Велимир, волхв языческой общины "Родолюбие Коляды Вятичей"

КНИГА ПРИРОДНОЙ ВЕРЫ - том 2

Глава 5 - Праздники

Громницы

Оглавление

 

1. Громницы приходятся на второе февраля. Праздник этот дольше всего сохранялся в Полоцкой земле. На Руси он имел название сретенье. В этот день Зима стареет, и дает отчаянный бой, выезжающей на Солнечную тропу, молодой Весне. Это сражение женских богинь является прямым наследием доведической эпохи. В этот день закликают Солнце, чтобы оно увидело свою сестрицу Весну. Устраивают игры - зимоборы, когда деревня разделяется на две партии, и они сталкивается стенка о стенку. При этом всерьез не бьются - толкаются и борются, так что трещат пуговицы, рукава и карманы
В это время бывает оттепель, ненастье и гром так, что не на долго просыпается Перун. Но если загремит гром, то год будет голодный. По этому поводу бывали плачь и вопли как на похоронах. Вместе с этим воплями гоняли Марену, чтоб уходила и не забрала с собой кого-нибудь. После этого дня начинаются февральские морозы, от которых трещат деревянные дома.
2. Февральское время считается особо лютым, и в нем человек всегда нуждался в активной защите от сил зла. Такую активную защиту землепашец видел не только в грядущей Весне и Солнце, но и в боге Перуне-Громовике. Эта защита содержалась в его представителе, в его идоле, который и являла собой горящая и освященная в этот день свеча. Она так и называлась - громница.
В этот день хозяином с утра изготовлялась свеча, желательно из своего воска. Длинна ее несколько более сорока сантиметров. К полудню она освящалась жрецом. Если для этого ее надо было выносить из дома, то ее несли скрытно - брали в рукав или заворачивали в ткань. Вернувшись, этой горящей свечей крестили косым крестом головы всех домочадцев, стены дома и все четыре угла. Опаливали волосы себе и всем членам семьи. Касались пламенем свечи каждой стены.
Затем в доме настилали на стол и готовились к трапезе, а хозяин уходил в хлев, где так же крестил стены и скот. После этого, свеча устанавливалась посреди стола. По треску свечи решали - будет ли лето спокойное или будет много гроз. После трапезы, свечу гасили и прятали в божницу, за идолов.
Впоследствии с этой свечей выходили гонять нечисть в доме и хлеву. Носили ее воск с собой как оберег. Обращались к ней при недомоганиях. Со свечей - громницей пастух обходил по весне стадо. Дожигали свечу почти через год, на коляду, если свеча все же не догорала, то ее воск переплавлялся на следующую свечу.
3. Громовая свеча не только была как бы ипостасью Громовика и отгоняла от себя нечисть. Она еще охраняла дом от молнии в летнее время, и в течении всего года была документом - хранителем договора с Громовиком. Идея этого договора как раз и проходила через наговор жреца, который делался на воск, на свечу и на ее пламя.
Через обряды громниц проясняется связь воска, огня и небесных сил. Естественно, что мы говорим о языческом значении свечи, которая сама в христианском храме взялась как бы ни откуда. И если землепашцы зажигали свечи с именем Громовика и других богов, то в храмах те же свечи горели у образов святых, которые были для хлеборобов суть те же боги.

Продолжение

Оглавление

Об авторе

Язычество - Вера и образ жизниЯзычники в наши дниЛитература, Интернет-ресурсыЭкологическое ВозрождениеКольцо форумов СлавииНовое
О Содружестве Природной Веры
Основы ВероученияНаши целиОбщественные акции и этическое учениеОбряды "Славии"Вечевые Собрания

Реклама:


?aeoeia@Mail.ru
rax.ru: iieacaii ?enei oeoia ca 24 ?ana, iinaoeoaeae ca 24 ?ana e ca naaiaiy
 
Rambler's Top100