Велимир, волхв языческой общины "Родолюбие Коляды Вятичей"

КНИГА ПРИРОДНОЙ ВЕРЫ - том 2

Глава 4 - Боги

Даждьбог

Оглавление

 

1. Сохранились посвященные Даждьбогу фрагменты древних текстов. Вот один из них: "По умертви же Сварога (Гефеста), править стал сын его именем Солнце, коего нарицают Дажбогом." Это сообщает Ипатьевская летопись, за 1144г.
Сварог - бог кузнец, известен, тем, что сковал плуг и научил людей земледелию. Кроме этого, он сковал клещи, и в поединке с огненным змеем, запер его в кузнице, а когда тот пролизал языком замок, то схватил его за язык клещами. Потом Сварог запряг его в плуг и стал пахать - делить Землю. От того времени, остались к югу от Киева Змиевы валы, что тянутся к Черному морю. Сварог хотел сперва утопить змея в Днепре, но решил, что будет вернее сделать это в море. Змей пил, пил морскую воду, едва пол моря не выпил, и лопнул. Было это в начале первого тысячелетия. Но вернемся к летописи.
Из летоиси мы узнаем, что Даждьбог - сын Сварогов, Сварожич, и что сам Сварог умер! Знаем мы так же, что помимо Даждьбога, Сварожичем является еще и земной Царь-Огонь.
Так же из летописных данных мы узнаем, что Даждьбог близок к Хорсу, узнаем мы, что князь и вся дружина являются даждьбожьими внуками, вполне земными продолжателями божьего дела. Значит, даждьбожьи внуки оказываются в прямом родстве с земным и небесным Огнем!
Смерть бога вообще есть переполох языческого сознания. Умер - значит ушел с Земли на Небо. Переселился! И это вызывает изменение всего мироздания. Ведь бегал в сказке серый волк к кузнецу язык себе перековывать! Совершал, значит, кузнец-творец земные дела! И не больно праведен он был, как собственно и допускается для всех, в миру живущих. Но ушел. Оставил после себя Даждьбога. Оставил его, стало быть, тоже на Земле! Царствовал у нас, стало быть Даждьбог - Солнце-Царь. Титул его по древней памяти все еще носил Владимир, хотя и отказался от него с легкостью, пойдя на реформы веры. Значит, правил на нашей русской земле Даждьбог, и было это во времена, писания о которых, надо думать, сожгли. Едва ли те времена были нелетописными, как сейчас принято говорить.
Вот какую цепь рассуждений несложно построить на основе Ипатьевского сообщения, которое само было выписано из более раннего источника. И скорее всего наши рассуждения есть не только мифологическая, но и историческая правда. Был в нашей славянской истории и князь Сварог и сын его Даждьбог. И как всегда их божественная сущность стала понятна людям лишь по прошествии времени. Тогда же и осозналась духовная и кровная преемственность не просто к предкам, но к богам.
2. При всем этом, в этнографии сложилось мнение, что Даждьбог является княжеским богом, далеким от простого народа. Потому, де простой народ его и не помнит.
Это не верно. Совершенно потрясающие материалы на эту тему принесла этнографическая экспедиция А.Н. БССР из Лагойского района Минской области в 1988 году, (данные Левкова). Выяснилось, что там последний раз поклонялись Даждьбогу ровно три года назад, в 1985 году. Оказалось, что Даждьбог известен сельским жителям и у них есть свой ритуал поклонения, часть которого стала известна этнографам! Основным информатором исследователей была местная "жрица" Зося Рогач, 74 года. В слове "жрица" мы ставим кавычки, потому, что сама она не догадывается об этой своей роли. От нее, и других жителей, стало известно следующее.
Даждьбогом зовут священный камень, размером 100 на 70 на 40 см., который лежит на лесной поляне. На камне есть несколько круглых углублений, из чего этнографы полагают, что на нем в прошлые века растирали зерно. Ранее лес вокруг камня не рос, но стоял забор, место было влажное. В дальнем углу огороженной площадки помещалась бочка без дна, ее наполняла из земли святая живая вода.
Ходили к камню на Купалу, Великодень, Семуху и по выходным. Приходили в засуху. И зимой и летом приходили не только старики, но и молодежь из соседних деревень. Собирались еще затемно. Старались попасть на место до восхода солнца. Меж собой называли камень: Богов камень, Святой, Даждьбогов.
Тот, кто приходил к камню, сперва клал рядом с ним жертву "ахвяровался", (по-белорусски идол - стод, жертва - ахвяра). Камню несли хлеб, платки, холст, яблоки, ягоды, цветы, предметы своего кустарного ремесла.
Затем шли к воде. Горстями наливали ее в лунки "следки" на камне. Просили вылечить от болезней, спасти корову, послать дождь, вообще много чего просили.
Особенно выручает камень от засухи. Как раз в 1985 году к нему и обращались по этому поводу. По деревне ходила старая баба и собирала девять вдов. Женщины предварительно заготовили четыре лаги в рост человека. С предварительными обрядовыми действиями, их подкладывали под камень, приподымали его, покачивали, двигали. При этом читали молитву: "Боженька помоги, дождик принеси на поля наши...", далее текст молитвы не известен. После этого ждали дождя на третий день. Лаги оставались под камнем столько, сколько требовался дождь. Когда дождик был более не нужен - лаги убрали.
3. Таков современный этнографический материал. Он навел этнографов на мысль, что Даждьбог - это не просто бог солнечного света, как объясняет Б.А. Рыбаков. Потребность людей попасть к камню до рассвета указывает на его связь с Солнцем. Но солнечная ипостась Даждьбога оказалась в данном случае не главной. Главным оказалось то, что он бог Дающий, бог спокойного кормящего дождя. Он, как предок бескорыстно помогает своему народу. Потому, если нужен дождь, то естественно просить Даждьбога о теплом дожде, нужном для земли и растений. Когда будет нужно солнечное тепло, то к нему пойдут и с этой просьбой, ибо, как сказано, "много чего просили".
Мысленно можно представить себе, что на Небе, за голубой твердью, в сиянии голубого света, творят деяния Сварог и Святовит. В мире солнечного света действуют сварожичи: Даждибог и Огонь.
В такой картине Даждьбог оказывается в непосредственной близости к человеку, и людские просьбы могут быть им услышаны.
Сварожич-Огонь оказывается еще ближе к человеку, и поэтому в ведическую эпоху люди разговаривали с ним еще больше, чем с Солнцем.
О разговорах с Солнцем мы знаем из заговоров, сказок и песен. Например, иные девушки начинали говорить Солнцу, что они его краше. К Огню обращались в более практичных случаях. Сохранилось немало заговоров на огонь. Вот известный (см. Майков №239) и принятый в общине "Коляда Вятичей" заговор, читаемый при возжении пламени священного костра:
"Батюшка ты, Царь Огонь, всеми ты царями царь, всеми ты огнями Огонь, будь ты кроток, будь ты милостив; как ты жарок и пылок, как ты жжешь и палишь в чистом поле травы и муравы, чащи и трущебы, у сырого дуба подземельные коренья, так и я (мы) молюся и корюся тебе, батюшко Царь Огонь, жги и спали с (меня, нас или имя другого человека) всякие скорби и болезни, уроки и призоры, страхи и переполохи".
4. Солнце златокудрое, дающее свет и тепло, так и называют - богом дающим, или Даждьбогом. Вместе с этим, нам представляется, что Даждьбог держит Солнечный диск и может временно передавать его другим богам. Солнце - принадлежность Даждьбога, его часть, и Солнце само есть божество.
Согласно одной русской загадке, Солнце о себе говорит: "Встану я рано, бело да румяно; умоюсь росой, распущу золотые косы. Как взойду на горы в венце золотом, да гляну светлыми очами, и человек и зверь возрадуется". Существенно, что в народной традиции само Солнце оказывается то мужского, то женского рода. О нем другая загадка говорит: "Красна девица по небу ходит".
Даждьбог - покровитель всех сирот, пастухов и странников, всех нуждающихся и страждущих, и каликам перехожим должно просить его именем. Оттого и подавали таковым всегда на Руси. Калике дать - как Даждьбогу пожертвовать, согласное с ним дело сделать. От Даждьбога обретали калики силу незримую, подняли на ноги Илью Муромца, вложили в него силу богатырскую.
Даждьбог - покровитель землепашцев, им дается пища его - хлеб и соль. Соль рождается от трудов под Солнцем над хлебом. Рождается она и от испарения Солнцем морской воды. Соль и Солнце - слова созвучные. Древние солонки часто имеют вид трона, украшенного обилием солярных знаков.
Хотя Даждьбог был порожден Сварогом, по другой мифологической линии (на самом деле это все едино для тех, кто осознает многозначность языческой истины) Солнце явилось из-за пазухи божьей, было рождено Родом в ответ на страдания людей во мраке Морены. Поэтому Даждьбог - каратель зла, холода, мрака, неправды и нечисти.
5. Даждьбог - дед и первоцарь русского народа. Русские - даждьбожие внуки. Дед научил нас пониманию красоты, возделыванию земли и установил брачные отношения. Более двух с половиной тысяч лет назад, князь предков славян носил титул Солнце-царя. Святослав на княжеском знаке власти имел с одной стороны двузубец Рюриковичей, с другой - солнечный знак, построенный на двадцати лучах, окруженный ободом из восьми лучей, слегка закрученных против часовой стрелки.
Дед Даждьбог праведен. Свет его вместе с теплом несет знания. Даждьбог - учитель. В затруднительных случаях, когда человеческих возможностей оказывается явно недостаточно, можно поймать глазом солнечный луч и обратиться к Даждьбогу с просьбой о помощи. Можно спросить, что происходит в других землях. Вот фрагменты таких обращений, которые каждый мог бы достроить по желанию: "Взойди ясно Солнышко! Обогрей нас, добрых молодцев, добрых молодцев со девицами... Солнце светлое, Солнце ясное! С высоты ты светишь, на всех равно глядишь! Видело ли, Солнце, мою мать? Мою мать, Солнце, и моих братьев? Как видишь ты их, так дай мне увидеть их в эту ночь... Боже, дай ведра! Покати свое колесо на наши житницы, на наше поле. Где Солнце, там и сам господь... Солнышко, постой в меру, пока не соберем хлеба с поля... Гой еси, Солнце светлое, не пали, не пожигай ты овощи и хлеб мой, а жги и пали куколь и полынь-траву... Праведное ты, Солнце красное! Спекай у врагов моих, у властей, воевод и приказных людей злые дела и злые помыслы... Прости Небо, прости Солнце, прости Луна, простите звезды, реки и горы, простите все стихии небесные и земные. Благословите меня говорить не своими устами, а вселите в меня святой дух свой...".
Обращаться к Даждьбогу следует в те утренние минуты, когда он появляется на небосводе и его свет скользит по поверхности земли. В это же время и славят Солнце.
Просить же богов о том, что и сам бы мог сделать - неприлично. Ибо приятно ли отцам смотреть на слабости своих детей?
6. Дажьдьбог совершает свои деяния в рамках календаря, установленного им самим. Сдержать слово, поступить как обещал, значит, быть в согласии с дедом нашим. Ежедневно, в урочный час, выезжает он в колеснице, запряженной двумя белыми конями, на небо. К вечеру вновь ступает на землю и опускается ниже, где совершает свой обычный обратный путь на ладье по подземному океану. Царь-Солнце 24 июня пирует в своих чертогах. Тогда его лучи-стрелы играют в воздухе. После этого Дажьдьбог все менее высоко подымается по небу - утомляются его волшебные кони.
После дня зимнего солнцестояния, в самую длинную ночь, боги и Солнце умирают. Но потом вновь рождаются и набирают силу. На земле в это время царят боги мрака. Дни зимнего солнцестояния, когда белые боги вновь возвращаются на землю и творят перелом в борьбе с мраком, называются святками. В это время славят вновь рожденное Солнце.
7. Хотя Даждьбог добр, созерцая людское зло, он тоже может рассердиться. Губительный зной - гнев божий. Плюющий на Солнце обращается в камень. Солнце мрачнеет к вечеру, насмотревшись на деяния людские. Потому ночью омывается оно в море.
Есть у Даждьбога и свои противники. Если присмотреться к движению грозовых туч, стремящихся захватить Даждьбога, не дать его свету пройти до земли, то станет видно, как в них извивается кольцами гигантский змей - Волос. Громит и уязвляет молнией Волоса - Перун. Ныне, в некоторых местах Белоруссии, Волосом зовут разновидность пиявки - черного нитевидного гада, обитающего в озерах. Скорее всего, этот волос безобиден. Но, по суеверным представлениям местных жителей, он впивается в тело и движется по сосудам. Очевидно, здесь Волос и Велес имена разные.
Как Даждьбог не любит Волоса, так и не любит гадов, гадюк и ужей. Потому иные твари появляются не днем, а ночью, в лукавом свете Месяца. Месяц находится в конфликте с Солнуем, и старается не встречаться с ним. Месяуц поклоняются оборотни, маги и разбойники. Ночью все ложно, и клятвы не действенны. Ночью не дают и не берут в долг. Клянутся днем или утром перед ликом Даждьбога.
В ночное время вне дома и всякого поселения вообще у славянина не оказывается заступника помимо его светотканной белой одежды, пронизанной Его лучами, несущей Его знаки и выбитой вальком с Его знаками. Следует помнить, что и сам русский человек несет в себе частицу огня и света. Потому напоминание и произнесение во мраке или среди бесов во-плоти слов: "Я правнук даждьбожий", уже само по себе является оберегом.

Продолжение

Оглавление

Об авторе

Язычество - Вера и образ жизниЯзычники в наши дниЛитература, Интернет-ресурсыЭкологическое ВозрождениеКольцо форумов СлавииНовое
О Содружестве Природной Веры
Основы ВероученияНаши целиОбщественные акции и этическое учениеОбряды "Славии"Вечевые Собрания

Реклама:


?aeoeia@Mail.ru
rax.ru: iieacaii ?enei oeoia ca 24 ?ana, iinaoeoaeae ca 24 ?ana e ca naaiaiy
 
Rambler's Top100