Велимир, волхв языческой общины "Родолюбие Коляды Вятичей"

КНИГА ПРИРОДНОЙ ВЕРЫ - том 2

Глава 5 - Праздники

Святочные дни, коляды

Оглавление

 

1. За солнцеворотом начинаются святочные дни, которые продолжаются до 6 января. Этих дней двенадцать, в согласии с числом месяцев в году. В каждый вечер святок производились гадания с целью предсказать и закрепить успех в конкретный месяц года. Работать в святочные вечера не полагалось. От такой работы прибытка не будет. Наоборот: сведется хата, сгинет хозяйство.
Гадания производились всеми известными способами. Мы не будем говорить о них здесь. Известные святочные гадания девушек о суженных, являются лишь осколками древней гадательной системы. В частности, известны древние гадательные чаши, в которые наливалась вода, и результат следовал из движения зерна по водной поверхности. По краю таких чаш дана символика месяцев года. Судя по символам, одни чаши должны были применяться для хозяйственных гаданий, другие для предсказания в сфере любви, брака и рождения детей.
В святочные дни так же поклоняются нижнему миру: царице-Земле и Воде - сестре Солнцевой, куда не проникает холод Морены. В первый день святок благодарят воду за сохраненное тепло, омываются в проруби, посвящают вечернюю трапезу Велесу как богу незамерзающих подземных вод. Чествуют в это время и вновь народившееся Солнце.
Последующие святочные дни посвящены не только гаданиям, но и играм. В бытность игры этого времени несли заклинательный смысл, сейчас уже не читаемый. В играх деяния великих богов совершались людьми так, как люди этого хотели бы на весь год. К этому времени относится игра в быка или обряд "Турицы". Обряд связан с женам Велеса, данным нам в семи звездах - Стожарах. Жены эти, очевидно, имеют статус богинь - рожениц, а развлечение с ними рогатого Велеса есть ритуальный процесс совокупления и магическая закладка того урожая, который через девять месяцев должен лечь в закрома землепашца. Наряженный быком парень в котле с рогами и с прорезями для глаз должен боднуть каждую девицу в такую часть тела, что бы ей было больно и срамно. "Боднутая", выбывала из игры. Когда дело подходило к концу, являлся Перун и палицей - дубинкой ударял рогатого по голове. При этом нужно было расколоть котел, так, что и "Велесу" доставалось.
2. Явившиеся на солнцеворот в наш мир боги обходят все дома и заключают договор с людьми на год. Приводит их в наш мир проводник - Коляда, который есть и воплощение Велеса, и самостоятельное божество. Он поворачивает коло времени. Все двенадцать дней святок или коляд, славят Коляду и с его именем на устах заключают договор. Остальные боги в это время приходят гостями, а он один работает. Время великих богов еще наступит, и тогда будет им честь по делу. Вместе с этим, коляда - это и само шествие богов с неба на землю, и жертва, принесенная на солнцеворот.
Еще в семнадцатом веке царь Алексей Михайлович негодовал, что на рождество по всей Москве народ окликает Коляду и Усеня (Овсеня), а на богоявление - Плугу, поет бесовские песни, а бабы пекут животно скотское и птичье. Царь велел это недоразумение запретить и кто такой Плуга - мы теперь уж не помним, может быть, и есть божество силы землепашца, чей прообраз - плуг присутствовал как ритуальный предмет под столом. Плуг на новый год - это память о том, что в языческую бытность год начинался весной, перед пахотой.
С одной стороны, плуг, как главное орудие землепашца, должен пониматься как данное Сварогом орудие. С другой, Плуга - опять иносказательное имя Велеса. Ему же принадлежит "скотское и птичье", которое раздают колядникам, чтобы не переводился скот и птица в доме. Обряд этот пережил Алексея Михайловича.
3. Приход великих богов есть духовное деяние, отраженное в языческой вере через обряд "коляды". Великие боги, или духи предков - в зависимости от уровня сознания хозяина дома, приходят туда, куда приходят колядующие. Им нужно обойти все дома, и каждый раз вызвать хозяина. Вызов этот начинался с загадывания загадок - это выявляет своих и чужих, по ответу становится ясно, к кому пришли колядующие и как им вести себя далее.
В числе колядующих есть "коза". Иногда это человек в маске козы, иногда быка или коровы - символа зодиакального созвездия, в котором находилось солнце при равноденствии, когда начинался год по древнему календарю. Коза прославляется песнями за ее способность гнать нечисть и давать урожай. В ритуальном колядном действии, коза по просьбе колядующих начинает исполнять танец, но не слушается и ее бьют хлыстом. Согласие наступает, когда хозяева одаривают колядующих "скотским и птичьим" - козульками, выпеченными из теста. Это символически отражает пожертвование богам, после которого силы Природы будут развиваться желанным путем в течение первой, рискованной для человека, но посвященной белым богам, части года.
Есть в числе колядующих дед - колдун (жрец, или, быть может, сам Род): это большой старик с горбом в старом одеянии с посохом. Есть цыган (Велес) в армяке с хлыстом и музыкальным инструментом. Есть молодка - танцовщица (Лель, или русалия). Есть певцы и всякий другой народ, наряженный волками, медведями, лисами, быками, демонами, ведьмами, калеками. В прошлом водили и действительных медведей.
Богоряженные колядники поют добрые пожелания хозяевам не своим голосом, подчеркивая и видом, и делом принадлежность к миру духов. Они могут разыгрывать миниатюры, давать любые импровизации. Бойкий юный хлопец (новый год) просит хозяев впустить в хату. Этот вопрос задается из приличия и указания хозяину наилучшего момента для этого дела. В действительности хозяин не может не пустить, а колядующие не войти. Колядующие усматривают в своих действиях обязанность. Эта обязанность бывает тяжелой, ибо за ночи двух недель надо обойти все дома в селе или в городе. Колядовать начинают от дома главного колядника - учителя. Хозяева воспринимают приход колядников как необходимый и полезный. От встречи колядников зависит судьба хозяйства.
4. Если в большом селе колядники по ошибке приходили несколько раз, то их и по несколько раз встречали. Бывало, что ходили разные ватаги, и тогда приход дважды в один дом оказывался неизбежным.
Хозяева, не желающие встречать колядников, находились не часто. Но тут, уж как говорится: кто празднику рад, тот до свету пьян. Бывало, что хозяин упрямо не пускает колядников. В этом случае, после доброжелательных песен они исполняют несколько колядок-угроз, среди которых наисильнейшей является угроза, что они не придут в следующий раз. До конца этих колядок положение еще поправимо. После свершалось следующее: колядники уносили ворота дома и разбивали их в щепы. Спиливали нужник, уносили и ставили его поперек улицы. Разрушали забор, мазали ворота навозом, укатывали телегу, выгоняли скот, били горшки и окна, избивали собак, позорили очаг дома через трубу. Уходя, закладывали ворота хламом. Такой ущерб в начале года дает несчастье на весь год. Не в меньшей степени ущерб приносят и злые языки, впоследствии многократно пересказывающие всю эту историю.
Но для действительно бедного человека был еще один выход. Колядники предлагали: не хочешь дарить, пойдем с нами. Будем снег топить, собак дразнить, людей смешить.

Продолжение

Оглавление

Об авторе

Язычество - Вера и образ жизниЯзычники в наши дниЛитература, Интернет-ресурсыЭкологическое ВозрождениеКольцо форумов СлавииНовое
О Содружестве Природной Веры
Основы ВероученияНаши целиОбщественные акции и этическое учениеОбряды "Славии"Вечевые Собрания

Реклама:


?aeoeia@Mail.ru
rax.ru: iieacaii ?enei oeoia ca 24 ?ana, iinaoeoaeae ca 24 ?ana e ca naaiaiy
 
Rambler's Top100