Священная традиция мари

Марийский народ (народ мари), представляющий финно-угорскую языковую ветвь, сохранил языческие обычаи и верования своих предков, пожалуй, в большей степени, чем какой-либо из других европейских народов. В Республике Мари-Эл сохранилось языческое жречество, существует непрерывная традиция проведения обрядов.
Сохранились и священные рощи, где молились отцы и деды современных мари. В республике насчитывается более трехсот священных рощ; их можно обнаружить в окрестностях практически любого села. Сохранить свои священные места мари помогает то, что республика находится на обочине основных транспортных, нефте- и газомагистралей.
Священные рощи защищены законом и обычаем. Кроме того, считается, что человек, покушающийся на священную рощу, ведущий себя оскорбительно по отношению к духу места, рискует получить наказание от богов или природных сил (существует множество рассказов о таких случаях).
Пространственно-географическая привязка священной рощи осуществляется, прежде всего, по отношению к источнику воды, который должен находится к югу, юго-востоку от нее.
Роща имеет три входа (трое "врат"): вход для приношения воды (располагающийся в непосредственной близости от источника на юге, юге-востоке), вход для молящихся (с севера-запада, на конце, противоположном от источника), вход для жертвенных животных (с востока). Для молений в роще выбирается поляна у священного древа, так что жрец, ведущий службу и молящиеся, находясь лицом к священному древу, ориентированы на юго-восток. Раз в году дерево обвязывают новым липовым лыком, которое трактуется как "серебряный пояс". У подножия древа верующие кладут жертвенную пищу, принесенную из дому. Перед древом на линии "северо-запад - юго-восток" разводится огонь для варки в котлах жертвенной пищи, между этим очагом и деревом жрец проводит моления, дает благословения верующим, которые проходят между ним и древом, подходят к жрецу с восточной стороны от указанной линии. С западной стороны от этой линии, примерно на таком же расстоянии от древа, как располагается очаг, привязывается жертвенное животное (и вывешивается его шкура после принесения жертвы), а также располагается яма для слива крови и внутренностей и малый очистительный огонь.
Как и у многих народов, сохраняющих языческие верования, у мари священным местом является само жилище и усадьба. Как и у русских, деревня-община и дом отождествлялись у мари с центром мироздания, с пупом Земли-Матери.
Ранее этот "центр мироздания" представлялся небесным столбом, идущим к Полярной звезде. Вращающееся около Полярной звезды созвездие Большой Медведицы - по-марийски, Небесный бык (Лось) Водыж со временем превратилось в духа-хранителя деревни-общины, пастуха домашнего скота, а в дальнейшем преобразовалось в домового духа ("кудыводыж").
"Кудо", в стародавние времена - летняя кухня (характерная для финно-угорских народов пристройка к дому с земляным полом, на котором разводили огонь, с крышей, но без потолка) разделялась на две половины: в большей ("кугу кудо") совершали семейные моления, готовили еду и питались. А в священной "изи кудо", меньшей половине, располагающейся в дальнем от входа углу, хранились семейные реликвии; там же располагался священный короб из бересты, место обитания домашних духов. Дверь избы, которая до середины XIX века была у мари курной, выходила в старину на юг, чтобы, встав лицом к огню очага, можно было обращаться в открытую дверь к Солнцу. Соответственно, печь располагалась в дальнем конце от двери, челом к ней, а стол ставился по диагонали в противоположном от печи ближнем к двери конце. Такая ориентировка печи к двери характерна и для других финно-угорских народов.
Усадьба, родовое имение мари, представляла собой участок местожительства семейно-родового коллектива со строениями и разными угодьями. Усадьбы и строения внутри них располагались в древности произвольным образом. Только с середины XIX века под целенаправленным воздействием государства возникает переход к уличным и рядовым формам расположения усадеб взамен произвольных кучевых. Планировка двора и усадьбы приобрела прямоугольную форму по мере перехода к улично-рядовой организации поселений.
Интересной особенностью марийских усадеб является расположение на ее задах небольшой рощицы, которая использовалась некрещеными мари (чимариями) и двоеверцами для семейно-родовых молений. Такие домашние рощицы высаживались со времен Ивана Грозного, когда православная церковь запрещала проводить языческие культы, ходить в священные рощи, а потому мари в тайне справляли обряды в этих рощицах внутри своих усадеб, сохраняя свою веру. Рощицы могли пополняться деревьями и в результате обрядовой посадки березок с молением во исцеления тяжело больных членов семьи.

Справка составлена Дионисом Георгисом (влх.Любомир),
на основе литературных источников и консультаций с марийским священнослужителем Юрием Адрашевым

Литература
Этнография марийского народа: Учебное пособие для старших классов / Сост. Г.А. Сепеев. Йошкар-Ола, 2001. С.
Четкарева Р.П. Природа, здоровье и табу народа мари. Йошкар-Ола, 2001
Основы вероучения древней религии марийского народа - самоопределение веры, Ошмарий - Чимарий

Язычество - Вера и образ жизниЯзычники в наши дниЛитература, Интернет-ресурсыЭкологическое ВозрождениеКольцо форумов СлавииНовое
О Содружестве Природной Веры
Основы ВероученияНаши целиОбщественные акции и этическое учениеОбряды "Славии"Вечевые Собрания

Реклама:


?aeoeia@Mail.ru
rax.ru: iieacaii ?enei oeoia ca 24 ?ana, iinaoeoaeae ca 24 ?ana e ca naaiaiy
 
Rambler's Top100