Велимир, волхв языческой общины "Родолюбие Коляды Вятичей"

КНИГА ПРИРОДНОЙ ВЕРЫ - том 2

Глава 5 - Праздники

Красная горка

Оглавление

 

1. В позднем городском варианте, Красная горка называлась маевкой. Это в прошлом многолюдное весеннее гуляние, которое коммунисты стали использовать для революционной пропаганды. В советское время это празднество превратилось в "Первомай", где от изначальной маевки или Красной горки осталось только обилие красного цвета, и зеленые расцветшие ветви, которые несли женщины на демонстрациях, да еще праздничный стол на дому.
Красная Горка приходится на первое мая, либо на другое близкое к первому мая теплое время в разлив весенней воды. Точной календарной даты нет. Красная горка это одновременно и время, и место, и действие. Красная горка - гора, красивая по виду и увеселительная по играм, которые традиционно знала молодежь. На это время приходилась игра в горелки, в горячую любовь, и другие.
На теплых, обязательно освободившихся от снега Красных горках, собираются в весеннее время русалии. Поэтому, в древности понималось, что на этот праздник сходятся русалии, и веселятся вместе с людьми. Так что праздник имел магическое значение, и древним сознанием рассматривался как вполне рациональное, важное и обязательное действие. Традиционно, как и на большинство праздников, на Красную горку, зажигался огонь. Девушки невестились - т.е. одевались и вели себя согласно с мыслью, что их выбирают в жены. Соответственно, от русалий они могли получить доброе здоровье, красоту, хороших детей и добрый урожай на поле. На их украшениях этого времени обязательно присутствовали образы русалий.
Часто именно на Красную горку "били по рукам" - молодые делали свой окончательный выбор. После Красной горки начинались свадьбы.
Праздниками Красной горки может руководить общая кума - Лада. Хоровод она начинает и заканчивает. На трапезу Красной горки жертвовали молодожены, в жертвенных дарах обязательны были быть яйца, пряники с изображениями птиц.
Красная горка - праздник Лады, ей принадлежат дни начала мая. Инициаторами Красной горки обычно выступали парни. Если парень не выходил на Красную горку, он получал волшебную перспективу жениться на рябой или дурнушке.
Пятого мая другой аналогичный праздник девушек - ляльник. Его устраивали либо те девушки, которым не повезло, либо совсем еще юные. Леля ходит по лесным окраинам, будит землю от зимнего сна. У людей она порождает самые нежные, самые непорочные чувства. В этот день ей поют песни девицы.
Леля - дочь Лады, как и Снегурочка Островского. По Островскому, Снегурочка может быть обыгран в игровом действии. На Красную горку она влюбляется в Мезгиря, а на Купалу - тает.
В ночь, перед Красной горкой, по необходимости, могло проводиться опахивание деревни. Это тайный женский обряд - мистерия, на котором не должны присутствовать мужчины.
На юге России, сразу за Красной горкой, на второго мая, отмечался день всходов.
2. Попробуем реконструировать этот древний праздник. Он начинается с обязательного закликания Весны. Это исключительно женское дело. Среди ведущих праздник обязательна высокая жрица - во многом она символизирует собой Ладу.
После этого в обязательном порядке зажигается костер. В это время, жрецами прославляется Даждьбог, чьи теплые лучи растописи снега.
После зажжения костра, закличек и славлений в современном язычестве было бы дано мистериальное (сценическое) действие, суть которого в приведении Богиней русалий. Девушки приходят в наш мир, идя по рельефу местности, друг за другом. Девушки приходят к участникам праздника с зелеными распустившимися ветвями (вербы) и хлещут всех, особенно таких же девушек - их же подруг с пожеланием красоты и здоровья.
Русалии разошлись и перемешались с народом. Лада приглашает девушек в хоровод. НО сперва становится в его центр и произносит заклинание, а все стоящие в хороводе, повторяют за ней. Вот этнографический текст такого заклинания: "Здравствуй, Красно Солнышко! Из за горы выкатывайся, на весь Мир воздуйся. По траве - мураве побегай, сердце девичье лаской согрей, добрым молодцам в душу загляни… Далее говорится, чтобы Даждьбог дух из душ ребят вынул и в холодный ключ закинул. Оттуда их берет Зоря, заключает уже в волшебном ключе, но теряет его… Я девица, (имя) гуляла, дорогой шла, тот ключ нашла. Кого хочу - того люблю. Кого (имя парня) сама знаю - ему дорогу замыкаю." Все называли имена свои и своего парня. В разноголосице со стороны никто не может разобрать имен. Только после такого наговора, по которому часть души желаемого парня присваивается, девицы начинали в хороводе ходить и петь весенние песни. После этого, Лада начинает хоровод. Она же его заканчивает. Приведенный заговор допускает делимость души. Заговор этот можно найти в иллюстрированной энциклопедии "Русский праздник", СПБ., 2002г.
Существенной частью молодежных игр была ритуальная для этого времени игра в горелки. Горю, горю по девице молодой - слова хороводной песни. В разных пособиях по играм она описывается по-разному. Различно она и игралась в разных регионах России. Суть в том, что в результате песенных приговоров и хождений одного строя на другой, из партии не замужних девиц, понемногу выходят те, кто по игре выдали замуж. Они переходят в другой лагерь - замужних женщин. После каждого такого перехода говориться: "Нашего полку прибыло, прибыло. А нашего полку убыло, убыло." Игра имела многоплановый смысл. Это и магическое заклинание. И растолковывание, что девушка переходит в новый возрастной статус. Это и выбор той или иной невесты.
Игрой этого времени являетются игры с крашенными яйцами. По языческому мифу, мир сотворился из яйца. Из его разных частей вышло все Мироздание. Его рисовали на яйцах во время Великодня. Часть этих яиц доживала до Красной горки. На красную горку их катали многочисленными способами. За играми с ритуальными предметами - яйцами, в данном случае, просматривается утраченная сегодня гадательная система.
Во второй половине дня, все эти яйца находили свой конец в обязательной общей яичнице. На трапезу Красной горки жертвовали молодожены, в жертвенном обязательны яйца, пряники.
Праздник должен продолжаться до ночи и кончиться в темноте, этим он как бы предвещает Купалу.
3. За Красной горкой шла Радуница. Она собственно и заканчивала праздники, связанные с Великоднем. В этот день шли на могилы приводить их в порядок и беседовать с предками - гостями света вечности. Традиция волочебников говорит, что предки целую неделю гуляли по земле. Стало быть, на Радуницу их вновь успокаивали на том свете. Чтобы проложить для них мост - клали на могилы полотенце. И как буквально пишет в своей книге И.И. Крук: "Затем по доброй христианской традиции по кругу пускали поминальную чарку с горелкой, несколько капель которой надо было прыснуть на могилу, а остальное выпить." После этого вспоминали умерших добрым словом и голосили пожилые женщины. Тех, кто умел хорошо голосить - уважали.
Голошение - это не просто вопли, это обязательная составляющая культа предков. В голошениях вопрошали умерших отцов, матерей, бабок. Голощения о каждом родиче имели свой особый характер. Согласно книге Крука:
"А мой ты татулька, а ты мой родненький!
Ооо, ты нас покидаешь, несчастных нас сироточек?
Как ты жил, ты за нас бедных заступался, о нас заботился.
Кто теперь за нас, бедных сирот заступится, кто позаботится?
Мы при тебе бед не видели, недостатка не имели.
Да теперь не будет кому о нас заботиться.
Попроси богов, чтоб они нас бедных тут хранили,
Чтоб своею ласкою опекали, а мы пришли к тебе...
Перечисляется, кто пришел. Далее перечислялись все деяния отца, все его отношения с людьми, просьбы простить тех, кого при жизни не простил. Рассказывалось о делах, которые отец не доделал, рассказывалось о новых событиях, что случились за год. Выражалось сожаление о том, что пришлось с ним расстаться. При этом, если отец погиб на войне, то описывались его подвиги.
Таков в конкретном действии культ предков. Так с ними беседовали. Голошение строилось в соответствии со всеми просьбами родичей, которые были оговорены заранее. После голошения, которое есть ни что иное, как языческая молитва предку, садились за трапезу.
4. Закончим этот узел фрагментом из романа А. Кондратьева "На берегах Ярыни". Он написан на основе представления, что наоборот: на Радуницу предки не уходят, а приходят к людям.
Не будем обращать внимания на эту принятую в этнографии неточность. Если бы это было действительно так, то тогда без ответа остается вопрос: когда и как нагулявшихся за Великодень предков провожают обратно? Русалок провожают. Значит и честных предков должно проводить. Между тем, после Радуницы о них более "не помнят"!
Кондратьев правильно указывает, что выпускают к нам души предков сами боги. Возвратить же их обратно - как бы вновь похоронить - должны люди. И ежели русалок провожают до леса, то предков до могил - потому туда и идут.
"Прошла Весна над покрывшимися уже ярко-зеленой травкой бугорками кладбища и, склонив голову свою, посыпала звездочками розовых, лиловых, желтых и белых цветов могилы усопших.
И заметив тот многокрасочно-яркий покров, люди сказали: "Вот пришла Радуница, отпустились из темных гробов заключенные там души".
А царевна простерла руки свои над бугорками могил и тихо-тихо прошептала одной только ей известное слово, услышав которое души умерших покинули недра земли. Вместе с лиловыми, желтыми, белыми и голубыми цветами радостно вышли наружу дотоле там заключенные скорбные души и легкими бабочками и мотыльками, кружась под дыханием ветра, полетели навестить родные поля, огороды, хаты и оставшихся там близких людей".

Продолжение

Оглавление

Об авторе

Язычество - Вера и образ жизниЯзычники в наши дниЛитература, Интернет-ресурсыЭкологическое ВозрождениеКольцо форумов СлавииНовое
О Содружестве Природной Веры
Основы ВероученияНаши целиОбщественные акции и этическое учениеОбряды "Славии"Вечевые Собрания

Реклама:


?aeoeia@Mail.ru
rax.ru: iieacaii ?enei oeoia ca 24 ?ana, iinaoeoaeae ca 24 ?ana e ca naaiaiy
 
Rambler's Top100