Велимир, волхв языческой общины "Родолюбие Коляды Вятичей"

КНИГА ПРИРОДНОЙ ВЕРЫ - том 2

Глава 5 - Праздники

Зеленые святки

Оглавление

 

Это время игры русалок. Этнографическая традиция связывает зеленые святки с Великоднем, который приходится на четверг.
На зеленые святки так же, как и по случаю сотворения земного мира красят яйца и украшают их символами земли, воды, пахотного поля, неба, солнца, белого света. Эти яйца красят и едят в течении зеленых святок. Но празднование творения мира оказывается более жреческим праздником. Народ, конечно, не отказывается от яиц и яичниц, но для него существуют более насущные и естественные явления, так, что народная традиция отразила именно их.
1. В первых числах июня, когда на полях зеленеют яровые, входит в силу зелень берез и сливается с зеленью травы по цвету, начинается русальная неделя - зеленые святки. В эту неделю (условно 4 - 10 июня) русалки отдыхают, резвятся в зелени и становятся видны людям. По своей природе русалки доброжелательны, но не знают меры и только поэтому опасны. Они, девы утренней росы, дают людям красоту и здоровье. Потому к ним ходят в лес по утрам, вешают им на деревьях венки и рубашки, водят хороводы вокруг березок, завивают для них венки из веток. В эту неделю не купаются - русалки защекочут, можно и захлебнуться. Так же, как под новый год, на зеленые святки гадают о судьбе и замужестве.
2. В среду русальной недели добывают живой огонь. Этот труд - жертва Даждьбогу и богу священного небесного огня Сварогу.
С двух сторон поочередно мужики тянут за канат, который накручен на вертикально установленное бревно, заостренное с двух концов. Снизу, где острый конец бревна входит в плаху, насыпан трут и положена солома. За ними следит старик, который руководит всей работой. Полученный живой огонь разносили по очагам, им зажигали костры у дорог на окраине деревни. Он спасал от нечисти, несущей эпидемии, и от случайных неприятностей. В доме, где горит живой огонь, не случается пожара. Огонь этот принадлежит набирающему силу Солнцу, и потому в это время он наиболее живителен. Этим живым огнем поджигали костры на купальскую ночь, продляя апогей силы Солнца и увеличивая число теплых дней.
3. Песни этого времени говорят сами за себя: Ну, не радуйся ты, дубняк, кленник. Что дубняк, кленник, ель кудрявая, ель кудрявая, сосна зеленая. Только радуйся белая береза, что ты белая да кудрявая, что кудрявая, моложавая, что к тебе идут красны девицы и несут к тебе все гостинчики, все шириночки да платочечки. А за ними идут стары бабушки и несут все гостинчики - все яичнницу со драченою. А за ними идут стары старички тебе кланяются бал - березе, что ты белая да кудрявая, ты кудрявая, моложавая.
Зеленые святки праздник не только молодости, но и старости, ибо то, что удалось дожить до весны - радость. Кроме этого, кудрявая береза - еще и хранительница душ предков, с которыми неизбежно готовится встретиться пожилой человек. Ритуалы старости всегда очень интимны. На показ же выставляются ритуалы молодости и радости жизни.
На русальной неделе, происходили вещи выходящие за рамки обыденной повседневности. А именно, эта неделя отличалась особым ритуальным поведением девиц и молодых женщин. Сейчас это почти забыто, потому, что авторы прошлого века стеснялись писать об этом из религиозного ханжества. Так, следующий ниже материал полностью отсутствует в трудах христолюбивого И. М. Снегирева (1837г.), но присутствует в собраниях песен и обрядов т.1 в.1 П.В. Шейна (1898г.).
Данные Шейна позволяют раскрыть суть обряда завивания березки. Суть заключается в том, что в это время, девушки и женщины отрекаются от своих ребят и мужей, желают им скорой смерти и объединяются в женский союз посредством обряда кумления. При этом поются соответствующие песни, которые приводятся ниже. В это время, женщины переходят в состояние матриархата, который имеет в себе некоторые элементы реванша. Из песен этого времени следует, что женщина побеждает мужчину в состязаниях и он вообще болен, только женщина - жена может его спасти, но жена медлит, муж умирает, и жена этому радуется.
Объединительным центром женского собрания является березка, в которой сидит девичья богиня - Пава или Леля. В песнях упоминаются именно эти имена. Так или иначе, это не Лада - богиня брака, соединяющего мужа с женой, а молодая строптивая богиня исключительно женского начала, собирающая своих почитательниц в некий орден весталок, пусть временный. Завитие веток березы происходит как раз с обращением к этой Паве, которая есть общая кума.
По поверию, вокруг этой березы пляшут шиши. В этой атмосфере, в присутствии и свидетельстве Павы, все девицы кумятся, а именно, целуются через завитые ветви березы, обретая этим элемент интимной близости и вступая в отношения общего род став, которое не предполагает наличие мужа.
Не случайно перед Купалой происходит раскумление девиц, А петь песни русальной недели после Купалы считается большим грехом. Русальные песни вроде того, что
Ой Лели ли, ой, Лели ли.
Сватался Ивашка за красную Рожу.
Рожи не отдали, Ивашке отказали.
Ой Лели ли, ой Лели ли...
Или
Ково в свете люблю, тово нанавижу.
Ково ненавижу - завсегда в глазах

действительно выглядят не по купальски.
На Купалу девы выходят из под власти своей богини и отдаются мужчинам. Понимание временности обращения к Леле - Паве, проходит через весь праздник, который должен длится семь дней, но в девятнадцатом веке, большинстве сел он продолжался всего сутки и проиходился на Семик. На следующий день, на Троицу, шли в лес смотреть на оставленные там венки. Если венок увядал, то, значит, девица выйдет замуж, если оставался свежим, то Пава принимает ее, и гулять девице и на следующий год незамужней. В других селах наоборот - если венок увядал, то отставаться ей холостой.

Уж ты кумушка, кума
Покумися со мной
Побранися со мной
Помирися со мной
Поцелуйся со мной
Распростися со мной.

Эта хороводная песенка, после которой два хоровода девиц друг против друга останавливаются и целуются. Очевидно, песенка предполагает обращение не просто к подружке, а к тому, кто скоро уйдет, вероятно, к Паве. Следует заметить, что любые нарушения порядка среди девиц на этой неделе были категорически запрещены. Сила этого порядка как-то была сосредоточена в березке. Ребята, наоборот, могли и напакостить девицам в это время.
4. Перейдем к изложению материалов Шейна. Завивание березки происходит на праздник Семик. С раннего утра девицы и молодки ходят на кладбище поминать мертвых. Потом готовят различные блюда и к двум часам дня нарядные идут в лес. В лес идут глубоко, с мистическим чувством изменения жизни.

Девушка лесом шла
Красавица темным шла
Эх казалось девушке -
В лесу листья шумят
Все деревья говорят:
Об своем теплом гнезде
Тужит плачет девушка
Об своем милом дружке
Мужик - плохая голова...

Уже заранее как-то ясно, что мужику стало плохо. В лесу выбирают густую березку и завивают ее. Это делается молча с шепотом на завиваемые ветви. Делается это тайно от парней. Для этого и уходили в лес. Парни могут срубить завитую березку и унести. После того, как береза завита и украшена, девицы делают себе из березы венки, садятся в стороне на лужайке, поют песни и трапезничают.

Как под белою под березою
Бел горюч камень разгорается.
Разнемогся мил, во постель слег
Запросил милой ключевой воды
Ключевой воды со Дунай - реки

Далее поется про то, как молодка три часа ходила за водой, но к тому времени вода уже не помогла. Текст песни, на наш взгляд, был утрачен и воспроизведен Шейну неудачно. Песня кончается так:

Вот зажгли свечи воску ярого
Понесли мила вон из горенки.

Поев, поводив хоровод на полянке и перецеловавшись вволю, девы оставляют венки в лесу, березку обступают кругом, срубают и несут в село. Село обходят попарно, березку несут впереди. Поют песни.
Как во поле, поле
Стояла береза
На этой березе
Водится Пава
Она брата знает
- Что братец ко мне
Скороль в гости будет?
Сейчас коня снаряжает
Я б тебе пожаловал коня
Да меж нас две люты змеи
То наши жены.

Текст песни опять же разрушен. Суть в том, что брат отвечает брату, что не может дать ему коня поехать к Паве из за жен. Если Пава, она же Леля - царица русалий, то вполне понятно, что Пава приглашает обоих братьев в лес для игры. Но жены оказываются этому препятствием.
Об истинной сути песни остается только догадываться. Братьев соблазняет Пава. Одного уже явно соблазнила - познала, и теперь зовет другого. Может быть их жены уже в лесу среди слуг Павы? Может быть весь ритуал проклятия мужей есть защита мужей от русалий? Ведь оба брата песнями жен уже преданы смерти. За то жены и зовутся ими люта змеи. Без этого проклятия, лесные девки, прослышав, что в селе есть здоровые мужики и парни - потянут их к себе, как это сделала Пава. На тему Павы есть народная загадка: "Прилетела Пава, села на лаву, распустила перья про всякого зелья" (отгадка - Весна).
Нельзя исключать, что в очень (а может и не очень) далекие времена, когда ломалась матрическая традиция, в лесу жили женщины, сохранявшие матриархат. Весной они действительно активно приглашали мужиков и парней для любви и пахоты. Соответственно, жены и девушки, согласные с патриархатом, препятствовали этому, и не имея реальной силы запретить мужикам разгул, прибегали к магии.
Так, исторически известно, что в первой половине семнадцатого века, в общине поморских раскольников установилась общность жен, и дети считались общими детьми общины. Так продолжалось пол века. Обмен жен, при котором один шаг до матриархата, оказывается предохранительным клапаном от развала и конфликтов в замкнутых коллективах. Поэтому, биологически такие действия оказываются целесообразными. Вернемся на праздник.
Мужскому полу березка противна. Девицы идут с березкой вокруг села, что есть прямое отражение охранного действия, подобного опахиванию. Они поют.

Гей ты березка, белая, кудрявая,
В поле на долине стояла
Мы тебя срубили
Мы тебя сгубили
Сгуби и ты мужа,
Сломи ему голову,
На правую сторону
С правой да на левую,
Семик честной
Семик радостный
Уж ты кумушка, кума.
Расхорошая моя,
Не сварись, не бранись,
Ко мне в гости ходи!
Мы поладим с тобой,
- Поцелуйся со мной.

Эту же песню могли петь и в хороводе. По поводу нее, Шейн специально отмечает, что из песни слов не выбросишь.
После обхода села, березку ставили у избы и либо пели песни и смотрели на нее как на какую-то загадку, либо водили хороводы рядом. В конце праздника, к вечеру с березы снимают ленты. Несут березу к устью реки, и с криками: топи семик, топи сердитых мужей! Бросают ее в воду. Потом пускают по воде венки, которые могут и потонуть от тяжеловесных проклятий на головы мужей. Естественно, что ставя мужей в опасное положение, смертельные проклятия могут пасть и на саму проклинательницу. Если венок не потонул, то все в порядке.
5. После этого, собственно надо было выгнать русалок с Павой, поскольку время их кончилось. Как проводили русалок - писалось ранее. Приведем здесь другой вариант этого действия. На русальский вечер бабы говорят друг другу: пойдем сестры кулеша варить! Все выходят на улицу и вместе с ними выходит и русалка. Это высокая дева в одной рубашке с растрепанными волосами верхом на кочерге и с помелом через плечо. Она в таком виде идет впереди процессии. Детишки дразнят русалку: русалка, русалка пощекочи меня. Или наоборот: что же ты меня не щекочешь? Стучит бубен. Все поют. Подойдя ко ржи, русалка бросается в толпу и начинает щекотать того, кто попался (из детишек). Их отбивают. Все набрасываются на русалку. Она бежит в рожь. Все кричат: "Мы русалку проводили, можно будет везде смело ходить!" И все уходят по домам.
Вот наговор от русалки: Водяница - лесавица, шальная девица! Отвяжися, откатися, в мой двор не кажися; тебе тут не век жить, а неделю быть. Ступай в реку глубокую, на осину высокую. Осина трясется, водяница уймется. Мне с тобой не водиться, не кумиться. Ступай в бор к лесному хозяину. Он тебя ждал, на мху постель слал, муровой устилал, в изголовье колоду клал; с ним тебе спать, а мне, молодому, тебя не видать.
6. В проводах русалок просматривается переход от эротической к аграрной магии. Вслед за этим следуют аграрные обряды. Например, обряд "колосок". Те самые девы, что проклинали мужей, берутся руками в замок и становятся в ряд попарно, образуя из рук как бы висячий коридор. По этому коридору идет нарядная девочка, которая и есть колосок. Задние пары переходят вперед, образуя непрерывное движение колоска в сторону поля.

Пошел колосок на ниву,
На белую пашницу.
Уродилась на лето
Рожь с овсом со гречихой,
Со пшеницей.

У поля последняя пара доносит девочку до озимой зелени. Девочка - колосок срывает зелень и несет ее на капище уже сама. Потом пьют брагу, о которой подумали заранее, в хороводах присутствуют парни и девицы.
7. Вслед за этим хоронят Кострому. Что это означает - мы уже говорили. По смыслу этот обряд завершает русалии. И он означает еще и проводы Весны. Кострома, кроме всего прочего, дух времени конца весны и начала лета. Ее торжественно относят к воде, снимают украшения, и голую бросают в воду.
Костромушка померла.
Была Кострома весела,
Была Кострома хороша.
Костромушка, Кострома,
Наша белая лебедушка!

Продолжение

Оглавление

Об авторе

Язычество - Вера и образ жизниЯзычники в наши дниЛитература, Интернет-ресурсыЭкологическое ВозрождениеКольцо форумов СлавииНовое
О Содружестве Природной Веры
Основы ВероученияНаши целиОбщественные акции и этическое учениеОбряды "Славии"Вечевые Собрания

Реклама:


?aeoeia@Mail.ru
rax.ru: iieacaii ?enei oeoia ca 24 ?ana, iinaoeoaeae ca 24 ?ana e ca naaiaiy
 
Rambler's Top100