Велимир, волхв языческой общины "Родолюбие Коляды Вятичей"

КНИГА ПРИРОДНОЙ ВЕРЫ - том 2

Глава 6 - Вокруг Руси

Марийская вера

Оглавление

 

1. Будем опираться на фундаментальный труд Лидии Тойдыбековой "Марийская языческая вера и этническое самосознание", 1997 г.
Как и чуваши, марийцы не теряли своей языческой традиции ни в эпоху христианства, ни при социализме. Они всегда помнили, что только язычество позволит им сохранить свою национальную самобытность, сохраниться как этнос, и не раствориться в русском море. Многие русские скажут, что не случилось бы беды, если бы марийцы обрусели, как и многие другие угро-финские племена. Но при этом погибла бы их языческая вера, и мы бы не имели такого красочного примера, который она являет сегодня. История марийцев лишний раз подтверждает, что народ жив своим язычеством, и именно язычество оказывается для него культурообразующей религией.
Хотя марийцы относятся к угро-финским народам, их вера во многом подобна той, что изложена в ведах. При этом сами марийские этнографы отмечают ее близость к вере славян. Так сегодня невозможно найти различия в почитании священных рощ у славян и марийцев. Тем более нам ценен их опыт.
Как и ведическая религия, религия марийцев построена на жертвоприношении и зажжении огня. Отличие в том, что главным богом у них является не воин Индра, а бог - творец мира Кугу - Юмо. И марийцы просят своих богов не помочь ограбить соседний народ, а помочь жить, отвести напасти от них самих.
Сегодня в марийском народе имеет место редкостное понимание верхами культуры и веры низов. Ученые этнографы с симпатией относятся к своему предмету исследования, а власти принимают законы, защищающие права народа на исповедованное своей древней веры. Законом защищены священные рощи и культовые объекты. Разумность этих законов такова, что ими даже предусмотрено отсутствие табличек, оповещающих, что данная роща, или холм являются священными. Это и так все знают.
Там язычество не приравнивается к дикости и социальной опасности, как это делается у нас сегодня в Москве.
2. Марийская вера слагается из трех ветвей, которые не имеют конфликтных противоречий. Первая - это истинная марийская вера. Это вера и поклонение верховному богу Неба, который установил закон жизни. Вторая - это вера, в которой поклоняются земным и подземным богам Кереметям. Суть ее в том, что верховный бог неба Юра утвердил лишь общие законы. Конкретное их применение вершится земными богами, и чем индивидуальнее проблема, тем более частные и малые духи ее решают. Третья - это полуязыческая и полухристианская вера, объясняющая, что все боги хороши на своем месте.
Различия между первой и второй ветвями марийской веры, обусловили многообразие богов, многие из которых как бы дублированы. На вершине иерархической пирамиды оказались два бога: белый творец и черный сотворец - разрушитель: Инмар и Керемет. Согласно общеизвестной легенде, Керемет по воле Инмара добывал со дна океана ил для сотворения Земли.
Ниже них стоят: Богиня-Мать рождения, Мать Земля, Бог общества, Солнца, Луны, Неба, бог звезд, бог полей, и другие. Помимо богов, есть служебные духи, исполняющие волю богов и "докладчики" - те, кто возносит до богов жертвы, новости и людские просьбы. (В античной греческой религии, роль таких докладчиков исполняли духи, называвшиеся гениями.)
Еще ниже оказываются добрые и злые духи малого мира человека. Это хозяин леса: медведь или белая белка, (шкурка белки приравнивалась к деньгам). Идя в лес, всегда несли дар лесу. Леший представлялся злым духом умершего колдуна. Вообще, злые колдуны превращаются в Вуверов - упырей.
Есть вождь воды (добрый), есть водяной черт, есть водяная девушка.
Есть целое племя полудухов - овды. Они то безобразны, то красивы, но чаще всего у них ступни вывернуты назад. Они живут своей жизнью со своим хозяйством и детьми, иногда появляются на рынках. Среди них есть богатыри очень высокого роста. Иногда они селятся в домах людей и становятся не заметными для глаз, но заметно пакостят или помогают в хозяйстве. Иногда мучат лошадей, ездят на них. Проклятия их сбываются.
По-видимому, русская кикимора и есть распадающееся представление о том же племени полулюдей - полудухов, который марийцы зовут овдами.
3. Третья ветвь марийской веры, обусловлена тем, что у марийцев нет того категорического неприятия христианства, которое встречается у наших язычников. Потомственный жрец И.А. Свечников, (дер. Нур. Сола) крещен, и на вопросы о христианстве спокойно говорит, что священная роща для него ближе.
В таком спокойном отказе от христианства есть своя мудрость. В масштабе многих поколений человеческих жизней, эта позиция оказывается выигрышней, чем обостренный конфликт и категорический отказ. Марийскую языческую традицию не прервали ни христианство, ни социализм. Марийцы "проглотили" крещение как камешек, а потом естественным образом выпустили его из себя. При утверждении христианства, попы шли на все, даже вынуждены были подкупать марийских ведунов и знахарей, чтобы они отправляли больных просить исцеления в церкви. Но ничего не вышло. Такова сила мирного сопротивления!
С другой стороны, тяжелая жизнь народа и религиозное давление христианства не могло не проявиться в легендах марийской веры. Поэтому их вера несет элемент подавления психики, элемент явно черного начала. Суть его в том, что народ по каким-то причинам оказался виноват перед богами, и потому наказуем ими. Этот комплекс виновности может быть порожден христианством, но может и возникнуть независимо от него.
Комплекс вины в язычестве еще недостаточно изучен. Например, согласно "Повести временных лет", княгиня Ольга своими жестокими казнями, фактически стремилась поднять чувство виновности древлян до религиозного уровня. Ее действия объективно были направлены на формирование языческой религии с виновностью Велеса перед Перуном на небе, и с виновностью древлян перед Игорем на земле. Небесный "грех" бога древлян отразился в земных деяниях его почитателей. Стало быть, нравственным выходом из ситуации оказывается абсолютная покорность древлян перед Киевом.
Гордые древляне не сошлись на этой идее, и в убийстве Игоря каяться не стали. Тогда Ольга обратилась к другой религии вины, к христианству. Попыталась обратить киевлян в католицизм, но и это не удалось.
Итак, рассмотрим элемент вины в мифах марийской религии. Предводитель марийцев не к сроку явился перед главным богом Юмо с отчетом. За это Юмо рассердился и сжег всю его семью, а после заставил марийцев молиться земному Кереметю, которого до этого Юмо согнал с неба за непослушание. В некоторых местах, у марийцев, керемет - ругательное слово.
Так же по велению главного бога, марийцы, татары, удмурты должны были показать ему своих детей. Татары показали, и за это бог похвалил их. А марийцы нет, поскольку у них их было много. За это бог наказал их. У марийцев появились болезни от кереметей. Чтобы избавляться от них, надо постоянно приносить кереметям жертвы. Через кереметей болезни могут насылать колдуны. Возможна солнечная болезнь, лунная болезнь, болезнь звезды, болезнь облака, и т.д.
Вот так добрые боги Природы могут видеться злыми кереметями. Так обозначив ужас положения, вера вынуждена искать из него выход. Первый путь, это вечное пребывание в страхе и вечное искупление бедствий через жертвование кереметям. Второй: обращение к светлой стороне веры, не смотря ни на что.
Кровавые жертвы обогащают жрецов и являются эффективным средством решения нагрянувших бедствий. Но они задерживают духовный рост. Поэтому прорыв к светлой стороне веры может быть задержан на неограниченный исторический срок. Обычно та и другая сторона веры сосуществуют рядом.
Вот фрагмент светлой молитвы богам: "Человек приходит на эту землю подобно солнцу осветившись, как месяц поднявшись, искрясь как звезда, свободным как птица, как ласточка щебеча, как шелк жизнь натягивая, подобно роще играя, подобно горам радуясь."
3. Помимо календарных праздников и жертвоприношений, у марийцев есть еще и "мировые моления". Это общие моления народа, обращенные к высшим богам по случаям ухудшения жизни и другим важным общественным причинам. В девяностых годах на такие молитвы собиралось по нескольку тысяч человек. Собираются крещеные и не крещеные, об этом никто не спрашивает. До этого, мировые моления были только в сороковых годах, и проходили они в ночное время по конспиративным причинам. Тогда молились за ушедших на фронт и за победу. Председатели колхозов тайно выдавали скот для жертвоприношений. В 1927 году, жрец Л.М. Осинин за организацию молебна получил два года тюрьмы. Во время войны на такие молебны власти закрывали глаза.
Еще до молитвы жрецы гадают, каким богам и какие надо принести жертвы, и будут ли уместны их просьбы. Мировые молитвы происходят в священной роще. В ней собирается народ. Жрец в длинной белой рубашке с вышитой красной оторочкой, белых штанах и высокой берестяной шапке, обносит на полотенце хлеб вокруг главного дерева рощи. Он делает это против часовой стрелки, и этим как бы собирает его благодать. Потом выносит хлеб за пределы рощи и обходит ее по часовой стрелке, делает полный обход и возвращается к месту у священного дерева, откуда вышел. Так роща и люди в ней освящаются и связываются с богами Все, что в роще происходит, происходит в доме богов.
В роще начинают играть девять гусель. Под звуки гусель, жрец говорит молитву. Начинается она с рассказа о том, как люди собрались на молебн. "Вы, боги, за неделю возвестили нас, а мы по вашему извещению пришли к вам; когда мы пришли к вам, вы ждали нас, ворота у вас были отворены. Когда входили мы в избу, на столе была разостлана белая скатерть..." Эти молитвы очень длинны. Они рассказывают обо всем, что происходит и произойдет плавным неторопливым языком, рассказывают о своих потребностях: "О, бог великий: всякою скотиной нас обрадуй, всякою птицей нас обрадуй, всяким добрым прибавлением нас обрадуй... (народ) будь имеющим прибыль". К сожалению, у нас нет данных о кульминационных моментах молитвы. Просто ли народ расходится, высказав свои просьбы? По свидетельству участников, они не сколько вникают в слова молитвы, сколько предаются состоянию покоя и созерцания под звуки гусель. Тысяча человек в лесу не могут услышать одного жреца.
Для совершения молитвы жрец желателен, но не обязателен. Так, в 1993 году, в Сенгурском районе, женщина принесла в жертву богам солнца и неба, и их докладчикам, гуся и утку. У нее была сильная обида на соседку, которая присвоила ее ценные вещи. Принося жертву, она сказала следующие слова: "Бог Солнца! Бог Неба! Меня, немощную женщину, обидели, хотят меня уничтожить и присвоить весь мой труд! Помогите мне добрые боги и решите кто прав, кто несправедлив! Даю неделю сроку. И за неделю вынесите, пожалуйста, приговор, прошу и умоляю вас со слезами!"
Через неделю все, что у нее взяли, принесли обратно, а обидчица умерла. Так через дым и огонь мгновенно дошло вознесение на небо и к солнцу. Этот случай зафиксирован этнографами.
4. Нам не приходится сомневаться в силе марийской веры. Кто же является ее жрецами? Жречество передавалось по наследству. Род, из которого выходили жрецы, никогда об этом не забывал. Обучали жречеству во сне. Во сне будущему жрецу начитывали тексты молитв, учили правильной речи, учили религиозному этикету.
На ученика оказывалось должное гипнотическое воздействие, которое само по себе обязано быть тайной жреческой культурой. Именно поэтому, мы и знаем о ней так мало. Это обучение воспринималось и помнилось учениками как сон, в котором они общались с богами. На жречество нужно получить благословение. Это благословение имело официальный, прилюдный характер. Но когда это стало невозможным, многие жрецы говорили, что получили такое благословение во сне. Они буквально видели во сне неких божественных учителей, которые испытывали их и говорили: "он решил посвятить нам свой голос!"
Вероятно, гипнотическое обучение впоследствии отзывается во время чтения молитв, которые заучивались во сне. Упомянутый ранее Свечников говорил: "Во время чтения молитв богам, иногда кажется, что летаю, подымаюсь высоко-высоко". Это состояние полета при молитве является общим местом в марийской жреческой культуре.
Жрецы выполняют все те известные функции, которые требует от них жизнь. В 1993 году состоялось собрание святейшего совета всемарийского духовного религиозного центра во главе с верховным жрецом А. Якимовым. Главные жрецы обязаны славиться своим красноречием. Собрание принимало решения об изменениях традиционных молитв в связи с потребностями времени.
В первую мировую войну, когда жрецы ушли воевать, на их место встали женщины из их родов. Во время службы, они переодевались в мужские костюмы и прикрепляли бороды. Сейчас женщины имеют возможность руководить молебнами без переодевания.
5. Марийцы справляют те же народные праздники, что и русские, и справляют их примерно так же. Примерно так же, как у нас, жрецы обращаются к богам: "Как пенится это пиво, так дадут боги нам вдохновения в жизни. Как полна кушанием посуда, так же помоги нам жить в довольстве".
Тексты марийских молитв показывают, что народ не стеснялся просить о том, чтобы боги взяли на себя часть его трудов и облегчили ему жизнь.
Возможно, отличным от русской традиции является то, что у марийцев по праздникам ряженные лупили встречных детей, и дети их боялись. У нас, в аналогичных случаях, детей могли лупить потому, что им не разрешалось ходить за колядой и волочебниками - нельзя детям общаться с вестниками того света. Поэтому нельзя исключать, что этот элемент в славянской традиции просто забыт. Забыт у нас и праздник, называющийся "Девичий пир".
Сегодня марийцы восстанавливают этот праздник. Происходит он после праздника урожая. Его аналог есть в Белоруссии, когда на осенний вечер общая кума сводит девушку и парня. На марийском празднике девицы показывают свое умение. Девицы варят пиво и готовят к нему ограниченное число блюд. В прошлом на пир девицы приходили в вышитых своими руками платьях, приносили свои рукоделия и каждого гостя - парня встречали песнями, притом каждая девица каждому парню пела отдельную песню. Такое чествование гостей занимало довольно много времени. Потом девицы показывали свое умение танцевать.
Праздник начинался с молитвы богам: "Великому богу приносим целый непочатый хлеб. Наливаем полный ковш пива, зажигаем серебряную свечу и просим у доброго бога здоровья, прибыли, семейства, скота, согласия и здоровья, чтобы бог услышал наши молитвы... Мать урожая, мать хлеба, мать прибыли да принесет нам прибыль..."

Продолжение

Оглавление

Об авторе

Язычество - Вера и образ жизниЯзычники в наши дниЛитература, Интернет-ресурсыЭкологическое ВозрождениеКольцо форумов СлавииНовое
О Содружестве Природной Веры
Основы ВероученияНаши целиОбщественные акции и этическое учениеОбряды "Славии"Вечевые Собрания

Реклама:


?aeoeia@Mail.ru
rax.ru: iieacaii ?enei oeoia ca 24 ?ana, iinaoeoaeae ca 24 ?ana e ca naaiaiy
 
Rambler's Top100