самом деле в русской культурной традиции существует известное правило, дошедшее до сегодняшнего дня - в здоровом теле - здоровый дух.
Попробуем сопоставить западноевропейское и русское мировоззрение. Сейчас появилась идея, что на западе все идет хорошо, потому что там якобы больше ценится труд. Все работают и соответственно хорошо зарабатывают и увеличивают свое материальное благосостояние. А в России же не любят работать, все ленятся и отсюда плохо живут. Все это закреплено и пословицах, поговорках, и русских народных сказках. Например: - за Ивана все делает сивка-бурко, "Емеля ездит на печи, и ест калачи", "скатерть самобранка" и т.п. "Ванька - дурак" имеет все просто так, ни за что, ни про что ("на халяву"). Захотел и "летучий корабль" его по небу возит или щука за него все сделает, а блины ручная мельница смелет и т.д. Так ли это?
Возьмем идеи западноевропейских сказок. "Кот в сапогах": - парень оставшийся с одним котом без наследства, приставляет коту, можно сказать "нож к горлу". Мол, я тебя съем, а шкуру на рукавицы спущу. Кот сразу все делает будущему "маркизу - Карабасу", под угрозой жизни. Или оскорбление феи в "Спящей красавице". "Вы меня не пригласили мол, золотой прибор не поставили - я вам за это жестоко отомщу", и т.д. То есть насилие, плюс оскорбления и угрозы равняется результату.
Русь - Иван отправляется в долгий путь имея минимум неприкосновенного запаса - краюху хлеба. Сможет ли он заработать, поесть или же умрет с голода? Он не знает. Да и где в темном, дремучем бору, например, найти себе еду? Но он отдает последнее более слабому человеку, не думая о себе. И за широту души, открытость, доброту, а не за насилие - имеет свой "летучий корабль".
Идея запада - рационализм, угроза (философия насилия). Земное, материальное.
Идея России - открытость, щедрость души, любовь к ближним (горнее)

Заключение.

Когда меняются идеалы, разрушается старый уклад, привычный образ жизни, меняются стереотипы мышления, то это шок, стресс. Нужно время, чтобы прийти в себя и оправиться. Древнекитайское проклятие звучало примерно так: "Чтобы тебе жить в век перемен". Россия переживает именно это время. Переходный период, когда старые идеалы разрушены - образуется духовная пустота. Нужна новая идея, толчок к дальнейшему развитию, духовному возрождению. Отсюда снова большой интерес у русских людей вызывает своя древняя история и национальная культура.
Уже многие педагоги, ученые говорили о том, что духовно-нравственные традиции русского народа необходимы к изучению в современной школе. В тетради по 5 классу для учащихся по курсу "Нравственной грамматики" и методических пособиях для учителей разработаны и приведены ряд примеров из культурного духовно-нравственного наследия наших предков. Например, детям дается отрывок из "Поучения", Владимира Мономаха (написанного им своим потомкам в 11в.). Предлагалось прочитать отрывок, и ответить на ряд вопросов: "...Куда бы не держали путь по своим землям, не давайте отрокам причинять вред ни своим, ни чужим, ни селам, ни посевам, чтобы не стали проклинать вас. Куда же пойдете и где остановитесь, напоите и накормите нищего, более же всего чтите гостя, откуда бы к вам не пришел, можете почтить его подарком, то пищей и питьем, ибо они, проходя, прославят человека по всем землям или добрым или злым. Больного навестите, покойника проводите, ибо все мы смертны. Не пропустите человека, не поприветствовав его, и доброе слово ему молвите". 1. О чем заботился автор, давая поучение своим детям? 2. Вспомните, что говорят ваши родители, наставляя вас? 3. Почему, когда человек умирает, его вспоминают, в первую очередь, каким он был, а не кем работал? Что остается в памяти людей о человеке?" (стр.22 *21 ). Л.В.Каршинова проводила работу по становлению духовно-нравственных качеств школьников в процессе освоения русской народной культуры: "Отмечены случаи, когда ученики выражали просьбу раскрыть интересующие их проблемы, незапланированные учителем на данной ступени обучения. Так ученики 3 класса просили ответить на вопрос: "Почему в русских сказках всегда три дороги, три сына, три героя и т.д.?" Проблема решалась совместно в течение нескольких уроков и имела продолжение на следующих ступенях обучения". (стр.12-13 *22). При разборе темы - "Что, значит, уважать людей"? (7класс), вместе с разбором темы приводился обзор исторических примеров с различных культур мира. Указывалось, что в древней Руси также почитали отца с матерью, и спрашивали перед ответственным делом их благословения. Землю древние русичи величали - "мать - сыра земля", просили у нее помощи и защиты. В заключение урока учитель говорил, что тем, кем ты станешь в будущем, ты обязан своим родителям, их опыту, мудрости и знаниям. В ходе уроков, у детей в игровой форме вырабатывалось понимание основных нравственных понятий. Например, в обычном разговорном приветствии - здравствуйте, в древности вкладывалось пожелание здоровья другому человеку. Такое пожелание можно было давать только с открытым сердцем. Игровая ситуация: - школьники разделялись на несколько групп. Им предлагалось следующее задание: - "Вы находитесь в незнакомой местности, вам встречается вооруженный до зубов отряд, на узкой дороге. Языка друг друга вы не знаете. Повернуться спиной и уйти, значит поставить свою спину незнакомым вооруженным людям. Как найти выход из этой ситуации?". Школьники (6 класс) с удовольствием искали выход из этой ситуации. Выход нашли не все - два вождя положили оружие, подошли друг к другу и протянули открытые ладони. Учитель задавал вопросы почему, а дети сами с энтузиазмом отвечали, что в открытых ладонях нет оружия. Руки пустые и означают, что никому вреда принести не могут. Позже в обычай вошло - рукопожатие, как знак полного доверия к другому человеку.
Интерес детей к традициям и обычаям своего народа, героическим событиям прошлого своей Родины закономерен, но его надо развивать и закреплять.

Список сносок.

*1. Дух Ямато в прошлом и настоящем, главная ред. Восточной литературы М: Наука 1989г.
*2 П.В.Л. о ранней истории славян и варягов на Руси. Перевод с древнерусского, А.С.Нагаев, В.Н.Огнев. Практикум по Истории СССР с древнейших времен до конца 18в. М: Просвещение 1984г.
*3 Л.Н.Гумилев Древняя Русь и Великая Степь. М: Мысль 1993г.
*4. В.А.Руднев Слово о князе Владимире М: Советская Россия. 1989г.
*5. Н.М.Карамзин История Государства Российского Том 1-2 М: "Книжный сад" 1993г.
*6. История Южных и Западных Славян М: МГУ 1969г.
*7. История России с древнейших времен до конца 17в. М: "Аст" 1996г.
*8. МГУ им. М.В.Ломоносова. А.С.Орлов, В.А.Георгиев, Н.Г.Георгиев, Т.А.Сивохина. История России. М: "Проспект" 1998г.
*9. Леонович Е.Н. Родная словесность. Книга для чтения для второго года обучения в начальной школе (под редакцией М.Р.Львова). Часть 1. М: 1995г.
*10. Энциклопедия для детей. Том 6. Религии мира. М: Аванта 1997г.
*11. Н.Р.Гусева Русские сквозь тысячелетия. М: Белые Альвы. 1998г.
*12. А.И.Асов. Златая цепь. Мифы и легенды древних славян. М: Наука и религия. 1998г.
*13. А.С.Кайсаров. Г.А.Глинка. Б.А.Рыбаков Мифы древних славян. Велесова книга. Саратов "Надежда" 1993г. *14. С.Н.Сыров Страницы Истории книга для чтения на русском языке. М: "Русский язык" 1979г.
*15. Диво дивное, чудо чудное: Народные русские сказки А.Н.Афанасьева (составитель С.Донская). М: Московский рабочий, 1988г.
*16. Введение христианства на Руси. Институт философии А.Н.СССР (ответственный редактор А.Д.Сухов). М: Мысль 1987г.
*17. Л.Н.Гумилев Тысячелетие вокруг Каспия. М: Мысль. 1993г.
*18. Н.С.Гордиенко. Крещение Руси.
*19. Русский Народ его обычаи, обряды, предания, суеверия и поэзия. Собранное М.Забылиным. Репринтное воспроизведение издания 1880г. М: "Книга - Принтшоп" 1990г.
*20. М.О. Р.Ф. МПУ кафедра философии Семаева Ирина Ивановна. Традиции Исихазма в Русской религиозной философии первой половины ХХ века. М: МПУ 1993г.
*21. РАО ИОСО Рабочая тетрадь по курсу "нравственная грамматика" пособие для учащихся 5 класс. Москва 2000г.
*22. Каршинова Любовь Владимировна. Становление духовно-нравственных качеств школьников в процессе освоения русской народной культуры. Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата педагогических наук. Москва 2000г.

Список литературы.

1. Рыбаков Борис Александрович. Язычество Древней Руси. М: София. Гелиос 2001г.
2. История южных и западных славян. Издательство МГУ 1969г.
3. В.Н.Даниленко. Ю.А.Шилов. Начала цивилизации. Космогония первобытного общества. Праистория Руси. Деловая книга Екатеринбург. Раритет Москва 1999г.
4. Н.М.Никольский История Русской Церкви. М: Изд.политической литературы 1985г.
5. Егор Классен Новые материалы для древнейшей истории славян вообще и славяно-руссов до рюриковского времени в особенности. М: Белые Альвы, 1999г.
6. В.Н.Демин Загадки Русского Севера. М: Изд-во Вече 1999г.
7. В.Н.Демин Загадки Урала и Сибири. М: Изд-во Вече 2000г.
8. Как была крещена Русь. М: Политиздат 1990г.
9. Гумилев Л.Н. От Руси до России: Очерки этнической истории. - М: Рольф, 2000г.
10. Юрий Миролюбов Сакральное Руси. Ассоциация Духовного Единения "Золотой век". Том 1. Москва, 1997г. Том 2. Москва, 1998г.
11. Народные Русские сказки А.Н.Афанасьева в трех томах". М: Гослитиздат, 1958г.
12. И.А.Крывелев. История Религий Том 1. М: "Мысль" 1988г.
13. Программа обновление гуманитарного образования в России. Е.Н.Басовская. Личность - общество - мироздание в русской словесности. М: "Интерпракс" 1994г.
14. О. Русская земля. (составитель В.А.Грихин) М: "Советская Россия" 1982г.
15. В.Н.Демин. Загадки Русских летописей. М: "Вече" 2001г.

Другие статьи Всеслава Летописца:

К вопросу о норманской теории.

Размышления о выборе летосчисления.

О Содружестве Природной ВерыОсновы ВероученияНаши целиОбщественные акции и этическое учениеОбряды "Славии"Вечевые Собрания

Реклама:


?aeoeia@Mail.ru
rax.ru: iieacaii ?enei oeoia ca 24 ?ana, iinaoeoaeae ca 24 ?ana e ca naaiaiy
 
Rambler's Top100